Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выявление уровня экологических знаний о сезонных явлениях у детей старшего дошкольного возраста




Выпускная квалификационная работа

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе

Асямоловой Екатерины Андреевны

студентки группы 68 заочного отделения

Специальность 050704

«Дошкольное образование»

Руководитель: Титарова Л.А.

 

 

Москва, 2013

Введение

В развитии человечества в настоящее время обозначились новые тенденции: создание общего глобального информационного пространства, усиленный интерес к прогнозированию общего будущего для жителей Земли, сохранение экологического качества жизни. Ученые прогнозируют, что 21 век будет веком информационно-экологическим. Поэтому экологическое образование по праву должно стать приоритетным в структуре образования.

Во многих психолого-педагогических исследованиях, обоснованно доказана доступность детям дошкольного возраста экологических знаний: о связи живых организмов со средой обитания в процессе роста и развития (С.Н. Николаева, Л.Н. Кондратьева); о многообразии живых организмов, их экологическом единстве (Т.А. Ковальчук, А.П. Захаревич); о зависимости строения живых организмов от их приспособления к условиям существования (Е.Ф. Терентьева, П.Г. Саморукова); о сообществах живых организмов (В.П. Арсентьева); об охране и восстановлении природных ресурсов (И.А. Хайдурова).

Наличие экологических представлений, эмоционально-положительное отношение к природе и организация полезной деятельности, по мнению ряда авторов (З.П. Плохих, М.М. Марковская и др.) является основой бережного отношения к природе.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства, своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, она возбуждает его любознательность (М.В. Лучич).

Успешное осуществление экологического образования дошкольников возможно при условии чувственного способа познания мира, тесного общения детей с объектами ближайшего окружения. Опора на местный материал делает процесс обучения более эффективным, поскольку дети могут прослеживать реальные связи и зависимости в окружающей среде, сезонные изменения в растительном и животном мире, в неживой природе. У них формируются четкие и осознанные представления о процессах и явлениях, протекающих в живой и неживой природе. Наблюдая жизнь естественной природы, дети постигают суть категорий добра и зла, учатся любить родную природу, у них формируются навыки поведения, соответствующие этическим нормам: развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать и облагораживать родную среду.

Из всего сказанного можно сделать вывод о необходимости экологического образования уже в дошкольном возрасте. Однако сегодня экологическое образование все еще носит чисто ознакомительный характер; информация, не всегда научно обоснованная, носит узкоутилитарный, бытовой характер; мало уделяется внимания развитию гуманных чувств ребенка, накоплению эмоционально-положительного опыта общения с природой. Остаются актуальными поиски эффективных технологий экологического образования детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с сезонными явлениями природы.

Таким образом, наблюдается противоречие между объективно возросшими требованиями общества к экологическому образованию детей дошкольного возраста и недостаточным использованием изучения сезонных явлений природы в эколого-педагогической работе дошкольных учреждений.

Проблема исследования – при каких педагогических условиях возможно наиболее эффективное формирование экологических знаний о сезонных явлениях природы у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является экологическое образование детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста на примере изучения сезонных явлений природы.

Целью исследования является формирование экологических знаний о сезонных явлениях природы у детей шестого года жизни.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования экологических знаний о сезонных явлениях природы у старших дошкольников.

3. Определить содержание экологических знаний о сезонных явлениях природы для детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать диагностическую методику для определения уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у дошкольников подготовительной группы.

5. Разработать и реализовать эколого-педагогическую работу по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о сезонных явлениях природы.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; изучение и обобщение практического опыта воспитателей дошкольного учреждения; наблюдение и диагностические беседы с детьми; тестирование, анализ результатов исследования.

Опытно-практическая работа проводилась в дошкольном учреждении МАДОУ д/с № 5 «Теремок» с детьми подготовительной группы № 13


Глава II. Пути и средства формирования экологических знаний о сезонных явлениях природы у детей старшего дошкольного возраста

Выявление уровня экологических знаний о сезонных явлениях у детей старшего дошкольного возраста

При проведении констатирующего этапа опытно-практической работы мы ставили цель выявить знания детей о сезонных явлениях у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в массовой практике детского сада. Конкретными задачами этого исследования было установление;

1) объема имеющихся знаний об отдельных временах года;

2) понимание детьми особенностей времен года;

3) умения детей устанавливать связи и зависимости, существующие в природе (последовательно раскрыть отдельные признаки каждого сезона).

В программе по дошкольному образованию отмечается необходимость развивать у детей следующие умения:

- замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие краски цветов летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой и т.д.

- различать и называть деревья и кустарники (по коре, листьям, плодам); различать и называть по внешнему виду и называть 4-5 видов зимующих птиц;

- ухаживать за растениями в уголке природы в разные сезоны.

Констатирующий этап исследования проводился в подготовительной группе детского сада №.

Задание: определение уровня детских представлений на вербальной основе. Беседа с детьми велась по составленным вопросам, целью которых было выявить объем и качество имеющихся у детей представлений о сезонах, а также умение самостоятельно выделить характерные признаки отдельного сезона, изменения в живой и не живой природе в различные времена года, о труде взрослых и деятельности детей в различные времена года.

 

Система вопросов:

1. Какие знаете времена года?

2. Последовательно назовите все времена года?

3. Как ты узнаешь, что пришла зима? (осень, весна, лето)

4. Расскажите, как выглядит дерево в разные времена года?

5. Как живут птицы в разные времена года?

6. Назови признаки, по которым определяется погода?

7. Какая бывает погода в разные времена года?

8. Как живут звери в разные времена года?

9. В какое время года бывает самый короткий день?

10.Когда собирают урожай с полей?

 

11.Какие деревья не боятся листопада?

12.Что такое живая природа? Приведи примеры.

 

13.Расскажи о труде взрослых осенью! (зимой, весной, летом)

14.Как одеваются люди в разные времена года?

15. Какое твоё любимое время года и почему?

Анализ выявления уровня сформированности экологических знаний о сезонных явления природы, позволил сгруппировать детей на три группы.

Высокий уровень – 3 детей показали достаточно полные и систематизированные знания. Объяснили последовательность сезонов, отметили существенные и яркие изменения (продолжительность дня и ночи, температуру, типичнее осадки и т.д.). Конкретные обобщающие знания о состоянии растений (о фазах их развития в разные сезоны) животных, о труде и быте взрослых и детей. Выделили характерные признаки сезона, проводя сравнение по основным признакам, пользуясь обобщениями разного порядка. Владеют трудовыми умениями, достигая хороших результатов; бережно и заботливо относятся к объектам природы.

Средний уровень - у 4 детей разрозненные и обрывочные знания, называют отдельные яркие явления того или иного сезона, но не устанавливают причины явлений и связи между ними. Знания имеют конкретный характер. Редко прибегают к обобщениям, не называют причинно-следственные связи, например, не связывают состояние погоды с поведением птиц и т.д. Не знают названия растений своего участка, только перечисляют понятия «дерево, трава, куст». Называют не полно признаки живого (рост, питание, дыхание), не сопереживают растениям как живым организмам, не задумывались над своим отношением к ним. Анализируют явления природы с помощью подсказки воспитателя.

Низкий уровень – 6 детей, у них разрозненные, небольшие по объему знания, дают характеристику того или иного сезона, но не устанавливают последовательности сезонов и явлений. Редко устанавливают связи между явлениями, знания носят суммарный характер, неточны, расплывчаты. Редко отмечают отношения последовательности протекания сезонных явлений. Нет интереса к объектам природы, не замечают изменений, происходящих с растениями и животными на участке. Результаты, полученные с помощью заданных вопросов представлены в таблице № 1.

Таблица №1

Таблица № 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...