Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Петр (преобразователь)




Монголо ((Т,т)атарское) нашествие (на) дол-

го затормозило хозяйствен...ое и экономическое

развитие России оставив ее далеко (по) зади

((3,з)ападно) европейских стран и (П,п)етр

(П,п)ервый Петр (преобразователь) пр...лагал

большие усилия что (бы) догнать Европу пони-

мая что прочное положение России на мировых

рынках как и развитие ее промышлен...ого по-

тенциала без разрешения транспортных проблем

(не) мыслимо. Петр I занялся (в) плотную вод-

ными дорогами. Он мечтал протянуть через всю

страну сквозные «водян...ые пути» выве...ти

главную водную магистраль России Волгу к

(Б,б)алтийскому морю соединить ее с Доном с

Днепром с Москвой (рекой). Он понимал что это

дело может быть займет полвека а то и больше.

Работы по преобразованию водных путей

начались со строительства соединительного ка-

нала между Волгой и Доном. (В) начале трас...а

была выбран...а в (полу) версте от заброшен...ого

канала (Т,т)урецкого султана. Но вскоре Петр!

понял бе...пер...спективность и безрезультатность

работ в этом месте. Это было (н...) что иное как

пустая потеря времени. В 1702 году сооружение

канала было перенесено в район Иван (озера).

Про...ктом предусматривалась шлюзован...ая

часть искусствен...ой водной системы длиной

в 210 верст. Если бы она была полностью до-

строен...а то стала бы самой длин...ой из всех

шлюзован...ых систем России (в) течени... по-

следующих двух столетий. Через пять лет после

начала строительства по (И,и)вановскому каналу

было проведен...о около 300 судов хотя система

и оказалась мелк...водной. (В) последстви... (И,и)ва-

новский канал использовался мало по мирному

договору 1711 года город (крепость) Азов отошел

к Турции и надобность в водном пути от центра

России к Азовскому (М,м)орю отпала.

(223 слова)

 

Задания

1. Прокомментируйте употребление прописной бук-

вы в тексте.

2. Напишите числительные словами. Вспомните пра-

вила написания.

3. Найдите в тексте приложения, охарактеризуйте

способы их выделения.

4. Найдите в тексте сложноподчиненные предложе-

ния и определите типы придаточных.

5. Найдите в тексте предложение с двоеточием и по-

ясните его постановку, составьте его схему.

6. Разберите по составу слова: заморозило, западно-

европейские, водяные, полуверсте, заброшенного,

мелководной, бесперспективность.

 

 

«Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» есть и картина нра-

вов и гал...ерея живых типов и вечно острая

жгучая сатира и вместе с тем комедия.

Произведение Грибоедова драгоценно как

психологическая драма.

В картине нет н... одного бледного пятна н...

одного посторон...его лишнего штриха и зритель

и читатель чу...ствует себя и теперь в нашу эпоху

среди живых людей. И общее и детали все это не

сочинен...о а целиком взято из (М,московских

гостин„..ых и перенесен...о в книгу и на сцену.

Главная роль коне...но роль Чацкого без кото-

рой бы н... было комедии а была (бы) пожалуй

картина нравов. Сам Грибоедов приписал горе

Чацкого его уму а Пушкин отказал ему вовсе в

уме. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц

но и положительно умен. Речь его кипит умом

остроумием. У него есть и сердце и при (том) он

безукоризнен...о честен. Словом это человек (н...)

только умный но и развитой или как рекомендует

его горничная Лиза он «чувствителен и весел и

остер». Только личное его горе произошло н... от

одного его ума а более от других причин где ум

его играл страдательную роль и это подало Пуш-

кину повод отказать ему в уме. Между тем Чац-

кий как личность несравнен...о выше и умнее

Онегина и (Л,лермонтовского Печорина. Он ис-

крен...ий и г...рячий деятель а те паразиты. Ими

заканчивается их время а Чацкий начинает но-

вый век и в этом все его значение и весь «ум».

(По И, А. Гончарову.)

(224 слова)

 

Задания

1. Объясните употребление заглавной буквы в тек-

сте.

2. Найдите предложение с обобщающим словом при

однородных членах и поясните расстановку зна-

ков препинания.

3. Подчеркните вводные слова в тексте и укажите

их значение.

4. Найдите предложение с тире и объясните прави-

ло его постановки.

5. Определите, при каких членах предложения упот-

реблен союз «как».

6. Разберите по составу слова: драгоценно, остроуми-

ем, умнее, заканчивается, положительно.

7. Сделайте словообразовательный анализ слов: гос-

тиных, деятель, горничная, выше, лермонтовского,

подало.

 

 

Белинский

Опишу наружность Белинского. Извес...ный

л...тографический едва ли (н...) единствен...ый

портрет его дает о нем понятие (не) верное. Сри-

совывая его черты художник счел своим дол-

гом украсить природу и потому пр...дал всей го-

лове какое (то) (повелительно) вдохновен...ое

выражение какой (то) воен...ый чуть н... гене-

ральский поворот (не) естествен...ую позу что

вовсе (не) соответствовало действительности.

Белинский был среднего роста на первый взгляд

довольно (не) красивый и даже (не) складный

худощавый со впалой грудью и понурой голо-

вою. Всякого даже не медика (не) медлен...о по-

ражали в нем все главные признаки ч...хотки.

(При) том же он почти постоян...о кашлял. Меж-

ду чужими людьми на улице Белинский легко

робел и терялся.

Лицо он имел (не) большое (бледно) красно-

ватое нос (не) правильный как (бы) пр...плюсну-

тый рот слегка и...кривлен...ый особен...о когда

раскрывался маленькие частые зубы. Густые

(бело) курые волосы падали клоком на белый

прекрасный хоть и низ...кий лоб. Я н... видал

глаз более пр...лес...ных чем у Белинского. Го-

лубые с золотыми искоркам и (в) глубине зрач-

ков эти глаза в обычное время (полу) закрытые

расширялись и св...ркали в минуты воодушев-

ления и в минуты веселости взгляд их прини-

мал пленительное выражение приветливой доб-

роты и бе...печного счастья. Голос у Белинского

был слаб с хрипотою но приятен. Смеялся он

от души как ребенок. Он любил ра...хаживать

по комнате постукивая пальцами красивых ма-

леньких рук по табакерке. Его выг...вор мане-

ры телодвижения живо напоминали его проис-

хождение вся его повадка была чисто рус...кая

(М,московская (не) даром в его жилах текла

беспримесная кровь принадлежность нашего ве-

ликорус...кого духовенства столько веков (не) до-

ступного влиянию иностранной породы.

(Яо И. С. Тургеневу.)

(226 слов)

 

Задания

1. Найдите предложения с однородными и неоднород-

ными определениями, поясните постановку знаков

препинания при них.

2. Сделайте синтаксический разбор последнего пред-

ложения. Составьте его схему.

3. Разберите по составу слова: единственный, при-

плюснутый, слегка, телодвижение, великорусско-

го, действительность.

4. Сделайте словообразовательный анализ слов: бес-

примесная, происхождение, духовенство, расширя-

лись, полузакрытые.

 

 

Немного истории

В XI веке (Д,д)ревняя (Р,р)усь окрепла как

самостоятельное государство уже (на) столько что

с ней считались как с р...вной все страны (3,з)а-

падной (Е,е)вропы. В 838 году рус...кое посоль-

ство было принято у (В,в)изантийского импера-

тора затем во Франции и Германии. Территории

(Д,д)ревней (Р,р)уси значительно расширилась

кроме бас...ейна среднего и верхнего течения

Днепра в ее состав вошли земли верхнего и сред-

него течения (3,з)ападной (Д,д)вины а так (же)

бас...ейна Волхова (в) плоть до сумрачных бере-

гов холодной бе...брежной как тогда считалось

Ладоги. Границы владений (Н,н)овгородцев до-

стигали Чудского озера и реки Нарвы а на севе-

ре реки Невы и Ладожского озера.

Реки связывали между собой отдельные кня-

жества (Д,д)ревней (Р,р)уси выводили ее на рын-

ки богатых государств (М,м)алой (А,а)зии и Ви-

зантии на юге.

Темной все сметающей на своем пут... вол-

ной захлес...нула в начале XII века Русь (мно-

го) тысячная (монголе) татарская кон...ица

промчавшаяся как смерч. Горький дым пожа-

рищ... зас...лал небо. Спасаясь от плена и бе...жа-

лос...ных татар...ских сабель русские люди бе-

жали без (оглядки) в леса (не) смотря на то что

приходилось бросать весь нажитый скарб. Опус-

тела русская земля (не) слышно н...собач...его лая

н... петушин...ого пения. Зар...сли сорной травой

н...когда плодородные поля бе...числен...ое мно-

жество пашен... стояло (не) во...делан...ыми обез-

люд...ли берега рек. Пустын...ы стали н...когда

(густо) населен...ые земли.

Только (Н,н)овгородская и (П,п)сковская зем-

ли сохранили (не) зависимость в эти тяжкие для

Руси времена. А Киев так и не смог (в) послед-

стви... оправит...ся после разорения татарами.

(В) скоре он оказался под власт...ю Литвы и Русь

лишилась своей искон...ой дороги к Ч...рному

(М,м)орю Днепра.

(228 слов)

 

Задания

1. Прокомментируйте употребление прописной бук-

вы в тексте. Вспомните правила употребления про-

писной буквы.

2. Напишите числительные буквами.

3. Укажите предложения, в которых употреблено

тире. Расскажите правила его употребления.

4. Найдите предложение с двоеточием. Разберите его

по членам предложения. Составьте схему.

5. Найдите предложения с однородными членами.

Поясните расстановку знаков препинания в

них.

6. Разберите по составу слова: самостоятельное, ви-

зантийского, расширилась, конница, безжалостных,

плодородные, невозделанными.

7. Сделайте словообразовательный анализ слов: пе-

тушиный, застлал, разорение, обезлюдели, многоты-

сячная, Псковская.

 

 

Рождение Земли

Среди седых камен...ых вершин или бе...край-

них холодных льдов все напоминает о большом

еще (не) познан...ом таинствен...ом мире суще-

ствующ...м (в) течени... многих тысячелетий по

своим собственным (н...) кому (н...) понятным

и (н...) подчиняющимся законам. Там над голо-

вой сверкают гранен...ые алмазы далеких звезд

манящих исследователей своей неизвестностью.

Оттуда лучше видна (В,в)селен...ая (не) имею-

щая н... конца н... краю. Академик Отто Юлье-

вич Шмидт н... раз задумывался о тесной связи

(3,з)емного мира с далекими ра...сыпан...ыми в

необ...ятном просторе светилами. Академик изу-

чал (н...) что иное как строение нашей планеты

и (В,в)селенной в то (же) время он был боль-

шим ученым (математиком) и физиком.

В тот ясный день середины нашего столетия

собрались преподаватели ассистенты и проф...е-

с...ора разных факультетов (Л,ленинградского

университета и слушали учен...ого который ра...-

сказывал о своей новой теории происхождения

(3,з)емли.

Нас долго учили что наша планета была (ог-

нен...о) жидким телом и потом постепен...о ос-

тывала. Так утверждали многие предшествен...и-

ки. Солнце и (3,з)емля ДБИЖ...ТСЯ по (В,в)се-

лен...ой. Иногда они проходят сквозь космические

туман—ости и тогда в ночном небе можно ви-

деть «звез...ный дождь». Тысячи осколков не-

бесных камней сг...рают в воздушной атмосфере

которой раньше не существовало да и сама пла-

нета напоминала собой бе...формен...ый...густок

(газово) пылевых веществ. Этот...густок посте-

пен...о рос вб...рая в себя и гиган...ские облом-

ки и маленькие частички из межзвез...ной ту-

ман...ости. Словно бомбы они ра...рывались ра...-

калывалисъ отдавая энергию растущей планете.

Время шло и от такой бомбардировки от пере-

хода энергии из одного вида в другой будущая

(3,з)емля стала колебат...ся все сильнее и силь-

нее буд (то) легкая лодка среди бушующих мор-

ских волн. И вот планета уже стала вращат...ся.

Силы вращения чуть сплющили ее у полюсов

упл...тнили перемещая более тяж...лые частицы

к центру огромного камен...ого шара.

Так по мнению академика Шмидта рожда-

лась (3,з)емля.

(По Э. Новикову.)

(266 слов)

 

Задания

1. Найдите в тексте приложения и укажите, чем они

выражены.

2. Найдите в тексте сложносочиненные предложе-

ния и поясните расстановку знаков препинания

в них.

3. Найдите предложения со сравнениями, поясните

постановку знаков препинания.

4. Разберите по членам первое предложение.

5. Разберите по составу: гигантские, уплотнили, меж-

звездной, раскалываться, туманности, бушующих.

6. Сделайте словообразовательный анализ слов; рас-

сыпанные, сгусток, звездный, туманность, огненно-

жидкий.

 

 

Сила воды

Большие реки (Р,р)усской р...внины вплоть

до XX века рассматривались как (н...) что иное

как водные пути. Но сила бегущей воды ма-

лых рек использовалась на Руси человеком

издавн... и... покон веков. Упоминания о во-

дян...ых мельницах встречают...ся в летописях

начиная с IX века но кто где и когда поставил

первую из них перегородив ручей или реку (не)

ИЗВ6С...НО.

Энергия текущей воды преобразовывалась в

работу по размолу зерна в муку ж...рновом во-

дян...ым или мельничным колесом. Оно пред-

ставляло собой два широких один в другом обода

соединен...ых прямоугольными лопастями (ло-

патками).

Как и многие другие ремесла мельничное

дело передавалось из поколения в поколение по

наследству от отца к сыну. Преемниками мог-

ли быть и другие ближайшие родственники.

Присматриваясь к бе...престан...ому кружению

(темно) серой воды в омуте будущие плотин...ые

мастера должны были бе...пр...пятствен...о уга-

дывать режим работы водян...ого колеса и...под-

воль прислушиваясь к шуму (не) пр...„рываемо-

го потока определять скорость вращения жер-

новов и ур...вень воды в реке. Им надлежало

научит...ся понимать и чувствовать реку так как

(будто) перед ними живое существо пр...бываю-

щее в ПОСТОЯН...ОМ движении.

(В) последстви... имен...о из мельников выш-

ли «водян...ые люди» работавшие в XVIII веке

по сооружению ис...кус...твен....ых водных пу-

тей России. В 1737 году плотин...ый мастер Сафо-

нов построил горизонтальное водян...ое колесо —

первую (гидро) турбину. (В) течени... XVIII века

энергию рек использовало уже около 3000 ма-

нуфактур но в большинстве случаев мощ...ность

БОДЯН...ЫХ колес не превышала порядка несколь-

ких десятков лошадин...ых сил поэтому их уста-

навливали сразу по несколько штук (в) следстви...

чего сооружения были очень громоздкими.

Но если бы тогда кто (нибудь) сказал что энер-

гию можно передавать по проводам его бы со-

чли фантазером.

(По Л. Ильиной.)

(230 слов)

 

Задания

1. Напишите числительные словами и охарактери-

зуйте их как часть речи.

2. Найдите в тексте деепричастные обороты и объяс-

ните знаки препинания при них.

3. Найдите в тексте приложения и объясните спосо-

бы их выделения.

4. Найдите в тексте сложноподчиненные предложе-

ния и определите типы придаточных.

5. Разберите по составу слова: рассматривались, со-

единенных, темно-серой, родственники, плотинный,

использовало.

6. Сделайте словообразовательный анализ слов: гид-

ротурбина, мельничное, прямоугольник, летопись.

 

 

Спуск

Оставив людей и лошадей на месте я сам (в)

припры...ку пошел (на) верх что (бы) еще раз

осмотрет...ся вокруг.

(И...желт...) красное со...нце уже стояло низ.,.-

ко над горизонтом и надо было торопит...ся не-

пр...мен...о как можно скорее раз...скать воду в

которой и люди и лошади очень нуждались.

Спуск с (куполо) образной горы был (с) начал...

пологий но потом...делался ч...резвычайно кру-

тым. Лошади спускались присев на задние ноги.

В...ЮКИ лезли вперед и если (бы) при седлах не

было шлей и чере...седельники не были так креп-

ко (накрепко) привязан...ы они с....ехали (бы) им

на голову. Пришлось...делать длин...ые зи...заги

что при буреломе который валялся...десь во мно-

жестве было делом далеко (не) легким.

За перевалом мы сразу попали в овраги.

Местность была ч...резвычайно пересечен...ая

глубокие ра...падки завален...ые к...рчагами

(мутно) зелёные водотоки и скалы обросшие

(темно) зеленым мхом все это создавало обста-

новку которая живо напоминала мне картину

(н...) чего иного как Вальпургиевой ночи. Труд-

но представить себе местность и окружающую

ее окрестность более дикую и (не) приветливую

чем эта дыра (ущел...е).

Иногда случает...ся что горы и лес имеют

пр...чудливо привлекательный вид. Так кажет...ся

и остался (бы) среди них (на) всегда. Иногда наобо-

рот горы кажут...ся (угрюмо) дикими. И пр...стра-

н...ое дело Чу...ство это не бывает личным суб...ек-

тивным оно всегда является общим для всех на-

ходящихся рядом с тобой. Я много раз проверял

это и всегда убеждался что это так. То (же) было и

теперь. В окружающей нас обстановке чу....ствова-

лась какая (то) беспредельная тоска было что (то)

жуткое и (не) приятное и это жуткое и тоскливое

понималось всеми нами одинаково.

(По В. К. Арсенъеву.)

 

(235 слов)

Задания:

1. Найдите сложносочиненные предложения и объяс-

ните знаки препинания в них.

2. Найдите предложение с обобщающим словом при

однородных членах и объясните знаки препина-

ния в нем.

3. Сделайте синтаксический разбор второго предло-

жения. Составьте его схему.

4. Сделайте словообразовательный анализ слов: при-

чудливо, чересседельник, множество.

5. Разберите слова по составу: куполообразный, во-

дотоки, распадки, бурелом, беспредельная.

 

 

Русские реки

Посмотрите на географическую карту России.

Велика наша Родина и обильна реками Волга

Дон а так (же) Днепр. На водных путях этих

трех великих рек (Р,р)усской р...внины н...ког-

да служилось и окрепло ((Д,д)ревне) русское го-

сударство (в) последстви... ставшее пр...родиной

трех славянских народов русского украинского

и белорусского. Бас...ейны Волги Днепра Дона и

их многочислен...ых пр...токов занимают почти

всю территорию южного склона (Р,р)усской

Р...ВНИНЫ. (Водо) раздельная граница между ба-

с...ейнами Днепра и Дона проходит по ((С,с)ред-

не) русской возвышен—ости с высотами до 200-

300 м к югу от которой находится (Д,д)онецкий

кряж... поднимающийся до 370 м. Бас...ейны

Дона и Волги разграничивает круто обрываю-

щаяся к д...лине Волги (П,п)р...волжская возвы-

шен—ость с высотами до 300-384 м.

Проворно...бегая по склонам возвышен...ос-

тей на р...внине реки замедляют движение сво-

их вод и дальше спокойно текут в хорошо раз-

работан...ых д...линах освоен...ых (в) следстви...

тяж...лого труда многих поколений. На их удоб-

ных для хозяйствен—его использования ровных

широких тер...асах и поймах (в) начале первого

тысяч—летня нашей эры возникли поселения

(В,в)осточных (С,с)лавян. Реки органично впле-

тались в жизнь и быт осевших на их берегах

разномас...ных племен. Зимой и летом они слу-

жили удобным а (за) частую и единствен—ым

путем к соседям а так (же) в дальние замор-

ские страны с которыми торговали славяне от-

правляясь в тридесятые государства и совершая

выгодный (товаре) обмен знакомясь с жизнью

далеких народов реки (же) обл...гчали и пере-

броску тяжестей. В IX веке реки стали крутить

жернова перемалывать муку.

Трудно переоценить роль которую реки иг-

рали и продолжают играть в нашей жизни. Так

(же) тесно как и раньше с ними связан...ы наш

быт и вся наша жизнь.

(241 слово)

 

Задания

1. Прокомментируйте употребление прописной бук-

вы в тексте. Вспомните правила ее употребления.

2. Выпишите из текста диктанта числительные (бук-

вами) и объясните их правописание.

3. Найдите в тексте причастные обороты и объясни-

те постановку знаков препинания при них.

4. Найдите предложения с однородными членами.

Объясните расстановку знаков препинания в них.

5. Разберите по составу слова: многочисленные, древ-

нерусское, разграничивает, обрывающаяся, разнома-

стные, перемалывать.

6. Сделайте словообразовательный анализ слов: при-

токи, прародина, водораздельная, замедляют, тыся-

челетия, заморские, товарообмен.

 

 

Ледоход

Вечер золотистый тихий и небо до того чис-

тое (зеленовато) голубое самое праз... ничное

небо. Отец с Горкиным об...езжали Москву (реку)

везде порядок все на месте. Удостоверившись

приск...кали домой. Мы только что вернулись

(из) под Новинского где большой птич...ий ры-

нок купили (н...) что иное как белочку в колесе.

Вечернее со...нце золотцем заливает залу и не-

устан....ые тружен...ицы канарейки в столовой

л...ются на все лады. Но солов...и что (то) еще

не расп...вались. Светлое Благ...вещенье отходит.

Скоро и ужинать. Отец отдыхает в кабинете а я

слоняюсь без толку и...подтишка подглядываю

за ним. В форточку у ворот слышно как кто (то)

влетает вскач.... Горкин кричит как дребезжит

Ребят подымай буди Срезало все как есть В зал

вбегает на ц...почках Василь Васильич. Выбега-

ет отец в халате вз...ерошен...ый глаза (на) вы-

кат кричит как резан... ый Черти Седлать Кав-

казку Сейчас выйду Василь Васильич грохается

с лес...ницы. На дворе стоит бешен...ый крик. Из

кабинета выскакивает только что прискакавший

водолив Аксен бежит вместо кор....идора в гос-

тин...ую оставляя после себя глинян...ые комья.

Куда тебя понесло черта кричит выбегающий

взбешен...ый отец хватает Аксена за ворот хол-

стин...ой рубахи и оба убегают по лес...нице. На

отце высокие сапоги кургузка круглая шапч...н-

ка револьвер и плетка. Из верхних сеней я вижу

как бежит Горкин (на) бегу надевая (полу) шу-

бок стоят толпою безмолвные рабочие многие

босиком только что поужинали и собирались

леч... (на) боковую. Отец на взбрыкивающей Кав-

казке отдав приказания проск...кал за ворота.

Я понимаю что где (то) далеко срезало наши

барки пошел полный лед...ход от верху реки. И

теперь (то) они плывут бог весть куда где нахо-

дят...ся (не) извес...но так как срезало их еще

(по) полудни. Вмиг все расходятся и никого уже

на дворе нет все как вым...рло.

(По И. С. Шмелеву.)

(259 слов)

 

Задания

1. Найдите в тексте сложносочиненные предложе-

ния. Поясните постановку знаков препинания в

них.

2. Найдите в тексте предложения с двоеточием, по-

ясните его постановку. Разберите эти предложе-

ния по членам.

3. Разберите по составу слова: объезжали, птичий, ис-

подтишка, глиняные, взбешенный, прискакавший.

4. Сделайте словообразовательный анализ слов: зо-

лотистый, зеленовато-голубое, водолив, шапчонка,

пополудни, труженицы.

 

 

О Лермонтове

Лермонтова я видел всего два раза в доме

одной знатной (П,п)етербур...ской дамы и не-

сколько дней спустя на маскараде в Благород-

ном (С,с)обрани... под новый 1840 год. У княги-

ни я весьма редкий и (не) привычный посети-

тель све...ких вечеров лиш... (из) дали из уголка

куда я забился наблюдал за (быстро) вошедш...м

в славу поэтом. На Лермонтове был мундир

(лейб) гвардии гусарского полка он н... снял н...

сабли н... перчаток и...горбившись и насупив-

шись угрюмо посматривал на графиню. В наруж-

ности Лермонтова было что (то) зловещее и тра-

гическое какой (то) сумрачной и недоброй си-

лой задумчивой презрительностью и страстью

веяло от его смуглого лица от его больших и

(неподвижно) темных глаз. Их тяж...лый взор

стран...о не соответствовал выражению почти

(детски) нежных и выдававшихся губ. Вся его

фигура приземистая кривоногая с большой го-

ловой на сутулых широких плечах возбуждала

ощущение неприятное но присущую мощ... тот

(час) сознавал всякий. Извес...но что он до неко-

торой степей... изобразил самого себя в Печ...ри-

не. Слова Глаза его не смеялись, когда он смеял-

ся действительно относились к нему. Не было

сомнения что он следуя тогдашней моде напус-

тил на себя известного рода (Б,б)айроновский

жанр с примесью других еще худших капризов

и чудачеств. И дорого же он поплатился за них

Внутрен...е Лермонтов вероятно скучал глубоко

он задыхался в тесной атмосфере куда его втол-

кнула судьба. На бале Дворянского (С,с)обрания

ему не давали покоя бе...пр...стан...о приставали

к нему брали за руки одна маска сменялась дру-

гою а он почти не сходил с места и молча слу-

шал их писк (по) очередно обращая на них свои

сумрачные глаза. Мне тогда (же) почудилось что

я уловил на лице его прекрасное выражение

поэтического творчества. Быть может ему при-

ходили в голову стихи:

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бе...трепетные руки...

(По И. С. Тургеневу.)

(272 слова)

 

Задания

1. Найдите в тексте вводные слова и поясните знаки

препинания при них.

2. Укажите в тексте согласованные и несогласованные

определения и поясните знаки препинания при них.

3. Найдите в тексте предложение с приложением, по-

ясните постановку знаков препинания в нем. Сде-

лайте его синтаксический разбор. Составьте схему.

4. Разберите по составу слова: петербургской, посмат-

ривал, презрительностью, дворянского, бестрепетные.

5. Сделайте словообразовательный анализ слов: при-

земистая, примесью, байроновский, поплатился, не-

подвижно-темных.

 

 

Штольц

Андрей Иванович Штольц друг Обломова яв-

ляется вполне мужчиною таким человеком ка-

ких еще очень мало в современном обществе.

Он не избалован домашним воспитанием он с

молодых лет начал пользоваться разумною сво-

бодою рано узнал жизнь и умел внести в прак-

тическую деятельность прочные теоретические

знания. Твердость воли и убеждений критичес-

кий взгляд на людей и на жизнь вера в истин...у

и в добро уважение ко всему прекрасному и

возвышен...ому вот главные черты характера

Штольца. Он не дает вол... страстям отличая их

от чу...ства. Он сознает что человек есть суще-

ство мыслящее и что ра... судок должен управ-

лять его действиями. Штольц не принадлежит

к числу тех холодных людей которые подчиня-

ют свои поступки рас....чету потому что в них

нет жизнен...ой теплоты и они (н...) способны

н... горячо любить н... жертвовать собой (во) имя

идеи. Штольц (не) мечтатель; у него здоровая и

крепкая природа и он сознает свои силы и не

слабеет перед (не) благоприятными обстоятель-

ствами и не напрашиваясь насильно на борьбу

н...когда н... отступает от нее. Жизнен...ые силы

б...ют в нем живым ключам и он употребляет

их на полезную деятельность. Характер его с

первого взгляда может показаться ж...стоким

и холодным. Обломов нежнее и общительнее сво-

его друга что естествен „.о характеры слабые все-

гда нуждают...ся в нравственной по...держке. В

отношени... к любимой жен...щине Штольц (не)

способен быть страдательным существом по-

слушным исполнителем ее воли сознание соб-

ствен...ой личности не позволяет ему для кого

(бы) то н... было отступат...ся от убеждений или

менять черты своего характера. Осмысливая все

он осмысливает и любовь и БИД...Т в ней не слу-

жение кумиру а разумное чу...ство. Штольц ев-

ропеец по развитию и по взгляду на жизнь это

тип будущий.

(По Д. И. Писареву.)

(262 слова)

 

Задания

1. Найдите в тексте предложения с тире и поясните

правила их постановки.

2. Найдите в тексте предложения с однородными чле-

нами и поясните знаки препинания при них.

3. Найдите в тексте бессоюзные предложения и по-

ясните постановку двоеточия в них.

4. Найдите предложение с обобщающим членом при

однородных членах и сделайте его синтаксичес-

кий разбор.

5. Сделайте словообразовательный анализ слов: из-

балован, исполнитель, напрашиваясь, жертвовать.

6. Разберите слова по составу: будущий, мечтатель,

неблагоприятными, показаться.

 

 

В степ...

Вызрел ковыль и степь (на) многие версты

оделась колыш...щ...мся серебром. Ветер упрямо

прим...нал его наплывая и гнал (то) к (Ю,ю)гу

то к (3,з)ападу (бледно) сизые волны. Там где

пробегала воздушная струя ковыль молитвен...о

клонился и на гребне седой волны долго лежала

после этого чернеющая полоса. Отцвели (разно)

цветные травы и полевые цветы по ночам на

(обуглен...о) ч...рном небе сияли звезды и

т...мнея срезан...ым боком скупо светил месяц.

Терпкий воздух был густ ветер сух пахло полы-

нью и земля пропитан...ая все той (же) гореч...ю

всесильной полын... тосковала о прохладе. А

днем в степ... покрытой засохшей травой духо-

та зной серая пыль. На выцветш...м голубом

небе нет н... облачка и только нещадное со...нце

да распростертые (коричнево) серые крылья кор-

шуна. Коршун кр...нясь (на) бок (то) одним (то)

другим крылом плывет в (сизо) голубом про-

странстве и его огромная тень (не) слышно сколь-

зит по траве бурой дымящейся.

По всей необ...ятной степ... хрипло свистят

суслики а на горках желтеющей земли около

норок дрем л...т сурки готовые (в) миг исчезнуть

при первой опас...ност.... Степь г...рячая но мерт-

вая (не) подвижна как во сне. И только табун

лошадей нарушает тишину сон...ой степ... храпят

молодые жеребцы вдыхая (горько) солен...ый

запах полын... и взрослый конь нет (нет) да зар-

жет тряхнув бл...стящей головой.

Мишка уже два месяца работает табун...щи-

ком за это время он хорошо изучил жизнь ло-

шадей и проникся глубоким уважением к их

уму и благородству простому и (естественно)

целомудрен...ому. Он полюбил лошадей и осо-

бен...о одного стареющего жеребца ((не) укро-

тимо) злого и грубоватого в обращении со все-

ми кобылицами кроме одной рыжей (четырех)

летней красавицы с (исчерн...) карими глаза-

ми. Со всеми злой и грубый он любил класть

свою голову на круп любимой кобылиц... и

дремать так (по) долгу. Мишка любил родную

(Д,д)онскую степь любил (по) сыновьи предан...о

и нежно.

(По М, А. Шолохову.)

(266 слов)

 

Задания

1. Найдите в тексте обособленные определения и по-

ясните, чем они выражены.

2. Найдите в тексте бессоюзные предложения и по-

ясните знаки препинания в них.

3. Найдите в тексте предложения с двоеточием, по-

ясните правила его употребления.

4. Разберите по членам первое предложение. Составь-

те его схему.

5. Разберите по составу слова: вызрел, колышущим-

ся, срезанным, благородству, подолгу, пропитанная,

всесильной.

6. Сделайте словообразовательный анализ слов: та-

бунщиком, сизо-голубом, дымящейся, четырехлет-

ней, кобылицы, по-сыновьи.

 

 

На охоте

Уже около месяца жили мы на коч...вке вер-

стах в (полутора) ста от Оренбурга а охота от

которой мы ожидали столько удовольствия по-

чти н...чего н... представляла занимательного.

Лето было ч...резвычайно жаркое все болота

высохли со дня на день ожидали соколов что

(бы) на них поохотит...ся но их не привозили

и нам оставалось только ходить с л...гавой за

тетеревами.

Коч...вка была расположен...а между двумя

высокими холмами составляющими начало

(У,у)ральского (Х,х)ребта и покрытыми дубня-

ком и березняком. (Мимо) ходом можно ска-

зать что все холмы совершен...о между собою

схожи и что нет н...чего легче как в них заблу-

дит... ся. Почти все они имеют ту (же) ориги-

нальную форму все увенча...ы (стено) образным

гребнем сланцеватого камня и в каждой д...ли-

не протекает (не) большой ручей с об...их сторон

скрытый кустарником. Д...лины эти из...билуют

разными ягодами а более всего особен...ым ро-

дом диких вишен... р...стущих в высоком к...вы-

ле едва приметными кустами. Им (то) кажет...ся

должно приписать неимоверное множество те-

теревов водящихся в этих местах. Каждый день

мы стреляли штук по шест....десяти и даже по

сто но уменьшения их вовсе не было заметно.

Обыкновенно мы уезжали рано (по) утру и часа

через три возвращались домой обвеш...н...ые

добычей. Каждый из нас убивал столько что (не)

возможно было поместить всего в обыкновенном

яг...таше и что (бы) избежать этого неудобства

один опытный охотник изобрел ремни которые

(не) занимая лишнего места могли поместить на

себе много дичи. (С) начал.... охоты эти ремни

мы носили через плечо а под конец нав...ючива-

ли ими лошадь. Случалось что мы принужде-

н....ы были возвращаться единствен...о потому

что у нас и...тощался весь запас пороха я дроби.

Что (бы) дать некоторое представление о числе

тамошних тетеревов к приведу только один при-

мер (в) течени... часа мы однажды (в) троем уби-

ли шестьдесят три штуки.

(По А. К. Толстому.)

(266 слов)

 

Задания

1. Поясните правописание числительных в тексте.

2. Выделите в тексте обособленные определения. На-

зовите, чем они выражены.

3. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения

и поясните постановку знаков препинания в них.

4. Найдите в тексте бессоюзные предложения, пояс-

ните постановку знаков препинания в них.

5. Составьте схему последнего предложения.

6. Разберите по составу слова: навьючивали, водящих-

ся, истощался, дубняком, обвешанные, кустарником.

7. Сделайте словообразовательный анализ слов: ми-

моходом, уральского, березняком, шестидесяти, при-

писать, втроем, уменьшения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...