Мистерия божественного света
ИЗ АРХИВА СОБЫТИЙ В середине прошлого века некоему американскому торговцу, которому тогда было 32 года, приснился странный сон. «Мне снилось, что я стоял за прилавком у себя в магазинчике. Был яркий, солнечный день. Вдруг в одно мгновение все погрузилось во тьму: стало темней, чем самой непроглядной ночью, темней, чем в забое шахты. Джентльмен, с которым я беседовал, бросился на улицу. Я последовал за ним, и хотя было темным-тем-но, я мог видеть, что на улицу в недоумении высыпали сотни, если не тысячи, людей. И тут я заметил на небе, далеко на юго-западе, яркий свет — он сиял, словно звезда. Он был размером с мою ладонь и стремительно становился все больше и больше, приближаясь, и тьма начала рассеиваться. Достигнув размеров шляпы, он разделился на двенадцать меньших огней, а один большой огонь был посередине. Этот средний огонь начал стремительно расти, и я внезапно понял, что это — пришествие Христа и двенадцати апостолов. Стало светлее, чем самым светлым днем, просто невообразимо светло, а когда сияние достигло зенита, знакомый, с которым мы говорили в магазине, воскликнул: «Это мой Спаситель!» — и во сне я знал: он тут же покинул тело и вознесся на небо, а я подумал, что недостоин последовать за ним. Тогда я проснулся». Сон оставил о себе столь сильное впечатление, что какое-то время торговец просто не решался его рассказывать. На исходе второй недели он поделился видением с домочадцами, а позже пересказал его нескольким знакомым. Прошло три года, и некий человек, известный своей праведностью, сказал жене торговца: «Ваш муж заново родился, но сам того не знает. В духовном смысле он — что слепой младенец, но вскоре он должен прозреть». И действительно, через три недели после этого разговора, проходя с женой по Второй авеню (Нью-Йорк), торговец воскликнул: «Мне дана вечная жизнь!» Он почувствовал, что сознание его пребудет вечно.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ Подобные явления не так уж и редки. Существует термин, обозначающий подобное явление, — спонтанная люминофания, или явления света. В прошлые времена такое состояние объяснялось проявлением высших сил. Однако в обстановке атеистического восприятия мира такое событие объяснять сложнее. Некоторые психоаналитики полагают, что религиозное отношение к бытию вытеснено у таких людей на уровень бессознательного. По утверждению профессора К. Г. Юнга, бессознательное современного человека всегда проникнуто религиозными представлениями. У многих наших современников идет процесс вытеснения религиозных чувств на глубинные уровни психики. Однако встреча с загадочным, необъяснимым светом ведет к радикальному изменению человеческого бытия — сознание раскрывается навстречу духовному миру. Яркий, ослепительный свет иногда излучается из образований, по форме напоминающих сферы разного радиуса. У просвещенного цивилизацией человека XX столетия сразу же возникает ассоциация с известным природным явлением — шаровой молнией. Мы уже рассмотрели в предыдущих книгах молнии как необыкновенное атмосферное образование. Но, говоря о феноменах человеческого сознания, стоит вновь вспомнить об этом интереснейшем явлении. Моментальное духовное озарение не зря уподоблялось молнии во многих религиях. Более того, вспышке молнии, прорезающей тьму, придавалось значение mysterium tremendum, той жуткой тайны, которая наполняла душу священным ужасом. Считалось, что люди, убитые молнией, вознесены на небеса, их останки почитались как священные реликвии. Свидетельства гласят, что человек, выживший после удара молнии, зачастую приобретает необычные способности.
В Якутии жив человек, в которого попала молния. По его описаниям, с неба сошел Бог, разметал его тело на части, а затем вернул его к жизни, но к жизни новой, ибо после этой смерти-посвящения он, вернувшись к жизни, обрел дар шамана. «Теперь, — говорит он, — я вижу все, что происходит за 30 верст вокруг». Слепящая вспышка молнии привела к духовной трансформации, в результате которой человек получил уникальные возможности.
ДУХОВНОЕ ПРОЗРЕНИЕ И МИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ В КУЛЬТУРАХ НАРОДОВ
Мистический опыт у эскимосов называется удар молнии, или озарение (кавманек). Не пройдя через него, шаманом стать невозможно. Кавманек — это переживание таинственного света, который шаман внезапно ощущает в своем теле, в голове, позволяющий шаману видеть в темноте, причем и в прямом и переносном смысле слова. Есть убеждение, что он видит во тьме даже с закрытыми глазами и воспринимает вещи и грядущие события, от других сокрытые. Так шаманы всматриваются в будущее и в тайны других людей. Опыт кавманек неотделим от иного, специфически шаманского духовного упражнения — способности видеть собственное тело как бы изнутри в мельчайших деталях, вплоть до скелета. Эта способность — тоже своего рода ясновидение, обретаемое благодаря озарению. Австралийские знахари проходят собственную инициацию. Но есть все основания сравнивать их с шаманами Сибири, потому что и шаманам и знахарям приписывают одинаковые способности: они могут ходить по углям, исчезать и появляться по собственному желанию, обладают ясновидением, способны читать чужие мысли и т. д. В церемониях инициации австралийских знахарей мистический свет играет весьма важную роль. Во время посвящения знахарь должен отождествиться с Мастером инициации Байаме. Описание Мастера весьма впечатляет — «из его глаз льется свет». Другими словами, сверхъестественное состояние связывается с обилием света. Мастер посвящает претендентов, окропляя их «священной водой, дарующей силы», которая, по словам знахарей, не что иное, как жидкий хрусталь. Хрусталь играет важную роль в инициации. Считается, что сверхъестественное существо убивает посвящаемого, расчленяет его и наполняет тело горным хрусталем. Когда знахарь возвращается к жизни, он способен видеть духов, читать мысли, взлетать на небо, делаться невидимым и т. д. Благодаря кристаллам горного хрусталя, заключенным в его теле и особенно в голове, знахарь находится на другой ступени бытия по сравнению с прочими смертными. Такое почитание хрусталя связано с его небесным происхождением: трон Байаме сделан из хрусталя, и Байаме бросает на землю выломанные из него осколки. Другими словами, подразумевается, что кристаллы — упавшие фрагменты небесного свода, т. е. своего рода «застывший свет».
Считается, что свет, заключенный в хрустале, имеет сверхъестественную природу. Благодаря этому знахари получают способность видеть души, причем даже души, находящиеся чрезвычайно далеко: души больных, скитающиеся в зарослях или похищенные демонами. Более того, благодаря этим кристаллам знахари способны взлетать на небо — сходные представления распространены и у индейцев Северной Америки. Способность видеть на большом расстоянии, подниматься на небо, видеть души мертвых, демонов и богов означает, что знахарь разделяет бытие сверхъестественных существ. Он достиг этого уровня благодаря смерти-посвящению, когда в его тело вошла субстанция, описываемая как застывший свет: когда он таинственным образом воскрес к жизни, можно сказать, что он омылся внутренним, сверхъестественным светом. Таким образом, у австралийских знахарей происходит отождествление духовного света, познания и способности к сверхчувственному восприятию, как и у эскимосских шаманов.
От смерти к бессмертию
В религиозных и философских концепциях Индии мистика света носит более сложный характер. На первое место выступает основополагающее представление о том, что свет — творящая сила. О «порождении из света» (джиотир праджанаман) говорится в «Шата-патха-брахмане» (VIII, 7,2,16,17). Свет — это «порождающая сила» («Тайттирия-самхита», VIII, 1,1,10). Уже в «Ригведе» (I, 115, 1) утверждается, что Солнце есть жизнь, или атман, Я всего сущего.
Особое внимание уделяется этой проблеме в упанишадах: бытие манифестирует себя в виде чистого света, человек же познает бытие, проходя через опыт приобщения к сверхъестественному свету. Так, в «Чхандогья-упанишаде» (III, 13, 7) говорится, что «…свет, который сияет над этим небом, над всем, над каждым в непревзойденных, высших мирах, поистине он и есть тот свет, который [находится] в этом человеке (антах пуруше)». Осознание единства внутреннего света и света сверхкосмического сопровождается двумя известными феноменами, проявляющимися на тонком психическом уровне: повышением температуры тела и восприятием таинственного гула. Высшее знание ведет к изменению способа человеческого существования. Так, в «Брихадараньяка-упанишаде» (I, 3,28) сказано: «Веди меня от небытия (асат) к бытию (сат). Веди меня от тьмы к свету (тамасо ма джиотир гамайя). Веди меня от смерти к бессмертию». В соответствии с известной формулой «Брихадара-ньяка-упанишады» (IV, 3, 7) атман отождествляется с сущностью, пребывающей в сердце человека в виде «света внутри сердца (хрди антарджиотих пурушах)». На Будду озарение сходит на заре. После ночи, проведенной в медитации, он поднимает взор к небу и внезапно видит утреннюю звезду. В философии Махаяны свет утреннего неба, когда на нем нет Луны, символизирует Чистый Свет, называемый Вселенской Пустотой. Иными словами, состояние Будды — того, кто освободился от всякой обусловленности, символизируется светом, который Гаутама увидел в момент озарения. Этот свет описывается как ясный, чистый — в нем не только нет ни следа тени, но также отсутствуют цвета и качества. Поэтому он назван Вселенской Пустотой, так как термин пустота (санкхья) точно выражает тот факт, что этот свет лишен всех атрибутов, всех отличий — это Urgrund (первооснова), абсолютная реальность. Осознание Вселенской Пустоты, как и акт постижения единства брахмана и атмана, описывается в упанишадах как мгновенное озарение, подобное вспышке молнии. В текстах упоминается о «предварительных образах (рупани пу-рассарани) проявления Брахмана», открывающихся йогу в форме светящихся явлений: туман, дым, солнце, огонь, ветер, светлячки, молния, кристалл и Луна. Буддийские трактаты настаивают на потенциальной важности для успеха медитации световых знамений. «Не дайте ускользнуть световым образам, — читаем мы в «Сравакабхуми», — будь то светильник, отблеск костра или солнечный диск!» В «Дигха-никае» (I, 2, 2) утверждается, что после разрушения мироздания останутся лишь сияющие существа, называемые абхасеары: тела их состоят из эфира, они витают в воздухе, от них исходит свет, и жизнь их не имеет конца.
В XII книге «Махабхараты» Вишну открывается в виде вспышки молнии, яркой, как свет тысячи солнц. Вслед за этим описанием в тексте сказано: «…проникаясь этим светом, смертные, искусные в йоге, достигают конечного освобождения». В той же XII книге изложена история трех отшельников, которые в стране, что к северу от горы Меру, тысячу лет практиковали тапас, чтобы постигнуть истинный облик Нараяны. И вот голос с неба повелел им отправиться на север, где посреди молочного океана расположен остров Светадвипа, таинственная Белая земля индийских мифов: ее символика связана с метафизикой света. Отшельники добрались до Светадвипы, но свет, исходящий от Нараяны, был столь ярок, что они ослепли. Еще сотню лет они провели в медитации и стали различать людей, белых, как лунный свет. «Сияние их, — сказано в тексте, — подобно сиянию Солнца, когда оно сойдет, чтобы испепелить Вселенную». Можно вспомнить легенды о белых землях, присутствующие в индоевропейской традиции, — Левка, Авалон. В их основе лежит представление об особом качестве белого цвета, который символизирует трансцендентность, совершенство и святость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|