Разработка теории игры в отечественной психологии и педагогике
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В отечественной науке первое описание и теория игры были представлены А.Н. Сикорским, русским психиатром и психологом. Игру он рассматривал как умственную работу, в которой ребенок познает окружающий мир. Таким образом, обозначился отход от биологизаторских тенденций, которые были присущи западным теориям. Богатый фактический материал по описанию детских игр собрал и опубликовал Е.А. Покровский. Он отметил, что в содержании игр детей отражается деятельность их родителей: там, где основное занятие родителей - охота, дети с игрушечными ружьями и палками охотятся за зверями. Девочкам дают игрушечную утварь, чтобы они готовились к ведению домашнего хозяйства. Таким образом игра готовит детей к труду. Значительное внимание игре уделял П.Ф. Лесгафт. Он считал, что игры детей носят в основном имитационный характер и, соответственно, не могут быть одинаковыми у различных народов, в разных семьях, сословиях, местностях. Дети в играх передают то, что их окружает, что они наблюдают, что вызывает наибольшее впечатление. Следовательно, содержанием детских игр является окружающая действительность. Существенный вклад в разработку теории игры внес К.Д. Ушинский. Его исследование «Человек как предмет воспитания» вышло в свет почти за 30 лет до появления первых работ К. Грооса. В нем он показал значение детских игр для развития психических функций (в частности, воображения), становления личности ребенка, определил место игры в жизни детей, способы влияния взрослого на детские игры. По мнению К.Д. Ушинского игра для ребенка - это посильный способ вхождения в сложную окружающую жизнь. В своих играх дети отражают действительность, какой её видят: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой - валяется на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей - бьет людей, заводит копилку, считает деньги».
Значительный вклад в теорию игры внес Г.В. Плеханов. Он считал, что в истории общества труд предшествует игре, определял её содержание. Но в жизни отдельного человека игра предшествует труду. Она подготавливает детей к вхождению во взрослую жизнь. Таким образом психолого-педагогические исследования показали несостоятельность господствующих биологизаторских теорий и доказали положение о том, что игра возникает под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Современное состояние теории игры Подлинно научная общая теория игры и педагогического руководства ею впервые была создана в отечественной науке. Ее основы были заложены Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, которые обнаружили социально-историческую обусловленность происхождения, содержания и структуры игры, подвергли глубокому изучению механизмы ее влияния на развитие психических процессов и свойств детской личности. В последующие годы основные теоретические положения развивались и конкретизировались А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.С. Жуковской, Н.М. Аксариной, Е.И. Радиной, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой и другими. Рассмотрим основные положения теории игры. Игра это специфическая деятельность детей, социальная по своему происхождению, содержанию и структуре. В работах Д.Б. Эльконина игра рассматривается как особое культурное образование, выработанное обществом в ходе его исторического развития. Она возникает на определенном этапе развития общества, когда дети не могут включаться в производительный труд наравне со взрослым из-за усложняющихся средств производства. В игре реализуется активное стремление ребенка участвовать в жизни взрослых. В своих играх дети отражают явления окружающей действительности: быт, труд людей, общественно-политические события, отношения между людьми. Однако, детская игра - это не просто отражение внешнего мира, а способ вхождения в мир человека. Игру отличает её непродуктивный характер: она направлена не на достижение какой-то внешней цели или практического результата, а на сам процесс и переживания играющего. Специфика игровой деятельности заключается в замещающем по отношению к настоящей деятельности взрослых характере.
Игра занимает особое место в ряду других деятелъностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский считал игру источником развития ребенка. Он писал: «игра создает зону ближайшего развития... По существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле она может быть названа деятельностью ведущей, определяющей развитие ребенка» (Л.С. Выготский 1966, с.75). Именно в игре, как ведущей деятельности, возникают основные психические новообразования данного возраста (А.Н. Леонтьев). Однако, игровая деятельность не является однородной, и ведущей считается не игра вообще, а только одна ее разновидность - сюжетно-ролевая игра (Д.Б. Эльконин.). По мнению Г. Кравцова, каждая фаза дошкольного периода характеризуется совокупностью сосуществующих видов игровой деятельности. Среди них только один является новым, впервые формирующимся видом игры. Именно он может быть назван ведущей деятельностью данного возрастного этапа. На рубеже раннего и младшего дошкольного возраста - это элементарные режиссерские и образно-ролевые игры, в среднем - сюжетно-ролевые, а в старшем - игры с правилами. Другие виды игр, существующие на данном возрастном этапе, являются формой организации жизнедеятельности детей. Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка. Этот тезис был доказан в работах Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской А.П. Усовой, Т.А. Марковой, Е.В. Зворыгиной и других. А.В. Запорожец писал: «Чтобы игра появилась, ребенку необходимо овладеть некоторыми способами игрового воспроизведения действительности, научиться пользоваться игрушками, приобрести умение разыгрывать известные сюжеты и подчиняться правилам» (1965, с. 74). Проблема обучения детей игре, сформулированная А.В. Запорожцем, была реализована в психолого-педагогических исследованиях детей раннего (Ф.И. Фрадкина, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова и др.) и дошкольного возраста (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).
Игра, занимая особое место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, выполняет широкие воспитательные функции. Классификация детских игр Детские игры отличаются по содержанию, характеру, организации, воспитательной и развивающей ценности. На протяжении становления дошкольной педагогики неоднократно предпринимались попытки объединить игры в группы, разряды, классы; выделить в существующем многообразии определенные категории. На разных этапах в качестве системообразующих основ рассматривались: педагогическое и развивающее значение (Фребель, Гроос); происхождение игр и их воспитательная ценность (Кейра); генезис игр (Ж. Пиаже); доля участия взрослого и формы активности ребенка (П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская, Д.В. Менджерицкая); инициатива, исходящая от субъектов игры (С.Л. Новоселова). В каждой теории игры предлагалась своя классификация, основанная на исходных положениях данной теории. В отечественной педагогике принята классификация, согласно которой все игры делятся на две группы: творческие и игры с готовым содержанием и правилами. В творческих играх инициатива и активность принадлежит самим детям: они выбирают тему игры, планируют сюжет, распределяют роли, самостоятельно ведут поиск средств для воплощения замысла. Творческий характер игры заключается в том, что ребенок не копирует жизнь, а комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства (Д.В. Менджерицкая). Взрослые принимают косвенное участие в подготовке и проведении таких игр: создают условия, обогащают впечатления детей об окружающей жизни, стимулируют активность. Группа творческих игр неоднородна. Среди них выделяют: сюжетно-ролевые, театрализованные и строительно-конструктивные игр, режиссерские игры? (все роли выполняет один ребенок) – изучала Гаспарова.
Игры с готовым содержанием и правилами разрабатываются взрослыми и поэтому уже имеют фиксированную программу действий для достижения определенного результата. По характеру поставленной задачи они делятся на две группы – подвижные (интенсивной, малой, средней подвижности; бессюжетные и с сюжетом) и дидактические (словесные, настольно-печатные, игры с предметами и игрушками). Основу данной классификации заложил П.Ф. Лесгафт. Все игры были сведены им в две большие группы: имитационные и игры с правилами. По мнению автора, в имитационных играх ребенок повторяет то, что видит в окружающей его действительности. Он разнообразит содержание игр в зависимости от своей впечатлительности, степени развития физических сил, умения ими пользоваться. Имитационные игры всегда предшествуют играм с правилами. П.Ф. Лесгафт показал отличие имитационных игр и игр с правилами. Со временем данная классификация уточнялась, совершенствовалась. С.Л. Новоселовой была предложена новая классификация детских игр. В ее основу положен принцип «инициативы», исходящей от субъектов игры. В соответствии с этим выделяется три класса игр. Первый - игры, возникающие по инициативе самих детей. К ним относятся самодеятельные игры - экспериментирования (с природными объектами и явлениями, игрушками и предметами) и самодеятельные сюжетные игры (отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные). Этот класс игр считается наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, возникновения новых мотивов и видов деятельности. Второй класс игр отличается тем, что инициатива в них принадлежит взрослому, а не ребенку. Это обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные) и досуговые (интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, празднично-карнавальные, театрально-постановочные). Эти игры формируют культуру игры, служат естественной формой передачи детям знаний, способствуют усвоению социальных норм и правил. Третий класс игр определяется исторической инициативой этноса, в глубинах которого они возникают. Это традиционные или народные игры: обрядовые, тренинговые и досуговые. Они способствуют формированию у детей универсальных родовых способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и др.) Игры этого класса являются важнейшим источником усвоения общечеловеческих ценностей. В современной зарубежной педагогике так же нет единой классификации детских игр. В качестве примера приведем классификацию, авторами которой являются Риммер ван дер Коей, Генриетта Постумус Мейес. Все игры в ней объединены в четыре группы:
Предметно-манипулятивные (функциональные) игры, в которых ребенок изучает и исследует игровую ситуацию и игрушки. Особенностью данного вида игр является повторение движений и действий. Имитационные или сюжетно-ролевые игры, в ходе которых ребенок имитирует действия или ситуации, воссоздавая их в доступной для него форме. Их характерные особенности заключаются в воспроизведении функций взрослого и отношений между ними, а также отражении различных событий и явлений. Строительно-конструктивные игры. В них проявляется стремление ребенка соединить элементы, лишенные внутреннего содержания, в нечто обладающее конкретным смыслом. И наконец, режиссерские (комбинационные) игры, в которых ребенок группирует образные игрушки в соответствии со своими представлениями об окружающем мире. Отличительной чертой игр данного типа является отбор, комбинирование и группировка готовых игрушек.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|