Методика словарной работы в возрастных группах детского сада.
Методика словарной работы в д/с предусматривает следующие направления: 1) Обогащение словаря. способть количест накоплению слов, необхх реб для реч общения с окруж. Обогащ речи должно идти прежде всего за счет знаменательных слов. Бол труднть для усв реб представ числительные, явлся наиб абстракт частью лексики. Важную роль играет обогащение речи словами, обознач качва и свва предов, а также элемент поня. Следует знакомить и со словарем, использ в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.). Ребенка старш, следует приучать воспрть устойч словосочетания, пословицы и поговорки. Мален ребенку трудно усвоить общее значе словосочетания, кот не завит от конкрет смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т. п.). Поэтому вль д вклть в св речь выражения, смысл которых будет ясен детям. 2) Закрепление и уточнение словаря. как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, и в их запоминании. нужд слова, трудные для детей: собирательные существит — обувь, транспорт и др., отвлеченные сущ — красота, тишина, чистота и т. п., числит, относит прилагат — городской, пассажирский, железный и т. д., а также слова, сложе в звук или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик). Зад: уточнение смысла слова, углубление его значения. Эт проц происхит на протяжении всего дошк возраста. Необход обращ вне детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы {ручка —для письма, ручка — фурнитура), привлет вне детей, вызт интерес. 3) активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания; вль побуждает детей употрть в речи наиб точные, подходящие по смыслу слова. Спец приемы актив словаря д вызыть у реб вние к выбору слова, формирть точность и ясность речи. В «ПВО» спец подчеркнуты требования к активному словарю детей, определены слова, кот они д не только понимать, но и свободно употрть, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря — это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком
4) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Содере словарной раб в различх возрх гр опред «ПВО». В «Программе» словарная работа строится на основе ознакомления детей с окружающим, поскольку сообщение детям знаний и соответствующих слов происходит в единстве. Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идет по следующим направлениям: 1) овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом; 2) рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение; 3) введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам. Следоват, при осуществлении словарной работы необходимо единство речевого и умственного развития детей. В программе представлений об окружающем можно условно выделить такие крупные разделы: лично-бытовые ориентировки; явления общественной жизни; родная страна; В. И. Ленин — вождь и организатор нашего государства, его соратники; Советская Армия—защитница Родины; труд людей; средства передвижения лю-д«й и связь; жизнь природы.
«Программа» предусматривает постепенное усложнение матла по ознакомлению детей с окружающим. С возрастом кругозор детей расширяется — от представлений и элементарных понятий о предметах, с которыми дошкольники сталкиваются в режимных моментах, в ближайшем окружении (в 2—3 года), до понятий общественного характера, событий общественной жизни страны (6—7 лет).
Теоретические основы формирования грамматически правильной речи. Закономерности усвоения детьми грамматического строя, типичные трудности у детей (А.Н. Гвоздев). Грамматический строй языка – этосистема единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования, синтаксиса. Морфология – грамат свва слова, граматичес значения в пределах слова. Словообразование – образование слова на базе др однокоренного слова Синтаксис – словосочетание и предложения сочетаемость и порядок следование слов. Знакомство детей со словообразованием Грамматика – наука о строе языка и его законах. совокупность знаний кот нужны чел, чтобы создавать высказывания и понимать высказывания других. Гвоздев Выделяя этапы усвоения детьми грамат строя родного языка: 1. 1,3 – 1,8 мес – предложения из односложных слов Особенности усвоения грамат строя языка 2. 1,10 – 3 г. – усвоение грамат структуры предложения 3. 3 – 6 л. – усвоение морфологич системы рус яз.
Особенности усвоения грамат строя языка предложения: однословные, двусловные предложения. Появляются сущест, затем глаголы. Остаются неусвоенные категории предложения есть простые предложения, увелич число слов бессоюзные сложносочиненные затем предложения время, число – освоены появлся прилагат -> краткие причастия появлся местоимания готорят о себе в третьем лице частицы –> союзы -> предлоги если отсутствует какаято часть речи, надо - разнообразить виды Дти, пополнить словарный запас.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|