Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Позитивистская философия: особенности и этапы развития.




Позитивизм пытается пересмотреть природу философии. Фил-я всегда связана с опытом (научным). Эта фил-я имеет дело с фактами.

Позитивизм возникает в 30-40-х годах 19 в. Огюст Конт (фр. ученый) – все, что не соотв-ет научным фактам не имеет права на существование.

Спенсер полагал, что все ф-фские проблемы д.б. сведены к проблемам биологии (напр., законы эволюции). Степень научности опр-ся кол0вом фактов.

Под фактами нп понимают ощущения, переживанияч, словом сост сознания. Утверждение о том, что роза, аромат кот я вдыхаю, материальна, равно как утверждение, что она лишь плод моего воображения - одинаково лишены смысла.

I э.классич. П.: отд науч. знания от ненаучного.

II э (1870-1910)– эмпириокритицизм ( эмпио –опыт)

Абсолют.объект-го знания о мире быть не может, т.к. инфо о нем изм-ся орган-ми чувств ч-ка, поэтому

объект и знание о нем никогда не совпадут.

III э.-(1920-1950) - неопозитивизм основывается на логике. Наука – это научные суждения. Логический анализ языка науки заключается в соотнесении того или иного научного суждения с тем или иным научным фактом. Иногда многие суждения не сводятся к фактам. Абс. объек.-й картины реал.-ти наука не м. дат т.к. на рез-ты исслед-я влиляет язык кот прим. исслед-ли.

IV э.(1960 –н/в) Постпозитивизмом назыв. множество концепций, кот.пришли на смену неопозитивизму (Карл Поппер). Весь мир состоит из фактов. Два исслед-ля:обаобъясн. Что такое мир на основе каких либо фактов. Для каждого субъекта какие то факты кажутя основными. На рез-тыисс. Также влиляют ценностные ориентации исследователя.

Задача эпистемологии, т.е. фил-и научного познания, состоит не в поиске теории, а в разрешении проблемы роста знания. Рост знания достигается в процессе рацион.дискуссии, кот. неизменно выст-ет критикой существ-го знания. Поэтому свою фил-ю Поппер называет критическим рационализмом

Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.

Термин «культура» (лат. culture) переводится как «возделывание, обработка, развитие, почитание» и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие «цивилизация» (лат. civilis — гражданки, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в. С т. з. наиболее распространенного и выражающего сущность самого человека деятельного подхода культура рассматривается как:

-Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе;

-качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, формаций, этнических и национальных общностей (античная, феодальная, латиноамериканская, русская культура и т.д.);

-особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная, экологическая, политическая культура).

Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность,

суть условие его свободы. Культура состоит в общественной ценности человека, а также в обретении им способности целеполагания. Высшая ступень развития культуры заключается в развитии способностей и моральном совершенстве человека, которое проистекает единственно из уважения к нравственному закону, а не только из эмпирической склонности к его выполнению.

Для философии культуры XX в. в еще большей степени характерно разведение понятий культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а нередко и резко отрицательную.

Тем не менее культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных рядоположенных процесса. Генетически цивилизация «произрастает» из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а с болью и трудами воплотившая себя в эмпирических и подвижных этносоциальных, экономических и политических структурах. Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный — необходимый признак культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает куда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути — от воздействия на природу в ее физическом виде обратиться к человеку, его нефизическому бытию. Поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей.

Ф-фия оперирует понятием культуры как таковой, но это понятие лишь выделяет то существенное, что объединяет реально существующие культуры, является общим для них. Границы между культурами образуются из-за их специфики, определяемой условиями бытия той или иной социально-исторической или этнической общности, ее внутренней взаимосвязью с природной и социальной средой. Так возникли локальные (европейская, латиноамериканская и т.д.), национальные, этнические культуры. Различия в культуре образуются также под влиянием социальных, демографических и других факторов (молодежная культура, массовая культура и т.д.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...