Подготовительная к школе группа
В подготовительной группе цикл наблюдений за птицами (парой волнистых попугаев) включает рассматривание и уточнение особенностей внешности птиц, детальное знакомство со способами их передвижения по твердой основе и по воздуху, со свойствами перьев (маховых, пуховых), их расположением на теле, различным назначением (для маха — опоры на воздух и для обогрева). Детям этого возраста интересно наблюдать и за механизмом взлета и посадки (как веером раскрываются хвост и крылья). Несколько наблюдений посвящается общению: как попугаи относятся друг к другу, как люди могут общаться с попугаями, приручать их. Особый цикл наблюдений в этой группе связан с появлением у птиц потомства. В содержание этих наблюдений входят подготовка взрослых птиц к выведению потомства, гнездование, высиживание яиц и выкармливание птенцов. Одновременно с работой в уголке природы во всех возрастных группах проводятся наблюдения за пернатыми на участке. Дети знакомятся с разными птицами: учатся различать их по размеру, цвету оперения, крику. Они наблюдают за поведением пернатых в естественной обстановке: как передвигаются по земле, летают, купаются в песке и лужах, что клюют куда садятся для отдыха, как осторожны и пугливы — быстро реагируют на все окружающее, как в весеннее время строят гнезда, выводят птенцов. Нетрудно заметить, что циклы наблюдений — это конкретизированная для каждого возраста единая система представлений о птицах, в которой органически увязано содержание знаний об их связи со средой обитания, о многообразии видов, росте и развитии потомства. На протяжении четырех лет дети знакомятся с внешним строением, поведением птиц, с условиями их жизни. На каждом следующем возрастном витке дети рас ширяют и углубляют представления об уже знакомом, устанавливают морфофункциональные связи сначала на уровне организма, а затем и в единстве со средой обитания, постепенно приближаясь к пониманию общей приспособленности птиц к жизненно необходимым условиям внешней среды. Следует отметить, что при этом дети рассматривают как целое, так и детали: с общего осмотра птицы начинаются циклы наблюдений в каждой возрастной группе; затем идет ознакомление с отдельными деталями — конкретными частями тела, с внешними органами и — что особенно важно — их функциями. В этом процессе ребенок от общего, первоначального (во второй младшей группе), недифференцированного наблюдения продвигается к постепенной и все нарастающей детализации, на основе которой в завершающем (в подготовительной группе) цикле наблюдений он восходит снова к общему, но уже качественно иному общему — оно насыщено знанием конкретных деталей, пониманием их свойстви назначения. Все это обеспечивает возможность полноценного осознания приспособительной связи животного (конкретно — птиц) со средой, и которой оно обитает (для птиц — это приспособленность к наземно-воздушному образу жизни и определенной климатической зоне). Рассмотрение этого общего на принципиально новом уровне составляет содержание специального занятия, которое завершает циклы наблюдений и является существенным структурным звеном всей системы*.
Конкретно это можно проследить следующим образом. Первое и четвертое наблюдения («Знакомимся с птицей», «Что птица делает в клетке?») во второй младшей группе — первое общее восприятие птицы, внешних особенностей, позволяющих выделить ее среди других животных и предметов. Вычленение поведения (на примере любых действий) как признака в целом, присущего настоящим животным (в отличие от птички-игрушки или ее изображения на картинке). Наблюдения 2-е, 3-е, 5-е — первое знакомство с условиями жизни птицы, главное из которых — кормление (пища и вода). Три наблюдения с разных сторон подводят детей к пониманию того, что нужно давать пернатому жильцу и
Занятия представлены в главе 5. что кормление является обязательным ежедневным процессом для поддержания жизни птицы, и это зависит от людей, поскольку птица живет в группе и только воспитатель вместе с детьми ответственны за ее своевременное кормление, а значит — за ее жизнь. Первоначальные знания об условиях жизни невелики, но они сразу обеспечивают формирование отношения детей к живому объекту, и, следовательно, их можно назвать экологическими. Эти наблюдения помогают выстроить цепочку: жизнь птицы зависит от пищи и воды, которые обеспечивает человек (человек — корм для птицы — живая птица). Экологической такую цепочку можно назвать лишь в дидактических целях, но ее осознание очень важно для педагогов: у трехлетних детей в процессе деятельности начинает формироваться понимание зависимости жизни живого существа от факторов внешней среды (пищи, воды) и человека, наблюдение 6-е («Какие части тела есть у птицы?») — первая детализация недифференцированного целого: дети находят и фиксируют зрительно части тела (голова, хвост и т.д.). Это необходимо для того, чтобы показать разные функции органов, а затем и их взаимодействие. Функциональные особенности органов птицы дети начинают понимать, наблюдая за ее поведением (отдельными действиями). Во 2-м наблюдении они видят, как функционирует клюв — птица клюет положенный ей корм, пьет воду. Дети понимают, что данная часть тела птице необходима, без нее не может осуществляться питание. В 7-м наблюдении они знакомятся с интересным поведением птицы — купанием, обнаруживают одну из функций крыльев (пока не самую главную) — птица купается, хлопая крыльями по воде. В средней группе 1-е наблюдение — общее знакомство с новой птицей и детальное рассмотрение всех ее внешних особенностей. Объект важно сравнить с уже знакомым, что поможет уточнить и закрепить имеющиеся знания и заметить отличительные признаки нового пернатого жильца. В 6-м наблюдении эти особенности подвергаются «математическому анализу»: дети выясняют, сколько у птицы крыльев, ног и т.д. Четырехлетним дошкольникам, уже умеющим считать более чем до двух, интересно узнать, что у птицы один клюв и один хвост, два глаза и две ноги, пара крыльев, а перьев много. Восьмое наблюдение помогает уточнить функции уже знакомых частей тела — ног и крыльев. Называя действия, которые птица производит ногами (сидит на жердочке, скачет по ней, почесывает тело), крыльями (машет, хлопает по воде), дети уточняют, что данные части тела птицы многофункциональны и являются органами передвижения по воздуху и по земле. Становятся понятными большая разница в их строении и то, что это парные органы (с одним крылом не улетишь, на одной ноге далеко не ускачешь). Снова наблюдая за купанием птицы (7-е наблюдение), дети уточняют детально, как она это делает, отмечают, что процедура ей нравится. Одновременно видят еще одну функцию клюва — им птица чистит перышки, укладывает их. В этой же группе продолжается расширение представлений об условиях жизни птиц (наблюдения 2-е — 5-е). Дети знакомятся со всеми компонентами искусственно созданной для птиц среды: просторная клетка, жердочки, песок, корм, вода. Они узнают, зачем все это нужно, каким образом такие условия удовлетворяют жизненные потребности птицы и как отражаются на ее самочувствии, какое значение имеет труд воспитателя и детей по уходу за ней (наблюдения 3-е — 5-е).
В старшей группе продолжается уточнение представлений о внешнем строении птицы (наблюдение 1-е), функционировании отдельных органов, обеспечивающих животному быструю и легкую ориентировку в окружающей обстановке, что в итоге связано с его выживанием. Рассматривание шеи маленькой птички (наблюдение 6-е) помогает понять общие формы приспособленности к жизни в определенных условиях. Дети обнаруживают, что у птицы шея почти незаметна и ее хорошо видно только тогда, когда она поднимает голову. Внимание детей обращают на подвижность шеи, что дает возможность быстро и легко поворачивать голову в нужном направлении и своевременно замечать опасность. Во время наблюдения важно напомнить, что у рыб шеи нет — голова переходит сразу в туловище, поэтому поворачиваться они могут только всем телом. После наблюдения воспитатель может продолжить разговор о животных с длинной шеей (гусь, лебедь, цапля, жираф), которая выполняет еще одну функцию — помогает доставать корм в глубоких водоемах или с высоких деревьев.
Наблюдение 7-е связано с предыдущим. Оно помогает установить, что птица хорошо слышит, у нее есть уши, хотя их не видно. Птица поворачивает голову на звук. Дети узнают, что расположенные по бокам головы глаза, уши благодаря подвижной шее позволяют птице хорошо ориентироваться в окружающей обстановке: своевременно замечать опасность, находить корм и материал для строительства гнезда. Воспитатель помогает дошкольникам понять, что птица замечает все, что происходит вокруг. В условиях детского сада ее могут пугать шумные, подвижные игры, круп ные незнакомые предметы (игрушки, например), которые близко подносят к клетке. Дети должны учитывать это и спокойно вести себя возле клетки. Знания об особенностях птицы, способах ее реагирования прямо направлены на формирование гуманного отношения к живым существам. В 5-м наблюдении дети знакомятся с приспособительными особенностями в строении ног птицы: расположение пальцев (вперед — назад и в стороны) обеспечивает ей устойчивость (широкую площадь опоры) при ходьбе; длинные, легко сгибающиеся пальцы с острыми копями позволяют удерживаться на ветвях любой толщины. Это наблюдение позволяет понять, как птица отдыхает и спит, сидя на жердочке (наблюдение 9-е). Обычно дошкольники видят птицу только в бодрствующем со стоянии, поэтому вечернее наблюдение без освещения и в. полной тишине дает возможность понять, что все живое нуждается в покое и для этого нужны специальные условия (в данном случае темнота и тишина). Дети обратят внимание на то, что ноги у птицы не такие уж слабые, если она может спать стоя на ногах. Целый ряд наблюдений (2-е, 3-е, 4-е, 8-е) углубляют представления детей об условиях жизни птицы. Они познают, каким образом компоненты и атрибуты среды влияют на ее состояние. Отсюда вытекают требования к качеству ухода за животным. Например, птице, живущей в клетке, необходим не любой корм, а определенный, к тому же разнообразный (кроме зерносмеси — мягкие корма, зелень, кусочки фруктов, минеральная подкормка, скорлупа). Важно научить детей видеть, как птица реагирует на созданные для нее условия: какой корм клюет в первую очередь и съедает до конца, какой оставляет; какую зелень предпочитает, как реагирует на чистую воду, песок и пр. Дошкольники должны понять, что хорошее состояние птицы — это прежде всего ее здоровье,
которое полностью зависит от качества ухода. Непосредственные наблюдения расширяют их знания, способствуют формированию у них осознанности трудовых действий и гуманного отношения к животным. В подготовительной группе дети наблюдают особенности птицы, связанные с полетом: рассматривают ее перья на теле, обнаруживают, что они различаются не только по окраске, но и по длине, характеру расположения волосков, что связано с их назначением. Самые длинные и плотные перья — на крыльях и хвосте. Дети наблюдают, как меняется общий силуэт птицы, когда она сидит или ходит со сложенными крыльями, а также когда она летит. Замечают, что перья могут раскрываться, как веер, что создает большую поверхность крыльев и хвоста. Цикл наблюдений за выведением птенцов парой декоративных птиц, содержащихся в детском саду, как описано в исследований Д. С. Игнатки-ной, может быть проведен в любой группе, начиная со средней. Дети должны понять, что птенцы появляются при определенных условиях: есть гнездо и подстилочный материал для него, самка сидит на яйцах и оба родителя выкармливают птенцов. Появление потомства у птиц накладывает особую ответственность на воспитателя и детей, ухаживающих за ними. Знания, получаемые во время этих наблюдений, сразу же трансформируются в действенное отношение к живым существам. Кроме того, они показывают, что молодые беспомощные птенцы требуют создания наряду с обычными еще и дополнительных условий. Таким образом, данный цикл наблюдений углубляет понимание детьми связи животных со средой обитания. Необходимо отметить, что в каждой возрастной группе цикл наблюдений за птицами в уголке природы дополняют наблюдения за их сородичами на территории дошкольного учреждения. Дети учатся распознавать видовое многообразие птиц — в этом отличие содержания наблюдений на участке. В целом же они хорошо дополняют те знания, которые дети получают в уголке природы: они видят, что делают птицы в естественной обстановке, как ведут себя в различных ситуациях (что клюют, как купаются в лужах и песке, как ходят или скачут по земле, как пугливы и осторожны). Особое значение имеют наблюдения за полетом птиц, взлетом и приземлением, т. е. за поведением, которое трудно наблюдать в уголке природы. Старшие дошкольники могут проследить за кочевкой и миграциями птиц. Наблюдения в уголке природы за выведением птенцов побуждают детей быть внимательнее весной, в период гнездования. Обобщая сказанное, можно констатировать, что циклы наблюдений в уголках природы и. на участке детского сада дополняют друг друга и позволяют создать в представлении детей достаточно полную картину о жизни пернатых по трем направлениям: характеру их связи со средой обитания (как при искусственном содержании, так и в естественных условиях), выращиванию потомства и многообразию видов. Глубина знаний достигается путем детализации содержания наблюдений в уголке природы и в естественных условиях. Следовательно, циклы наблюдений (на примере птиц) являются важным средством систематического формирования представлений о разнообразных особенностях жизни животных. Такие циклы мы рассматриваем как структурно упорядоченный комплекс знаний, содержание которого дети усваивают посредством наблюдений. Ядро формируемых знаний обеспечивает возможность становления у дошкольников правильного отношения к живым существам. БИБЛИОГРАФИЯ Глава 1 1. Алексеев С. В. Экология: наука и область образования: Методические рекомендации. — СПб., 1994. 2. Встреча на высшем уровне «Планета Земля»: Программа действий: Повестка дня на 21 век и др. документы Конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении / Сост. Майкл Китинг. — Женева, 1993. 3. Гирусов Э. В., Широкова И. Ю. Экология и культура. — М., 1983. 4. Гирусов Э. В. От экологического знания к экологическому сознанию// Взаимодействие общества и природы. — М., 1986. 5. Глазачев СИ. Экологическая культура. — М., 1997. 6. Глазачев С. И. Экологическая культура и образование: Опыт России и Югославии / Под ред. В.И.Данилова-Данильяна, Д.Ж.Марковича. — М., 1998. Серия: Экос: Россия + Европа. 7. Дежникова И. С. Учитель как человек экологический // Педагогика. - 1994. - № 5. 8. Дрейер О.К., Лосев В.А. Экология и устойчивое развитие: Учебное пособие. — М., 1997.. 9. Закон РФ об охране окружающей природной среды // Экос Ин- 10. Игнатова В. А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / Под ред. В. И. Загвязинского. — Тюмень, 1998. 11. Клюева В. Е. Подготовка студентов дошкольного факультета педвуза к эстетическому воспитанию детей средствами ознакомления с природой: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1996. 12. Кривощекова И. В. Подготовка будущих воспитателей к формированию экологической грамотности дошкольников: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Оренбург, 1999. 13. Кочергин А. И., Марков Ю. Г., Васильев И. Г. Экологическое знание и сознание. Особенности формирования / Отв. ред. Г. А. Анпилов. — Новосибирск, 1987. 14. Лихачев Б. Т. Экология личности // Педагогика. — 1993. — № 2. 15. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. — М., 1993. 16. Лихачев Б. Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования // Экологическое образование: Опыт России и Германии / Под ред. В.И.Данилова-Данильяна, С.Н.Глазачева, Р. Лоба. — М., 1997. 17. Материалы Всероссийского съезда по охране природы (3 — 5 июня 1995 г., Москва). - М., 1995.. 18. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учебное пособие для пед. училищ / Под ред. П. Г. Саморуковой. — М., 1992. 19. Моисеев И. И. Историческое развитие и экологическое образование. - М., 1995. 20. Образование в области окружающей среды: Пленарные доклады участников III Всесоюзной конференции (29 окт. — 2 нояб 1990 г.): В 2 т — Казань, 1990.-Т. 1. 21. Охрана окружающей среды: Проблемы просвещения / Пер. с фр. Т.Г.Черемухиной и С.К.Розова; Редакция и послесловие А Г Воронова. - М., 1983. 22. Прокофьева О. О. Формирование экологической направленности студентов в процессе подготовки специалистов дошкольных учреждений: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Минск, 1999. 23. Решение III Всесоюзной конференции по образованию в области окружающей среды (29 окт. - 2 нояб. 1990 г., Казань). — Казань, 1990. 24. Романенко Л. В. Формирование у студентов педвуза готовности к экологическому образованию школьников: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Волгоград, 1990. 25. Сафронов И. П. Формирование экологической культуры учителя: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1991. 26. Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя: Вопросы теории и практики. — М., 1984. 27. Табукашвили Т. Г. Педагогические условия развития экологической культуры у студентов дошкольного отделения в системе среднего специального педагогического образования: Дис.... канд. пед. наук — М., 1998. 28. Фрейдкин И. С. Ознакомление дошкольников с движением предметов: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1972. 29. Чернова А. М, БыловаА.М. Экология: Учеб. пособие для студ. биол. спец. - М., 1988. 30. Экологическая культура и образование: Тезисы докладов сессии научного совета по проблемам экологического образования РАО. Москва, 18 января 1998 г. / Под ред. Л.П.Симоновой, С.Н.Глазачева - М., 1998. 31. Экологическое образование: Концепции и методические подходы / Отв. ред. Н. М. Мамедов. — М., 1996. 32. Экология и культура: Тезисы докладов I Всероссийской научно-практ. конференции. — Красноярск, 1991. Глава 2 33. Афанасьев В. Г. Проблема целостности в философии и биологии — 34.Биологический энциклопедический словарь. — М., 1986. 35. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. — Минск, 1972. 36. Вернадский В. И. Живое вещество. — М., 1978. 37. Ветрова В. И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста: Дис.... канд. пед. наук. — Л., 1973. 38. Вилли К. Биология.— М., 1968. 39. Галл Я. М., Георгиевский А. Б., Колчинский Э. И. Дарвинизм: История и современность // Биология в школе. — 1983. — № 1. 40. Гамбарян П. П. Бег млекопитающих. — Л., 1972. 41. Грецова В. Г. Влияние знаний детей о природе на воспитание положительного отношения к ней: Дис.... канд. пед. наук. — М., 1969.
42. Дажо Р. Основы экологии / Пер. с фр. — М., 1975. 43. Дре Ф. Экология. - М., 1976. 44. Залкинд Э.И. Руководство образованием представлений и понятий детей о природе на основе наблюдений: Дис.... канд. пед. наук. — М., 1951. 45. Болотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. — М., 1982. 46. Кашкаров Д.Н. Основы экологии животных. — Л., 1944. 47. Корзакова Е. Я., Фокина В. Г. Труд в природе // Дошкольное воспитание. — 1976. — № 6. 48. Макаревич А. С. Дидактические игры с картинками как средство ознакомления детей с растениями: Дис.... канд. пед. наук. — М., 1954. 49. Маневцова Л. М. Использование элементов поисковой деятельности в формировании познавательных интересов старших дошкольников // Дошкольное воспитание: XXV Герц, чтения. — Л., 1971. 50. Маневцова Л. М. О развитии познавательных интересов детей // Дошкольное воспитание. — 1973. — № 11. 51. Матвеева А. К. Развитие наблюдения у детей третьего года жизни: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Л., 1968. 52. Мелькичева Е.Л. К вопросу о самостоятельности наблюдения детьми дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: XXV Герц, чтения. - Л., 1971. 53. Наблюдение и труд детей в природе: Пособие для воспитателей детского сада. — 3-е изд. — М., 1976. 54. .Наумов Н.П. Экология животных. — М., 1963. '55. Николаева С.Н. Ознакомление старших дошкольников с зависимостями, существующими в природе, как средство умственного воспитания: Дис.... канд. пед. наук. — М., 1978. 56. Образцова Л. С. Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1962. 57. Одум Ю. Основы экологии. — М., 1975. 58. Опарин- А. И. Жизнь, ее природа, происхождение и- развитие. — М., 1960. 59. Постникова Н.К. Развитие познавательных интересов у, старших дошкольников (в процессе труда по выращиванию растений): Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Л., 1968. 60. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. — М., 1990. 61. Реймерс Н.Ф. Экология; Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. — М., 1994. 62. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: Пособие для вуза. — 2-е изд. - М., 1946. 63. Саморукова П. Г. Роль деятельности и руководство ею в развитии»» наблюдения у детей старшего дошкольного возраста // Уч. записи ЛГПИ им. А. И.Герцена. - Л., 1967. -Т. 319. 64. Саморукова П. Г. О роли знаний в развитии наблюдения у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: XXI Герц, чтения. — Л., 1968. 65. Саморукова П. Г. Систематизация знаний у детей о природе // Дошкольное воспитание. — 1973. — № 4. 66. Северцев А. Н. Эволюция психики // Собр. соч. — М.; Л., 1945. — Т. 3.
67. Северцев А. Н. Морфологические закономерности эволюции // Собр. соч. - М.; Л., 1949. - Т. 5. 68. Сукачев В.Н. Основы лесной типологии и биогеоценологии. — Л., 1972. - Т. 1. 69. Сыч В. Д. Воспитание эстетического отношения к природе у старших дошкольников средствами телевидения: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1979. 70. Терентьева Е. Ф. Формирование у детей 6 лет первоначальных знаний о единстве организма и среды: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Л., 1980. 71. Тимофеев-Ресовский Н. В., Воронцов Н. Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. — М., 1969. 72. Филиппюк Г. С. Психологические особенности наблюдений у детей дошкольного возраста (на материале наблюдений природы): Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1955. 73. Хайдурова И. А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы первоначальных знаний о некоторых существенных зависимостях в растительном мире: Дис.... канд. пед. наук. — Л., 1974. 74. Хью Б. Кошт. Приспособительная окраска у животных. — М., 1950. 75. Шмальгаузен И. И. Пути и закономерности эволюционного процесса // Избр. труды. — М., 1983. 76. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 20. Глава 3 11. Абдулвагабова П. О. Педагогические условия воспитания бережного отношения к личным и общественным вещам у детей среднего дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1991. 78. Арсентьева В. П. Формирование представлений о биоценозе у детей старшего дошкольного возраста (на примере луга): Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1998. 79. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. — М., 1969. 80. Веракса Н.Е. Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1977. 81. Ветрова Н. И. Этапы формирования приемов абстрагирования признаков наблюдаемых предметов у детей старшего дошкольного возраста// Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — Л., 1976. 82. Гаврилова А. М. Особенности мышления старших дошкольников при классификации природоведческого материала // Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. — Душанбе, 1974 — Ч. 1. 83. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М., 1982. 84. Говоркова А. Ф. Инвариантность понятийного и допонятийного обобщения // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддьякова, А.Ф.Говорковой. — М., 1985. 85. Игнаткина Л. С. Формирование у дошкольников представлений о росте и развитии животных: Дис.... канд. пед. наук. — М., 1988. 86. Комарова И. А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста: Дис.... канд. пед. наук. — М., 1991.
87. Кондратьва Н.Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Л., 1986. 88. Кочнин П. П. Задачи и основные понятия логики научного исследования // Логика научного исследования. — М., 1965. 89. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. — М., 1975. 90. Николаева С.Н., Мешкова Н.Н. Картины из жизни диких животных: Учебно-наглядное пособие для детского сада. — М., 1984. 91. Плохий 3. П. Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5-го и 6-го года жизни (на материале животного мира): Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Киев, 1983. 92. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. — М., 1977. 93. Поддьяков Н.Н. Проблемы развития мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие мышления и умственное нос питание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. -М., 1985. 94. Развитие мышления и умственное восприятие дошкольника / под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф.Говорковой. — М., 1985. 95. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н.Поддьякова, В.Н.Аванесовой. — 2-е изд. — М., 1981. 96. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А. В.Запорожца, А.П.Усовой. - М., 1963. 97. Столяров В. И. Процесс изменения и его познание. — М., 1966. 98. Терентьева Е. Ф. Формирование у детей 6 лет первоначальных знаний о единстве организма и среды: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Л., 1980. 99. Фарб П. Популярная экология. — М., 1971. 100. Фабри К. Э., Николаева С. Н. Теоретические основы ознакомления дошкольников с процессами развития в живой природе // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова. - М., 1980. 101. Фабри К. Э., Николаева С. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животным миром // умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова. — М., 1972. 102. Федорова Т. А. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста культуры взаимодействия с природой: Дис.... канд. пед. наук. — М., 1999. 103. Федотова А.Ы: Формирование представлений о животном мире // Воспитание и обучение детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для воспитателя детского сада. — Пермь, 1981. 104! Хайдурова И. ^.Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о растительных сообществах // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — Л., 1976. 105. Христовская Т. В. Представление дошкольников о росте и развитии живых существ // Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина. — М., 1988. 106. Цеханская Л.И. О некоторых особенностях усвоения обобщении (средний дошкольный возраст) //Дошкольное воспитание. — 1980. — № 7. 107. Экологическое воспитание дошкольников / Под ред. А.М.Федотовой. — Пермь, 1992. 108. Энгельс Ф. Диалектика природы. — М., 1964.
109. Ясвин В. А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. — М., 1998. Глава 4 110. Абдулвагабова П. О. Педагогические условия воспитания бережного отношения к личным и общественным вещам у детей среднего дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1991. 111. Амонашвили Ш.А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1989. 112. Арнольдов А. И. Введение в культурологию. — М., 1993. 113. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М., 1985. 114. Богуславская 3. М. Учебная деятельность детей дошкольного возраста // Психология личности и деятельности дошкольника. — М., 1965. 115. Богуславская 3. М. Особенности ориентировочной деятельности в процессе формирования первоначальных представлений у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. — 1961. — № 3. 116. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада. — М., 1991. 117. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. — М., 1991. 118. Венгер Л.А. О некоторых проблемах и путях изучения развития умственных способностей ребенка // Проблема формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте. — М, 1980. 119. Ветрова Н. И. Место и значение моделирования при формировании у старших детей дошкольного возраста природоведческих знаний // Дошкольное воспитание: XXVI Герц, чтения. — Л., 1973. 120. Ветрова В. И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста: Дис.... канд. пед. наук. - Л., 1973. 121. Воспитание коллектива и среда жизнедеятельности / Под ред. А. Т. Куракина. — М., 1980. 122. Гринявичене Н.Э. Т. Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевых игр дошкольников: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1989. 123. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. — М., 1964. 124. Диченская Е.А. Освоение предметно-пространственной среды младшими школьниками в процессе эстетического воспитания: Автореф: дис.... канд. пед. наук. — М, 1994. 125. Дошкольная педагогика: Содержание коммунистического воспитания в детском саду / Под ред. В. И. Логиновой и Т. Г. Саморуковой. — М., 1983. 126. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя детского сада. — М., 1981. 127. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. — М., 1975. 128. Запорожец А. В. О действенном характере зрительного восприятия предмета // Доклады АПН РСФСР. — 1961. — № 1. 129. Запорожец А. В. Роль ориентировочной деятельности и образ формирования и осуществления произвольных движений // Ориентировочный рефлекс в ориентировочной исследовательской деятельности. — М., 1958.
130. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М., 1978. 131. Зарецкая И. И. Дизайн в системе дошкольного образования // Педагогические вести: Дис.... д-ра психол. наук. — Магадан, 1993. — Вып. I. 132. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. — М., 1989. 133. Калъне Т., Мельникова Н. Об интерьере. — М., 1976. 134. Капранова И. Я. Комнатные растения в интерьере. — М., 1989. 135. Ковалев Г. А. Психологическое воздействие: Теория, методология, практика: Дис.... д-ра психол. наук. — М., 1991. 136. Ковалев Г. А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда / Вопросы психологии. — 1993. — № 1. 137. Комарова И. А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1991. 138. Корзакова Е.И., Фокина В. Г. Труд в природе // Дошкольное воспитание. — 1976. — № 6. 139. Лернер И. Я. Проблема методов обучения и пути ее исследования// Вопросы методов педагогических исследований. — М., 1973. 140. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981. 141. Лернер И. Я., Скаткин М.Н. Метод обучения // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В.Давыдов. — М., 1993. — Т. 1. 142. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. — 1982. - № 4. 143. Махмутов М. И.. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. - М., 1975. • 144. Михайленко И.Я., Короткова И. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. — М., 1994; Михайленко Н., Петрова О. К вопросу о строении игр с правилами // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 1. 145. Монтессори-материал. — Рос. Монтессори-Центр, 1992. — Ч. 1: Школа для матерей. 146. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей: Метод, рекомендации для дошкольных учреждений. — М., 1993. 147. Новикова Л. И. Школа и среда. Серия «Педагогика и психология». — М., 1985. - № 8. 148. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1989. 149. Новоселова С. А. Развивающая и предметная среда: Методологические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. — М., 1995. 150. Озеленение помещений общественного назначения в учреждениях отдыха. — М., 1975. 151. Озеленение предприятий. — Рига, 1972. 152. Озеленение промышленных интерьеров. — Рига, 1970. 153. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. А. Запорожца и Т. А. Марковой. - М., 1980. 154. Пантелеев Т.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений: Пособие для восп. и зав. детским садом. — М., 1982.
155. Пантелеев Т.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения: Кн. для работников дошкольных учреждений. — М., 1988. 156. Петровский В. А., Кларина Л.М. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 1993. 157. Родичкин И.Д. Человек, среда, отдых. — Киев, 1997. 158. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Пособие для вузов.— 2-е изд. — М., 1946. 159. Сидоркин А.М. Методы воспитания// Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В.Давыдов. — М., 1993. — Т. 1. 160. Система Захаренко: Школа в среде и среда в школе // Теория и практика воспитательных систем. — М., 1993. — Кн. 1. 161. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. — М., 1971. 162. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. для воспитателя детского сада. — М., 1987. 163. Сорокин Н.А. Дидактика. — М., 1974. 164. Теория и практика воспитательных систем. — М., 1993. — Кн. 1, 2. 165. Фролова А. Н. Влияние игр-занятий на формирование самостоятельной игры детей 3-го года жизни: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1979. 166. Фурмина Л. С. Роль предметной среды в развитии самостоятельной театрально-игровой деятельности детей 5 — 6 лет // Воспитание самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста: Тез. докл. конф. 6 июня 1973 г. — М., 1977. 167. Хайдурова И. А. К вопросу о системе знаний о растениях у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. — Иркутск, 1972; Формирование у Детей старшего дошкольного возраста системы знаний о растительных сообществах// Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — Л., 1976. 168. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлуги-ной. — М., 1972. 169. Человек, общение и жилая среда / Под ред. Юри Орна и Тоомаса Нийта. — Таллин, 1986. 170. Человек, предмет, среда. — М., 1980. 171. Человек, среда, пространство: Исследование по психологическим проблемам пространственно-предметной среды. — Тарту, 1979. 172. Человек — среда — рекреация: Тез. докл. и сообщений науч. симпозиума. 23 — 25 окт. 1987 г. — Рига, 1987. 173. Экология и культура: Тез. докл. Всеросс. науч.-практ. конф. — Красноярск, 1991. 174. Элизабет М. Грюнемиде. Вальдорфский детский сад. Воспитание детей младшего возраста / Пер. с нем. М. В. Томской. — М., 1992. 175. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978. 176. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 1985. 177. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. — 2-е изд. — М., 1985. 178. Ягодин Г. А., Третьякова Л. Г. Проблемы экологического образования // Образование в области окружающей среды: Пленарные доклады III Всесоюзной конференции. — Казань, 1990. — Т. 1. Глава 5 179. Аванесова В. И. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. — М., 1979. 180. Ветлугина Н.А. Системно-структурный подхо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|