Петр (преобразователь)
Монголо ((Т,т)атарское) нашествие (на) дол- го затормозило хозяйствен...ое и экономическое развитие России оставив ее далеко (по) зади ((3,з)ападно) европейских стран и (П,п)етр (П,п)ервый Петр (преобразователь) пр...лагал большие усилия что (бы) догнать Европу пони- мая что прочное положение России на мировых рынках как и развитие ее промышлен...ого по- тенциала без разрешения транспортных проблем (не) мыслимо. Петр I занялся (в) плотную вод- ными дорогами. Он мечтал протянуть через всю страну сквозные «водян...ые пути» выве...ти главную водную магистраль России Волгу к (Б,б)алтийскому морю соединить ее с Доном с Днепром с Москвой (рекой). Он понимал что это дело может быть займет полвека а то и больше. Работы по преобразованию водных путей начались со строительства соединительного ка- нала между Волгой и Доном. (В) начале трас...а была выбран...а в (полу) версте от заброшен...ого канала (Т,т)урецкого султана. Но вскоре Петр! понял бе...пер...спективность и безрезультатность работ в этом месте. Это было (н...) что иное как пустая потеря времени. В 1702 году сооружение канала было перенесено в район Иван (озера). Про...ктом предусматривалась шлюзован...ая часть искусствен...ой водной системы длиной в 210 верст. Если бы она была полностью до- строен...а то стала бы самой длин...ой из всех шлюзован...ых систем России (в) течени... по- следующих двух столетий. Через пять лет после начала строительства по (И,и)вановскому каналу было проведен...о около 300 судов хотя система и оказалась мелк...водной. (В) последстви... (И,и)ва- новский канал использовался мало по мирному договору 1711 года город (крепость) Азов отошел к Турции и надобность в водном пути от центра
России к Азовскому (М,м)орю отпала. (223 слова)
Задания 1. Прокомментируйте употребление прописной бук- вы в тексте. 2. Напишите числительные словами. Вспомните пра- вила написания. 3. Найдите в тексте приложения, охарактеризуйте способы их выделения. 4. Найдите в тексте сложноподчиненные предложе- ния и определите типы придаточных. 5. Найдите в тексте предложение с двоеточием и по- ясните его постановку, составьте его схему. 6. Разберите по составу слова: заморозило, западно- европейские, водяные, полуверсте, заброшенного, мелководной, бесперспективность.
«Горе от ума» Комедия «Горе от ума» есть и картина нра- вов и гал...ерея живых типов и вечно острая жгучая сатира и вместе с тем комедия. Произведение Грибоедова драгоценно как психологическая драма. В картине нет н... одного бледного пятна н... одного посторон...его лишнего штриха и зритель и читатель чу...ствует себя и теперь в нашу эпоху среди живых людей. И общее и детали все это не сочинен...о а целиком взято из (М,московских гостин„..ых и перенесен...о в книгу и на сцену. Главная роль коне...но роль Чацкого без кото- рой бы н... было комедии а была (бы) пожалуй картина нравов. Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму а Пушкин отказал ему вовсе в уме. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц но и положительно умен. Речь его кипит умом остроумием. У него есть и сердце и при (том) он безукоризнен...о честен. Словом это человек (н...) только умный но и развитой или как рекомендует его горничная Лиза он «чувствителен и весел и остер». Только личное его горе произошло н... от одного его ума а более от других причин где ум его играл страдательную роль и это подало Пуш- кину повод отказать ему в уме. Между тем Чац- кий как личность несравнен...о выше и умнее Онегина и (Л,лермонтовского Печорина. Он ис- крен...ий и г...рячий деятель а те паразиты. Ими
заканчивается их время а Чацкий начинает но- вый век и в этом все его значение и весь «ум». (По И, А. Гончарову.) (224 слова)
Задания 1. Объясните употребление заглавной буквы в тек- сте. 2. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах и поясните расстановку зна- ков препинания. 3. Подчеркните вводные слова в тексте и укажите их значение. 4. Найдите предложение с тире и объясните прави- ло его постановки. 5. Определите, при каких членах предложения упот- реблен союз «как». 6. Разберите по составу слова: драгоценно, остроуми- ем, умнее, заканчивается, положительно. 7. Сделайте словообразовательный анализ слов: гос- тиных, деятель, горничная, выше, лермонтовского, подало.
Белинский Опишу наружность Белинского. Извес...ный л...тографический едва ли (н...) единствен...ый портрет его дает о нем понятие (не) верное. Сри- совывая его черты художник счел своим дол- гом украсить природу и потому пр...дал всей го- лове какое (то) (повелительно) вдохновен...ое выражение какой (то) воен...ый чуть н... гене- ральский поворот (не) естествен...ую позу что вовсе (не) соответствовало действительности. Белинский был среднего роста на первый взгляд довольно (не) красивый и даже (не) складный худощавый со впалой грудью и понурой голо- вою. Всякого даже не медика (не) медлен...о по- ражали в нем все главные признаки ч...хотки. (При) том же он почти постоян...о кашлял. Меж- ду чужими людьми на улице Белинский легко робел и терялся. Лицо он имел (не) большое (бледно) красно- ватое нос (не) правильный как (бы) пр...плюсну- тый рот слегка и...кривлен...ый особен...о когда раскрывался маленькие частые зубы. Густые (бело) курые волосы падали клоком на белый прекрасный хоть и низ...кий лоб. Я н... видал глаз более пр...лес...ных чем у Белинского. Го- лубые с золотыми искоркам и (в) глубине зрач- ков эти глаза в обычное время (полу) закрытые расширялись и св...ркали в минуты воодушев- ления и в минуты веселости взгляд их прини- мал пленительное выражение приветливой доб- роты и бе...печного счастья. Голос у Белинского был слаб с хрипотою но приятен. Смеялся он от души как ребенок. Он любил ра...хаживать по комнате постукивая пальцами красивых ма-
леньких рук по табакерке. Его выг...вор мане- ры телодвижения живо напоминали его проис- хождение вся его повадка была чисто рус...кая (М,московская (не) даром в его жилах текла беспримесная кровь принадлежность нашего ве- ликорус...кого духовенства столько веков (не) до- ступного влиянию иностранной породы. (Яо И. С. Тургеневу.) (226 слов)
Задания 1. Найдите предложения с однородными и неоднород- ными определениями, поясните постановку знаков препинания при них. 2. Сделайте синтаксический разбор последнего пред- ложения. Составьте его схему. 3. Разберите по составу слова: единственный, при- плюснутый, слегка, телодвижение, великорусско- го, действительность. 4. Сделайте словообразовательный анализ слов: бес- примесная, происхождение, духовенство, расширя- лись, полузакрытые.
Немного истории В XI веке (Д,д)ревняя (Р,р)усь окрепла как самостоятельное государство уже (на) столько что с ней считались как с р...вной все страны (3,з)а- падной (Е,е)вропы. В 838 году рус...кое посоль- ство было принято у (В,в)изантийского импера- тора затем во Франции и Германии. Территории (Д,д)ревней (Р,р)уси значительно расширилась кроме бас...ейна среднего и верхнего течения Днепра в ее состав вошли земли верхнего и сред- него течения (3,з)ападной (Д,д)вины а так (же) бас...ейна Волхова (в) плоть до сумрачных бере- гов холодной бе...брежной как тогда считалось Ладоги. Границы владений (Н,н)овгородцев до- стигали Чудского озера и реки Нарвы а на севе- ре реки Невы и Ладожского озера. Реки связывали между собой отдельные кня- жества (Д,д)ревней (Р,р)уси выводили ее на рын- ки богатых государств (М,м)алой (А,а)зии и Ви- зантии на юге. Темной все сметающей на своем пут... вол- ной захлес...нула в начале XII века Русь (мно- го) тысячная (монголе) татарская кон...ица промчавшаяся как смерч. Горький дым пожа- рищ... зас...лал небо. Спасаясь от плена и бе...жа- лос...ных татар...ских сабель русские люди бе- жали без (оглядки) в леса (не) смотря на то что приходилось бросать весь нажитый скарб. Опус-
тела русская земля (не) слышно н...собач...его лая н... петушин...ого пения. Зар...сли сорной травой н...когда плодородные поля бе...числен...ое мно- жество пашен... стояло (не) во...делан...ыми обез- люд...ли берега рек. Пустын...ы стали н...когда (густо) населен...ые земли. Только (Н,н)овгородская и (П,п)сковская зем- ли сохранили (не) зависимость в эти тяжкие для Руси времена. А Киев так и не смог (в) послед- стви... оправит...ся после разорения татарами. (В) скоре он оказался под власт...ю Литвы и Русь лишилась своей искон...ой дороги к Ч...рному (М,м)орю Днепра. (228 слов)
Задания 1. Прокомментируйте употребление прописной бук- вы в тексте. Вспомните правила употребления про- писной буквы. 2. Напишите числительные буквами. 3. Укажите предложения, в которых употреблено тире. Расскажите правила его употребления. 4. Найдите предложение с двоеточием. Разберите его по членам предложения. Составьте схему. 5. Найдите предложения с однородными членами. Поясните расстановку знаков препинания в них. 6. Разберите по составу слова: самостоятельное, ви- зантийского, расширилась, конница, безжалостных, плодородные, невозделанными. 7. Сделайте словообразовательный анализ слов: пе- тушиный, застлал, разорение, обезлюдели, многоты- сячная, Псковская.
Рождение Земли Среди седых камен...ых вершин или бе...край- них холодных льдов все напоминает о большом еще (не) познан...ом таинствен...ом мире суще- ствующ...м (в) течени... многих тысячелетий по своим собственным (н...) кому (н...) понятным и (н...) подчиняющимся законам. Там над голо- вой сверкают гранен...ые алмазы далеких звезд манящих исследователей своей неизвестностью. Оттуда лучше видна (В,в)селен...ая (не) имею- щая н... конца н... краю. Академик Отто Юлье- вич Шмидт н... раз задумывался о тесной связи (3,з)емного мира с далекими ра...сыпан...ыми в необ...ятном просторе светилами. Академик изу- чал (н...) что иное как строение нашей планеты и (В,в)селенной в то (же) время он был боль- шим ученым (математиком) и физиком. В тот ясный день середины нашего столетия собрались преподаватели ассистенты и проф...е- с...ора разных факультетов (Л,ленинградского университета и слушали учен...ого который ра...- сказывал о своей новой теории происхождения (3,з)емли. Нас долго учили что наша планета была (ог- нен...о) жидким телом и потом постепен...о ос- тывала. Так утверждали многие предшествен...и- ки. Солнце и (3,з)емля ДБИЖ...ТСЯ по (В,в)се- лен...ой. Иногда они проходят сквозь космические туман—ости и тогда в ночном небе можно ви- деть «звез...ный дождь». Тысячи осколков не-
бесных камней сг...рают в воздушной атмосфере которой раньше не существовало да и сама пла- нета напоминала собой бе...формен...ый...густок (газово) пылевых веществ. Этот...густок посте- пен...о рос вб...рая в себя и гиган...ские облом- ки и маленькие частички из межзвез...ной ту- ман...ости. Словно бомбы они ра...рывались ра...- калывалисъ отдавая энергию растущей планете. Время шло и от такой бомбардировки от пере- хода энергии из одного вида в другой будущая (3,з)емля стала колебат...ся все сильнее и силь- нее буд (то) легкая лодка среди бушующих мор- ских волн. И вот планета уже стала вращат...ся. Силы вращения чуть сплющили ее у полюсов упл...тнили перемещая более тяж...лые частицы к центру огромного камен...ого шара. Так по мнению академика Шмидта рожда- лась (3,з)емля. (По Э. Новикову.) (266 слов)
Задания 1. Найдите в тексте приложения и укажите, чем они выражены. 2. Найдите в тексте сложносочиненные предложе- ния и поясните расстановку знаков препинания в них. 3. Найдите предложения со сравнениями, поясните постановку знаков препинания. 4. Разберите по членам первое предложение. 5. Разберите по составу: гигантские, уплотнили, меж- звездной, раскалываться, туманности, бушующих. 6. Сделайте словообразовательный анализ слов; рас- сыпанные, сгусток, звездный, туманность, огненно- жидкий.
Сила воды Большие реки (Р,р)усской р...внины вплоть до XX века рассматривались как (н...) что иное как водные пути. Но сила бегущей воды ма- лых рек использовалась на Руси человеком издавн... и... покон веков. Упоминания о во- дян...ых мельницах встречают...ся в летописях начиная с IX века но кто где и когда поставил первую из них перегородив ручей или реку (не) ИЗВ6С...НО. Энергия текущей воды преобразовывалась в работу по размолу зерна в муку ж...рновом во- дян...ым или мельничным колесом. Оно пред- ставляло собой два широких один в другом обода соединен...ых прямоугольными лопастями (ло- патками). Как и многие другие ремесла мельничное дело передавалось из поколения в поколение по наследству от отца к сыну. Преемниками мог- ли быть и другие ближайшие родственники. Присматриваясь к бе...престан...ому кружению (темно) серой воды в омуте будущие плотин...ые мастера должны были бе...пр...пятствен...о уга- дывать режим работы водян...ого колеса и...под- воль прислушиваясь к шуму (не) пр...„рываемо- го потока определять скорость вращения жер- новов и ур...вень воды в реке. Им надлежало научит...ся понимать и чувствовать реку так как (будто) перед ними живое существо пр...бываю- щее в ПОСТОЯН...ОМ движении. (В) последстви... имен...о из мельников выш- ли «водян...ые люди» работавшие в XVIII веке по сооружению ис...кус...твен....ых водных пу- тей России. В 1737 году плотин...ый мастер Сафо- нов построил горизонтальное водян...ое колесо — первую (гидро) турбину. (В) течени... XVIII века энергию рек использовало уже около 3000 ма- нуфактур но в большинстве случаев мощ...ность БОДЯН...ЫХ колес не превышала порядка несколь- ких десятков лошадин...ых сил поэтому их уста- навливали сразу по несколько штук (в) следстви... чего сооружения были очень громоздкими. Но если бы тогда кто (нибудь) сказал что энер- гию можно передавать по проводам его бы со- чли фантазером. (По Л. Ильиной.) (230 слов)
Задания 1. Напишите числительные словами и охарактери- зуйте их как часть речи. 2. Найдите в тексте деепричастные обороты и объяс- ните знаки препинания при них. 3. Найдите в тексте приложения и объясните спосо- бы их выделения. 4. Найдите в тексте сложноподчиненные предложе- ния и определите типы придаточных. 5. Разберите по составу слова: рассматривались, со- единенных, темно-серой, родственники, плотинный, использовало. 6. Сделайте словообразовательный анализ слов: гид- ротурбина, мельничное, прямоугольник, летопись.
Спуск Оставив людей и лошадей на месте я сам (в) припры...ку пошел (на) верх что (бы) еще раз осмотрет...ся вокруг. (И...желт...) красное со...нце уже стояло низ.,.- ко над горизонтом и надо было торопит...ся не- пр...мен...о как можно скорее раз...скать воду в которой и люди и лошади очень нуждались. Спуск с (куполо) образной горы был (с) начал... пологий но потом...делался ч...резвычайно кру- тым. Лошади спускались присев на задние ноги. В...ЮКИ лезли вперед и если (бы) при седлах не было шлей и чере...седельники не были так креп- ко (накрепко) привязан...ы они с....ехали (бы) им на голову. Пришлось...делать длин...ые зи...заги что при буреломе который валялся...десь во мно- жестве было делом далеко (не) легким. За перевалом мы сразу попали в овраги. Местность была ч...резвычайно пересечен...ая глубокие ра...падки завален...ые к...рчагами (мутно) зелёные водотоки и скалы обросшие (темно) зеленым мхом все это создавало обста- новку которая живо напоминала мне картину (н...) чего иного как Вальпургиевой ночи. Труд- но представить себе местность и окружающую ее окрестность более дикую и (не) приветливую чем эта дыра (ущел...е). Иногда случает...ся что горы и лес имеют пр...чудливо привлекательный вид. Так кажет...ся и остался (бы) среди них (на) всегда. Иногда наобо- рот горы кажут...ся (угрюмо) дикими. И пр...стра- н...ое дело Чу...ство это не бывает личным суб...ек- тивным оно всегда является общим для всех на- ходящихся рядом с тобой. Я много раз проверял это и всегда убеждался что это так. То (же) было и теперь. В окружающей нас обстановке чу....ствова- лась какая (то) беспредельная тоска было что (то) жуткое и (не) приятное и это жуткое и тоскливое понималось всеми нами одинаково. (По В. К. Арсенъеву.)
(235 слов) Задания: 1. Найдите сложносочиненные предложения и объяс- ните знаки препинания в них. 2. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах и объясните знаки препина- ния в нем. 3. Сделайте синтаксический разбор второго предло- жения. Составьте его схему. 4. Сделайте словообразовательный анализ слов: при- чудливо, чересседельник, множество. 5. Разберите слова по составу: куполообразный, во- дотоки, распадки, бурелом, беспредельная.
Русские реки Посмотрите на географическую карту России. Велика наша Родина и обильна реками Волга Дон а так (же) Днепр. На водных путях этих трех великих рек (Р,р)усской р...внины н...ког- да служилось и окрепло ((Д,д)ревне) русское го- сударство (в) последстви... ставшее пр...родиной трех славянских народов русского украинского и белорусского. Бас...ейны Волги Днепра Дона и их многочислен...ых пр...токов занимают почти всю территорию южного склона (Р,р)усской Р...ВНИНЫ. (Водо) раздельная граница между ба- с...ейнами Днепра и Дона проходит по ((С,с)ред- не) русской возвышен—ости с высотами до 200- 300 м к югу от которой находится (Д,д)онецкий кряж... поднимающийся до 370 м. Бас...ейны Дона и Волги разграничивает круто обрываю- щаяся к д...лине Волги (П,п)р...волжская возвы- шен—ость с высотами до 300-384 м. Проворно...бегая по склонам возвышен...ос- тей на р...внине реки замедляют движение сво- их вод и дальше спокойно текут в хорошо раз- работан...ых д...линах освоен...ых (в) следстви... тяж...лого труда многих поколений. На их удоб- ных для хозяйствен—его использования ровных широких тер...асах и поймах (в) начале первого тысяч—летня нашей эры возникли поселения (В,в)осточных (С,с)лавян. Реки органично впле- тались в жизнь и быт осевших на их берегах разномас...ных племен. Зимой и летом они слу- жили удобным а (за) частую и единствен—ым путем к соседям а так (же) в дальние замор- ские страны с которыми торговали славяне от- правляясь в тридесятые государства и совершая выгодный (товаре) обмен знакомясь с жизнью далеких народов реки (же) обл...гчали и пере- броску тяжестей. В IX веке реки стали крутить жернова перемалывать муку. Трудно переоценить роль которую реки иг- рали и продолжают играть в нашей жизни. Так (же) тесно как и раньше с ними связан...ы наш быт и вся наша жизнь. (241 слово)
Задания 1. Прокомментируйте употребление прописной бук- вы в тексте. Вспомните правила ее употребления. 2. Выпишите из текста диктанта числительные (бук- вами) и объясните их правописание. 3. Найдите в тексте причастные обороты и объясни- те постановку знаков препинания при них. 4. Найдите предложения с однородными членами. Объясните расстановку знаков препинания в них. 5. Разберите по составу слова: многочисленные, древ- нерусское, разграничивает, обрывающаяся, разнома- стные, перемалывать. 6. Сделайте словообразовательный анализ слов: при- токи, прародина, водораздельная, замедляют, тыся- челетия, заморские, товарообмен.
Ледоход Вечер золотистый тихий и небо до того чис- тое (зеленовато) голубое самое праз... ничное небо. Отец с Горкиным об...езжали Москву (реку) везде порядок все на месте. Удостоверившись приск...кали домой. Мы только что вернулись (из) под Новинского где большой птич...ий ры- нок купили (н...) что иное как белочку в колесе. Вечернее со...нце золотцем заливает залу и не- устан....ые тружен...ицы канарейки в столовой л...ются на все лады. Но солов...и что (то) еще не расп...вались. Светлое Благ...вещенье отходит. Скоро и ужинать. Отец отдыхает в кабинете а я слоняюсь без толку и...подтишка подглядываю за ним. В форточку у ворот слышно как кто (то) влетает вскач.... Горкин кричит как дребезжит Ребят подымай буди Срезало все как есть В зал вбегает на ц...почках Василь Васильич. Выбега- ет отец в халате вз...ерошен...ый глаза (на) вы- кат кричит как резан... ый Черти Седлать Кав- казку Сейчас выйду Василь Васильич грохается с лес...ницы. На дворе стоит бешен...ый крик. Из кабинета выскакивает только что прискакавший водолив Аксен бежит вместо кор....идора в гос- тин...ую оставляя после себя глинян...ые комья. Куда тебя понесло черта кричит выбегающий взбешен...ый отец хватает Аксена за ворот хол- стин...ой рубахи и оба убегают по лес...нице. На отце высокие сапоги кургузка круглая шапч...н- ка револьвер и плетка. Из верхних сеней я вижу как бежит Горкин (на) бегу надевая (полу) шу- бок стоят толпою безмолвные рабочие многие босиком только что поужинали и собирались леч... (на) боковую. Отец на взбрыкивающей Кав- казке отдав приказания проск...кал за ворота. Я понимаю что где (то) далеко срезало наши барки пошел полный лед...ход от верху реки. И теперь (то) они плывут бог весть куда где нахо- дят...ся (не) извес...но так как срезало их еще (по) полудни. Вмиг все расходятся и никого уже на дворе нет все как вым...рло. (По И. С. Шмелеву.) (259 слов)
Задания 1. Найдите в тексте сложносочиненные предложе- ния. Поясните постановку знаков препинания в них. 2. Найдите в тексте предложения с двоеточием, по- ясните его постановку. Разберите эти предложе- ния по членам. 3. Разберите по составу слова: объезжали, птичий, ис- подтишка, глиняные, взбешенный, прискакавший. 4. Сделайте словообразовательный анализ слов: зо- лотистый, зеленовато-голубое, водолив, шапчонка, пополудни, труженицы.
О Лермонтове Лермонтова я видел всего два раза в доме одной знатной (П,п)етербур...ской дамы и не- сколько дней спустя на маскараде в Благород- ном (С,с)обрани... под новый 1840 год. У княги- ни я весьма редкий и (не) привычный посети- тель све...ких вечеров лиш... (из) дали из уголка куда я забился наблюдал за (быстро) вошедш...м в славу поэтом. На Лермонтове был мундир (лейб) гвардии гусарского полка он н... снял н... сабли н... перчаток и...горбившись и насупив- шись угрюмо посматривал на графиню. В наруж- ности Лермонтова было что (то) зловещее и тра- гическое какой (то) сумрачной и недоброй си- лой задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица от его больших и (неподвижно) темных глаз. Их тяж...лый взор стран...о не соответствовал выражению почти (детски) нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура приземистая кривоногая с большой го- ловой на сутулых широких плечах возбуждала ощущение неприятное но присущую мощ... тот (час) сознавал всякий. Извес...но что он до неко- торой степей... изобразил самого себя в Печ...ри- не. Слова Глаза его не смеялись, когда он смеял- ся действительно относились к нему. Не было сомнения что он следуя тогдашней моде напус- тил на себя известного рода (Б,б)айроновский жанр с примесью других еще худших капризов и чудачеств. И дорого же он поплатился за них Внутрен...е Лермонтов вероятно скучал глубоко он задыхался в тесной атмосфере куда его втол- кнула судьба. На бале Дворянского (С,с)обрания ему не давали покоя бе...пр...стан...о приставали к нему брали за руки одна маска сменялась дру- гою а он почти не сходил с места и молча слу- шал их писк (по) очередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда (же) почудилось что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может ему при- ходили в голову стихи: Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бе...трепетные руки... (По И. С. Тургеневу.) (272 слова)
Задания 1. Найдите в тексте вводные слова и поясните знаки препинания при них. 2. Укажите в тексте согласованные и несогласованные определения и поясните знаки препинания при них. 3. Найдите в тексте предложение с приложением, по- ясните постановку знаков препинания в нем. Сде- лайте его синтаксический разбор. Составьте схему. 4. Разберите по составу слова: петербургской, посмат- ривал, презрительностью, дворянского, бестрепетные. 5. Сделайте словообразовательный анализ слов: при- земистая, примесью, байроновский, поплатился, не- подвижно-темных.
Штольц Андрей Иванович Штольц друг Обломова яв- ляется вполне мужчиною таким человеком ка- ких еще очень мало в современном обществе. Он не избалован домашним воспитанием он с молодых лет начал пользоваться разумною сво- бодою рано узнал жизнь и умел внести в прак- тическую деятельность прочные теоретические знания. Твердость воли и убеждений критичес- кий взгляд на людей и на жизнь вера в истин...у и в добро уважение ко всему прекрасному и возвышен...ому вот главные черты характера Штольца. Он не дает вол... страстям отличая их от чу...ства. Он сознает что человек есть суще- ство мыслящее и что ра... судок должен управ- лять его действиями. Штольц не принадлежит к числу тех холодных людей которые подчиня- ют свои поступки рас....чету потому что в них нет жизнен...ой теплоты и они (н...) способны н... горячо любить н... жертвовать собой (во) имя идеи. Штольц (не) мечтатель; у него здоровая и крепкая природа и он сознает свои силы и не слабеет перед (не) благоприятными обстоятель- ствами и не напрашиваясь насильно на борьбу н...когда н... отступает от нее. Жизнен...ые силы б...ют в нем живым ключам и он употребляет их на полезную деятельность. Характер его с первого взгляда может показаться ж...стоким и холодным. Обломов нежнее и общительнее сво- его друга что естествен „.о характеры слабые все- гда нуждают...ся в нравственной по...держке. В отношени... к любимой жен...щине Штольц (не) способен быть страдательным существом по- слушным исполнителем ее воли сознание соб- ствен...ой личности не позволяет ему для кого (бы) то н... было отступат...ся от убеждений или менять черты своего характера. Осмысливая все он осмысливает и любовь и БИД...Т в ней не слу- жение кумиру а разумное чу...ство. Штольц ев- ропеец по развитию и по взгляду на жизнь это тип будущий. (По Д. И. Писареву.) (262 слова)
Задания 1. Найдите в тексте предложения с тире и поясните правила их постановки. 2. Найдите в тексте предложения с однородными чле- нами и поясните знаки препинания при них. 3. Найдите в тексте бессоюзные предложения и по- ясните постановку двоеточия в них. 4. Найдите предложение с обобщающим членом при однородных членах и сделайте его синтаксичес- кий разбор. 5. Сделайте словообразовательный анализ слов: из- балован, исполнитель, напрашиваясь, жертвовать. 6. Разберите слова по составу: будущий, мечтатель, неблагоприятными, показаться.
В степ... Вызрел ковыль и степь (на) многие версты оделась колыш...щ...мся серебром. Ветер упрямо прим...нал его наплывая и гнал (то) к (Ю,ю)гу то к (3,з)ападу (бледно) сизые волны. Там где пробегала воздушная струя ковыль молитвен...о клонился и на гребне седой волны долго лежала после этого чернеющая полоса. Отцвели (разно) цветные травы и полевые цветы по ночам на (обуглен...о) ч...рном небе сияли звезды и т...мнея срезан...ым боком скупо светил месяц. Терпкий воздух был густ ветер сух пахло полы- нью и земля пропитан...ая все той (же) гореч...ю всесильной полын... тосковала о прохладе. А днем в степ... покрытой засохшей травой духо- та зной серая пыль. На выцветш...м голубом небе нет н... облачка и только нещадное со...нце да распростертые (коричнево) серые крылья кор- шуна. Коршун кр...нясь (на) бок (то) одним (то) другим крылом плывет в (сизо) голубом про- странстве и его огромная тень (не) слышно сколь- зит по траве бурой дымящейся. По всей необ...ятной степ... хрипло свистят суслики а на горках желтеющей земли около норок дрем л...т сурки готовые (в) миг исчезнуть при первой опас...ност.... Степь г...рячая но мерт- вая (не) подвижна как во сне. И только табун лошадей нарушает тишину сон...ой степ... храпят молодые жеребцы вдыхая (горько) солен...ый запах полын... и взрослый конь нет (нет) да зар- жет тряхнув бл...стящей головой. Мишка уже два месяца работает табун...щи- ком за это время он хорошо изучил жизнь ло- шадей и проникся глубоким уважением к их уму и благородству простому и (естественно) целомудрен...ому. Он полюбил лошадей и осо- бен...о одного стареющего жеребца ((не) укро- тимо) злого и грубоватого в обращении со все- ми кобылицами кроме одной рыжей (четырех) летней красавицы с (исчерн...) карими глаза- ми. Со всеми злой и грубый он любил класть свою голову на круп любимой кобылиц... и дремать так (по) долгу. Мишка любил родную (Д,д)онскую степь любил (по) сыновьи предан...о и нежно. (По М, А. Шолохову.) (266 слов)
Задания 1. Найдите в тексте обособленные определения и по- ясните, чем они выражены. 2. Найдите в тексте бессоюзные предложения и по- ясните знаки препинания в них. 3. Найдите в тексте предложения с двоеточием, по- ясните правила его употребления. 4. Разберите по членам первое предложение. Составь- те его схему. 5. Разберите по составу слова: вызрел, колышущим- ся, срезанным, благородству, подолгу, пропитанная, всесильной. 6. Сделайте словообразовательный анализ слов: та- бунщиком, сизо-голубом, дымящейся, четырехлет- ней, кобылицы, по-сыновьи.
На охоте Уже около месяца жили мы на коч...вке вер- стах в (полутора) ста от Оренбурга а охота от которой мы ожидали столько удовольствия по- чти н...чего н... представляла занимательного. Лето было ч...резвычайно жаркое все болота высохли со дня на день ожидали соколов что (бы) на них поохотит...ся но их не привозили и нам оставалось только ходить с л...гавой за тетеревами. Коч...вка была расположен...а между двумя высокими холмами составляющими начало (У,у)ральского (Х,х)ребта и покрытыми дубня- ком и березняком. (Мимо) ходом можно ска- зать что все холмы совершен...о между собою схожи и что нет н...чего легче как в них заблу- дит... ся. Почти все они имеют ту (же) ориги- нальную форму все увенча...ы (стено) образным гребнем сланцеватого камня и в каждой д...ли- не протекает (не) большой ручей с об...их сторон скрытый кустарником. Д...лины эти из...билуют разными ягодами а более всего особен...ым ро- дом диких вишен... р...стущих в высоком к...вы- ле едва приметными кустами. Им (то) кажет...ся должно приписать неимоверное множество те- теревов водящихся в этих местах. Каждый день мы стреляли штук по шест....десяти и даже по сто но уменьшения их вовсе не было заметно. Обыкновенно мы уезжали рано (по) утру и часа через три возвращались домой обвеш...н...ые добычей. Каждый из нас убивал столько что (не) возможно было поместить всего в обыкновенном яг...таше и что (бы) избежать этого неудобства один опытный охотник изобрел ремни которые (не) занимая лишнего места могли поместить на себе много дичи. (С) начал.... охоты эти ремни мы носили через плечо а под конец нав...ючива- ли ими лошадь. Случалось что мы принужде- н....ы были возвращаться единствен...о потому что у нас и...тощался весь запас пороха я дроби. Что (бы) дать некоторое представление о числе тамошних тетеревов к приведу только один при- мер (в) течени... часа мы однажды (в) троем уби- ли шестьдесят три штуки. (По А. К. Толстому.) (266 слов)
Задания 1. Поясните правописание числительных в тексте. 2. Выделите в тексте обособленные определения. На- зовите, чем они выражены. 3. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения и поясните постановку знаков препинания в них. 4. Найдите в тексте бессоюзные предложения, пояс- ните постановку знаков препинания в них. 5. Составьте схему последнего предложения. 6. Разберите по составу слова: навьючивали, водящих- ся, истощался, дубняком, обвешанные, кустарником. 7. Сделайте словообразовательный анализ слов: ми- моходом, уральского, березняком, шестидесяти, при- писать, втроем, уменьшения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|