Роль эколога и других специалистов ДОУ в экологическом воспитании детей
Эколог дошкольного образовательного учреждения — специалист с любым естествоведческим образованием (биологическим, географическим, химическим, сельскохозяйственным), который ориентирован на специфику экологического воспитания детей, готов понять психологию маленьких ребят, разобраться в условиях их жизни в детском саду. Наличие такого специалиста обеспечивает грамотный подход к постановке и осуществлению в детском саду нового направления в образовании, требующего от педагогического коллектива соответствующих знаний и умений. 'Функциональные обязанности эколога ДОУ могут быть достаточно широкими и конкретными. Это бионадзор за зеленой зоной детского сада; повышение квалификации педколлектива ДОУ по основам экологии; пропаганда экологических знаний среди родителей; краеведческое исследование места нахождения ДОУ; мониторинг окружающей среды детского сада; эколого-педагогическая работа с детьми. Рассмотрим подробнее обозначенные функциональные обязанности эколога. Бионадзор — руководство организацией экологоразвивающей среды в детском саду, создание необходимых и правильных с экологиче-. ской точки зрения условий жизни для всех растений и животных в помещении и на участке дошкольного учреждения. Эколог следит за тем, чтобы правильно содержались птицы и рыбы в уголках природы, чтобы в соответствии с биологическими особенностями выращивались комнатные растения, чтобы грамотно создавался летний огород или огород на окне в зимне-весенний период. Он проводит по всем этим вопросам консультации с воспитателями, регулярно осматривает уголки природы, дает рекомендации по частным вопросам (как сделать обогрев для черепахи, как разнообразить корма для попугаев, как добиться цветения какого-то растения и т.д.).
Под руководством эколога планируется и заселяется комната природы или зимний сад, разбивается площадка природы или создаются миниферма, экологическая тропа. Во всех практических делах эколог выступает прежде всего в роли знающего организатора, а затем и непосредственного участника. Именно эколог отвечает за своевременность проведения различных мероприятий — начала зимней подкормки птиц, весенней пересадки или подкормки комнатных растений, выгонки луковичных или других растений и пр. Очень важно, чтобы во всех конкретных случаях было правильное распределение труда. За растения и животных группового уголка природы несет ответственность воспитатель, а эколог отвечает за своевременную консультацию воспитателя по поводу их правильного содержания. Эколог обдумывает озеленение и благоустройство участка, приобретает посадочный материал, инвентарь на весь коллектив ДОУ, участвует в самом озеленении. Важное значение имеют организация выращивания кормов для животных детского сада (овес и другие злаковые культуры, кормовые корнеплоды, подсолнечник и кукуруза), заготовка сена, опилок. Эколог может наладить разведение мотыля, трубочника, мучных червей для рыб и птиц. В работе по созданию и поддержанию зеленой зоны ДОУ ему могут помочь контакты с различными организациями и учреждениями, например с обществом охраны природы, Комитетом по экологии, станцией юных натуралистов, Ботаническим садом, лесхозом и др. Эти организации могут, оказать разнообразную помощь детскому саду (материальную, информационную, финансовую и др.), поделиться посадочным материалом, удобрениями, дать необходимую консультацию. Повышение квалификации педколлектива по основам экологии — важнейшая функция эколога.
Основой построения системы обучения взрослых являются ведущие понятия биоэкологии (взаимосвязь организма со.средой обитания, морфофункциональная приспособленность растений и животных к внешней среде, биоценоз, экосистема и ее равновесие, цепи питания и др.), имеющие значение для реализации любой программы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задача эколога — самостоятельно выстроить теоретико.-прак-тическую систему, повыщения квалификации педколлектива ДОУ по основам экологии в любой приемлемой форме (непрерывно действующий семинар, система консультативного обучения, цикл лекций в. сочетании с практическими занятиями и пр.). Знания будут усвоены педагогами и затем использованы в ра Только в этом случае повышение квалификации по основам экологии будет эффективным: воспитатели поймут сами и смогут
объяснить детям, какие экологические факторы определяют жизнедеятельность растений и животных, которые их окружают. Правильно построенная и практически подкрепленная система обучения формирует экологическое мышление взрослых, развили их экологическое сознание, культуру видения и использован и. I природы, поднимает уровень духовности, позволяет понять ГЛ1 бальные экологические проблемы Земли. Особое значение приобретают разные по форме практические занятия с педагогами: экскурсии по зданию детского сада с осмотром комнатных растений, определением их состояния, степень ни оптимальности условий жизни; экскурсии по участку, которе помогут воспитателям разобраться в многообразии культур ных и дикорастущих растений, познать некоторые взаимосви Я экосистемного характера, сезонные изменения в состоянии рВ1 тений, обусловленные факторами неживой природы и погодим ми условиями; практикумы по наблюдению за животными, оС>и тающими на территории ДОУ и в домашних условиях. Очень важными являются экскурсии по ближайшим окрести»' стям — в лес, на луг, в парк, к пруду, речке, болоту. Воспитан лям без помощи эколога разобраться в биоценологических свяЭЯ разных экосистем, понять цепочки питания между растениями, насекомыми, птицами, существующие в этих сообществах, пра! тически невозможно. Именно поэтому эколог сначала сам обсЛ! дует местность, выявляет специфику биоценозов, устанавливав взаимосвязи между членами сообщества, составляет общую Х| рактеристику экосистемы и только потом ведет на экскурсию В01 питателей.
Краеведческое исследование территории, на которой находиТ1 детский сад, — еще одна важная задача эколога, связанная с пр{ дыдущей его функцией. Эколог может собрать материал о природ ных особенностях, историческом прошлом края, конкретного м» ста, где находится детский сад. Такой материал полезен для любом» образовательного учреждения и может быть использован в педаГО гическом процессе в самых различных вариантах: на родительски1» собраниях, на занятиях с детьми, на семинарах с воспитателями Подробные сведения о природных особенностях ближайшего окру жения помогут интересно проводить экскурсии, прогулки, ПОХ0 ды, организовывать акции в защиту первоцветов, елей, птиц, р\ чьев, родников и малых речек. Эти же сведения помогут обнару жить природные объекты, достойные статуса памятников прирС ды: на каждой территории можно найти очень старые или достопримечательные деревья, интересные камни, заповедные местечки старинные усадьбы. Не менее значима история края: события, ев! занные с разными сторонами жизни людей, их деятельностью И предприятиями, на которых они трудятся. Все это — и природны» и исторические сведения о крае — может быть включено в занятип детьми. Нет сомнения, что такой материал важен в нравственном отношении — он развивает любовь к малой родине, любовь к тому месту, где родился человек. Пропаганда экологических знаний среди родителей — эта функция прямо связана с предыдущими обязанностями эколога, особенно с двумя последними. Он готовит небольшие, но яркие наступления с экологически значимым материалом для общих и групповых родительских собраний. Интересным может быть его участие в подготовке демонстрационных ширм, тематических витрин. Под его руководством может быть создан общий экологический стенд. Пропаганда экологических знаний среди взрослых — (формирование экологического мировоззрения, практических на-иыков природОйользования, экологической культуры людей, которые воспитывают маленьких детей в семье и являются для них самыми большими авторитетами.
Мониторинг окружающей среды — комплекс разных мероприятий, позволяющий определить характеристики и параметры воздуха, которым дышат дети и взрослые в помещении и на участке детского сада; воды, которую пьют; почвы, на которой выращи-мают фруктовые и овощные культуры; песка в песочницах, которым играют дети. Не секрет, что окружающая среда, особенно в больших городах, сильно загрязнена выбросами предприятий, выхлопными газами автотранспорта, сельхозотходами, а продукты питания нередко содержат вредные для человека нитраты. В почве, в воде постоянно обнаруживаются тяжелые металлы и другие иредные для здоровья химические элементы. Первая задача эколога — овладеть методами мониторинга окружающей среды, наладить взаимодействие с санэпидстанциями, жологическими лабораториями и другими учреждениями, отслеживающими состояние окружающей среды. Вторая задача — организовать и осуществить мероприятия, способствующие улучшению условий жизни детей и взрослых а детском саду. В зависимости от конкретных условий это могут быть самые различные инициативы. Плохая вода, поступающая в ДОУ, нуждается в дополнительной фильтрации — значит, нужны специальные установки. Воздух в помещении могут улучшить система проветривания, а при плохом наружном воздухе — установка кондиционеров, люстр Чижевского, различных ионизаторов. Особое % аначение имеют комнатные растения они обогащают воздух кис-* лородом в дневное время, а некоторые очищают его от бактерий и вредных веществ. Например, многие суккуленты выделяют фитонциды, уничтожающие болезнетворные бактерии, ахлорофи-тум обладает способностью поглощать некоторые вредные химические вещества. Задача эколога — выяснить, какие растения целесообразно поселить в группах детского сада, чтобы улучшить воздушную среду помещений.
Микроклимат участка создается специальным озеленением: зеленая стена из деревьев и кустарников по всему периметр территории ДОУ уменьшит попадание на нее выхлопных газо от машин, увеличит содержание кислорода в воздухе, сделае его умеренно влажным. Если детский сад регулярно выращивае овощи на участке, то эколог должен сделать анализ почвы: про дукция с «грязного» огорода вредна для здоровья детей и взрослых. В этом случае можно организовать регулярный завоз экологически чистой почвы для огорода или создать теплицу, «огород на окне». Время от времени эколог может проверять продукты питания, поступающие в детский сад, на содержание нитратов.
Эколог детского сада, расположенного недалеко от атомной станции или какого-либо предприятия с атомным реактором, должен отслеживать с помощью дозиметра степень радиационной загрязненности окружающей среды. В случае фиксации показателей, превышающих естественный радиационный фон, должны быть приняты меры безопасности (дети не должны выходить на прогулку, взрослые не должны открывать окна помещения и др.) Педагогическая работа специалиста-эколога занимает значительное место в его функциональных обязанностях. Должен ли он брать на себя проведение всех занятий и других педагогических мероприятий по ознакомлению детей с природой во всех возрастных группах, как это практикуется в настоящее время в некоторых ДОУ? Ни в коем случае. Главная фигура в экологическом воспитаний детей — воспитатель, который является носителем экологической культуры и проявляет ее в повседневном педагогическом поведении. Воспитатель работает с детьми с утра до вечера; его внимание к явлениям и объектам природы, забота о растениях и животных, интерес к их жизни, во что он так или иначе вовлекает детей, являются главными факторами, формирующими начала экологической культуры у дошкольников. Именно воспитатель отвечает за уровень экологической воспитанности своих питомцев. Участие эколога в педагогическом процессе иное, чем у воспитателя в группе, в его функции входит следующее: • отбор краеведческого материала, интересных объектов и яв •разработка содержания экскурсий и походов в экосистемы (лес, пруд, луг и др.), определение доступных пониманию детей экологических явлений; взаимосвязей в сообществах, составление маршрутов в природу; • проведение вместе с воспитателем прогулок, экскурсий, походов в природу; • разработка и проведение занятий и экскурсий в комнату природы, зимний сад по экологической тропе;
• посещение и просмотр занятий с экологическим содержали ем, проводимых воспитателями в старших группах, их анализ; • составление паспортов на комнатные растения и растения учи стка зеленой зоны ДОУ; • приобретение и изготовление наглядных пособий ЭКЩ0ГИЧ6 ского содержания, раздаточного материала; • подбор и накопление детской и взрослой литературы приро доведческого и экологического содержания, организация мини библиотеки; • составление картотеки и библиографии по разным ВОПРОСИМ экологического воспитания детей; •разработка сценариев экологических праздников, их оргаНИ зация*и проведение (совместно с педколлективом); •разработка экологических акций, их организация и провеДс ние вместе с воспитателями; • проведение кружковой работы с детьми (не обязательно), В педагогической деятельности эколог не подменяет носит;! теля. Его главная задача — поднять общую экологическую культу ру персонала детского сада, вооружить воспитателей ЭКОЛОГИЧСС кими знаниями, организовать экологически грамотное ВЗВИМО действие детей и взрослых с природой. Именно поэтому он боре I на себя самые трудные функции в новой области образования разработку экологического содержания разных педагогическич мероприятий, исследование окружающей природы и Грамотное создание эколого-развивающей среды в. ДОУ, проведение КОН сультативной работы со взрослыми, отслеживание правильности подачи экологического материала воспитателями. I Результативность работы дошкольного учреждения — ЭТО И Г01 скоординированного взаимодействия всего персонала, понима ние и выполнение сотрудниками своих специфических в ЭКОЛОГИ ческоМ воспитании функций. Медсестра и врач совместно с ИНСI руктором по физическому воспитанию осуществляют ЭКОЛОГО оздоровительную работу с детьми. Медсестра следит за подцвржя нием гигиенических нормативов среды проживания ДОЩКОЛЬНИ ков. Вместе с воспитателем и инструктором по физвОспиТйНИЮ детей они формируют у детей первоначальные навыки ЗДОООВОГО образа жизни. Задача психолога — создание благоприятн- ЦК,п м<> сферы, проведениев. жизнь личностно-ориентированнсж> СТИЛЯ взаимодействия взрослых с детьми и их родителями; вмеси- СО старшим воспитателем психолог руководит диагностикой уровня экологической воспитанности детей, анализ которой позволяв! скорректировать работу всего учреждения. Музыкальный руково дитель вместе с руководителем изодеятельности и воспитателями разрабатывает мероприятия, обеспечивающие реализацию ЭКОЛО го-эстетического направления.
Важен творческий поиск каждого из участников педагогическ< го процесса в учреждении, которое занимается экологически воспитанием детей. Творчество начинается с неравнодушного отношения взросло го к своим функциональным обязанностям, поиска способов ре шения задач и достижения целей экологического воспитания де тей, становление у них начал экологической культуры. Творче ство развивается в активных практических действиях, переходит I систему целенаправленных мероприятий; оно сопряжено с ан8 лизом и осмыслением достигаемых результатов, с поиском форм самосовершенствования и саморазвития. В итоге появляется ПО требность в демонстрации успеха, в общественной оценке и при знании, возникает желание поделиться опытом с другими. Обозначенный путь — путь развития личности. Психологи ут верждают, что человек как деятель развивается прежде всего и процессе познания действительности. Ведущее значение при этом имеет профессиональный труд. Особое удовлетворение приност людям творческий труд, когда ставятся и решаются новые заД| чи, осуществляется поиск новых средств и способов их решения Активный творческий поиск педагога, воспитателя, который осу ществляется на основе сложившегося мировоззрения, — это, по выражению В. С. Мухиной, «второе рождение» личности. РазвивЙ ющаяся при этом личность способна к самоопределению, они активно реагирует на обстоятельства, способна сопротивляться или подчиняться им в зависимости от того, насколько они согл! суются с ее мировоззрением. Второе (в данном случае професс ональное) рождение личности повышает самосознание, пом гает преодолеть стереотипы мышления и поведения. Это особенно важно для тех, кто занимается решением экол гических проблем — проблем планетарного масштаба. Новая о ласть педагогики — экологическое воспитание — открывает во: можности для раскрытия творческого потенциала каждого добр< вольно вставшего на эту стезю. Реализация этого потенциала ос ществляется через индивидуальные особенности личности, ее н; правленность, темперамент и способности. Итог творческого поиска любой личности — ощущение собственно го роста, саморазвития и самодвижения, продуктивности собственно!! деятельности, ее социальной значимости и общественного признании Контрольные вопросы 1.Как осуществляется организационно-методическое руководство экологическим воспитанием детей в ДОУ? 2. Какова роль заведующего ДОУ? Как старший воспитатель проводит м тодическую работу с педколлективом по экологическому воспитанию детей 3. В чем заключаются функции эколога в детском саду? Каково е участие в педагогическом процессе? ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|