Регулирование экономического роста и его последствия.
Экономический рост является важнейшей целью любой социально-экономической системы. Он содержит как ряд преимуществ, так и недостатков. К преимуществам, можно отнести то, что экономический рост расширяет перспективы развития общества, создает условия для решения проблемы ограниченности ресурсов. Растущая экономика способна удовлетворять новые потребности общества и решать социально-экономические проблемы. Одновременно экономический рост позволяет осуществлять программы по борьбе с загрязнением окружающей среды и восполнения природных ресурсов без сокращения производства экономических благ. Однако помимо выгод, экономический рост несет серьезные негативные последствия для отдельного человека и общества в целом. К издержкам экономического роста следует отнести: загрязнение окружающей среды, мусор, шумы, исчерпание невосполнимых ресурсов и т.п. Важной проблемой, особенно при интенсивном экономическом росте является увеличение числа безработных, вследствие вытеснения работников новой техникой. Так, например, в начале 1990-х годов в России, особенно в Москве, было сокращено большое количество работниц предпенсионного возраста, имевших профессии машинисток или техников и работавших в машинописных бюро, существовавших в каждой организации. Это произошло в связи с введением почти во всех организациях компьютеризированных рабочих мест. Несколько позднее, в связи с введением графопостроителей (плоттеров) лишились рабочих мест многие конструкторы в многочисленных проектно-конструкторских бюро, так как ту работу, которую раньше за кульманами выполнял целый отдел, теперь могли выполнить один или два хорошо обученных специалиста. Конечно, производительность труда при этом повышается, а затраты на фонд оплаты труда сокращаются. Однако нарастает социальная напряженность в обществе, происходит снижение уровня жизни населения, что в свою очередь приводит к другим экономическим проблемам, в частности, к необходимости выделения средств на переобучение высвободившихся таким образом граждан и выплату им пособий по безработице. Кроме того, профессиональные навыки быстро устаревают.
Очень важно также отметить, что сам по себе экономический рост не решает социально-экономических проблем, если, как в России, чрезвычайно высока дифференциация в социально-экономическом положении различных слоев населения. Поэтому необходимо государственное регулирование как темпов экономического роста, так и его последствий. Среди экономистов нет единого мнения относительно роли государства в обеспечении экономического роста. В качестве примера государственного регулирования экономического роста будем рассматривать экономическую политику США в разные периоды ХХ века. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. При этом низкие темпы роста объясняются недостаточным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВВП. Поэтому они предлагают в качестве стимулирования капиталовложений использовать низкие ставки процента (политику «дешевых денег»). При необходимости можно воспользоваться также и фискальными методами. Последние ограничат правительственные расходы и потребление, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции. Так, например, сложившаяся в США после «великой депрессии» 1929 – 1933 г.г. система государственного регулирования была ориентирована преимущественно на управление факторами спроса или совокупным спросом главным образом денежно-кредитными инструментами. Стимулирование расширения капиталовложений происходило на основе низких процентных ставок, ограничение – путем их повышения.
Сторонники «экономики предложения» отдают предпочтение факторам, повышающим производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов. Последние являются средством, стимулирующим сбережения и капиталовложения. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыль корпораций, предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. В 1980-х годах, В США была провозглашена экономическая политика, основанная на методах сторонников описанного направления, суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике предложения на основе стимулирования инвестиций в машины и оборудование, а также в перспективные технологии. Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметилось три направления воздействия государства на экономический рост: 1. Государственные расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулирование НТП и развитие научных исследований; 2. Увеличение расходов на человеческие ресурсы, т.е. на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в общегосударственном масштабе т.к. оно способствует повышению качества рабочей силы и росту производительности труда; 3. Коренная перестройка налоговой системы. Главными целями этой экономической политики, называемой «рейганомикой» по имени тогдашнего президента США Р.Рейгана стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: сокращение безработицы, бедности, повышение уровня занятости и доходов. Правда, некоторые экономисты указывают, что правление Р.Рейгана совпало с этапом подъема в ходе экономического цикла, что в значительной мере предопределило успешность «рейганомики». В 1990-х годах в США наблюдалось значительное увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени связано с возрастающей ролью «человеческого капитала» и доминирующей в США концепцией управления человеческими ресурсами. В их основе лежит предпринимательская деятельность человека, связанная с инновациями, творческой активностью и инициативностью, являющейся важнейшим фактором экономического роста и накопления национального богатства.
В наши дни такая политика характерна не только для развитых, но и для развивающихся стран. Еще одним направлением государственной политики регулирования экономического роста является поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и других преимуществ или льгот, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это относится к сфере транспорта и коммуникаций. Такое направление государственного регулирования экономического роста как раз во многом осуществляется в современной России. Однако нельзя сказать, чтобы оно было слишком эффективным. Тесты для самопроверки 1. Экономический рост измеряется следующими показателями (в годовом исчислении): а) темпом роста номинального ВВП; б) темпом роста реального ВВП; в) темпом роста капиталовооруженности труда; г) темпом роста производительности труда; д) темпом роста реального ВВП на душу населения.
2. Факторы предложения экономического роста включают: а) наличие и качество основного капитала; б) уровень доходов субъектов экономики; в) рациональность и полнота вовлечения ресурсов в экономику; г) наличие и объем природных ресурсов в стране; д) объем государственных расходов; е) уровень технологий.
3. К косвенным факторам экономического роста относится: а) снижение налога на прибыль организаций; б) улучшение технологии производства; в) снижение рыночной ставки процента; г) повышение квалификации трудовых ресурсов; д) увеличение объема инвестиций.
4. Экономический рост является интенсивным, если: а) объем ВВП повышается в результате дополнительного привлечения трудовых ресурсов; б) увеличивается продолжительность рабочей недели; в) рост производительности труда опережает рост численности занятых; г) увеличиваются размеры посевных площадей в сельском хозяйстве; д) повышается производительность труда в связи с применением новейших технологий.
5. К экстенсивным факторам экономического роста относятся: а) увеличение численности занятых б) повышение квалификации работников; в) использование новых технологий; г) увеличение объема инвестиций при сохранении существующего уровня технологии.
6. В модели Кобба–Дугласа (производственной функции) факторами экономического роста выступают: а) капитал; б) научно-технического прогресс; в) трудовые ресурсы; г) налоговая политика.
7. В модели Харрода—Домара экономический рост является функцией: а) увеличения занятости; б) накопления капитала; в) степени использования оборудования; г) организации производства; д) потребления. 8. Учитывать фактор времени при расчете производственной функции предложил: а) Дж.М.Кейнс; б) Е.Домар; в) Я.Тинберген; г) Р.Солоу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|