Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.
3 аспекта науки: наука как познават деят., как соц ин-т, как особ сфера. Наука — это вид познават деят., имеющий целью получ объективного, системно-организованного и обоснованного знания. Выделяют 3 важных аспекта бытия Н.: 1-Наука. как знание; 2-Н как вид деят.; 3-Н как соц инт. 1.Наука. как знание: Если поним Н обобщенно, как идеальный тип, то к ее важнейшим чертам можно отнести: 1-верифицированность-принципиальную возм-ть опытной проверки знания. 2 фальсифируемость-принципиальную возм-ть опроверж-я науч теории опытом. 3-Наука ориен-ная на поиск законов объективной действительности. 4-прогностическая эффективность науч знания («Знать чтобы предвидеть» О Кант). 5-практич эф-ть. 6-осознание методов, приемов и средств исследованийий. 7-испытание спец. тех-ки: приборы, инстр-ты, материалы. 8-обоснованность науч знания 9-воспроизводимость науч знания. 10-логико-понятийная опред-ть и языковая выразимость. 2.Н. как вид деят. В структуре люб вида деят-ти выявл-т 3 компонента: 1)цель (получ-е нов истинного знания), 2) предмет деят, и 3)Способы деят (методы, установки, приборы и т.п.). Выделяют 3 модели науч деят: 1.Эмпиризм-ученые обобщают опытные данные, восходя тем самым к законам. 2.Теоретизм-ученый движется в познании от общ идеи к ее опытным (эмпирич) проявл-м. 3.Проблематизм-ее обоснл К Поппер (60-е гг, 20вв), деят ученого (вызывается любопытством) — это движ к решению все более глубоких и важных проблем, вызванная сильно развитым любопытством, причем важно какова основа решения пробл. Эмпирическо-теоретич. Особ-ти Н деят: 1-универсальность-это кооперация усилий разных поколений ученых, она немыслима без традиций. 2-уникальность-финдаментальные научные открытия — это удел гениев соединивших компетенцию (знания) с эрудицией и интуицией и повторить ход их мыслей невозм-но. 3-демократизм-это свобода критики и защита от критики. 4-дисциплинарность. 5-не стоим-ная производ-ть. 6-персонифицир-ть-в нем огром роль игр св-ва лич-ти: трудолюбие, воля, харизма и т.п. 7-коммунальность-науч деят это всегда сотворчество, она треб постоянной коммуникации и предполагает: конференции, симпозиумы, и т.п.
3.Н. как соц институт — это компонент соц структуры специализ-ся на удовл обществ-х потреб-й, на основе орг-ции совм деят людей по ее удовл-ю (армия, милиция и т.п.). Совместн деят в науке организ-ся на основе профес этоса, и включ 6 важных положений: 1-универсальность- стремление ученого к достижению max фундам-го знания. 2-бескорыстие-гл ценностью ученого явл достижение истины, кот. стоит дороже денег. 3-организованный скептицизм. 4-коллективн-ть научн деятельности - отсутствие (запрет) на част собственность в науке. 5-рациональность. 6-эмоц нейтральность. Базовые особ науки как соц института: 1-символы науки: степени, звания итд. 2-утилитарные черты: лаб-рии, каф-ы, институты. 3-кодекс повед-я: контракт и нормы неформ-го поведения. 4-образцы повед-я: жизнь великих ученых. Соц.роли и статусы: доценты, доктора. 6-идеология-обеспеч выжив-ти челов-ва. Ф-ции Н как соц института. Явн функции: 1-интегративная-сплочение науч сообщ-ва, 2-коммуникации-обесп-ние общения. 3-трансляция опыта. 4-организационная-обесп-е предсказуемости повед чел, на основе вкл-я его в совм деят, огранич-ю опред рамками. Латентные ф-ии и дисфункции: 1-повыш престижа чел, 2-обогащение, 3-манипулирование обществ мнением, 4-уклонение от армии.
28. Понятие метода и методологии. Метод - в самом широком смысле слова - "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие "методология" имеет два значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности; учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.
Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Метод - совокупность правил, приемов познания и действия, система предписаний, требований, которые должны ориентировать в решении задачи, достижении результата. Он позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Только осознанное применение методов делает деятельность людей более рациональной и эффективной. Методология формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, которые были открыты в философии, науке. Любой научный метод разрабатывается на основе теории, которая выступает его предпосылкой. Эффективность метода обусловлена фундаментальностью теории, которая "сжимается в метод". Метод используется для дальнейшего развития науки, теоретического знания. Основные различия теории и метода состоят в следующем: а) теория - результат предыдущей деятельности, метод - исходный пункт последующей деятельности; б) главные функции теории - объяснение и предсказание, метода - регуляция и ориентация деятельности; в) теория - система идеальных образов, отражающих сущность объекта, метод - система правил для дальнейшего познания и изменения действительности. Современноенаукоучение выделяет основные уровни методов и методологий: 1. Философско-методологический (включает в себя анализ методов с точки зрения их мировоззренческой и гносеологической обоснованности). 2. Общенаучная методология изучает общенаучные методы, а к ним относятся: наблюдение, эксперимент, общелогические методы обработки фактов и их оформление, методы построения теорий и гипотез. 3. Частно-научные методы (являются конкретизацией общенаучных применительно к частным дисциплинам). 4. Дисциплинарные методы - система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.
5. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ. В методологии используется несколько неопределенный методологический термин – познавательный подход. Под подходом принято понимать сложный методический комплекс, особый ракурс рассмотрения предмета исследования. Возможен подход к объекту в динамике (исторический подход) или в статике (статистический структурный подход), возможны подходы с точки зрения различных дисциплин. Порою под подходом понимают использование междисциплинарных идей в качестве метода. В современном познании наиболее распространены синергетический подход к объекту и системный подход. С точки зрения этих подходов могут быть рассмотрены объекты, которые поддаются интерпретации в терминах этих подходов. Системный подход предполагает рассмотрения взаимосвязанности структурных элементов. Методология - сложная, динамичная, целостная, система способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|