Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки, факторы и движущие силы социального конфликта.




  • Противоречия пронизывают все сферы жизни общества. Под конфликтом в социологии понимается столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов социального взаимодействия.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

 

Причины конфликтов – важный компонент в вопросе урегулирования любого конфликта. Определяют четыре основных группы причин.

1. Объективные причины.

2. Структурноуправленческие, или организационные.

3. Социальнопсихологические факторы.

4. Субъективные причины.

Внешние обстоятельства, стереотипы поведения, социальное положение индивида, образ жизни – примеры объективных факторов возникновения конфликта. Существующая в обществе договоренность или нормативно-правовая база способна стать причиной конфликтов в обществе, если она недостаточно разработана, не учитывает всего многообразия возможных ситуаций в межличностных взаимодействиях, имеет слабую регулирующую функцию.

Вторая группа причин включает структурные, функциональные, ситуативные причины конфликтов. В этом случае конфликты возникают в связи с плохо организованной деятельностью индивидов. Структура организации не соответствует предъявляемым требованиям, влияет на слабую функциональность, поэтому провоцирует конфликты внутри коллектива и между трудовыми группами. Управленческие ошибки вызывают ситуации возникновения конфликтов. Наслоение управленческих промахов усугубляет напряженность в организации и приводит к конфликтам.

Все отношения индивида в обществе обусловлены его психологическими и социальными установками, которые иногда способны вызвать противоречия и конфликты в межличностных взаимодействиях, – социально-психологические факторы.

Например, психологическая система человека устроена таким образом, чтобы оптимальным образом регулировать всю поступающую к индивиду информацию. Поэтому в межличностных отношениях люди теряют или искажают информацию, поступающую в коммуникации. Этот естественный процесс не зависит от человека, но может спровоцировать конфликты. Несоответствие занимаемых индивидом ролей в процессе взаимодействия относится к третьей группе причин.

Субъективные (или личностные) причины зависят от человека, его восприятия и формы поведения, психики. От того, как индивид оценивает поведение другого индивида, насколько сам проецирует бесконфликтное или конфликтное поведение, зависит личностная конфликтоустойчивость.

СОСТАВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНФЛИКТА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ

Любой конфликт состоит из ряда компонентов, некоторые из них объективно присутствуют независимо от вида и формы конфликтной ситуации и составляют структуру конфликта. Но существуют и субъективные компоненты, или психологические компоненты конфликта.

Выделяют три основных психологических компонента конфликта:

– мотивы, цели, потребности, которые движут участником конфликта;

– способы и тактика поведения участника при конфликтном взаимодействии;

– информационная составляющая моделей поведения участников.

Стремление удовлетворить потребность часто служит мотивом к конфликтному взаимодействию. Определить мотивы конфликта не всегда возможно, так как участники склонны скрывать истинные мотивы, выдавая за них поверхностные и явные объяснения своего поведения. Истинные же мотивы формируют цель конфликтного взаимодействия для каждого участника. Цель – это результат, к которому стремятся участники.

Все действия участников исходят из поставленной цели.

Потребности – это основные условия, активизирующие мотивы и действия противоборствующих сторон. Потребности могут меняться в зависимости от того, в каком состоянии и в каких условиях находится индивид. Удовлетворение своих потребностей – это естественное стремление человека, важно то, каким способом участник взаимодействия этого добивается. Часто действия становятся конфликтными, превращая поведение индивида в противоборствующее, остроконфликтное.

Третий компонент психологической направленности конфликта представляет собой совокупность взглядов, мыслей и информации о конфликте противоборствующих участников. Именно от этого зависит, насколько эмоционально будет проходить конфликт и как скоро будет возможно его разрешение.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА КОНФЛИКТА

Причины противоречия как одной из движущих сил развития конфликта не всегда легко определить. Установление подлинных причин – необходимое условие при разрешении конфликта. Определить причины можно путем анализа всей цепочки событий и всех взаимодействий субъектов, которые произошли до открытой формы конфликта. Часто причина конфликта имеет форму личностных мотивов участников конфликтной ситуации.

Условия социального конфликта.

– Наличие взаимодействия сторон.

– Несовпадение целей сторон (реальное или мнимое).

– Неделимость или ограниченная доступность предмета конфликта (ресурсная ограниченность).

2.2. Факторы социального конфликта.

– нестабильность общей политической ситуации в стране (регионе);

– нестабильность общей экономической ситуации в стране (регионе, городе и т.д.);

– неадекватная кадровая политика в социуме (регионе, городе);

– общественное мнение;

– неудовлетворительное социально-бытовое обслуживание на территории организации и за ее пределами;

– неудовлетворительная работа транспорта;

– отношения в семье;

– состояние здоровья (свое и близких);

– озабоченность личной безопасностью и безопасностью семьи;

– нестабильность личного и семейного материального положения;

– нестабильность служебного и социального положения;

– желание самоутвердиться (недовольство своим статусом);

– неудовлетворенность работой;

– характер взаимоотношений между оппонентами;

– наличие свободного времени;

– наличие у сторон ресурсов;

– личные качества сотрудников;

– общее морально-психическое состояние человека.

2 )Посредничество ─ технология ведения и урегулирования социальных конфликтов. Посредничество иначе называется медиацией. Основное понятие процедуры медиации указано в Федеральном законе «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» №193 – ФЗ. Согласно данному закону, «процедура медиации – это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения». Занимая нейтральную позицию между конфликтующими сторонами, посредник (медиатор) помогает им в преодолении разногласий и конструктивном разрешении конфликта, устанавливая и поддерживая общение непосредственно между сторонами.

Процесс посредничества целесообразно применять в следующих случаях:

· взаимоотношения между конфликтующими сторонами натянуты, но в то же время в интересах сторон — сохранение и продолжение взаимоотношений.

· стороны уже предпринимали самостоятельные попытки урегулировать конфликт, например путем прямых переговоров. Однако они не только не дали положительного результата, но и завели стороны в тупик и усугубили ситуацию.

· стороны заинтересованы в контроле за достигнутыми результатами на каждом новом этапе процедуры разрешения конфликта и за окончательным соглашением.

С точки зрения посредничества наиболее важными являются следующие аспекты конфликта и переговоров по его разрешению: ответственность сторон, фактор времени, а также информация..

Важная задача посредника — подчеркнуть и убедить конфликтующие стороны в том, что, несмотря на участие третьей стороны, ответственность за решение проблемы лежит на вовлеченных в конфликт сторонах.

Временной фактор включает:

· предельные сроки завершения переговоров (фиксированные временные рамки необходимы для обеспечения устойчивой динамики переговорного процесса, направленной на движение сторон к разрешению конфликта),

· последовательность рассмотрения вопросов (процесс следует начинать с наиболее простого вопроса и постепенно переходить к более сложному),

· сроки внесения сторонами своих предложений, сроки выполнения сторонами принимаемых ими обязательств.

Сбор информации представляет собой один из ключевых моментов на этапе подготовки к посредничеству. Собранная информация систематизируется и оценивается с помощью карты анализа конфликта, континуума динамики конфликта и резюме анализа конфликта.

Итог: цель посредничества заключается в содействии разрешению конфликта с учетом и при помощи сбалансированного использования относительной силы и ответственности каждой стороны, фактора времени, а также информации.

 

Билет №14
Динамика социального конфликта: структура конфликта и этапы его развития
Управление конфликтом и способы разрешения конфликта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...