Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анкеты конструирующего обследования детей




Анкета 1

Кошка

1. Зачем кошке лапы?

2. Зачем кошке когти?

3. Зачем кошке зубы?

Голубь

4. Зачем голубю клюв?

5. Зачем голубю крылья? 6. Зачем голубю лапки?

. 7. Зачем голубю хвост?

" Лягушка

8. Почему лягушка хорошо прыгает? «
'■: 9. Как лягушка ловит насекомых?

10. Почему лягушка хорошо плавает?

V-, '• ', Бабочка

11. Как питается бабочка?

12. Как бабочка спасается от врагов?

".'., Анкета 2

' •\ ' 1 * Лиса

13. Зачем лисе лапы? 14. Зачем лисе когти?

'. ' • 15. Зачем лисе зубы?

Щука

\6. Зачем щуке плавники? 17. Зачем щуке хвост?

Ящерица ц черепаха

18. Как ящерица спасается от врагов?

19. Как черепаха спасается от врагов?

20. Почему ящерица передвигается быстро, а черепаха медленно?


 

 

Приложение

Анализ решения детьми задач о приспособленности животных к среде обитания

Первые две задачи посвящены водным, а остальные — наземным животным, живущим в различных условиях.

Результаты решения первой задачи, в которой надо распределить рыб (толстых и тонких) по месту обитания в водной среде (под камнями и в толще воды), показывают: подавляющее большинство детей делают это правильно, но объяснить свой выбор могут только около половины из них. Распределяя рыб, они говорят: одна «тоненькая», «маленькая», «длинная», «похожа на змею», поэтому должна жить под камнями, а другая «толстая», «большая», «короткая» — живет в толще воды. Дети правильно называют такие признаки, как длина, толщина тела рыбы, являющиеся приспособительными к месту их обитания. Однако объяснения их несколько односложны, бедны по содержанию. Никто не называет одновременно двух-трех приспособительных признаков, не пытается подробно разъяснить, как эти особенности строения помогают животным вести соответствующий образ жизни.

В следующей задаче дошкольники определяют место питания рыб (с поверхности воды или на дне), что можно сделать при учете особенностей их строения (форма тела, расположение глаз и др.). Задача оказывается сложнее предыдущей. Значительно меньше детей делают правильный выбор и еще меньше — верно его объясняют. Большая часть детей делает правильные объяснения, указывают на верхнее или нижнее расположение глаз на голове, наличие усов, а также на плоскую или выпуклую спину, плоский или выпуклый живот рыбки. Их объяснения звучат так:«Эта рыбка ловит с поверхности мошек, она смотрит вверх, она выплывает и смотрит, где есть насекомые; а эта внизу ищет, у нее глаза смотрят в песок, она может есть червячков»; «Эта у дна под водой, она нарисована вот так (показывает рукой выпуклую дугу спины), а эта хватает с поверхности, она нарисована вот так (показывает рукой выпуклую дугу брюшка рыбки).

Затруднения детей при решении этой задачи можно объяснить тем, что в основу ее содержания положена частная зависимость — приспособленность к питанию некоторых рыб, с которой дети незнакомы и проявления которой нигде не могли наблюдать. Тем не менее правильное ее решение частью дошкольников, особенно в тех случаях, когда названы все или почти все важные приспособительные признаки строения тел, показывают, что дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно обнаружить и осознать некоторые формы приспособленности животных. Данные также показывают, что некоторые умеют сопоставлять признаки строения, поведения животных со средой их обитания и сделать правильные выводы.

В третьей задаче дети имеют дело с болотными птицами. Половина из них правильно объясняют, почему у них длинные клювы и длинные ноги: длинные ноги птицам нужны, «чтобы ходить по болоту», «чтобы не утонуть», «чтобы не намочить туловище в воде»; длинные же клювы — «что бы ловить рыбу», «чтобы доставать из болота лягушек, так как коротким


клювом это делать неудобно». Дети связывают особенности строения птиц с условиями, в которых они живут: длинные ноги и клювы действитель­но необходимы для передвижения и добывания пищи в вязком болоте, на мелководье.

Четвертая задача (четыре вопроса, относящихся к кроту) вызывает у детей живой интерес. Первый вопрос преследует цель выявить умение выделять, называть и характеризовать особенности строения животного. Дети дают характеристику общего размера лап крота, некоторые говорят об их толщине. Примерно половина детей указывают на когти, но при этом ни один ребенок не описывает их размер, форму или окраску. Подавляющее большинство правильно объясняют, почему у крота такие лапы: «чтобы удобнее (быстрее, лучше) рыть ходы (норку, землю и др.)». Немногие оценивают лапы зверька как надежное средство защиты. В том и другом случае "дети не объясняют подробно, как действует крот, какие особенности лап помогают ему рыть почву. О назначении носа крота многие говорят в общем виде: «Нос нужен, чтобы нюхать (пищу, червя­ков, еду)». Дети фактически игнорируют указанные в вопросе особенно­сти строения носа крота (длинный, острый). Лишь некоторые говорят, что такой нос еще и помогает зверьку рыть землю. Дети, которые указывают на эту функцию носа, в большей степени, чем те, которые указывают на его обонятельную функцию, учитывают специфику условий жиз­ни животного. Четвертый вопрос — об особенностях строения глаз крота для детей оказывается наиболее трудным. Только четверть опрошенных дают правильные ответы, которые сводятся в основном к указанию на маленькие глаза. Ответы являются недостаточно глубокими, так как, чтобы выяснить их приспособительную функцию, прежде требуется объяснить, почему они маленькие. Значительная часть детей при ответе на этот воп­рос говорят, что зверек плохо видит, потому что живет под землей, а там темно. На первый взгляд ответ кажется верным: причина плохого зрения крота кроется именно в том, что он постоянно живет в темноте, где зрение не может играть большую роль. Однако более подробные объяс­нения отдельных дошкольников вскрывают ошибочность их суждений. Так, ребенок подготовительной группы отвечает на вопрос так: «Он плохо видит под землей — земля черная. Он всегда находится под землей, там темно. На свету он хорошо видит». Ребенок объясняет не причину плохого зрения животного, а причину плохой видимости, тем самым не затрагивая приспособительный аспект его зрения. Другой ребенок правильно объяс­няет слабость зрения-зверька спецификой условий его жизни: «Он привык жить в темноте и не может на свету, поэтому глаза у него слабые».

Следовательно, результаты экспериментов доказывают: старшим до­школьникам в большинстве случаев трудно связать особенности зрения крота с условиями обитания в постоянной темноте, обнаружить приспособительные свойства его зрения. Они объясняют отдельные особен­ности строения его тела спецификой условий жизни. Это касается в боль­шей степени динамичных органов (например, лап) и в значительно мень­шей — нединамичных (глаз) или малодинамичных (носа). Дети лишь пыта­ются учесть многофункциональность отдельных органов (лапы — чтобы рыть и чтобы защищаться; нос — чтобы нюхать и чтобы копать).

В пятой задаче дошкольникам предлагается самостоятельно выбрать среду обитания (из изображенных на картинах биотопов: болота, пусты-

 

ни, леса и толщи почвы) для незнакомого животного (тушканчика). Эта задача дает возможность особенно четко увидеть, на какие приспособительные признаки в строении и поведении животного ориентируются дети, помещая его в ту или другую среду.

Прежде всего необходимо отметить, что некоторые дети самостоятельно выходят за рамки предложенных им условий: помещают зверька в лес, который виден на дальнем плане картинок с изображением болота и почвы. Пятая часть детей не выполняют задания. Остальные «помещают» тушканчика в четыре биотопа. Только около трети выбирают для него пустыню (правильное решение) и справляются с объяснением вы­бора среды. Анализ суждений показывает: дошкольники ориентируются на два приспособительных признака — покровительственную окраску и возможность быстрого передвижения. («Он должен жить в пустыне, по­тому что он под цвет песка. Если враг нападет, он притаится, как будто бы песок»; «В пустыне. У него длинные лапы, а впереди — маленькие. Он быстро бегает»; «Его надо в пустыню. Потому что цвет такой же, он может лечь, и его будет не заметно»; «Он должен находиться в пустыне, там он может быстро бегать».)

Дети, которые полагают, что тушканчик должен жить в лесу, гово­рят: «Его надо в лес. Он может жить на земле и на деревьях, он прыгает, как белка, хвост у него длинный, а на конце с кисточкой»; «Он может жить около болота, потому что у него ноги быстрые и он может убежать». Когда дети поселяют тушканчика на болото или почву, они не могут правильно объяснить свои действия. И это не удивительно: его строение не соответствует этим биотопам.

Характер решения задачи наглядно демонстрирует особенности понимания детьми дошкольного возраста связи животного со средой обитания. Как правило, они ориентируются лишь на один признак его строения, по которому определяют его местообитание. Этот наиболее важный (по мнению ребят) признак строения тела они соотносят с определенной деятельностью животного: передвижением или защитой от врагов. Число признаков строения тушканчика, выделенных детьми, невелико: окраска, позволяющая маскироваться; некоторые особенности строения конечностей. Очень немногие назвали одновременно два морфологических признака.

Итак, можно утверждать, что при установлении связи животного с определенным биотопом старшие дошкольники, как правило, ориентируются на ограниченное количество приспособительных признаков животного. Значение этого факта особенно очевидно, когда выбор сразу оказывается неверным. Один ребенок подготовительной группы, назвав местом обитания тушканчика болото, обратил внимание только на его длинные задние ноги (он делает это заключение по аналогии с болотными птицами). Другой ребенок этого же возраста, выбирая для тушканчика почву, поясняет: «У него передние лапы короткие, как у крота». Значит, неумение учитывать одновременно несколько признаков и выделять наиболее важные среди них приводит детей к таким заключениям

Тем не менее эксперимент подтверждает: старшие дошкольники мо гут опираться на важные приспособительные признаки, отражающие наиболее общую связь животного со средой обитания. К ним относятся маскировочная окраска и особенности строения ног, которые обеспечивают


выживание в особо значимый момент жизни — в момент столкно­вения с хищниками. Однако дети недостаточно правильно и четко ха­рактеризуют признаки строения животного или особенности среды оби­тания. Например, называя ноги тушканчика «быстрыми», они не пыта­ются раскрыть, что именно обеспечивает быстроту передвижения. Гово­ря о среде, отмечают тон окраски грунта пустыни, ее открытость, но не учитывают сыпучесть песка, равно как и вязкость болота, плотность лес­ной земли. Часть детей старшего дошкольного возраста — без предвари­тельного обучения — имеют представление о связи животных (водных, наземных) со средой обитания, приспособленности к ней, некоторых формах, относящихся к наиболее значимым сферам жизни животных (питание, передвижение, защита от врагов), и об основных компонен­тах приспособительной связи строение, поведение животных, среду обитания).

Из материалов данного обследования видно: старшие дошкольники способны соотносить единичные признаки строения животных с конк­ретной формой их поведения и с одним из свойств среды обитания. Это умение проявляется, однако, лишь при условии, когда все компоненты комплекса животное — среда показаны ребенку в иллюстративно-описа­тельной форме.

Ход обучения. При ознакомлении с животными, в частности с неко­торыми формами их приспособленности к среде обитания, дети (за не­значительным исключением) лишены возможности осуществлять прак­тические действия с ними. Главную роль в этом процессе играют наблю­дение и речь. Для развития мыслительной деятельности дошкольника мы осуществляем поиск приемов, обеспечивающих первоначальное форми­рование знаний и навыков практическим путем. Центральное место от­ведено моделирующим действиям и игре, во время которых дети сначала практически, затем визуально, а потом и в плане представлений обуча­ются умениям выделять, соотносить, познают зависимости приспособ­ления животных и учатся применять знания в новых ситуациях. Большое внимание уделяется наблюдениям за животными, выражению и оформ­лению знаний в речи. Однако при этом не ставится задача специальной отработки индивидуальных речевых навыков.

Первые шесть экспериментальных занятий посвящаются формирова­нию у детей умений выделять и правильно характеризовать особенности строения животных, их поведения и свойства биотопов. Дети учатся нахо­дить и называть отдельные части тела животного, определять их форму, относительный размер, окраску; определять общий размер животного в сравнении с человеком. С этой целью на занятиях используются различ­ные приемы и виды деятельности: выкладывание картонных изображений животных по контуру и под диктовку; рассматривание и описание животных, изображенных на картинах; работа с эталонами форм и раз­меров; наблюдения за животными; придумывание загадок и игры-сорев­нования на лучшее описание животных.

Успешно формирующееся умение выделять особенности строения животных находит свое подтверждение в том, что дети почти безоши­бочно выполняют ряд заданий на 3 —5-м занятиях: справляются с вы­кладыванием картонных животных под диктовку, правильно отгадывают животных по описанию и сами составляют загадки. На этих же занятиях


 



дети учатся определять общий размер животного с помощью мерки человек по специально подготовленному пособию (его описание дано ниже). На первых шести занятиях у детей формируется умение анализировать особенности поведения животных в процессе наблюдения за ними. И обучают замечать, называть все движения и действия животных, а затем объяснять их значение: например, животное знакомится с новой обстановкой, играет, боится.

Следующая задача, которая решается на 4 — 6-м занятиях, — формирование умений анализировать особенности среды обитания животных, выделять ее составные компоненты. Например, для птиц, живущих в вольере, жизненно важными являются воздушное пространство, дерево с ветками, домик, песок, корм, вода, определенная температура; дли рыб в аквариуме — водное пространство, растения, песчаный грунт, корм, определенная температура. Дети начинают понимать не только то, что условия жизни животных состоят из ряда компонентов, но и то, что для каждого животного нужны свои, строго определенные условия, та как от них зависит его жизнь.

На 6-м занятии в процессе беседы и рассматривания картин дети знакомятся с биотопами лес, болото, пустыня. В процессе опытно-практической работы узнают свойства грунтов: плотного (дерн), вязкого (глина), сыпучего (песок), которые соответствуют лесу, болоту, пустыне.

На последующих трех занятиях (7— 9-м) у детей формируется преставление о приспособительных зависимостях, связанных с окраской животных. Они узнают, что цвет покрова может выполнять различную функцию. В одних случаях он совпадает с окраской места, где живет животное, и тогда это маскировка. В других случаях окраска не совпадает или даже резко отличается от природного фона: здесь имеет место либо от­личительная либо предостерегающая окраска (у опасных животных, на­пример ядовитых). Дошкольники получают знания о том, что окраска играет жизненно важную роль для животных: маскировочная — спасает их от врагов, хищникам помогает подкрадываться к добыче; предостерегающая — отпугивает врагов, а отличительная — помогает животным узнавать друг друга (своих и чужих). Дети усваивают также, что окраска выручает животное, если оно ведет себя соответствующим образом: на­пример, маскируясь, затаивается, перестает двигаться. Дети обнаружи­вают, что цвет покрова соответствует поведению и составляет с ним единый приспособительный комплекс.

Формирование представлений о разном функциональном значении окраски животных на экспериментальных занятиях происходит с помощью различных методов: наблюдения, беседы, игры, работы с моделями.

На этих занятиях дети впервые учатся умению соотносить объекты по признаку окраски. Конкретно это выливается в цепочку определенных действий и рассуждений. Чтобы сделать заключение о характере окраски незнакомого животного, дошкольники выясняют, где оно живет: сопо­ставляют окраску животного с окраской того места, где оно встречается; делают вывод о наличии или отсутствии маскировочной окраски, в слу­чае ее отсутствия продолжают рассуждение и выясняют, ядовито это животное или нет, затем делают вывод о наличии у него отличительной или предостерегающей окраски. Сопоставление производится практически (ребенок подносит и прикладывает изображение животного к изображе-


нию биотопа и сравнивает окраску) или визуально (сравнивает окраску, не сближая объекты). В ряде случаев дети проводят эту операцию в плане представлений, если они хорошо знают цвет животного и окраску среды обитания.

Занятия показывают, что дети постепенно овладевают умением со­поставлять окраску животного с окраской места его обитания, сопро­вождаемым соответствующими рассуждениями. Самостоятельные рассуж­дения детей в большинстве случаев лаконичны, свернуты, а выводы крат­ки и не включают в себя всех звеньев рассуждений, на которые они в действительности опираются (это выявляется с помощью дополнитель­ных вопросов). Иногда выводы носят характер предположения. Формиро­вание этого умения зависит в большей мере от того, как воспитатель направляет рассуждения детей, насколько он вовремя уточняет их вы­сказывания. Приведенные с дошкольниками занятия, наблюдения за из­менением окраски, игры показывают, что при правильном руководстве большинству детей подготовительной к школе группы требуется незна­чительная тренировка, чтобы они овладели умением сопоставлять и де­лать вывод уже на основе результатов сопоставления.

В конце описываемой работы детям предлагаются два задания для
самостоятельного выполнения: наблюдение за воробьями и определение
характера их окраски; раскрашивание альбома Л.Яхнина «Спрячь меня»
(дети должны продуманно подобрать цвета для животных и окружающей
местности). Оба задания выполняются успешно. Общий результат: боль­шинство детей не только усваивают знания о приспособительном значении
окраски животных, но и успешно используют их в различных формах дея­тельности.
Дети овладевают приемом соотнесения объектов по признаку
цвета в практическом плане, визуально, а часть детей — и в плане пред­ставлений.

Следующие занятия (10, 11, 12) посвящаются формированию у детей в процессе разнообразной практической и игровой деятельности пред­ставлений, о зависимостях, отражающих приспособленность животных к передвижению по определенному субстрату. В первой зависимости вы­делено два существенных момента: значение длины конечностей и зна­чение малой площади опоры для быстрого передвижения. Представле­ние формируется в ходе работы с моделью длинных и коротких ног. Кон­кретизируется представление в игровой ситуации «соревнование живот­ных в беге». Дети определяет, кто выиграет забег в каждой паре живот­ных. Их объяснения свидетельствуют: сформировано обобщенное пред­ставление о значении длины конечностей для скорости передвижения, и оно правильно используется для объяснения поведения животных. При­водим фрагмент протокола занятия 12.

Воспитатель: Дети, посмотрите на эту пару животных (выставляет собаку и енота). Кто из; них выиграет забег? Кто прибежит первый?

Алеша М.: Быстрее будет бежать собака.

Воспитатель: Почему?

Света У.: Я тоже думаю, что собака обгонит енота, потому что у
нее большие ноги.

Олег Г.: У собаки длинные ноги, конечно, она его обгонит.

Воспитатель: Правильно. Одна победительница есть. Теперь смот­рите, вот другая пара животных (выставляет зебру и собаку).


 



Сережа К.: Зебра. У нее шире шаг, ноги длинные, а у собаки короткие.

Воспитатель: Вот еще одна пара. Смотрите (выставляет кошку и ежа). Кто из них выиграет забег?

Наташа Б.: Кошка очень легко обгонит ежа. Кошки быстро бегают, потому что у них ноги длинные, а еж так не может бегать.

Второй существенный момент — значение малой площади опоры для быстрого передвижения — оказывается более трудным для понимания детей. Формирование представления о нем проходит при помощи моделирующей практической деятельности. Дети проделывают опыты с погружением гвоздя в разный по плотности грунт и выясняют, что он по- разному погружается в песок, жидкую глину и дерн. Гвоздь, повернутый шляпкой вниз (модель ноги с малой площадью опоры), и гвоздь с наде­тым на его острый конец ластиком (модель ноги с большой площадью опоры) дают совсем разные результаты погружения в грунт. Это дети быстро замечают. Далее, в игровой ситуации, при которой животные (овца, гусь, фламинго, зебра и др.) идут по вязкому болоту, они зак­репляют полученные представления. Выбирают животных, которые мо­гут преодолеть вязкую почву (цапля, фламинго, гусь). Под картинкой каждого животного изображены его следы — широкая опора есть не у всех, она различна по форме. Дети узнают, что у птиц широкая опора создается длинными, растопыренными (с перепонками или без перепо­нок) пальцами, у других животных — за счет расширения ступни, опу­щения лапы.

На этих же занятиях продолжается обучение умению соотносить осо­бенности строения животного со свойствами среды его обитания. Детям показывают, что бывают разные по строению конечности: длинные с ма­ленькой опорой, длинные с большой опорой. Их учат делать вывод о ха­рактере и особенностях передвижения животных только после соотнесе­ния признаков строения (длины и опоры) конечностей со свойствами субстрата, по которому они передвигаются в природных условиях. Дей­ствие соотнесения в данном случае осуществляется в плане представле­ния. Так, дети видят, что длинные конечности цапли не приспособлены к быстрому бегу: опора ее ног широкая, а сами ноги тонкие (слабые); зато такие конечности обеспечивают свободное передвижение по болоту и мелководью. Дети видят также, что многие степные животные имеют длинные, сильные конечности с маленькой опорой.

На следующих четырех занятиях у детей формируются представления о приспособительных зависимостях, связанных с различным строением ког­тей животных, ведущих древесный и подземный образ жизни (белка и крот). Проводится опытно-практическая работа по выявлению свойств дерева. Дети с помощью гвоздя определяют твердость кусочка дерева (с корой и без коры) в сравнении с камнем, а на ощупь — характер поверхности коры. Затем выясняются особенности строения ног, паль­цев и когтей белки. Детям объясняют, что такое их строение соответству­ет древесному образу жизни зверька, обеспечивает свободное передви­жение по деревьям в поисках корма, при защите от врагов и т.д. До­школьники узнают и о других приспособительных особенностях белки: пушистом хвосте, помогающем в передвижении по деревьям, стачивающихся


зубах, больших глазах, способности запасать корм на зиму. Дети понимают, что эти особенности белки соответствуют тем условиям, в которых она живет в природе. С целью упражнения предлагается вопрос: что будет с белкой, если она окажется на лугу, вдали от леса? Ответы свидетельствуют: дошкольниками правильно поняты и усвоены знания о связи белки с природными условиями, о ее приспособленности к ним. Об этом же свидетельствуют и результаты выполнения домашнего зада­ния, в котором детям предлагают посмотреть на фонарный (бетонный) столб и решить, сможет ли по нему взобраться белка. Все дети дают пра­вильные ответы и объяснения. Потом их знакомят с жизнью крота. Они узнают о том, что его когти (большие, крепкие, плоские, как лопаты) и все тело как нельзя лучше приспособлены к подземному образу жизни: маленькие глаза, отсутствие выступающих ушей, короткая и густая шерсть, которая может ложиться в любую сторону, вытянутая заостренная морда.

Таким образом, дети знакомятся с двумя наиболее ярко выражен­ными приспособительными зависимостями, обусловленными различ­ными функциями когтей животных, живущих в принципиально раз­ных условиях. Материал позволяет показать дошкольникам, как соот­носятся особенности строения лап, когтей с поведением животных и со свойствами отдельных компонентов среды обитания. Дети убежда­ются, что не только органы передвижения, непосредственно контак­тирующие со средой, но и другие части тела приспособлены к конкрет­ным условиям жизни.

На последнем занятии детям предлагается самостоятельно нарисовать
тушканчика по словесному описанию с опорой на ряд картинок, изоб­ражающих других животных, но чем-то похожих на тушканчика. Воспи­татель предлагает детям нарисовать загадочное животное, у которого тело
как у мышки, уши как у зайца, ноги как у кенгуру, а хвост как у льва*.
Цветные изображения указанных животных выставляют перед детьми.
Загадочность предложенной задачи повышает интерес детей к занятию.
Такая задача преследует цель выяснить, сумеют ли дети на заключитель­ном этапе экспериментального обучения правильно проанализировать
особенности животных и выделить существенные признаки строения
отдельных частей их тела. В данном случае правильное изображение туш­канчика в большой степени зависит от того, насколько точно ребенок
воспринимает форму, размеры и пропорциональное соотношение от­
дельных частей тела животных. Характерные признаки строения живот­ных приобретают существенное значение в изображении тушканчика.
Успешные результаты зарисовок детей показывают, что они овладели
умением выделять внешние признаки животных. Так, правильно переда­ли в рисунке тушканчика строение туловища — 100% детей; лап — 82,1;
хвоста — 96,4; ушей — 92,8% (всего детей — 28).

После выполнения детьми рисунка им была показана картина с изоб­ражением тушканчика и пустыни — среды его обитания. Степень актив­ности детей в беседе и содержание ответов подтверждают: большинство усвоили знания о различных приспособительных зависимостях и успеш­но применяют их для анализа ситуации с новым животным.

Описание тушканчика с небольшими изменениями взято из кн.: Сладков Н. Земля солнечного огня. — М., 1971.


 



Диагностика обучения. Эффект экспериментального обучения, его вли­яние на умственное развитие детей выявляются специальной контрольной методикой, состоящей из ряда наглядно-вербальных задач. С их помощью предполагается выявить особенности усвоения детьми знаний о приспо­собительных зависимостях животных, умение самостоятельно их приме­нять для анализа новых ситуаций, а также степень сформированности интеллектуальных умений выделять и соотносить между собой важней­шие признаки строения, поведения животных и среды обитания.

Сравнительные результаты двукратного обследования детей экспери­ментальной и контрольной групп с использованием данной методики представлены на рис. 10. Она показывает: дети обеих групп при вторичной проверке почти по всем вопросам дают более высокий процент правиль­ных ответов, чем при первой проверке. Из диаграммы также видно, что дети экспериментальной группы достигают более высоких результатов, чем дети контрольной группы: у них средний прирост правильных ответов составляет 67%, а в контрольной группе он равен лишь 10%. Остановимся на характеристике результатов выполнения детьми отдельных заданий.

Представление детей о приспособительной зависимости длинных ко­нечностей проверяется задачами, посвященными птицам, жукам и дру­гим животным. Рассматривая наглядный материал (чучела, коллекции, картины), дошкольники определяют, кто из животных спасается бег­ством, кто быстрее летает или бегает, а также объясняют, почему они так думают. Из диаграммы видно: наиболее высокие результаты обнару­живаются у детей экспериментальной группы во втором обследовании (ими хорошо поняты зависимости). Причем разнообразие содержания задач, охватывающих различные классы животных, дает основание го­ворить: материал усвоен в обобщенном виде. Это подтверждается ответа­ми детей экспериментальной группы, отличающимися обстоятельными рассуждениями. Например, рассматривание чучел птиц дети сопровож­дали следующими рассуждениями: «У синички маленькие крылья, а у этой птички очень длинные крылья. Она поэтому летает быстрее. У синички, наоборот, хвост длинный»; «Быстрее летает, конечно, этот (указывает на стрижа; берет обеих птичек в руки, рассматривает со всех сторон, по­ворачивая их в руках, зрительно сравнивает). Я рассмотрел ее, у нее очень большие крылья, больше, чем у этой, маленькой. И сама она больше, сильнее». Верные ответы детей контрольных групп, как правило, отли­чаются краткостью и не сопровождаются внимательным, всесторонним рассматриванием объекта. Такие же различия наблюдаются при реше­нии других задач. Выбирая самого быстрого бегуна среди жуков, ребе­нок из экспериментальной группы указывает сначала на майского жука, а потом на жужелицу («У этого жука (майского) длинные ноги, он большой, он бегает быстро. Но этот (жужелица) бегает быстрее, у него чуть-чуть длиннее ноги»). Дети из контрольных групп не дают таких развернутых ответов.

Результаты решения предъявленных задач показывают, что дети не только выделяют длину конечностей животных как существенный при­способительный для передвижения признак, но и понимают, что воз­можности их адекватного функционирования зависят от конкретных ус­ловий среды. Определяя характер поведения животного, соотносят мор­фологический признак (особенности длины конечностей) с теми услови-


ями, в которых животные должны действовать. Рассуждения детей экспе­риментальной группы при решении задачи о собаках являются доказа­тельством их умения соотносить существенные признаки ситуации. Они должны выбрать собаку (таксу или борзую), с которой можно охотиться на зайца и барсука. Вот несколько примеров: «У зайца нет норы, он хоро­шо прыгает. У этой собаки (указывает на борзую) длинные ноги, она до­гонит зайца. А эта собака (указывает на таксу) может влезть в нору, она тоньше, маленькая; а бегает она плохо, не так, как заяц и другая собака (указывает на борзую), у нее короткие лапы»; «У борзой ноги длинные, она быстрее бегает. Если охотник возьмет таксу, она будет семенить и не догонит зайца. А барсука он пойдет ловить с таксой. Она маленькая, и лапки маленькие, она пролезает в нору, и длинная она, может схватить, если он будет уползать»; «У борзой маленькая ступня и длинный хвост. У таксы короткие ножки, она может охотиться за мышами. У борзой длин­ные ноги, вверху толстые, она быстро бегает, догонит зайца. Большая собака не может пролезать в нору, а такса низкая, она может». Видно, что дети, решая задачу, используют не только знания о роли длины конечно­стей, но и умение выделять значимые для ситуации признаки объектов и соотносить их. Они выделяют длину ног и общий рост собак; учитывают условие задачи (одно из животных живет в норе, а другое — нет и спаса­ется бегством); принимают в расчет небольшие размеры норы и соотно­сят их с ростом собаки, после чего делают вывод о возможности ее про­никновения в убежище зверя, т.е. о характере поведения.

Приложение 3

Ход и диагностика экспериментального обучения детей

При решении ряда других задач выявлены особенности усвоения и использования детьми представлений о защитной окраске животных. Наи­более доступной для их понимания оказывается маскировочная функ­ция окраски. В одном из заданий содержится так называемая ошибка художника (связь животного со средой по признаку цвета завуалирована множеством иных признаков). Дошкольники сталкиваются с трудностя­ми при его выполнении. Правильное решение оказывается возможным лишь для детей, владеющих приемом соотнесения. Использование его для анализа содержания трех картинок, на двух из которых животные изображены в правильном цветовом соотношении с окружающей при­родной средой, а на третьей*— в неправильном, дает положительные результаты. С этой задачей в подавляющем большинстве справляются лишь те дети, которые специально обучались приемам выделения и соотнесения признаков объектов.

Приводимые высказывания свидетельствуют о том, что суждения де­тей основываются на умении сопоставлять объекты: «Летом это животное белое. Оно должно быть или зеленое, или серенькое. Это зимнее живот­ное, как вот здесь» (показывает на картинку, на которой белая куропатка изображена на снегу); «Он беленький. Он должен быть в снегу, а он летом

На картинке изображена куница-альбинос на фоне зелени.




белый. Его каждый может заметить: трава зеленая и все зеленое»; «Зверек нарисован белым цветом, а там все зеленое (показывает на животное) — он должен быть серенький, как пень. Голубь (куропатка) тоже белый, как снег. Его могут съесть (показывает на куницу), потому что его видно».

Однако не все дети выделяют окраску как единственно существен­ный признак. Некоторые говорят о том, что животные, деревья или пред­меты нарисованы неверно. В этом случае ребенку объясняют, что ошибка кроется в цвете («Посмотри, как художник раскрасил картинки. На од­ной из них есть ошибка»). После такой подсказки дети эксперименталь­ной группы, в отличие от детей контрольной группы, как правило, на­ходят несоответствие и дают верный ответ. Один ребенок эксперимен­тальной группы и после подсказки не смог правильно ответить. Тем не менее ответ интересен тем, что он строит свои суждения на знании за­висимости маскировочной окраски. Глядя на белую куницу среди зеле­ной травы, он сказал, что она прячется в ромашках.

Способность детей рассматривать новые ситуации на основе усвоен­ных знаний проявляется и в решении иных задач. Определяя местообита­ние землеройки в задаче 7, многие дети наряду с другими признаками принимают в расчет и особенности ее окраски: «Это животное желтое, и песок желтый, его поэтому незаметно»; «Он под цвет земли, серень­кий»; «Цвет окраски похож на песок» и т.д. При решении задачи о жуках проявляют понимание маскирующей функции не только окраски, но и формы тела животного: правильно отыскивают водного жука: «Он по­хож на камушек, верх спинки зеленый, можно подумать, что это камень в воде»; «Он может маскироваться под камень черный» и т.д.

Таким образом, результаты проведенного обследования показывают: дети усвоили знания о значении окраски животных, научились рассмат­ривать цвет как признак, определяющий характер связи животного со средой обитания. Подавляющее большинство за время обучения овладе­ли умением сопоставлять объекты по признаку окраски и делать выводы на основе этого умения.

Не менее успешно дети решают задачи, в которых по строению ког­тей надо определить, какой образ жизни — древесный или подземный — ведет животное, может ли оно передвигаться по деревьям или в толще грунта. Например, указывая на мешотчатую крысу, ребенок говорит: «У нее прямые когти, она не может лазать по деревьям, а у этих (показы­вает на летягу и куницу) загнутые когти; они впиваются в кору и лазают»; «У нее (мешотчатой крысы) когти большие, как лопаты, и острые; она разроет землю и ищет червяков»; «Он (златокрот) может рыть зем­лю — когти плоские, лапы вывернутые, как лопаты». Аналогичные объяс­нения дают все дети. В контрольной группе большинство детей не диф­ференцируют особенности когтей разных животных. По их мнению, лю­бое животное, обладающее достаточно заметными когтями, может ла­зать по деревьям.

Заметных успехов достигают дети экспериментальной группы при определении местообитания животных. Типичной является ориентиров­ка на комплекс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...