Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика словарной работы в возрастных группах детского сада.




Методика словарной работы в д/с предусматри­вает следующие направления:

1) Обогащение словаря. способть количест накоплению слов, необхх ре­б для реч общения с окруж. Обогащ речи должно идти прежде всего за счет знаменательных слов. Бол труднть для усв реб представ числительные, явлся наиб абстракт частью лексики. Важную роль играет обогащение речи словами, обознач качва и свва предов, а также элемен­т поня. Следует знакомить и со словарем, использ в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, ма­тушка, родимая и др.). Ребенка старш, следует при­учать воспрть устойч словосочетания, пословицы и поговорки. Ма­лен ребенку трудно усвоить общее значе словосочетания, кот не завит от конкрет смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т. п.). Поэтому вль д вклть в св речь выражения, смысл которых будет ясен детям.

2) Закрепление и уточнение словаря. как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, и в их запоминании. нужд слова, трудные для детей: собирательные существит — обувь, транспорт и др., отвлеченные сущ — красота, тиши­на, чистота и т. п., числит, относит прилагат — городской, пассажирский, железный и т. д., а также слова, слож­е в звук или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик). Зад: уточнение смысла слова, углубление его значения. Эт проц происхит на протяжении всего дошк возраста. Необход обращ вне детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает раз­ные предметы {ручка —для письма, ручка — фур­нитура), привлет вне детей, вызт интерес.

3) активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания; вль побуждает детей употрть в речи наиб точные, подходящие по смыслу слова. Спец приемы актив словаря д вызыть у реб вние к выбору слова, формирть точность и ясность речи. В «ПВО» спец подчеркнуты требования к активному словарю детей, определены слова, кот они д не только понимать, но и свободно употрть, усвоение которых представ­ляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, тре­угольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря — это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком

4) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

Содере словарной раб в различх возрх гр опред «ПВО». В «Про­грамме» словарная работа строится на основе ознакомления детей с окружающим, поскольку сообщение детям знаний и соответству­ющих слов происходит в единстве.

Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каж­дой возрастной группе, оно идет по следующим направлениям: 1) овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом; 2) рост словаря за счет понимания слов, обозначающих каче­ства, свойства, детали предметов и явлений, их отноше­ния. Этот процесс требует способности к расчлененному восприя­тию, владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение; 3) введение в лексикон слов, обозначающих элементарные по­нятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обоб­щать предметы и явления по существенным признакам. Следоват, при осуществлении словарной работы необходимо единство речевого и умственного развития детей.

В программе представлений об окружающем можно условно вы­делить такие крупные разделы: лично-бытовые ориентировки; яв­ления общественной жизни; родная страна; В. И. Ленин — вождь и организатор нашего государства, его соратники; Советская Ар­мия—защитница Родины; труд людей; средства передвижения лю-д«й и связь; жизнь природы.

«Программа» предусматривает постепенное усложнение матла по ознакомлению детей с окружающим. С возрастом круго­зор детей расширяется — от представлений и элементарных поня­тий о предметах, с которыми дошкольники сталкиваются в режим­ных моментах, в ближайшем окружении (в 2—3 года), до понятий общественного характера, событий общественной жизни страны (6—7 лет).

 

Теоретические основы формирования грамматически правильной речи. Закономерности усвоения детьми грамматического строя, типичные трудности у детей (А.Н. Гвоздев).

Грамматический строй языка – этосистема единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования, синтаксиса.

Морфология – грамат свва слова, граматичес значения в пределах слова.

Словообразование – образование слова на базе др однокоренного слова

Синтаксис – словосочетание и предложения сочетаемость и порядок следование слов.

Знакомство детей со словообразованием

Грамматика – наука о строе языка и его законах. совокупность знаний кот нужны чел, чтобы создавать высказывания и понимать высказывания других.

Гвоздев

Выделяя этапы усвоения детьми грамат строя родного языка:

1. 1,3 – 1,8 мес – предложения из односложных слов

Особенности усвоения грамат строя языка

2. 1,10 – 3 г. – усвоение грамат структуры предложения

3. 3 – 6 л. – усвоение морфологич системы рус яз.

 

Особенности усвоения грамат строя языка

предложения: однословные, двусловные предложения. Появляются сущест, затем глаголы.

Остаются неусвоенные категории предложения

есть простые предложения, увелич число слов

бессоюзные сложносочиненные затем предложения

время, число – освоены

появлся прилагат -> краткие причастия

появлся местоимания готорят о себе в третьем лице

частицы –> союзы -> предлоги

если отсутствует какаято часть речи, надо - разнообразить виды Дти, пополнить словарный запас.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...