Цель практики на деревянном манекене в юнчуньцюань.
Практикой няньшоу начинаешь узнавать различные градусы положения локтя во время движения, необходимости поддержания в теле правильного положения, а также правильного использования движения локтей в дистанции рук. Постоянной и регулярной практикой повышается чувствительность рук и умение использовать в пояснице, «лошаде», «мосте» - усилие-цзинь касания (цуцзинь) и усилие-цзинь изменения (хуацзинь); использовать быстрые движения тела с методами рук; умение сближаться с противником, давить и атаковать его. Изучив три комплекса, переходят к изучению методов практики на деревянном манекене. В практике на деревянном манекене «мост рук» тренируется не жёстко и не «мёртво», расслаблено, но не вяло; форма согнутая - мысли прямо. Посредством практики достигается следующее: всё тело, верх и низ, везде содержит пустоту-полноту, лёгкое-тяжёлое, силу вытягивания и силу встряхивания. Поэтому практикой на столбе достигается согласованность «выброса в один цунь» рук и ног. Таким образом появится возможность, как только коснулся противника, сразу выбросил силу (ли); используя мысль и «шесть единений (люхэ)», контролировать руки противника и в короткое время, взрываясь, выбрасывать силу. Тренировка в няньшоу является обязательной перед практикой на деревянном манекене и служит входными воротами в мастерство (гунфу). Для того чтобы овладеть методами практики на деревянном манекене, нужно хорошо натренировать в разных направлениях «мост рук». Каждое движение необходимо отработать в различных направлениях. У тела имеется центральная линия, - у противника её нужно атаковать, а у себя, её нужно защищать. Все атаки противника необходимо направлять в «наружное пространство штор», а «пространство внутри штор» противника необходимо захватывать. Тело, поясница, «мост» и «лошадь» должны быть согласованы с формой обеих рук. Во время движения поясницы, «лошадь» должна быть устойчива относительно противника. Нарушить устойчивость противника можно двумя способами - это теснить и захватывать. С самого короткого расстояния, выбрасывая руку, ударить с усилием-цзинь в один цунь, используя: вспахать рукой (гэншоу), преградить рукой (ланьшоу), развернуть руку (таньшоу), рука - крыло (баньшоу), приклеиться рукой (няньшоу), нащупать рукой (мошоу), раскачать рукой (даншоу), протащить рукой (люйшоу), а также: проткнув усмирить; коснувшись надавить; захватив проводить; укрывшись уйти; повиснув ударить в пах; зацепить ногой.
Тренировка на деревянном манекене - это тренировка боя при отсутствии реального противника, деревянный столб - это противник, по которому нужно наносить удары. В практике необходимо, используя свои методы, достичь цели, найти самый лучший вариант: одновременной атаки вверх и вниз, атаки обеими руками, удар одной рукой, показать вверх - ударить вниз, показать кулак - ударить ногой или рукой и ногой одновременно, шагнув вперёд или уходя, или уходя защищаясь, или шаг за шагом. В атаке и защите нужно уход в бок (шаньце) и сгибание со вскидыванием (фуян) использовать согласованно, тогда противник не успеет прореагировать, и будет только стараться защитить себя, а для атаки у него силы не будет.
В тренировке нужно: провожать прямо, защищаясь менять форму, уводя силу противника в пустоту, чтобы каждый удар противника уходил в сторону. Практикуясь на деревянном манекене необходимо защищать себя методами «изнутри наружу штор». Коснувшись противника, сперва, - мысль, а потом, посредством методов рук, вращаясь, изменить форму тела и методы шага. Через различные методы боя запоминать позиции: «голову прямо, поясницу крепко, руки быстро, дух собран, энергия (ци) в гармонии». Только таким образом практика на деревянном манекене будет приближена к настоящем бою, а каждое движение будет иметь цель. Для этого в каждой позиции необходимо соблюдать «шесть единений» (люхэ). Всё тело, верх и низ, должны быть согласованы, тогда «если не двигается, то ничто не двигается, если двинулось одно, то двинулось всё тело». В кулачном трактате по этому поводу говориться:
«Посредством покоя контролировать движение,
То, что приходит, - задерживать, то, что уходит, - провожать.
Мягко измениться - жёстко выбросить.
Выбросив руку, прямо пробить.
Показать сверху, атаковать снизу.
Сверху потерял - снизу захватил.
Снизу пришли - сверху атакую,
Верх двигается - низ следует,
Низ двигается - верх управляет.
Верх и низ двигаются - атакую середину.
Атакуют середину - верх и низ собираю вместе»
Главная направленность методов практики на деревянном манекене - это свободный бой. Во время практики необходимо чтобы сила (ли) следовала выбросу мысли. В процессе обучения на деревянном манекене не должно быть конкретной позиции, но как только попадаешь на землю - сразу укореняешься. Показываешь движение вперёд, а сам двигаешься назад, как бы атакуешь, и в то же время защищаешься - так что противник не сможет угадать. При практике на деревянном манекене в движениях используют: «Сначала бьешь, запечатывая, а затем бьешь в середину». А также: «одновременно срезав, увлечь и ударить», так что противник не сможет защититься.
Тренировка юнчуньцюань начинается с практики «стояния столбом» (чжанчжуан), отработка «стойки лошади в виде иероглифа «два» янского зажима» (эрцзыцяньянма) [характерная стойка юнчуньцюань, в которой формируется «каркас тела», некоторые последователи мастера Е Вэня ошибочно называют ее «стойка лошади двух иероглифов зажима барана», звучит одинаково «ян», пишется по разному, в этой стойке необходимо открыв большие суставы нижних конечностей «зажать» ян-меридианы ног, отсюда и название «стойка лошади в виде иероглифа «два» янского зажима»], «выстреливать кулаком» (цзяньцюань), тренировки усилия-цзинь в один цунь, тренировка туйшоу, методов рук, методов ног, методов шага, методов тела, методов взгляда, методов сдерживания, методов стрезания, методов преследования; изучение трёх комплексов - Сяоняньтоу, Синьцяо и Бяочжи. А после достижения высокого уровня в методах рук изучается практика няньшоу [«няньшоу» - переводится как «липкие руки», в некоторых вариантах пишется как «чжаньшоу», но перевод одинаков, на западе пишут «чисао»] на месте и в движении. Сначала няньшоу обучаются на месте в «стойке лошади в виде иероглифа «два» янского зажима», а затем в движении, в это же время изучается практика на деревянном манекене. После, по достижении высокого уровня, методы и позиции в практике няньшоу будут отсутствовать, они будут видоизменятся в связи с действиями противника, что позволит достичь хорошей реакции в свободном бою. В это время будет отсутствовать конкретная позиция, но в любой момент в любом движении можно изменить движение рук. Если не известно, из какой позиции будет атаковать противник, необходимо сблизиться с ним и найти его «мост» рук. Всё это можно наработать на деревянном манекене.
3.Характерный выброс силы на деревянном манекене
Во время тренировки на деревянном манекене должно быть: усилие живости (хоцзинь), усилие ловкости (цяоцзинь), усилие в один цунь (цуньцзинь) и усилие эластичности (жэньцзинь) - все это составляет характерную силу юнчуньцюань. Все удары, которые используются в практике на деревянном манекене, как руками, так и ногами выполняются коротко с усилием в один цунь. Весь комплекс должен выполняется подвижно (линьхо) и ловко (цяомяо). Движения должны быть пружинистыми, быстрыми с выбросом усилия в один цунь, с конкретным смыслом методов юнчуньцюань.
Тренировка на деревянном манекене подводит к свободному бою с противником. Руки, взгляд, тело, метод, шаг и усилие - нужно тренировать одновременно, а также одновременность атаки и защиты. Перед практикой на столбе необходимо натренировать характерные навыки и качества каждого из трех комплексов, а в практике на манекене их умело использовать. «Мосты рук» должны быть натренированны: «Жестко (ин), но не одеревенело (цзян). Расслабленно (сун), но не лениво (се)». Как говорят: «Максимально согласовать руки с ногами, одновременно напасть снизу и сверху, одновременно ударить двумя руками, использовать вместе и руку и ногу, показав вверх ударить вниз, показав вниз ударить вверх» - только тогда атака будет иметь успех.
4.На что обратить внимание во время практики на деревянном манекене
Во время практики на манекене необходимо мысленно представлять бой, тогда столб будет как бы твоим противником, с которым ты ведешь бой. Нужно чтобы все тело верх и низ было одним целым, руки и ноги стремительны, а приемами воздействовать на жизненно важные места, только в этом случае будет результат от практики.
В тренировке необходимо следовать принципам:
«Верх двинулся - низ следует,
Низ двинулся - верх управляет,
Мягко изменился - жестко выбросил,
Атаковать и защищаться совместно с шагом,
Связанно остановив увлечь и ударить,
То, что приходит задерживать, то, что уходит провожать,
Выбросив руку прямо пробить,
В покое как горная вершина,
В движении как свирепый тигр,
Быстрый как вихрь,
Двинуться вперед после движения назад,
Двинуться назад после движения вперед,
Атаку подкрепляй защитой, Атака и защита связаны в одно».
Шагом захватив выгодное положение и под удобным углом с максимальным эффектом атаковать. Это называется: «Уйти от полноты противника и захватить его пустоту». Комплекс на деревянном манекене состоит из методов трех комплексов, к которым добавлен подвижный шаг. За счет подвижного шага выбирается удобное место и выгодный угол для атаки и защиты.
В практике юнчуньцюань использование деревянного манекена занимает важное место, потому что нарабатывается защита и атака из удобного положения по отношению к противнику, что позволяет жестко бить противника с выбросом силы
5. Требования к бою и к методам практики на деревянном манекене в юнчуньцюань.
а) Атаковать чужую и защищать свою среднюю линию.
Средняя линия тела называется «линия знаков Цзы-У». Это центр атаки и защиты в юнчуньцюань. В настоящем бою необходимо очень плотно защищать свою центральную линию, подвижным шагом уходить телом в сторону (шаньце) и, сгибаясь, вскидывать (фуян), меняя центр тяжести, чтобы не потерять свой центр и устойчивость. Главное, что необходимо - защитить свой центр, и атаковать центр противника, нарушая его устойчивость. Это называется «решительно бороться за пространство внутри штор». Во время моей атаки «центральной линии» противника, я должен атаковать от центра, чтобы не потерять свой центр. Если противник сильнее меня, и через давление на мой «мост» хочет захватить мою среднюю линию, мне необходимо, не двигая мост, привести в движение поясницу и таз. Посредством методов шага и методов тела изменить центр тяжести спасаясь через поясницу, не потеряв своей «центральной линии».
б) Позиция атаки и защиты должна быть точной и сильной.
Бить нужно быстро, а возвращать ещё быстрей. В кулачных трактатах написано: «В бою побеждает скорость». Кроме быстроты рук нужна точность в ударах, как говорят: «Если не попадёшь точно, тогда бьёшь как в колодец [в пустоту]». В ударах сила должна бить насквозь, поэтому во время практики на деревянном манекене нужно наносить удары не по поверхности, а мысленно как бы стараться пробить насквозь столб. Это не говорит о том, что удары по столбу наносятся в полную силу, это говорит о том, что мысль во время удара должна следовать сквозь столб. При постоянной практике, таким образом, в руках появится пробивная пружинистая сила и точность.
в) Нужно уметь, занимая силу у противника, изменять её.
Через восемь методов - «вспахать, преградить, развернуть, рука-крыло, приклеиться, нащупать, раскачать, проводить» прилипнуть телом к противнику, «касаюсь его рук - ног, и быстро «срубаю»» его руку. Используя четыре ляна одолеть тысячу цзиней; изменить форму через методы рук. В атаке использовать теснящую, давящую, пружинистую и встряхивающую силу.
г) Необходимо быстро уходя в сторону (шаньце), подвижно сгибаться со вскидыванием (фуян).
Говорят: «Длинным мостом двигают энергию, коротким мостом защищают себя». Во время практики на деревянном манекене тело необходимо двинуть чуть вперёд, как бы захватывая пространство противника, а при смене своей позиции встать так, как будто заставляете столб потерять стойку лошади - это называется «уйти с места». «Уйти с места» - это уход с направления силы, чтобы противник потерял свой центр тяжести, как говорится в стихах: «Противник двинулся, а мой центр уже пуст». Тогда, используя методы юнчуньцюань, возвращая руки к середине, выбрасываю со встряхивающим усилием-цзинь или бью, толкаю, или захватываю, лишая (с помощью практики циньна, используя методы рук, чтобы противник потерял центр тяжести), или спружинив, атакую, чтобы противник упал, - это и является целью.
Для достижения результата необходимо много практиковать, только тогда в бою в теле будет твёрдость - ян и мягкость - инь, наполненность внутренней силой и быстро меняющаяся позиция. Изменение руки противника производится через с «стойку лошади в виде иероглифа «два» янского зажима», только так можно достичь самой большой атакующей силы.
Методы тренировки на деревянном манекене - это тренировка без учителя, без партнёра, с помощью которой можно повысить своё мастерство (гунфу).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|