Эксперименты психолога Мортона Прайнса
В напечатанном труде «Экспериментальное изучение механизма галлюцинаций» Прайнс описал эксперименты с женщиной, которая в момент автоматического письма могла одновременно описывать в устной форме сопутствующие зрительные галлюцинации. Она обладала способностью по собственному желанию запускать процесс аутонографии, который часто сопровождался галлюцинациями и псевдогаллюцинациями, отражающими содержание записываемого. Женщина совершенно не осознавала того, ч го воспроизводится ею на бумаге, даже тогда, когда запись велась очень медленно. Во время экспериментов в целях исключения возможности прочтения записываемого материала голова женщины накрывалась непрозрачной тканью. Описание галлюцинаций записывалось на пленку, что позволило впоследствии сравнить их содержание с текстом. Женщина, о которой идет речь, обратилась к Прайнсу за помощью, поскольку страдала раздвоением личности. «Автор» аутонографических произведений носила имя Джулия и была испанской девушкой-крестьянкой с высокой духовной организацией, жившей в XII веке. Эта Джулия и была той второй личностью, которая проявлялась в определенный момент. Что касается видений, то они как будто были мало связаны друг с другом. Однако записи являлись тем недостающим звеном, которое помогло соотнести и дать возможность интерпретировать их как вариации на одну и ту же тему. Прайнс отмечает, что галлюцинации были более насыщены деталями, чем описание эпизода, что хорошо видно из приведенных ниже примеров. Текст автоматического письма: «…Я направляюсь к небольшой деревенской церквушке или миссии, где служили мессу…» Сопровождающие видения: «Дорога. В конце нее небольшая церковь. Разновидность белой оштукатуренной миссионерской церкви. Джулия обращена ко мне спиной. Она обращена ко мне спиной. Она идет по дороге босиком по направлению к церкви. Все видно очень отчетливо, как на экране. Я вижу, как волнуются колосья пшеницы на полях. У меня такое чувство, что Джулия ленится и не хочет идти в церковь».
Текст письма: «…в деревне, которая в мою бытность называлась Медеса». Сопровождающие видения: «Какая-то площадь. Я вижу Сальватора, дядю Джулии. Над разложенными для продажи овощами натянут тент. Вокруг много женщин, похожих на иностранок. Толпа». В другой серии экспериментов Прайнс изменил условия. Сначала у женщины вызывали видения с помощью магического кристалла, а затем она получала приказ вести записи. Вопрос о том, являются ли видения подлинными сенсорными галлюцинациями, остается открытым, поскольку не исключена возможность, что они есть не что иное, как продукт несвязанных псевдогаллюцинаций.
Как испытать себя в автоматическом письме
Вероятно, все люди попадали в ситуации, когда в процессе разговора с кем-то в кабинете, или сидя на лекции, или обдумывая за письменным столом текст, они неосознанно начинают водить ручкой по бумаге. Появляются геометрические фигуры, изображения предметов или что-то другое. Это явление показывает, что склонность к автоматическому письму есть у каждого. Желающие развить в себе способность к автоматическому письму начинают с того, что просто держат в руке карандаш, подложив под него лист бумаги, и намеренно сосредоточиваются на разговоре или происходящем вокруг. Ожидание здесь играет роль умеренной аутосуггестии. Спустя какой-то период времени карандаш начинает двигаться и вычерчивает отдельные штрихи, зигзагообразные или прямые линии. Следующим шагом будет написание отдельных букв или серии букв, лишенных всякого смысла. Дальнейшие занятия позволят достичь их комбинации в виде слов или предложений.
В материалах Общества психических исследований содержится немало интересных фактов, касающихся аутонографии. Один из них связан с доктором С. Г. Со-элом, который обнаружил у себя способность писать автоматически. Однако этот процесс был эффективен только в том случае, когда его рукой руководил определенный человек, который помогал удерживать строку и возвращал карандаш на исходную позицию после ее окончания. Подобное «творческое содружество» — абсолютно необычная вещь. Сам Соэл пишет об этом так: «Концентрируясь на несложных расчетах, я научился достигать состояния, когда мой разум был всецело захвачен этим процессом. Именно в этот период я был способен воспроизводить что-то в письменной форме. Как только я обращал внимание на то, что делает моя рука, все прекращалось так же внезапно, как и начиналось. Подобное состояние полного погружения можно удержать лишь в течение нескольких минут. Однако еще одно усилие и быстрая концентрация в тот момент, когда я чувствую, что выхожу из этого состояния, позволяют возобновить его и продолжить запись без заметного перерыва».
Зеркальное письмо
Этот вид письма называют стрефографией. Существуют люди, способные по желанию прибегать к данному виду письма. Случаи спонтанной стрефографии чаще проявляются среди тех, кого называют левшами. Медицинские исследования показали, что обычно стрефография наблюдается при поражениях полушарий мозга, умственной отсталости, гипнотическом воздействии, некоторых разновидностях истерии. Интересно отметить, что в большинстве случаев писавшие сами не могут прочесть написанного. Галлюцинации голографического характера, возникающие при работе с магическим кристаллом, также иногда бывают зеркальными. Кроме того, может отмечаться обратный порядок слов, составляющих предложение. Это так называемое инверсированное, зеркальное письмо. Аналогичный феномен встречается в речевом варианте, когда идет обратный порядок устного изложения. Последовательность предложений может быть вполне логичной, однако слова, входящие в состав предложения, произносятся не от его начала, а от конца. Иногда слова стоят на положенных им местах, а порядок букв меняется.
Существует и такое явление, как стрефосиболия, которое наблюдается крайне редко. Оно заключается в том, что для прочтения текста его следует перевернуть вверх ногами. Но подобного рода феномены не относятся к аутонографии. Псевдоличность, проявляющаяся в результате аутонографии, часто абсолютно противоположна личности субъекта. Таким образом, мягкий застенчивый человек может воспроизводить текст от первого лица, который будет изобиловать героическими поступками или трагическими описаниями внезапных смертей. Многие люди, владеющие аутонографией, склонны утверждать, что они не имеют никакого отношения к написанному, а просто являются проводниками информации от потусторонних сил. Верующие люди рассматривают вербальный автоматизм или непроизвольную речь как одержимость, дьяволизм. В ряде случаев аутонография сопровождается более или менее глубокой амнезией, т. е. потерей памяти. Здесь можно усмотреть аналогию с неосознанной беседой с самим собой. Люди, ведущие подобную беседу, абсолютно не сознают происходящего. Амнезия может быть настолько глубокой, что они будут отрицать факты и клясться, что не произнесли ни слова. В связи с этим ученые ввели понятие медиумического транса. Иногда автоматическому письму предшествует разговор, когда субъект в устной форме задает вопросы невидимому собеседнику — духу и воспроизводит ответы письменно.
Женщина в теле мужчины Некий Соал вдруг обнаружил в себе склонность к аутонографии. Но он очень удивился тому обстоятельству, что вся получаемая им информация была продиктована духом поэтессы викторианской эпохи по имени Маргарет Белей. Соал, будучи исследователем необычных состояний сознания, считал, что псевдоличность, появляющаяся в написанных произведениях, есть порождение его собственного сознания. Запись вопросов, задаваемых Соалом, и ответов духа демонстрирует, как собственные диссоциируемые процессы могут вводить в заблуждение личность пишущего. Анализ записи заставляет думать о том, что она действительно отражает «разговор» двух совершенно разных людей. Соал мало что мог сказать о жизни Маргарет Белей и ее творчестве. Таким образом, совпадение полученных при аутонографии сведений с реальными фактами действительно является достаточно убедительным аргументом в пользу получения информации с помощью телепатии или ясновидения.
Однако более правильным будет считать, что в основе данного феномена лежит криптомнезия, которая рассматривается как внезапное возрождение забытых воспоминаний, опыта, факторов. При этом субъект не способен воспроизвести в памяти источники информации и обстоятельства, при которых она была получена. Диссоциация еще сильнее углубляет это состояние. В этом и заключается причина, по которой многие люди, будучи не в состоянии вспомнить источники информации, приписывают все действию неких психических сил. Нередки случаи, когда запись ведется почерком, отличным от почерка субъекта. Это трактуется сторонниками спиритизма как еще одно доказательство в пользу авторства духа. Однако не следует забывать, что суггестия может легко заставить индивида изменить манеру написания букв. Автоматическое письмо можно использовать и для лечения людей, для выявления скрытых мотиваций в подсознании. Аутонографию психоаналитики используют, чтобы заставить пациента посмотреть внутрь самого себя и оживить подавленные воспоминания, идеи и ассоциации. В автоматическом письме нет ничего экстраординарного. При создании соответствующих условий можно научить большинство психически здоровых людей писать автоматически. В ИСС личность способна автоматически записывать, например, музыку. В других случаях появляются загадочные рисунки с великолепной цветовой гаммой, символическое содержание которых затем расшифровывается в процессе автоматического письма. Все это составляет важный материал для психоанализа. В последние годы стали появляться арт-студии, где человек самостоятельно выводит на бумаге то, что таится в его подсознании. В результате появляются если не произведения искусства, то вполне приемлемые украшения для интерьера. Негативное и страшное желательно уничтожать. Методы психоанализа должны способствовать равновесию и гармонизации личности.
НЕОРДИНАРНЫЕ ТАЛАНТЫ
ЛЮДИ-МАГНИТЫ
Необычайные способности отдельных людей удерживать на ладонях, подошвах, спине, груди, лбу, голенях, бедрах, т. е. на теле, самые разнообразные предметы также относится к паранормальным явлениям, связанным с сознанием человека. Этот феномен проявляется у людей, способных к сильной концентрации внимания. А предметы, которые применяются в опытах, могут быть самыми разными: ножи, вилки, ложки, монеты, ситечки, очки, расчески, ключи, книги, карманные часы, утюги, ножницы, металлическая, фарфоровая и фаянсовая посуда, тюбики с зубной пастой, тубы с губной помадой, металлические подносы, сковороды, кисточки, авторучки, компасы, металлические листы, массажные щетки, брелоки, гантели, фотоаппараты, пудреницы, спичечные коробки, молотки, золотые кольца, листки бумаги, магнитофонные кассеты, стеклянные пластины, портмоне, консервные крышки, линейки и т. д.
Феномены подобного рода в прошлом веке относили к медиумическим явлениям. Биоприлипание иногда действительно проявляют медиумы на сеансах. Первое сообщение о таком явлении пришло в 1988 году из Белоруссии. Феномен проявился у шестиклассницы одной из гродненских школ Инги Гайдученко. Вскоре счет подобных умельцев пошел на сотни, и ими заинтересовались ученые. Выяснилось, что в подавляющем числе случаев прилипание связано с влажностью кожи и небольшим наклоном поверхности, к которой прилип предмет; имела значение и его гладкость. В физике хорошо известно о существовании силы поверхностного натяжения. Она и способствовала удержанию предметов. Однако у небольшой части людей предметы все равно продолжали как бы притягиваться к поверхности тела. В 1992 году доктор биологических наук А. П. Дубров напечатал в первом номере журнала «Парапсихология в СССР» статью «Биопритяжение — биогравитация?», в которой сделал некоторые обобщения по данному феномену. Главный вывод таков: явление объективно существует и оно обнаружено у многих людей. Дубров предложил называть феномен биопритяжением или биоприлипанием «до установления его истинной природы». «Сила притяжения, — писал ученый, — может быть настолько большой, что предмет очень трудно оторвать от тела даже взрослому человеку, а в эксперименте показана способность человека удерживать на груди груз весом в 50 килограммов». Зоной биоприлипания, отмечает Дубров, является практически все тело человека. При этом размеры и форма предметов, материал, из которого они сделаны, значения не имеют. Наблюдалось, как люди одновременно удерживают металлические, деревянные или пластмассовые предметы различных размеров и форм. Возрастной диапазон для людей с подобными феноменальными способностями широк — от 4 до 67 лет. Обнаружение свойства биопритяжения у человека, по мнению Дуброва, является фундаментальным открытием в парапсихологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|