Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие бюджетно-налоговой политики и ее виды.




Экономическую основу функционирования современного государства составляют огромные денежные средства, взимаемые с хозяйствующих субъектов в виде налогов и перераспределяемые через государственный бюджет. Политика регулирования доходов и расходов государства, называемая фискальной, оказывает большое воздействие на всю жизнь современного общества. Мероприятия фискальной политики определяются стоящими перед правительством экономическими целями. Это может быть борьба с инфляцией, сглаживание циклических колебаний экономики и др. Государство регулирует совокупный спрос, структуру, распределение и использование национального дохода с помощью государственных расходов, трансфертных выплат и налогообложения.

Инструментом проведения такой политики является государственный бюджет: посредством налоговой политики формируется его доходная часть, а посредством политики государственных расходов - расходная. Формирование и использование бюджетных средств отражает цикличность развития экономики и нацелено на достижение экономической стабильности.

Фискальная политика подразделяется на недискреционную политику (политику автоматических стабилизаторов), регулирующую доходы и расходы независимо от оперативных действий правительства,и дискреционную, подразумевающую осуществление государством фискальной политики путем принятия мер по регулированию своих доходов и расходов.

Дискреционная фискальная политика бывает двух видов.

Она может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни, путем увеличения совокупного спроса, например в период экономического спада, за счет увеличения государственных расходов и (или) снижения налогов. Такая политика носит название фискальной экспансии или стимулирующей политики. Стимулирующая политика направлена на сглаживание цикличности экономики и обеспечение экономического роста, но рост государственных расходов и возникновение дефицита госбюджета могут породить инфляцию.

Другой вид фискальной политики, направленной на ограничение экономического бума и применяемый для борьбы с инфляцией называется фискальной рестрикцией или ограничительной политикой. Она предполагает снижение государственных расходов и (или) увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста, но вызывает рост безработицы.

При увеличении государственных расходов возникает «эффект вытеснения», заключающийся в инвестиционной конкуренции между государством и частным сектором (домашними хозяйствами и предприятиями), ведущей к перераспределению факторов производства в пользу государства. Увеличение государственных закупок при неизменном предложении денег повышает процентную ставку, что ведет к сокращению частных инвестиций. А это в свою очередь влияет на темпы роста и уровень жизни. Эффективность экономики достигается оптимальным ограничением государственных расходов.

Проведение указанной политики может оказаться эффективным, если правительство просчитывает ее влияние на уровень и динамику национального производства. При оценке влияния изменения налогов и государственных расходов на объем национального производства правительство должно учитывать:

1) действие 3-х мультипликаторов: налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета;

2) «эффект Лаффера»;

3) кривую Филлипса, согласно которой снижение уровня инфляции обычно сопровождается повышением уровня безработицы.

В модели Дж.М.Кейнса в качестве основного средства макроэкономического регулирования, достижения стабильности экономики и роста занятости выступают государственные расходы. Важную роль играет концепция мультипликатора. В переводе «мультипликатор» означает «множитель». В макроэкономической теории известно несколько типов мультипликаторов: мультипликатор расходов, денежный мультипликатор, налоговый мультипликатор. Этот мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия налогов на равновесный объем ЧВП. Изменение налогов (повышение или понижение) непосредственно влияет на потребление. Нужно отметить, что налоги, хотя и обладают мультипликационным эффектом, но их воздействие на равновесный объем производства сказывается опосредованно через потребление. Графически, эффект налогового мультипликатора изображен на рисунке 8.1.

Рис.8.1. Налоговый мультипликатор.

В кейнсианской модели «доходы-расходы» уменьшение налогов на ΔТ увеличивает планируемые расходы на МРС•ΔТ. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y1 до Y2 (на величину, равную ΔY).

ΔY = - ΔТ,

Где Mt = ΔY / ΔТ = - MPC/(1-MPC) – мультипликатор налогов;

MPC – предельная склонность к потреблению (отношение прироста потребления к приросту доходов).

Таким образом, налоговый мультипликатор показывает, на сколько рублей возрастет объем национального производства при снижении суммы налогов на 1 рубль. И, наоборот, на сколько рублей снизится объем национального производства при росте суммы налогов на 1 дополнительный рубль.

Дискреционная фискальная политика имеет существенный недостаток. Для принятия и реализации ее мер необходимо время, в течение которого ситуация в экономике может измениться, и принятые решения могут оказаться бесполезными или даже вредными.

Другой вид фискальной политики, получивший название недискреционной политики или политики «автоматических стабилизаторов», означает автоматическое изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Автоматический (встроенный) стабилизатор — представляет собой экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний экономики, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Обычно применяется два таких стабилизатора: прогрессивная ставка налогообложения и система государственных трансфертов. Встроенные стабилизаторы "включаются" без непосредственного вмешательства регулирующих органов, в результате чего относительно смягчается проблема продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики.

Так, на стадии перегрева экономики рост доходов при прогрессивной ставке налогообложения автоматически увеличивает налоговое бремя. Вместе с тем государственные расходы на трансферты автоматически снижаются, появляется профицит бюджета. Это тормозит экономику. На стадии спада, напротив, сокращение производства и доходов хозяйствующих субъектов приводит к снижению налогового бремени, увеличению трансфертных платежей, росту дефицита бюджета, что с совокупности «оживляет» экономику. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента. Стабилизаторы при изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска продукции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...