Значение игры для развития ребенка
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Раздел 3. ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Глава 1
Игра для ребенка самая привлекательная деятельность. Именно в ней он испытывает субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно - «как будто», «понарошку». Ребенок может строить дома, возводить мосты, хотя на самом деле не умеет держать инструмент в руках, может быть капитаном подводной лодки или водителем троллейбуса, хотя ему ещё очень далеко до этих взрослых профессий. Сколько самых невероятных событий и приключений происходит с ребенком в игре: он покоряет космос, спасает рыбаков с дрейфующей льдины, ловит опасных преступников. Игра предоставляет ребенку возможность пережить заново волнующие события, повторить ситуации, в которых он не смог проявить себя так, как ему хотелось. Для ребенка игра - действительность. К.Д. Ушинский отмечал, что эта «действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти его собственное создание. В игре дитя живет...». Ребенок искренне верит тому, что изображает, и испытывает при этом настоящие чувства. В книге В.В. Зеньковского «Психология детства» описана интересная сцена из жизни девочки пяти лет. Играя с деревянным барашком, она изображала, как он заболел. Девочка плакала, звала доктора, озабоченно разговаривала с ним о том, как спасти её барашка. Передавала она это с таким увлечением, что даже обеспокоила отца. Когда она снова стала убиваться о том, как бы не умер барашек, отец ей сказал в досаде: «Чего ты плачешь, ведь это не настоящий, а лишь деревянный барашек». Девочка страшно рассердилась на отца и горько разрыдалась: своими словами он разрушил всю иллюзию, все очарование игры. Она и сама знала и помнила, что барашек «не настоящий», но в процессе игры он был для неё настоящим барашком, по отношению к которому она испытывала «настоящее» беспокойство. Данный пример свидетельствует о том, что ребенок ярко показывает свои мысли, своё отношение к изображаемому. Чувства стремиться передать так, чтобы окружающие поверили ему. Знаток детской психологии К.И. Чуковский писал, что в «игре проявляется дивная способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою». Не случайно К.С. Станиславский советовал актёрам учиться у детей умению перевоплощаться.
Многие исследователи считают игру потребностью детского организма, объясняя данный факт активностью ребенка, стремлением познавать окружающую жизнь. «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» (М. Горький) В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что игра -самоценная деятельность для дошкольника. Она позволяет ему наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. Значение игры для развития ребенка В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая исключительное значение для развития ребенка дошкольного возраста. Психологи говорят о развивающем значении игры, педагоги отмечают её общевоспитывающий. характер. В психолого-педагогических исследованиях установлены факты влияния игры на становление отдельных психических функций, свойств и качеств личности, усвоение разнообразных знаний, норм и правил поведения, формирование взаимоотношений детей и др.
Множество подходов к определению значения игры можно объединить в три большие группы, подчеркнув ее роль в процессе становления: отдельных психических функций (мышления, речи, памяти, внимания, воображения); некоторых видов деятельности (познавательной, конструктивной, изобразительной, общения); развитии личности ребенка в целом (физического, нравственного, познавательного, эстетического, трудового). Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн подчеркивали решающее значение игры в развитии воображения и образного мышления. Действительно, действия ребенка осуществляются в мнимой, воображаемой ситуации, реальные предметы заменяются другими, ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Таким образом постепенно с накоплением опыта развивается способность к творческому воображению. Использование предметов-заместителей способствует постепенному переходу сначала к сокращенным игровым действиям, а затем - действиям во внутреннем, умственном плане. Выполнение различных ролей создает условия для принятия позиции другого человека, сопоставления собственной точки зрения с другими возможными вариантами. Это, по мнению Д.Б. Эльконина, способствует переходу мышления на более высокий уровень Игровая деятельность оказывает влияние на формирование произвольности всех психических процессов и поведения. В психолого-педагогических исследованиях установлено, что в условиях игры дети лучше сосредотачиваются, больше запоминают, чем в ситуациях прямого указания взрослого. В ходе разрешения игровых задач создаются условия для осознания ребенком собственных действий (запоминания, припоминания, выделения и построения социальных функций контроля), что ведет к более глубокому пониманию их значения. Д.Б. Эльконин показывает значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. В процессе игры у детей происходит ориентация в общественных функциях взрослых, смысле их деятельности и взаимоотношениях. На этой основе у ребенка возникает иерархия мотивов, он учится подчинять свои непосредственные желания мотивам успешного выполнения взятой на себя роли. Д.Б. Эльконин отмечает, что «... в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных, аффективно окрашенных непосредственных желаний к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности».
В совместных играх детей объединяет общая цель, совместные усилия по её достижению, общие переживания. Играя вместе, дети должны учитывать интересы друг друга, согласовывать индивидуальные замыслы, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Таким образом в играх разворачивается такая важная для детей деятельность, как общение. Продуктивные виды деятельности, которые в дошкольном возрасте получают статус самостоятельных, зарождаются также в игре. Нередко игра ребенка начинается с постройки: домика для куклы, парохода для путешествия, замка для принцессы. Во время рисования дети разыгрывают тот или иной сюжет: покатился колобок дальше, а на встречу ему - зайчик. Иногда дети прерывают игру для того, чтобы изготовить недостающий материал: пакеты для игры в «магазин», конверты для почтальона, жезл для милиционера. Так в игре складываются другие виды деятельности конструирование, рисование, ручной труд. В игре зарождаются элементы учебной деятельности. В играх с правилами дети выполняют учебную задачу, скрытую игровой формой, учатся контролировать свое поведение и поведение сверстников, объективно, доброжелательно оценивать результаты деятельности. В игре удовлетворяется потребность ребенка в двигательной активности, накапливаются знания, развиваются способности, формируются важнейшие качества ума. В ряде исследований сформулировано значение игры как формы самоорганизации детей. Совместная игра создает условия для возникновения детского общества и реальных отношений между детьми. Именно в этом А.П. Усова усматривала основное воспитательное значение игры. В ней развивается и действует «особое качество, позволяющее детям устанавливать между собой связи, чувствовать друг друга, обращаться друг к другу, быть способным действовать друг с другом». Это качество было названо общественностью. Только при наличии этого качества ребенок становиться членом детского общества, входит в него и в нем действует, в чем-то завися от детского сообщества, в чем-то подчиняясь ему. На основе общественности, как качества личности ребенка, формируются поступки и усваиваются нравственные нормы поведения и отношений.
Принимая на себя различные _роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. В совместной игре со сверстниками ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми. Через игру можно узнать особенности характера ребенка, его интересы, представления об окружающем, отношения со сверстниками. Яркость, красочность содержания, богатство замысла показывает богатство личности играющих (А.П. Усова). С помощью игры можно осуществлять коррекцию поведения детей, их отношений со сверстниками, формировать уровень притязаний и характер самооценки дошкольников. Исключительное значение игры для развития всех психических процессов, отдельных видов деятельности и личности ребенка в целом дало основание ученым считать её ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|