Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ результатов опытно-практической работы с детьми старшего дошкольного возраста




Контрольный этап опытно-практической части работы мы провели с целью проверки усвоения детьми программы знаний о сезонных явлениях природы и влияния этих знаний на отношение детей к живым объектам природы.

Опрос проводили по тем же вопросам, что и на констатирующем этапе работы.

Результаты обследования даны в таблице №2.

 

Таблица №2

Оценка результатов контрольного этапа опытно-практической работы по выявлению уровня знаний о сезонных явлениях природы детей старшего дошкольного возраста

Уровень развития Апрель
высокий (правильно ответили на все вопросы)  
Средний (правильно ответили на 12 вопросов)  
низкий (правильно ответили меньше 12 вопросов)  

 

Рис.2. Оценка результатов уровня сформированости экологических знаний у старших дошкольников в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе (апрель).

 

Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапа опытно-практической работы показал, что большинство детей имеют средний уровень представлений о сезонных явлениях природы, о закономерностях их протекания.

Данные работы подтвердили выдвинутую гипотезу и показали, что детям старшего дошкольного возраста доступна система знаний о сезонах. У детей сложились обобщенные представления о временах года в результате освоения разработанной нами программы.

Сложная система знаний о сезонных явлениях природы сформировалась прежде всего, как система знаний о явлениях неживой природы, растениях и животных, отражающая существенные признаки, взаимосвязи, условия и способы их существования вначале на уровне единичных и обобщенных представлений, а затем и элементарных понятий. Тем самым познавательные возможности дошкольников постепенно расширились. Развивается экологическая направленность мышления, дети стали способны понимать сложные зависимости, видеть частные проявления в общей цепочке биологических связей.

Освоение системы знаний о сезонных явлениях природы оказало влияние на формирование гуманного, бережного отношения к природе.

На основании результатов проведенного нами исследования были разработаны рекомендации для сотрудников ДОУ.

Осуществлять формирование экологических знаний о сезонных явлениях природы у детей старшего дошкольного возраста возможно в процессе эколого-педагогической работы, используя:

Разнообразные формы и методы: чаще проводить экологические праздники и экологические игры, проводить занятия, по наблюдению за живыми объектами, трудовые занятия по уходу и выращиванию растений, разнообразные игры, беседы, повышающие речевую активность воспитанников, организовать целевые прогулки, что способствует лучшему усвоению знаний о природе родного края.

Побуждать детей к активному использованию исследовательских действий: проводить опыты, продолжать учить детей работать с моделями, систематически организовывать досуги и экологические праздники с участием детей и их родителей.

Использовать фиксацию проделанной работы и полученных знаний: оформлять экологические стенды по охране природы, ведение календаря природы и погоды, фото и видео материалы.

Закреплять полученные знания в индивидуальных формах работы.


Заключение

Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы.

Экологическое образование определяется как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития экологически направленной личности, предусматривающий формирование системы знаний умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность каждого за состояние и улучшение природной среды.

Исследование показало, что в старшем дошкольном возрасте, возможно сформировать экологические знания о сезонных явлениях природы. Сущность их определяется наличием экологических представлений о временах года; адекватностью знаний и чувств к любому проявлению жизни, желании активно участвовать в экологически ориентированной деятельности; эмоциональных реакциях при встрече с прекрасным, стремлении оказать помощь живым существам; контролировать свое поведение, предвидеть его последствия и оценивать действия других существ; в стремлении сохранить здоровье в экологически неблагоприятных природных условиях.

Освоение системы знаний о сезонных явлениях природы у старших дошкольников является результатом целенаправленных педагогических воздействий и системы методов обучения, обеспечивающих накопление детьми эмоционально-чувственного опыта во взаимодействии с объектами природы и вхождение их в мир связи, отношений живых организмов, единство познаний, переживаний и действий.

В ходе опытно-практической работы было выявлено, что эффект воздействия обучения ставится в прямую зависимость от его содержания и средств. Нормирование разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей.

В результате проведенной работы изменилась позиция детей во взаимодействии с природой, которая характеризуется доброжелательностью и эмоциональной отзывчивостью, интересом к явлениям природы и готовностью осуществлять деятельность на гуманной основе.

В связи с этим необходима организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении, компонентами которой являются зеленые насаждения, агробиоценоз, экологическая тропинка. Это будет способствовать установлению эмоциональных связей детей с объектами природы, развитию нравственно-ценностного отношения.

Разработанная программа и методика ее реализации могут быть использованы в практике работы дошкольных учреждений.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...