Пределы государственного вмешательства в экономику.
Государственное регулирование, встроенное в хозяйственный механизм капиталистического общества, привело к быстрому росту общественного производства более или менее умеренной безработице, заметному повышению уровня и качества жизни населения, смягчению противоречий и достаточной социальной стабильности. Государственно- регулируемый социально-ориентированный рыночный капитализм благодаря этим достижениям выгодно отличается от стихийного капитализма свободной конкуренции. В то же время границы эффективности госрегулирования не могут получить количественной оценки, так как зависят от многих аспектов. Например, зависящая от эффективного государственного регулирования социальная стабильность в обществе не имеет однозначных количественных параметров. Противники активного государственного вмешательства в экономику указывают на его возможные негативные черты: · дороговизна: необходимы значительные ресурсы для содержания бюрократического аппарата; · возможность принятия ошибочных решений вследствие либо недостаточной информации, либо вследствие лоббирования; · снижение стимулов к экономической деятельности у предпринимателей вследствие повышения налогов и административных барьеров, у социально слабых слоев населения - вследствие возможности существования за счет государственных пособий; · распространение таких негативных явлений как коррупция и лоббирование. Эффективность государственного регулирования далеко не безгранична. Оно не может преодолеть цикличность экономики, порождающую при спаде и депрессии тяжелые экономические последствия. Государство не может полностью обеспечить приемлемого социально-терпимого уровня безработицы и тем более полной занятости самодеятельного населения. Цели «магического четырехугольника» во многом противоречат друг другу, что проявилось в 50-х – 70-х годах ХХ века, когда неокейнсианская модель государственного регулирования, имевшая своим следствием быстрый экономический рост и резкое повышение уровня занятости в большинстве развитых стран, одновременно привела к постепенному вызреванию бюджетного кризиса и развязыванию крупномасштабной инфляции. С конца 70-х годов в странах Запада стало осуществляться дерегулирование экономики, основанное на неоконсервативных концепциях. Оно включало три основных аспекта:
а) распродажа части государственной собственности, принесшая, например, в бюджет США $40 млрд. б) установление режима жесткой экономии бюджетных расходов; в) уменьшение налогов, преследовавшее цель повысить их собираемость и стимулировать экономический рост. Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально-экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение несвойственных ему функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы, снижению предпринимательских основ хозяйствования, и как следствие повышению социального иждивенчества в среде населения. Тесты для самопроверки. 1. Госрегулирование сосредоточилось на выполнении функций по охране частной собственности и защите рыночных интересов:
а) после кризиса 1929-1933 гг. и Второй мировой войны; б) в эпоху меркантилизма; в) в 18-19 вв.
2. «Магический четырехугольник» целей государственной экономической политики включает: а) обеспечение роста ВВП; б) снижение уровня цен; в) минимизация безработицы; г) повышение курса национальной валюты; д) ограничение импорта; е) поддержание стабильности цен; ж) поддержание положительного платежного баланса.
3. Государственное регулирование экономики осуществляется по следующим направлениям: а) регулирование внешних (побочных) эффектов; б) проведение бюджетно-налоговой политики; в) создание и предоставление общественных благ; г) создание частных товаров и услуг; д) установление цен на основные виды продукции.
4. Пример отрицательного внешнего эффекта: а) шумовое загрязнение в связи со строительством открытой линии метро рядом с жилыми домами; б) ремонт подъезда одним из жителей; в) ухудшение криминогенной обстановки в связи закрытием и перепрофилированием градообразующего предприятия; г) уменьшение шума в связи с закрытием аэродрома.
5. К экономическим методам регулирования рыночной экономики относятся: а) принятие целевой программы «Дети России»; б) выдача лицензии на занятие банковской деятельностью; в) установление ставки налога на прибыль; г) выделение бюджетных средств на развитие агропромышленного комплекса.
6. К административным мерам государственного регулирования экономики относятся: а) предоставление государственных субсидий фермерским хозяйствам; б) установление повышенных норм амортизации на станки с числовым программным управлением; в) выдача лицензии на разработку месторождения полезных ископаемых; г) регулирование нормы обязательных резервов; д) запрет ввоза в страну иностранного вина в связи с его низким качеством.
7. Государственное перераспределение доходов включает: а) приобретение компьютерной техники для общеобразовательных школ; б) налоговые льготы на детей; в) установление минимума заработной платы; г) субсидирование мелкого предпринимательства.
8. Государственное программирование представляет собой:
а) планирование экономики на директивной основе; б) текущее регулирование экономики; в) долговременное целевое регулирование экономики; г) внутрифирменное планирование.
9. Государственное перераспределение доходов не включает: а) государственную закупку товаров и услуг; б) предоставление государственных субсидий и дотаций; в) налоговое перераспределение доходов;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|