Характеристика методов и приёмов развития речи детей. Методические принципы обучения дошкольников родной речи.
Метод обучения - способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение знании, умении и навыков. Наглядные методы. изучаемые объекты наблюдаются детьми непосредственно использ -наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. объекты недоступны при непосредственного наблюдения применяется: показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов; применяются для вторичного ознакомления, закрепл зн, формиря связной речи - рассматре картин со знакомым детям содерж, рассмате игрушек, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Во всех эт процх обязательно слово Вля, оно направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Словесные методы. прим реже чем в шк. В д/с применся методы, связанные с худ словом. Вль читает детям худ произвя, предусмотренные программой. Используются более сложн методы — заучивание наизусть, пересказ. Меньше распрен в доу метод рассказа Вля, хотя он должен иметь место: ран возраста (рассказ без показа), дошк гр (рассказы из жизнен опыта Вля, рассказы о благородных поступках). В ст гр для закрепя сообщенных зн, приучения к коллект разговору использся метод беседы. Возрас особти детей требуют опоры на наглядность, поэтому в словес методах применяют наглядные приемы обучения (кратковрем показ предмета, игрушки, рассматрние иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки — предмета и т. д.). Практические методы. Цель — обучить детей на практике примть получные зн, помочь усваивать и совершенвать реч УН. Носят чаще игровой хартер. Дидакт игра (с нагляд матлом и словесная) — универный метод закрепния ЗУ. Она использся для решения всех задач разв речи. Работу со знак литер текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. Они применимы для обучения рассказнию. При ознакнии детей с некотми явлми быта и природы на занях м б использованы методы труд харакра (приготовление пищи). К практич методам относят разработые С. В. Петериной наглные игры-занятия, игры- инсценировки этического харра. Осн зад этих игр-занятий — воспние культуры поведения детей, они важны и для разв речи, т к обогащают словарь, закреют навыки разговной речи.
Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач. Прием — это элемент метода. их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые. Словесные приемы. Речевой образец — правил, заранее отработ реч (языковая) дть вля. Образец д б доступен для повтория, подражания. Повторение — преднамере, неоднократное исполние одного реч элемта (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Объяснение — раскрытие влем сущности к-л явлния, образа действия. Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого резта. Различся указания обуч харра, организацые, дисциплинщие. Слов упрние — многократное выполние детьми опредных реч действий для выработки и совершенния реч УН. Оценка детской речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степ усвоения зн и реч ум. Вопрос — слов обращение, требее ответа, задание реб, предполагающее исполние или переработку имеющихся зн. Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесении звук и др.— также обычно сочется со словес приемами, напр образец произношения зв и показ картинки, называние нов слова и показ объекта, им обозначаемого. В разв речи детей оч важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает вние детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи. По их обучающей роли приемы развития речи можно разделить на прямые и косвенные. Эти категории приемов подробно разработаны дошк педагогикой. Напр являются образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указания и др. Среди прямых приемов обучения можно выделить на определенном занятии с конкретным содержанием приемы ведущие, основные для данного занятия и приемы дополнительные. Напр, на зан по рассказыванию в зависти от цели его и ур ум детей вед ириемом м б образец рассказа, а др — план, варианты плана, вопр — будут дополнит. На др зан вед приемом м б план рассказа, дополнит — коллект разбор отдел пункта плана и т. д. В беседе вопр — вед прием; в обучении рассказыванию они играют дополнит роль. Косвенными приемами являются напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика. На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов.
Методические принципы (или общие правила) выбора средств обучения могут быть сформулированы следующим образом. 1. Принцип внимания к «материи языка»,к физическому развитию органов речи и пишущей руки. Построить обучение на принципе внимания к «материи языка» и к физическому развитию органов речи и пишущей руки — знт выбрать срва обуч так, чтобы они обеспечили физическую, мускульную работу речевого аппарата ребенка. Дети д ощутить — услышать, артикулировать, модулировать св голосом все фонемы, просодемы, цельные интонации, слова, предлож, связе тексты; при обуч письменной речи они д уметь коордвать движя артикуляц аппарата с движениями пишущей руки. 2. Принцип понимания языковых знач и одноврем разв лексических и грамматич навыков. Построение методики обуче с опорой на принп понимя язык значей предпгает такой отбор срв обуч, кот представит детям их речь как знак сист, как сложный код. Прост и слож знаки эт кода дети д соотнести с разн явлми действитти, т. е. декодировать. Методич приемы, кот испол в эт раб вль, д обеспечить тренировку мысли реб и послужить выработке у него грамматических и, следоно, мыслительных навыков.
3. Принцип оценки выразительности речи. предполагает такой отбор дидакт матерла, кот развил бы спосость чувствать эмоцные оттенки речи, сделал бы доступ различе эмоцные состояния. Приемы обуч д б выбраны, чтобы обеспечить разве навыков восприятия поэтической речи, а в дальнейшем и усвоение функциональных стилей речи. 4. Принцип развития чувства языкового чутья. Реализация эт принципа предполагает такую организацию обучения, которая облегчила бы детям запоминание фактов родного языка (элементов и конструкций), усвоение традиции их употребления в речи. 5. Принцип опережающего развития устной речи перед письменной, сопоставления письменной речи с устной в процессе усвоения письма. Обучение письму, построенное по этому принципу, предполагает такой отбор дидактического материала, с помощью которого ребенок мог бы: 1) научиться координировать движения органов речи мышц лица, гортани, легких, а также слухового аппарата — с мышцами пишущей руки и читающих глаз; 2) осознать (объективировать) для себя сходство и несходство звуков и букв, интонации и знаков препинания; 3) быстро переходить от устной формы речи к письменной и наоборот. 6. Принцип последовательного наращивания темпов обогащения речи. Следуя этому принципу, необходимо по мере развития ребенка изменять дидактический языковой материал (повторять усвоенный ранее и добавлять новый), усложнять приемы обучения, т. е. стремиться к тому, чтобы речевая деятельность детей становилась все более и более самостоятельной. При организации обучения необходимо предоставлять детям возможно больше самостоятельности в решении собственно речевых задач и одновременно воспитывать самодисциплину, способность сосредоточивать волевые усилия при выполнении их. Методические (лингводидактические) принципы выбора средств обучения родному языку лежат в основе обучения языку на всех возрастных ступенях жизни человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|