Концепция согласия и насилия И. Гальтунга.
Галтунг считает, что основной причиной социальных конфликтов является проявляемое социальными системами насилие – культурное, структурное и прямое (личное). При этом культурное насилие создает условия для проявления структурного, а структурное насилие -- для прямого. Культурное насилие включает «те аспекты культуры,представленные религией и идеологией, языком и искусством, эмпирической и формальной наукой. Культурное насилие ведет к тому, что прямое и структурное насилие начинают выглядеть и восприниматься как справедливые акции. Культура проповедует, учит, заставляет рассматривать эксплуатацию, репрессии, индивидуальные и групповые агрессивные действия в качестве нормальных и естественных явлений или не замечать их вовсе. Структурное насилие - это вред, урон, наносимый человеку в результате существования определенной организации. Галтунг считал необходимым изучать истоки и последствия структурного насилия на всех уровнях социальной жизни - от малых групп до государственного, международного и глобального уровня. Структурное насилие отличается от прямого тем, что действует косвенно, через общественные институты. Оно, как правило, не осознается индивидами и социальными группами, подвергающимися его влиянию. В отличие от прямого насилия, которое изменчиво и динамично, структурное насилие статично и стабильно. Прямое насилие выражается в действиях, связанных с основными потребностями человека – в выживании, благополучии, идентичности и свободе. К таким действиям относятся убийства, телесные повреждения, блокада, санкции, нищета, навязывание стандартов другой культуры, репрессии, незаконные репрессии, задержания, изгнание. По мнению Галтунга, применение прямого насилия может относительно легко уничтожить людей, наделенных властью, но не структуры, порождающие насилие..
Главным способом устранения структурного насилия и решения социальных конфликтов является изменение способов взаимодействия в структуре на всех ее уровнях через так называемую трансформацию конфликта. Галтунг считает, что враждовавшие стороны могут достигать "негативного мира" или "позитивного мира". Концепция "негативного мира" базируется на простом отсутствии, отрицании войны, отрицании прямого насилия. Он предложил концепцию "позитивного мира", которая понимала мир как отсутствие насилия во всех формах, на всех уровнях социальной жизни. Галтунг включал пять ценностей справедливого мирного устройства: экологическую стабильность, экономическое благосостояние, социальную справедливость, мир и участие людей в принятии важных решений на всех уровнях. Таким образом, Галтунг определял "позитивный мир" как состояние с минимумом насилия и максимумом справедливости. В современном мире, считает Й.Галтунг, наблюдаются четыре кризиса: 1) насилие, 2) бедность, 3) нарушение человеческих прав, 4) экологический кризис. 2. Формы социального протеста: потенциал и эффективность социального протеста. Под проте́стом обычно понимают относительно открытую реакцию на общественную ситуацию. В зависимости от отношения к нему со стороны власти и политического режима протесты бывают санкционированные (разрешенный властями, органами местного ссамоуправления) и несанкционированные. Крайняя форма социального протеста может перерасти в революцию. В основе массового протеста лежит социальное недовольство в широком смысле слова — условиями жизни, перспективами их изменения, характером взаимоотношений населения с органами власти и т.п.
Виды протеста Политический протест Протест, обращенный к представителям власти, цель которого - изменения политической ситуации, зачастую, вплоть до полной смены политического курса и режима. Социальный протест Протест, направленный против социального неравенства, проблем, существующих в обществе, как правило экономического толка. Зачастую перерастает в политическую форму. Формами выражения протеста могут быть: митинги, демонстрации, пикетирование, компания гражданского неповиновения, забастовки, голодовки и так далее. Культурный протест Протест, вызванный каким-либо событием в культурной жизни и повлёкший эстетическое возмущение населения.
Формы протеста: с применением насилия и ненасильственный. Массовый протест- это активная форма конфликтного поведения. Он может выражаться в различных формах. Организаторами массовых протестов могут быть политические организации и так называемые «группы давления», объединяющие людей по экономическим целям, профессиональным, религиозным и культурным интересам. Ненасильственные:
Насильственные:
Социальные движения возникают в определенный момент, в определенных исторических условиях, развиваются, проходят различные фазы, угасают и исчезают. Правильная политика государства способна снизить социальную напряженность в обществе и тем самым предотвратить возникновение крупных социальных протестов. Тем не менее, результатом таких социальных протестов часто становится активизация политики государства в интересах народа.
Билет №10
10. Общие концепции конфликта. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА – система основных идей и взглядов о конфликте, дающая целостное представление о сущности конфликта, его месте в социальной жизни общества, закономерностях и существенных связях в возникновении, развитии и завершении конфликтов. Попытки создания О. т.к. предпринимались неоднократно представителями различных областей научных знаний (К. Боулдинг, Р. Дарендорф, М. Дойч и др.). Однако предложенные теории преимущественно охватывают один из типов конфликтов или отражают социологический, психологический уровни исследования. На сегодняшний день целостной О. т. к. пока не создано. Тем не менее, разработка О. т.к. по-прежнему остается важнейшей задачей конфликтологии. Без О. т. к. радикально решить проблему предупреждения масштабных деструктивных конфликтов вряд ли удастся. Основные концепции теории социального конфликта: Концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера. Рассматривает конфликт как естественное явление в обществе, как Зиммель. Конфликты –результат внутренних изменений в обществе и взаимодействия разных частей соц.системы, не может быть идеального порядка. Конфликт как способ упрочнения интеграции и социального единства. Л. Козер концентрирует внимание на позитивных функциях. Вслед за Г. Зиммелем он рассматривает конфликт как одну из форм социального взаимодействия, как процесс, который при определенных условиях может иметь для «социального организма» не только деструктивные, но и конструктивные (интегративные) последствия. Основное его внимание направленно на выявление причин, при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и её приспособляемость к изменяющимся условиям. В работах Л. Козера можно обнаружить ряд обозначаемых им функций социального конфликта: - установление единства и сплоченности; - выявление антагонистических интересов; - создание механизма поддержки и/или справедливости баланса сил; - создание ассоциаций и коалиций; - выполнение функций спускового клапана для уменьшения фрустрации и агрессии; - формирование более четких централизованных структур, ответственных за принятие решений; - усиление нормативности поведения и стимулирование выработки новых правил и норм. Козер определяет социальный конфликт как борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ограниченные ресурсы, причем целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперников.
Если нет места конфликту в системе > острый кон-т, касающ. базовых ценностей и общества в целом. Если система позволяет открыть клапан и выпустить пар, общество может избежать напряженности и дисгармонии. Идеи о позитивных функциях конфликта выступают против дискриминации явления конфликта и его однозначной трактовки как явления вредного, опасного, свидетельствующего о «патологии», «болезни» социального организма. Они подготовили почву для утверждения основных принципов современной конфликтологии – признания конфликтов в качестве закономерной и естественной характеристики социальных отношений, возможности протекания конфликтов в разнообразных, в том числе и конструктивных формах, а также утверждение принципиальной возможности управления конфликтами.) 2) Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа. Два основных типа ролей - правящих и управляемых. Ральф Дарендроф. Немец американского происхождения, марксист; позже ввел ноемаркситскую идею. «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе». В это время идет «холодная война», советскую модель конфликта может победить только марксистская модель; Конфликтная модель. Каждое общество: - любое общество подержанно изменениям, эти изменения постоянны и вездесущи; - любое общество испытывает конфликт в каждый момент своего существования; (конфликты помогают существовать обществу) - каждый элемент общества способен его изменить; - любое общество основано принуждении одних членов общества другими; Конфликт – двигатель прогресса. РД Главным источником социальных конфликтов, по мнению Дарендорфа, является власть, отношения господства и подчинения.(почему нельзя разрешить конфликты власти и подчинненых. Власть хочет сохранить управление, а подчиненные хотят прийти к власти. Когда они приходят к власти, то все меняется местами и просоходит все по новому, замкнутый цикл). Устранить или предотвратить конфликты просто невозможно, поэтому и не надо ставить такой задачи. Но можно и нужно конфликтами управлять (регулировать). Наиболее эффективным способом управления Дарендорф считает не подавление, не отмену конфликта путем ликвидации противоречия, а его регулирование. Регулирование не означает полного исчезновения конфликта, а лишь прекращает прямое, непосредственное столкновение сторон, т.е. делает возможным неразрушительное, ненасильственное течение конфликта. Для этого следует максимально формализовать конфликты, вывести их на поверхность общественной жизни, сделать предметом судебных разбирательств, обсуждений в печати, открытых дискуссий и т.п. Регулирование может быть весьма успешным и с помощью "правил игры", в качестве таких правил могут быть право, законодательство, нравственные нормы, соглашения, договоры, уставы.)
Общая теория конфликта К. Боулдинга. По мнению Боулдинга, конфликты знаменуют собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов. 1. Конфликтное поведение людей, их постоянная вражда ссебе подобными представляют собой естественную для них форму поведения. 2. Однако, опираясь на человеческий разум и моральные нормы, человека все же мо жно совершенствовать, смягчая формы конфликтного взаимодействи я. Для этого нужно уяснить общие элементы и общие образцы развития, присущие всем конфликтам. 3. Основой этих общих представлений о конфликтах становятся 2 модели: Статическая модель рассматривает конфликт как специфическую систему, первым элементом которой являются стороны (люди, животные, объекты, теории), а вторым – отношения между этими сторонами. Конфликт = конкурентная ситуация. Динамическая модель строится на известной современной психологической концепции бихевиоризма: S-=-R. Динамика конфликта и есть одно из проявлений общих поведенческих реакций человека в условиях противоборства. Боулдинг считает, что можно определить главную причину конфликта – несовместимость потребностей противоборствующих сторон, дефицит и ограниченность ресурсов, к обладанию которыми стремятся индивиды. Разрешать или предотвращать конфликты можно, используя принцип научения. Конфликты в обществе можно моделировать и с помощью игр прорабатывать рациональные способы поведения, создавая план или стратегию поведения в конфликтной ситуации. Последние в итоге приводят к гармоничному и ненасильственному взаимодействию в обществе. 2.Сотрудничество ─ способ поведения в конфликте и разрешения конфликта. Сотрудничество, как и конфронтация, нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. Но в отличие от конфронтационного стиля сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Это возможно при условии своевременной и точной диагностики проблемы, породившей конфликтную ситуацию, уяснения как внешних проявлений, так и скрытых причин конфликта, готовности сторон действовать совместно ради достижения общей для всех цели. Стиль сотрудничества охотно используется теми, кто воспринимает конфликт как нормальное явление социальной жизни, как потребность решить ту или иную проблему без нанесения ущерба какой-либо стороне. В конфликтных ситуациях возможность сотрудничества появляется в тех случаях, когд а: - проблема, вызвавшая разногласия, представляется важной для конфликтующих сторон;
Но такой путь продвижения к положительному исходу конфликта по-своему тернист. Он требует времени и терпения, мудрости и дружеского расположения, умения выразить и аргументировать свою позицию, внимательного выслушивания оппонентов, объясняющих свои интересы, выработки альтернатив и согласованного выбора из них в ходе переговоров взаимоприемлемого решения. Наградой за общие усилия служат конструктивный, всех устраивающий результат, совместно найденный оптимальный выход из конфликта, а также укрепление партнерского взаимодействия.
Билет №11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|