Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 4. Проблемы общеорганизационного роста, оптимизации масштабов деятельности и управления жизненным циклом




Тема 4 изучает вопрос больших и малых организаций с точки зрения оптимизации орг. размеров. Здесь будет введено понятие бюрократии, показана взаимосвязь между бюрократией и масштабами организации, а также ее ростом, спадом производства и основными производственными показателями. Разбирается критика бюрократии, определяются характеристики организаций, которые не должны иметь бюрократический аппарат.

Общая тенденция хозяйственного развития последних 20-ти лет – разукрупнение, минимизация размеров / масштабов и бюрократии для придания бизнесу гибкости и восприимчивости к быстроменяющимся требованиям современного рынка эпохи И. Р. Еще в 1970-е и частично в 1980-е гг. большим, крупным организациям отдавалось явное предпочтение, но с 1990-х гг. все больший интерес уделяется компаниям с небольшими размерами.

Главным атрибутом крупной компании, безусловно, является бюрократия – со всеми ее достижениями и недостатками (в том числе низкой производительностью, жесткостью, унижающей рутинной работой), которые разъединяют организацию и ее потребителей. Здесь мы рассмотрим, каким образом размеры организации связаны с ее структурными характеристиками. Размеры / масштабы организации относятся к контекстуальным переменным, которые оказывают воздействие на орг. дизайн и весь процесс функционирования (как и другие контекстуальные переменные – технология, внешняя среда, цели).

 

Масштабы организации:
чем больше, тем лучше? или – нет?

Подобная постановка вопроса связана с выявлением причин того, почему многие организации испытывают потребности в росте / укрупнении.

Причины, по которым организации должны расти и укрупняться в размерах, следующие:

(1) Цели организации, в том числе мечта каждого бизнесмена попасть в первые 500 компаний рейтингового листа журнала «Fortune», реализация которой требует расти быстро, превращаясь в крупную компанию.

(2) Возможности продвигать руководителей по службе абсолютно необходимы, чтобы привлекать и удерживать менеджеров экстра-класса.

(3) Здоровая экономика организации, как показал профессиональный опыт многих руководителей высшего звена, также обусловливает необходимость расти, расширяться, укрупняться. Прекратить рост, остаться на одном стабильном уровне для организации равносильно потере жизнеспособности, потому что другие копании обязательно этим воспользуются и обойдут ее, увеличив свою долю рынка за ее счет. Кроме того, при крупных размерах возможна экономия на издержках. Укрупнение способствует росту доходов компании, поскольку бо льшие размеры обеспечивают организации бо льшую власть над рынком.

Сопоставление крупного и мелкого бизнеса

Вопрос об оптимальных для глобальной внешней среды размерах организации отражен ниже.

 

Основные различия между крупными и мелкими компаниями

Крупные компании Мелкие компании
* экономия на издержках * гибкость, восприимчивость (к переменам)
* глобальный подход * региональный подход
* вертикальная иерархия, механистическая организация * «плоская» орг. структура, органическая организация
* комплексная / сложная структура * простая структура
* стабильный рынок * поиск своей ниши на рынке
* «люди фирмы» / принадлежность к корпорации * «антрепренеры» / предпринимательство (предпринимательская жилка как основная характеристика сотрудников)

Крупные организации обладают огромными ресурсами и способны экономить на издержках; они-то и участвуют в глобальной конкуренции.

Крупные компании, как правило, стандартизированы, принадлежат к механистическому типу управления; это – сложные структуры (в их рамках существуют сотни специальностей для реализации комплексных задач и производства сложной продукции). Именно крупные организации вносят стабильность в положение на рынках на многие годы. У них четкие стандарты относительно продвижения по службе, роста зарплаты, поощрения за выслугу лет.

Мелкие организации обладают важнейшими для конкуренции эпохи И. Р. параметрами – гибкостью и восприимчивостью к переменам быстро изменяющихся рынков. Главная стратегия – поиск своей рыночной ниши. Как показали исследования 1990-х годов, в 63-х из 67-ми отраслей промышленности крупнейшие компании оказались отнюдь не самыми прибыльными (и более того, у львиной доли из них норма прибыли не доходила даже до средних по отрасли показателей). Мелкие организации обладают «плоской» структурой, органическими системами управления, свободным стилем управления, что не может не стимулировать предпринимательскую жилку и дух новаторства. Мелкая компания может специализироваться на каком-то одном виде производства и добиться невиданных успехов. А чувство личной причастности к делам компании формирует у ее сотрудников высокую мотивированность поведения и ответственности за порученное дело.

Гибридная / комбинированная структура возникла на основе соединения крупной и мелкой форм. Парадокс заключается в том, что все преимущества мелкого бизнеса и его успехи приводят к неизбежному росту и превращению в крупную компанию, со всеми вытекающими из этого проблемами (в том числе ужесточением системы управления, вертикальной иерархией и т. д.). Решение же данного парадокса – в гибридной форме, которая соединяет ресурсы крупной компании с простотой структуры и гибкостью производства мелкой компании. И этот подход берется за основу все бо льшим количеством компаний (AT&T; Hewlett-Packard; GeneralMotorsetc.). Реализация данного подхода на практике требует крупномасштабной реорганизации, когда компания разбивается на группы мелких компаний со всеми их преимуществами и свойственным мелкому бизнесу образом мышления. Менеджеры при этом получают свободу действий; у каждой такой группы – свои прибыли и убытки, планирование, вспомогательные службы. На возникающих в результате разделения новообразованиях – предприятиях и заводах трудится не более 300–400 человек. Орг. структура штаба корпорации становится «плоской» (немногоуровневой), всего по нескольку высших менеджеров на каждую 1000 человек, занятых в корпорации.

Современная ТНК остро нуждается в мощной базе ресурсов, а также – достаточной комплексности и иерархичности для удовлетворения потребностей клиентуры со всего света. Чтобы приобрести конкурентные преимущества мелких компаний, необходимо сокращение среднего звена управления, а также надо убрать несколько этажей иерархической структуры, и даже сократить организационные размеры (например, в GeneralElectric при Джоне Уэлче – на 25% была сокращена рабочая сила, или – на 100 тыс. чел.). Результат – быстрое повышение нормы прибыли.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...