Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последнее слово участника событий, или заключение землянина




 

Все, что называют богатством, гениальностью, славой, не имеет значения, если люди не станут добрее друг к другу.

Д. Кьюсак

 

Не вернуть времен, когда евреи ашкенази были даже не национальным меньшинством, а скорее одним из небольших туземных народов, проживавших в Российской империи. Народом со своим языком, своей территорией, своей линией поведения. Их было побольше, чем крымских татар, и почти столько же, сколько татар казанских. И больше, чем эстонцев, латышей и литовцев. Времена эти закончились совсем недавно, на наших глазах. Но они закончились бесповоротно.

То есть, конечно же, на память об этом этапе нашей общей истории осталась еще, в назидание и устрашение всему миру, русско-еврейская советская цивилизация.

Кому-то наверняка не понравится, как нехорошо я отзывался о каких-то ее сторонах или о ее строителях. Буду рад послушать возражения… Но как я просил уже не раз, хорошо бы не в жанре бабьего визга.

Но и это время не вернется. Не вернуть еще совсем недавних времен, когда два или три поколения народ ашкенази мучительно растворялся среди нас. Не вернуть эпохи, когда заметная часть русской интеллигенции была еврейского происхождения, а на южных базарчиках перекликались на идиш старики.

Скажу откровенно: мне бывает жалко этой такой еще недавней, но уже покойной старины. Всегда бывает жаль всего, что только что было, да вот исчезло. Ведь и динозавры вызывают порой щемящее чувство: какие они были интересные! Большие, яркие, с огромными зубами, переливающейся на солнце кожей, поведением огромных бескрылых птиц…

Представляете, как было бы интересно, доживи динозавры до наших времен?! Какое столпотворение будет царить в зоопарках всего мира, если подтвердится неясный слух о птеродактиле, доживающем свой век в излучине Конго, об огромном шипекве из озера Бангвеулу, и такое существо явится на обозрение почтеннейшей публики… А они вот таки взяли и вымерли… Жаль!

Мои воспоминания об СССР не только темны; были ведь и светлые минуты. Получилось так, что евреи в этих воспоминаниях занимают именно светлые участки. Жизнь сложилась так, что лично мне евреи ничего плохого не сделали, а вот друзей и коллег-евреев у меня было много. Временами хочется сказать в духе Маугли: «мы с тобой одной крови, вы и я…». Но если скажу – тут же обязательно отыщется идиот, который обидится, как я посмел примазываться к «древнему и неделимому». А какой-нибудь другой идиот завопит жизнерадостно: «Сознался!».

Поэтому я произнесу почти то же самое, но все же другое: «мы из одной эпохи – вы и я».

Жаль, что мои сыновья, а тем более дочери уже не смогут воспроизвести этот опыт жизни в огромной империи, в котле народов. Идеологии не жаль, советской власти уж тем более, а вот империи бывает все-таки жалко.

Нашим детям предстоит более осмысленная, более добрая, но в чем-то и худшая, чем у нас, жизнь. Из чего следует только то, что не бывает приобретений без потерь.

Что будет? На мой взгляд, только хорошее.

 

Волна, поднятая в России и во всем мире идеологическими люмпен-евреями, спадает. Она была удушливой и плохо пахла, но сейчас ее все меньше и меньше. Скоро ее вообще не будет, потому что сами люмпен-евреи окончательно сожрут сами себя.

Еврейского народа ашкенази больше нет. Но есть те группы евреев, которые, даже оставаясь лояльными жителями разных стран, не захотят исчезнуть окончательно. Быстро формируется еврейский народ Израиля, и он тоже вряд ли захочет исчезнуть.

Найдется ли им место на Земле?

И всей еврейской иудаистской цивилизации, и всем входящим в нее народам может очень даже понадобиться Россия.

Ведь этим евреям тоже предстоит жить в мире менее добром, более суровом и жестоком, чем довелось даже их отцам и дедам. Судите сами…

Века, тысячелетия евреи были передовым народом Земли: единственным поголовно грамотным народом. Среди любого другого народа в любой стране мира были они самой многочисленной группой грамотных людей. Всегда и везде число грамотных евреев превосходило по числу грамотные элиты всех народов.

А вот теперь это не так. Впервые за всю свою историю всем еврейским народам придется научиться жить в мире, который тоже поголовно грамотен. В мире, где у евреев нет прежних преимуществ, где евреи уже не могут играть такую исключительную роль.

На это накладывается еще два обстоятельства:

1. Прекращение выплат из Германии.

То есть пока они продолжаются, но как долго они будут идти? Неизбежно настанет день, когда последний раз ФРГ перечислит Израилю свои последние евро. Уже одно это будет означать, что Израиль не в силах принять новых «репатриантов», убежавших на «историческую родину» от свирепых сибирских антисемитов.

2. Прекращение безоговорочной помощи США.

Не буду спорить, объяснялась ли традиционно произраильская позиция США желанием наложить лапу на нефть Ближнего Востока, конфронтацией с арабами или колоссальным «еврейским лобби».

– Вы знаете, какой процент капитала США контролируют евреи?! До 50 %!

Эта цифра мне кажется сильно преувеличенной. Сами американцы называют другую – порядка 30 %, не больше. Но даже пусть будет 50 %! Все равно ведь все сказанное про ассимиляцию российских евреев касается и американских. Уже сегодня потомки немецких евреев, основателей банка «Кун, Леб» и других, не чувствуют себя евреями. Им незачем мотаться на митинги и прочие безобразные сборища голодранцев. Им это ни к чему, и вообще они очень заняты: судорожно наворачивают миллион на миллион и очень боятся помереть, не успев еще раз нажить 100 на 100.

Какое-то время еврейская активность будет поддерживаться за счет новых приезжих, но долго ли? Как сейчас от русской эмиграции, от сотен тысяч людей, осталось несколько тысяч стариков, так и от многотысячных сборищ евреев, протестовавших против политики царской России, скоро останутся тысячи, а потом и единицы. То есть евреи не исчезнут, в том числе и евреи-миллионеры, – просто им станет наплевать.

Что это означает? Ровно одно: разным еврейским народам во всем мире придется решать свои проблемы, как полагается взрослым людям: самостоятельно. Не полагаясь на американского дядюшку и комплексующего немца, откупающегося от реальных ли, выдуманных ли преступлений предка.

И Израиль, и евреи многих стран оказываются лицом к лицу с огромным, быстро меняющимся и растущим мусульманским миром. Самые антисемитские, самые злобные сайты в Интернете – это сайты мусульманского мира. «Напоим своих коней кровью жидовских собак» – даже с поправкой на восточную цветистость речи звучит достаточно жутко. На кого смогут опереться евреи в быстро меняющемся мире?

Не буду пытаться угадать, какие могут сложиться в мире союзы и блоки.

Не буду угадывать, какие войны могут взорвать этот мир.

Не буду угадывать даже, сохранится ли, расцветет ли союз еврейства диаспоры, России и Сиона. Это покрыто мраком неизвестности.

Не уверен, что все обойдется так уж совершенно спокойно и бескровно.

Скорее всего, я просто хочу верить в торжество разума и доброты.

И уж, конечно, я убежден, что назвать вещи своими именами – назвать все, что произошло за десятки и сотни лет, – необходимое условие нормализации. Мне совершенно не хотелось бы, чтобы внуки и правнуки убийц расплатились за преступления предков. Это будет так же глупо, как обвинять современных немцев в преступлениях нацистов (обвинять 100 % внуков в преступлениях 1 % дедов).

Мир не станет ни лучше, ни приятнее для жизни, если мы сами или мусульмане заставят евреев захлебнуться собственной кровью, как бедолагу Абрама Фиша. Мораль Ветхого Завета требует мстить до четвертого колена. Мне как-то не хочется – я живу по закону Иисуса Христа, а не по племенным заветам Иисуса Навина.

«Нас не разделяет ничего, кроме прошлого» – так поляки говорят об украинцах. А нас с евреями и прошлое не только разделяет, вот ведь как.

Что может помочь сближению? Только взаимное понимание.

На чем может быть основано понимание?

Исключительно на знании друг друга.

Возможно, у истеричных врагов любой правдивой информации, психопатически визжащих про «антисемитизм» при получении реальных сведений об евреях в русской советской истории, – возможно, у них самые лучшие намерения.

Поверить в это непросто: опыт говорит, что скрывающий что-либо обычно замыслил недоброе. Ну ладно, попробуем поверить в их самые лучшие намерения.

Но и в этом случае нет худшей основы для сближения и дружбы, чем недоговоренности и неясности. Недобрая, подлая традиция замалчивать и искажать страницы недавней истории страшно мешает, превращается в тормоз для движения.

Что это значит?

Если мы хотим доброго, разумного будущего, сегодня нам надо говорить друг с другом. Говорить в том числе и о тех вещах, которые замалчиваются упорнее всего. И которые порой стыдно, страшно, неприятно вспоминать (Киевская ЧК и расстрелы в Крыму – в качестве яркого примера).

Надеюсь, и моя книга станет одним из камушков, которыми засыпается пропасть между нашими народами.

 

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО МАРСИАНИНА, ИЛИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИНОПЛАНЕТНИКА

 

У читателя может сложиться мрачное впечатление от книги: мол, не было никогда между русскими и евреями никакого взаимного понимания и нет! «Двести лет вместе» – назвал свою книгу А. И. Солженицын. Читаешь Буровского и убеждаешься – да какое там «вместе»?! Двести лет друг друга в упор не видели, при максимальной громкости не слышали. Каждый орал что-то свое, и все тут.

Жертвами этого дефицита слышимости стала Страна ашкенази. Не все понимают, что какой бы счет русские ни предъявили евреям и за какие бы грехи, но они-то совершили по отношению к евреям гораздо большее. Они не только практически уничтожили Страну ашкенази, но истребили сам народ – правда, истребили не физически, а путем культурной и физической ассимиляции.

У польско-русских ашкенази есть потомки. Часть из них стала русскими, часть – людьми европейских народов, часть ассимилировалась в США или в Израиле. Но вот в России есть такая организация: «Союз потомков русского дворянства». Потому что дворян уже давно нет, но потомки-то их никуда не девались. Так же и здесь – евреев ашкенази нет. Не повернуть назад возможностей превратить ее в Идишленд – государство со своим флагом, «еврейско-разговорным жаргоном» в роли государственного языка и визовой системой на границе.

Но потомки польско-русских евреев – есть, и будущее России в какой-то мере зависит от того, смогут ли они говорить с русскими, а русские – услышать их слова. И наоборот.

Буровский уверяет, что «надо говорить друг с другом», – но ведь и раньше это надо было делать. Отсутствие «слышимости», культурная глухота уже породили колоссальные беды и несчастья. Что же вселяет оптимизм?

Как ни странно, но это сами беды и несчастья. Земляне могут иметь другое мнение, но с Марса видно очень хорошо: человеческое сознание так тупо, так негибко, что изменить его удается, только пролив реки крови. Британия на полях Первой мировой войны потеряла половину юношей двух поколений – ив обществе возникла уверенность, что война не может быть способом решать политические проблемы. В Германии такой уверенности тогда не возникло; для нее потребовалась Вторая мировая война, гибель трех миллионов человек под бомбежками, расчленение страны.

Так и здесь: очень может статься, что гибель и страдания десятков миллионов человек заставят понять вред национального эгоизма. Потомки тех, кто промахнулся друг по другу, могут начать говорить, чтобы не пришлось больше стрелять.

К тому же нет ведь ни евреев ашкенази как народа, ни населенной ими территории, которая хотя бы теоретически может стать Идишлендом. Сегодня Россия имеет дело совсем с другими евреями.

Сегодня евреи в России больше похожи на евреев Голландии или Дании, чем Польши: их кучка, без своего языка, особых обычаев и без территории. Исчезающе малый процент населения, ничем не отличающийся от всего остального, кроме как памятью о судьбе прадедов и прабабок.

Среди сверстников Буровского еще есть чистокровные евреи… которые все глубже погружаются в русское море. Но через тридцать лет они будут всего-навсего старики, а «Парк забытых евреев» вымрет уже окончательно. Еще много поколений будет жить эта часть еврейской России, но будет она жить в крови все менее чистокровных, все более растворившихся в русской России людей. И все меньше отличных от этнических русских.

С этими людьми не так уж и трудно начать продуктивный диалог.

Религиозные евреи, те, кто хочет соблюсти свой религиозный закон, – сегодня они на 90 % находятся в Израиле, но как знать… История может повернуться так, что Израиль или вообще исчезнет с географической карты, или уж, во всяком случае, не сможет вместить живущих в нем сейчас людей.

С евреями, которые хотят остаться иудаистами и традиционалистами, русские тоже могут начать говорить, ведь им уже не мешает участие в общей утопии. То «надо было» тянуть одеяло на себя, выяснять, кто лучше, а кто хуже, кто более «правильный» согласно этой утопии. Сегодня ничто не мешает принимать и самого себя, и «другого» спокойно, на уровне описаний. Он просто такой, как есть – и все.

Может быть, даже станет возможен новый диалог «эллинов и иудеев». Сейчас он не очень реален, потому что иудеев-то в России нет. С идеологическими евреями разговор на серьезные философские или религиозные темы не имеет смысла. Спор философа с люмпеном – бесперспективное занятие, но вот спор двух философов – это уже нечто, за чем я с большим удовольствием буду наблюдать в самый большой телескоп.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1970. Статья «Азия».

2. Дроздов Ю., Фартышев В. Юрий Андропов и Владимир Путин. На пути к возрождению. М.: Олма-Пресс, 2001.

3. Хейфец М. Место и время (еврейские заметки). Париж: Третья волна, 1983.

4. Гессен Ю. И. История еврейского народа в России: В 2 т. Т. 1. Л.: Типография кооперативного об-ва, 1925.

5. Клиер Дж. Д. Россия собирает своих евреев. Происхождение еврейского вопроса в России: 1772–1825. Иерусалим: Гешарим – М.: Мосты культуры, 2000.

6. Солженицын А. И. Двести лет вместе (1795–1995). Ч. І. М.: Русский путь, 2001.

7. Еврейская энциклопедия: В 16 т. Т. 7. М.: Терра-Terra, 1991. (Репринтное издание Об-ва для научных еврейских знаний и изд-ва Брокгауз-Ефрон).

8. Еврейская энциклопедия: В 16 т. Т. 1. М.: Терра-Terra; 1991. (Репринтное издание Об-ва для научных еврейских знаний и изд-ва Брокгауз-Ефрон).

9. Еврейская энциклопедия: В 16 т. Т. 13. М.: Терра-Terra, 1991. (Репринтное издание Об-ва для научных еврейских знаний и изд-ва Брокгауз-Ефрон).

10. Державин Г. Р. Мнение об отвращении в Белоруссии голода и устройстве быта Евреев // Державин Г. Р. Соч.: В 9 т. / С объяснительными примеч. Я. Грота. Т. 6. СПб.: Изд-во Академическое, 1876.

11. Державин Г. Р. Мнение об отвращении в Белоруссии голода и устройстве быта Евреев // Державин Г. Р. Соч.: В 9 т. / С объяснительными примеч. Я. Грота. Т. 7. СПб.: Изд-во Академическое, 1878.

12. Голицын Н. Н. История русского законодательства о евреях. Т. 1. СПб.: Изд-во А. Маркса, 1886.

13. Еврейская энциклопедия: В 16 т. Т. 3. М.: Терра-Terra, 1991. (Репринтное издание Об-ва для научных еврейских знаний и изд-ва Брокгауз-Ефрон).

14. Познер С. Евреи Литвы и Белоруссии 125 лет тому назад // Еврейский мир: Ежегодник на 1939 год. Париж: Объединение русско-еврейской интеллигенции, 1939.

15. Динур Б. Ц. Религиозно-национальный облик русского еврейства // Книга о русском еврействе: от 1660-х годов до революции 1917 года. Нью-Йорк: Союз русских евреев, 1960.

16. История еврейского народа. От талмудической эпохи до эпохи эмансипации. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1993.

17. Гессен Ю. И. История еврейского народа в России: В 2 т. Т. 2. Л.: Типография кооперативного об-ва, 1927.

18. Краткая еврейская энциклопедия. Т. 4. Иерусалим: Об-во по исследованию еврейских общин, 1988.

19. Герцен А. И. Былое и думы. М.: Дет. лит., 1976.

20. Гиляровский В. А. Мои скитания // Гиляровский В. А. Соч.: В 4 т. Т. 1. М.: Правда, 1967.

21. Еврейская энциклопедия: В 16 т. Т. 9. М.: Терра-Terra, 1991. (Репринтное издание Об-ва для научных еврейских знаний и изд-ва Брокгауз-Ефрон).

22. Соловьев B. C. Письмо к Ф. Гецу // Соловьев B. C. Еврейский вопрос – христианский вопрос. Собрание статей. Варшава: Правда, 1906.

23. Лесков Н. С. Евреи в России: несколько замечаний по еврейскому вопросу. Пг.: Госиздат, 1919.

24. Толстой А. К. Послание к Ф. М. Толстому // Толстой А. К. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1963.

25. Никитин В. Н. Евреи земледельцы: историческое, законодательное, административное и бытовое положение колоний со времен их возникновения до наших дней. 1808–1887. СПб., 1887.

26. ХэрриотДж. Среди йоркширских холмов. М.: Мир, 1994.

27. Померанц С. Г. Нравственный облик исторической личности // Померанц Г. С. Неопубликованное. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1972.

28. Оршанский И. Евреи в России: очерки исследования. Вып. 1. СПб., 1872.

29. Глинер Э. Стихия с человеческим лицом? // Время и мы, 1993, №

122.

30. Гершензон М. Судьбы еврейского народа // «22», 1981, № 19.

31. Ларин Ю. Евреи и антисемитизм в СССР. М.-Л.: ГИЗ, 1929.

32. Л. Н. Толстой о евреях / Предисл. О. Я. Пергамента. СПб.: Время, 1908.

33. Краткая еврейская энциклопедия. Т. 2. Иерусалим: Об-во по исследованию еврейских общин, 1988.

34. Алданов М. А. Русские евреи в 70–80-х годах. Исторический этюд // Книга о русском еврействе: от 1860-х годов до революции 1917 года. Нью-Йорк: Союз русских евреев, i960.

35. Российская еврейская энциклопедия. Т. 1. М., 1994.

36. Зельцер А. Погром в Балте // Вестник еврейского университета в Москве, 1996, № 3(13).

37. Тейтель Я. Л. Из моей жизни за 40 лет. Париж: Изд-во Я. Поволоцкий и Компания, 1925.

38. Орлов Б. Не те вы учили алфавиты // Время и мы, 1975, № 1.

39. Маршак С. Я. В начале жизни (страницы воспоминаний) // Соч.: В 4 т. Т. 4. М.: Худ. лит., 1960.

40. Локшин А. Klier J. D. Imperial Russia's Jewish Question, 1855–1881. Cambridge University press. 1995. Клиер Дж. Д. Еврейский вопрос в Российской империи, 1855–1881. Кембридж, 1995 // Вестник еврейского университета в Москве, 1996, № 3(13).

41. Слиозберг Б. Г. Дела минувших дней. Записки русского еврея: В 3 т. Т. 2. Париж, 1933.

42. Слиозберг Б. Г. Дела минувших дней. Записки русского еврея: В 3 т. Т. 3. Париж, 1934.

43. Маркиш Д. Два Голиафа // Лехаим, 2001, № 9.

44. Еврейская энциклопедия: В 16 т. Т. 12. М.: Терра-Terra, 1991. (Репринтное издание Об-ва для научных еврейских знаний й изд-ва Брокгауз-Ефрон).

45. Краткая еврейская энциклопедия. Т. 6. Иерусалим: Об-во по изучению еврейских общин, 1992.

46. Кишиневский погром: обвинительный акт // Освобождение. Штутгарт, 1903, № 9.

47. Материалы для истории антиеврейских погромов в России // Под ред. и со вступит, словом С. М. Дубнова, Г. Я. Краснова-Адмони. Т. 1. Пг., 1919.

48. Фрумкин Я. Г. Из истории русского еврейства. Воспоминания, материалы, документы // Книга о русском еврействе: от 1860-х годов до революции 1917 года. Нью-Йорк: Союз русских евреев, 1960.

49. Бикерман И. М. Россия и русское еврейство // Россия и евреи. Париж: YMKA-Press, 1978.

50. Жаботинский В. Введение // Бялик Х. Н. Песни и поэмы. СПб.: Изд-во Зальцман, 1914.

51. Кроль М. Кишиневский погром 1903 годами Кишиневский погромный процесс // Еврейский мир. Сб. II. Нью-Йорк: Союз русских евреев в Нью-Йорке, 1944.

52. Бухбиндер Н. А. Еврейское рабочее движение в Гомеле (1890–1905) // Красная летопись, 1922, № 2–3…

53. Локшин А., Душенко К. Русские политические цитаты от Ленина до Ельцина. Что, кем и когда было сказано. М., 1996 // Вестник еврейского университета в Москве, 1996, № 3 (13).

54. Шульгин В. В. Что «нам» в «них» не нравится. СПб.: Вече, 1993.

55. Еврейская энциклопедия: В 16 т. Т. 10. М.: Терра-Terra, 1991. (Репринтное издание Об-ва для научных еврейских знаний и изд-ва Брокгауз-Ефрон).

56. Короленко В. Г. Дом № 13 // Собр. соч.: В 9 т. М.: Худож. лит., 1995.

57. Raisin M.A. History of the Jews in Modern Times. New York. Herbert Publishing Company, 1923.

58. Слиозберг Б. Г. Дела минувших дней. Записки русского еврея: В 3 т. Т. 1. Париж, 1933.

59. Прайман Л. Погромы и самооборона // «22», 1986, № 51.

60. Лесин А. Эпизоды из моей жизни // Еврейский мир: Сб. II. Нью-Йорк: Союз русских евреев в Нью-Йорке, 1944.

61. Маркиш Д. О еврейской ненависти к России // «22», 1984, № 38.

62. Санкт-Петербургские ведомости, 1903, 24 апр.

63. Кроль М. А. Страницы моей жизни. Т. 1. Нью-Йорк: Союз русских евреев в Нью-Йорке, 1944.

64. Пасманик Д. С. Русская революция и еврейство (Большевизм и иудаизм). Париж, 1923.

65. Международная еврейская газета, 1992, № 6 (70).

66. Куприн А. И. Обида. Истинное происшествие // Куприн А. И. Собр. соч. Т. 4. М.: Худож. лит., 1958.

67. Куприн А. И. Гамбринус // Куприн А. И. Собр. соч. Т. 4. М.: Худож. лит., 1958.

68. Померанц Г. С. Парадоксы модернизации // Человек, 1991, № 1.

69. Геллер А. Вселенная за пределом догмы. Советская научная фантастика. London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1985.

70. Краткая еврейская энциклопедия. Т. 7. Иерусалим: Об-во по исследованию еврейских общин, 1993.

71. Карманная еврейская энциклопедия. Ростов н/Д: Феникс, 1999.

72. Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1986.

73. Grundriss der Geschichte. Band 2. Neuzeit seit 1789. Stuttgart-Dusseldorf-Berlin-Leipzig: Ernst Klett Schulbuchverlag, 2001.

74. Д'Анкос Элен Kappep. Расколотая империя. Национальный бунт в СССР. London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1982.

75. Solschenizin A. November sechzehn. Munchen-Zurich: Piper, 1986.

76. Франс А. Бойня в России // Франс А. Рассказы. М.: Госиздат худож. лит., 1954.

77. Марк Твен. Соединенные Линчующие Штаты // Марк Твен. Собр. соч.: В 12 т. Т. 11. М.: Госиздат худож. лит., 1961.

78. Клименко М. Я. Другая Америка. Мечты и действительность. М.: Посев, 2001.

79. Даймонт М. Евреи, Бог и история. М.: Имидж, 1994.

80. Нудельман Р. Призрак бродит по Европе // «22», 1992, № 84.

81. Еврейская энциклопедия: В 16 т. Т. 4. М.: Терра-Terra, 1991. (Репринтное издание Об-ва для научных еврейских знаний и изд-ва Брокгауз-Ефрон).

82. Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1. Иерусалим: Гешарим, 1972.

83. Мериме П. Крепостное право и русская литература. «Записки русского охотника». Сочинение Ивана Тургенева // Мериме П. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М.: Правда, 1963.

84. Журавлева В. Еврейский вопрос в России глазами американцев // Вестник еврейского университета в Москве, 1996, № 3(13).

85. Вампир. Еженедельный художественно-сатирический журнал. СПб., 1906, № 2.

86. Кроль М. Национализм и ассимиляция в еврейской истории // Еврейский мир: Ежегодник на 1939 год. Париж: Объединение русско-еврейской интеллигенции, 1939.

87. Парке Дж. Евреи среди народов. Обзор причин антисемитизма. Париж: YMCA-Press, 1932.

88. Шолом-Алейхем. С ярмарки // Шолом-Алейхем. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Худож. лит., 1960.

89. Деникин А. И. Путь русского офицера. Нью-Йорк: Изд-во имени Чехова, 1953.

90. Дикой А. Русско-еврейский диалог. М.: Витязь, 1995.

91. Булгаков С. Н. Апокалиптика и социализм (Религиозно-философские параллели) // Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1993.

92. Митрофанов Г. Марксизм как ветхозаветный хилиазм // Посев, 2002, № 2.

93. Померанц Г. С. Квадрильон // Померанц Г. С. Неопубликованное. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1972.

94. Солженицын А. И. Образованщина // Из-под глыб. Сборник статей. Париж: YMCA-Press, 1974.

95. Сендеров В. А. Россия без интеллигенции // Посев, 1994, № 1.

96. Мелихов A. M. Исповедь еврея. СПб.: Новый Геликон, 1994.

97. Буровский A. M. Сибирская жуть-3. М.: Олма-Пресс, 2001.

98. Бердников Л. П. Вся красноярская власть. Красноярск: Красноярское книжн. изд-во, 1995.

99. Эскин Авигдор. Возвращение. 1991, №№ 3–4.

100. Агурский М. Совместим ли сионизм и социализм? // «22», 1984, № 36.

101. Дейч Л. Роль евреев в русском революционном движении. Т. 1. М.-Л.: ГИЗ, 1925.

102. Рубинштейн А. От Герцля до Рабина и дальше. Сто лет сионизма. Минск: Мет, 2000.

103. Аронов А. Принципы пролетарского сионизма. Пг.: А. Р. Грушкин, 1917.

Шварцман М. С. Община и сионисты. Пг.: Восток, 1917.

Базельская программа Всемирно-сионистской организации; Программа национально-политических требований Сионистской организации в России; Организационный статус, принятый на VII Сионистском всероссийском съезде; Инструкции Сионистской организации в Севастополе. Севастополь: Севастопольской городской сионистский комитет, 1918.

Гепштейн С. К. Пути еврейской революции. Пг.: Герцлия, 1918.

«Геховер…» – Всероссийская сионистская организация учащейся молодежи. Устав. Пг.: Кадима, 1917.

Мильштейн А. Сущность сионизма. Программа национально-политических требований сионизма в России (Петроградская программа). Ачинск, Ачинский сионистский комитет, 1917.

Сионистская организация в России. Центральный комитет. Палестинская комиссия. Воззвание. М., 1917.

Третий Всероссийский съезд сионистов в Гельсингфорсе. Подробный отчет. Вопросы реальной работы в Палестине, национально-политических требований в России. Пг.: Восток, 1917.

Украинский комиссариат сионистских организаций в Киеве. Областной сионистский съезд (3–8 октября 1917 г.). Резолюция и решения. Киев, 1917.

Трумпельдор И. «Гехалуц», его сущность и ближайшие задачи (с приложением Устава и анкеты). Всероссийская трудовая организация «Гехалуц». Пг.: Кадима, 1918.

«Югенд Поалей-Цион» – еврейский социалистический союз рабочей молодежи. Резолюция Всероссийской учредительной конференции (Москва, 1921). Программа и устав. М.: 20-я гос. типография, 1921.

Мотылев В. Е. Еврейские рабочие советы и еврейский рабочий съезд. М.: Перевал, 1918.

104. Синельников А. Как использовать еврейскую энергию в мирных целях? // Лехаим, 2002, № 3.

105. Федотов Г. П. Лицо России. Париж: YMKA-Press, 1967.

106. Ландау Г. А. Революционные идеи в еврейской общественности // Россия и Евреи. Париж: YMKA-Press, 1978.

107. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Восточная лит., 2000.

108. Тан-Богораз В. Союз молодых. Роман из северной жизни. Хабаровск: Хабаровское книжн. изд-во, 1964.

109. Тыркова-Вильямс А. На путях к свободе. London: Overseas Publicatios Interchange Ltd, 1990.

110. Буровский A. M. Несостоявшаяся империя-2. M.: Олма-Пресс, 2001.

111. Левин И. О. Евреи в революции // Россия и Евреи. Париж: YMKA-Press, 1978.

112. Мандель B. C. Консервативные и разрушительные идеи в еврействе // Россия и Евреи. Париж: YMKA-Press, 1978.

113. Достоевский Ф. М. Бесы //Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 10 т. Т. 7. М.: Госиздат худож. лит., 1957.

114. Ефремов И. А. Таис Афинская. Алма-Ата: Жазушы, 1980.

115. Бальзак О. Де Евгения Гранде. Таллин: Эстонское гос. изд-во, 1950.

116. Шафаревич И. Р. Русофобия // Шафаревич И. Р. Есть ли у России будущее? М.: Советский писатель, 1991.

117. Багрицкий Э. Г. Происхождение // Страницы русской поэзии. 1920–1930-е годы. Томск: Изд-во Томского университета, 1988.

118. Багрицкий Э. Г. Смерть пионерки // Багрицкий Э. Г. Избранное. М.: Детгиз, 1969.

119. Багрицкий Э. Г. Человек предместья // Багрицкий Э. Г. Избранное. М.: Детгиз, 1969.

120. Багрицкий Э. Г. ТВЦ // Багрицкий Э. Г. Избранное. М.: Детгиз, 1969.

121. Багрицкий Э. Г. Избранные стихотворения. М.-Л.: Худож. лит., 1964.

122. Лемке М. 250 дней в царской ставке. Пг.: ГИЗ, 1920.

123. Пасманик Д. С. Чего же мы добиваемся? // Россия и Евреи. Париж: YMKA-Press, 1978.

124. Агурский М. Идеология национал-большевизма. Париж: YMCA-Press, 1980.

125. Разрушение храма Христа Спасителя. London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1985.

126. Долой погромы! Харьков: Украинское центральное агентство при Народном комиссариате советской пропаганды, 1919.

Мозин М. В кровавом чаду. К истории добровольческой погромщины. Киев: Киевский горком ЕСДРП (Поалей-Цион), 1920.

Ленинградский С. Кто и за что устраивал погромы над евреями? М.: Красная новь, 1924.

127. Красный П. Трагедия украинского еврейства (к процессу Шварцбарда). Харьков: Госиздат Украины, 1928.

128. Булацель А. На родину из стана белых. М.: Гослитиздат, 1924.

Кантор Е. Д. Белые: рассказ о страшных делах. М.: Красная новь, 1924.

129. Заславский Д. О. Рыцарь черной сотни В. В. Шульгин. Л.: Былое, 1925.

130. Островский З. С. Еврейские погромы: Альбом иллюстраций погромного периода, 1918–1921. М.: Худож. печать, 1924.

Островский З. С. Еврейские погромы 1918–1921. Альбом. М.: Школа и книга, 1926.

131. Бунин И. А. Под серпом и молотом. Лондон: Заря, 1982.

Зуров Л. Древний путь. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1985.

Ильин И. А. О большевизме и коммунизме // Ильин И. А. Собр. соч.:

В 10 т. Т. 7. М.: Русская книга, 1998.

Ильин И. А. Мученичество. Церковь в советском государстве // Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 7. М.: Русская книга, 1998.

Кончаловский Д. П. Пути России. Размышления о русском народе, большевизме и современной цивилизации. Париж: YMCA-Press, 1969.

РегельсонЛ. Трагедия русской церкви. 1917–1945. Париж: YMCA-Press, 1977.

Pap Г. Плененная церковь. Очерк развития взаимоотношений между церковью и властью в СССР. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1954.

Розанов В. В. Апокалипсис нашего времени. М.: Центр прикладных исследований, 1990.

Романов Е. Р. В борьбе за Россию. М.: Голос, 1999.

Скрябина Е. Это было в России. Los Angeles: Almanac, 1980.

Солженицын А. И. Образованщина // Из-под глыб. Париж: YMCA-Press, 1974.

Терне А. В царстве Ленина. М.: Скифы, 1991.

132. Волков О. В. Погружение во тьму. Из пережитого. М.: Советская Россия, 1992.

133. Булгаков М. А. Белая гвардия. М.: Правда, 1989.

134. Буранов Ю., Хрусталев В. Романовы: уничтожение династии. М.: Олма-Пресс, 2000.

135. Соколов Н. Убийство царской семьи. Буэнос-Айрес: Издание Российского имперского союза-ордена, 1969.

136. Дитерихс М. К. Убийство царской семьи и членов дома Романовых на Урале. Владивосток, 1922.

137. Рябов Г. Как это было. Романовы: сокрытие тел, поиск, последствия. М.: Политбюро, 1998.

138. Красный террор в годы Гражданской войны. По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков. London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992.

139. Бела M. Мир Жаботинского. М.: Вост. лит-ра, 1992.

140. Солоухин В. А. При свете дня. М., 1992.

141. Шмелев ИВ. Солнце мертвых. М.: Согласие, 2000.

142. Шамбаров В. Е. Белогвардейщина. М.: ТОО «Алгоритм», 1999.

143. Иванов Г. В. Белая лира: Избранные стихи. М.: Яуза, 1995.

144. Мандельштам Н. Я. Вторая книга: Воспоминания. М.: АСТ-Пресс, 1999.

145. Мандельштам Н. Я. Воспоминания. Книга вторая. Париж: YMCA-Press, 1983.

146. Гинзбург Е. С. Крутой маршрут. М.: Книга, 1991.

147. Аксенов В. Каждый миг, свободный от страданий // Гинзбург Е. С. Крутой маршрут. New-York: POSSEV-USA, 1985.

148. Бабель И. Дорога // Бабель И. Избранное. М.: Гослитиздат, 1957.

149. Сафрончук В. Веймар не Рапалло, а Путин не Чичерин // Советская Россия, 2002, 16 апреля. (№ 42 (12238)).

150. Лехаим, 1999, 1 (81).

151. Фейхтвангер Л. Национализм и еврейство // Лехаим, 1999, 1(81).

152. Библия. Книги Священного Писания и Ветхого Завета. Канонические. М.: Российское библейское об-во, 1997.

153. Бабель И. Конармия // Бабель И. Избранное. М.: Гослитиздат, 1957.

154. Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ. III–IV. М.: Инком НВ, 1991.

155. Бухарин Н. И. Памяти Ильича // Семья и школа, 1989, № 4.

156. Булгаков М. А. Собачье сердце // Булгаков М. А. Дьяволиада и другие невероятные истории. Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1989.

157. Безыменский А. И. Выстрел. М.-Л.: Госиздат, 1930.

158. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1950. Статья «Безыменский».

159. Безыменский А. И. Городок. М.: Советский писатель, 1925.

Безыменский А. И. Груз. М.: Молодая гвардия, 1926.

Безыменский А. И. Феликс. Л.: Прибой, 1927. (С посвящением: «Посвящается площади ЧК».)

Безыменский А. И. Люди. М.: Молодая гвардия, 1928.

Безыменский А. И. Весенняя прелюдия. М.-Л.: Земля и фабрика, 1929.

Безыменский А. И. Стихи о комсомоле. М.: Молодая гвардия, 1935.

160. ЛевиновМ. Грибоедов и евнухи, www.machanaim.org

161. Суворов В. Ледокол. День «М». М.: ООО «АСТ-ЛТД», 1997.

162. Фурман Д. Е. Массовое сознание российских евреев и антисемитизм // Уроки Холокоста и современная Россия. М.: Научно-просветительский центр «Холокост», 1995.

163. Григорьев Г. П. П. И. Борисковский на фоне социальной психологии первой половины XX века // Каменный век старого света (к 90-летию П. И. Борисковского). СПб., 2001.

164. Выходцев П. О моде и вечных ценностях // Наш современник, 1988, № 5.

165. Окладников А. П. Очерки из истории западных бурят-монголов (XVII–XVIII вв.) Л.: Соцэкгиз, 1937.

166. Лопаткин Г. С. Летописание города Ачинска… – трудящиеся борются с религией. Ачинск: Свет, 2000.

167. Оруэлл Дж. Скотный двор // Оруэлл Дж. Проза отчаяния и надежды. Л.: Лениздат, 1990.

168. Дикой А. Евреи в России и в СССР. Новосибирск: Благовест, 1994.

169. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 49. М.: Советская энциклопедия, 1957. Статья «Ярославский».

170. Солоухин В. А. Письма из Русского музея // Солоухин В. А. Время собирать камни. М.: Правда, 1990.

171. Каганович Л. М. За социалистическую реконструкцию Москвы и городов СССР. М.-Л.: ОГИЗ, 1931.

172. Солоухин В. А. Черные доски // Солоухин В. А. Время собирать камни. М.: Правда, 1990.

173. Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства. M.-Л.: ОГИЗ, 1934.

174. Иванов Вяч. Вс. Почему Сталин убил ГЬрького? // Вопросы литературы, 1993, № 1.

175. Дикой А. Русско-еврейский диалог. М.: Витязь, 1994.

176. Шварц С. М. Евреи в Советском Союзе с начала Второй мировой войны (1939–1965). Нью-Йорк: Издание американского еврейского рабочего комитета, 1966.

177. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1988.

178. Паустовский К. Г. Повесть о жизни // Паустовский К. Г. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Госиздат, 1958.

179. Бояринцев В. Еврейские и русские ученые: мифы и реальность. М.: ФЭРИ-В, 2001.

180. Фрейд З. Я и Оно. Минск: Прамеб, 1993.

181. Шафаревич И. Р. Есть ли у России будущее? М.: Советский писатель, 1991.

182. Алексеев В. Павел Филонов: «Крестьянская семья» // Семья и школа, 1989, № 4.

183. Батай Ж. Литература и зло. М.: Изд-во МГУ, 1994.

184. Сарнов Б. Евреи и русская литература // Наш голос / Unsere Stimme / 2001, № 1.

185. Паттерсон Д. Г. С еврейским отрядом в Галлиполии. С приложением статей Жаботинского В. Е. и Трумпельдора И. / Пер. с англ., под ред. и с предисловием К. И. Чуковского. М.: Изд-во Русского об-ва для изучения еврейской жизни, 1917.

186. Рубина Р. Шолом-Алейхем. Краткий биографический очерк // Шолом-Алейхем. Собр. соч. Т. 1. М.: Худож. лит., 1959.

187. Багрицкий Э. Г. О Пушкине // Багрицкий Э. Г. Избранное. М.: Детгиз, 1970.

188. Бабель И. Э. Как это делалось в Одессе // Бабель И. Э. Избранное. М.: Гослитиздат, 1957.

189. Бабель И. Э. Начало // Бабель И. Э. Избранное. М.: Гослитиздат, 1957.

190. Бабель И. Э. Отец // Бабель И. Э. Избранное. М.: Гослитиздат, 1957.

191. Бабель И. Э. Конец богадельни // Бабель И. Э. Избранное. М.: Гослитиздат, 1957.

192. Войнович В. В. Москва-2042. М.: Вся Москва, 1990.

193. Сегель А. Я. Как человек стал великаном. М.: Детгиз, 1967.

194. Шварц С. М. Антисемитизм в Советском Союзе. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1952.

195. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Вермонт: Khronika press, 1984.

196. Панкратова А. Великий русский народ. М.: Госполитиздат, 1952.

197. История еврейского национального движения. 1914–1949. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1994.

198. Гурко Г. Буржуазный националист Альтман // Советское искусство, 1949, 19 февр.

199. Симонов К Задачи советской драматургии и театральной критики // Литературная газета, 1949, 2 марта.

200. Дмитерко Л. Состояние и задачи театральной и литературной критики на Украине // Литературная газета, 1949, 9 марта.

201. Некрин А. Отрешись от страха. London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1979.

202. Борее Ю. Сталиниада. Рига: Паритет, 1991.

203. Цёлкош Л. Я – последняя // Новая Польша, 2002, № 3.

204. Кольман А. Мы не должны были так жить. New York: Chalidze Publications, 1982.

205. Харвурд P. Шесть миллионов – потеряны и найдены. М.: Вече, 1998.

206. Веллер М. Сопутствующие условия // Веллер М. Хочу быть дворником. СПб.: Лань, 1996.

207. Нитобург Е. Л. К вопросу о статистике // Уроки Холокоста и современная Россия. М.: Научно-просве<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...