Методика формирования экологических знаний о сезонных явлениях природы у детей старшего дошкольного возраста
В формирующей части опытно-практической работы мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Формирование единой системы представлений о сезонных изменениях в природе. 2. Умение систематизировать знания об условиях жизни живых организмов в разные сезоны, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, анализировать, обобщать, делатьвыводы о некоторых закономерностях живой и неживой природы. 3. Воспитывать бережное, заботливое, гуманное отношение, чувство ответственности по отношению ко всему живому. Опытно-практическая работа состояла из 4-х этапов. Мы предположили, что специальное обучение поможет нам подтянуть детей низкого уровня, на средний. При разработке формирующего этапа опытно-практической работы, мы осуществляли отбор техобъектов, посредством изучения которых дети знакомятся с характеристикой сезона. Приведем пример опытно-практической работы по теме «Осень». I этап: Наблюдение как ведущий метод. Цель: усвоение детьми разных знаний, установление свойств и качеств сезонных явлений, причины изменения и развития объектов (живой и неживой природы) 1. Ознакомление детей с сезонными явлениями природы происходит в процессе повседневных наблюдений на прогулке. 2. Целевая прогулка по участку детского сада. 3. Экскурсия в парк поздней осенью. Цель: обобщить первичные представления об осени; упражнять в узнавании деревьев, кустов в осеннем уборе по листьям, плодам, семенам; учить любоваться красотой осеннего пейзажа. 4. Циклы наблюдений: — за небом, тучами, звездами, солнцем, луной; — за погодными явлениями: (вьюга, поземка, снегопад, метель и т.п.); — за водой, льдом, сугробами на участке; — за снегом в разную погоду (цвет); снежинками (через лупу); — за красотой деревьев и зимнего пейзажа в любую погоду; — за следами зверей и птиц в парке.
Дети наблюдают явления неживой природы, особенности изменения растительного и животногомира в осенний период, прослеживает взаимосвязь явлений я природе. Содержанием наблюдений являются отдельные явления природы, то или иное состояние растений, жизнедеятельность животных. II этап: Введение "недельной" методики ознакомления с сезонными изменениями. Цель: формирование устойчивого познавательное интереса у детей к сезонным изменениям природы. Одну неделю каждого месяца (2-ю или 3-ю) в подготовительной группе мы ежедневно планировали различные мероприятия: наблюдения погоды, рассматривание деревьев, кустов, покрова земли, наблюдение животных, которых можно встретить в данныймомент в округе детского сада, целевые прогулки и экскурсии в ближайшее природное окружение и в места, где можно увидеть сезонный труд людей. В эту же неделю осуществляли ежедневную работу с календарем природы и сбор иллюстративного материала о труде колхозников. Наблюдая за погодой (в соответствии с программой возрастной группы), дети учились выделять отдельные явления (светит солнце, идет дождь степень их интенсивности (солнце светит ярко или тускло, дождь идет мелкий, частый или крупный, ветер дует слабо или сильно, и т д.), характервлияния погоды на окружающие предметы (солнце светит - все отчетливовидно, красиво и жизнерадостно, сверкает роса, предметы дают тень; прошел дождь - все мокрое, блестят крыши домов, листья деревьев и т.д.) Знакомясь, таким образом, с погодными явлениями, их характерными особенностями, дошкольники получали основы эстетического восприятия природы, учились понимать причинную зависимость сезонных явлений. Ежедневные наблюдения погоды мы организовывали разнообразные, чтобы активность детей на протяжении отведенной недели возрастала. Начиная в сентябре наблюдении с детьми, воспитатель говорила, что погода бывает разной(не просто хорошей или плохой) - для этого надо выяснить,какое небо, есть ли ветер, тепло, прохладно или холодно на улице.
Задавала вопросы: Какого цвета небо? Есть ли облака? Есть ли ветер? Как вы, заметили, что ветер есть? Обращая внимание детей на следующее: поодежде можно определить, холодно или тепло на улице, чем холоднее, тем люди теплее одеваются. Выделяла несколько градаций степени тепла и холода, и связывала их с характером одежды детей (жарко - дети гуляют в платьях, трусах и майках, тепло - дети надевают кофточки, прохладно - дети надевают колготы, куртки, шапки, холодно - дети надели свитера под куртки рейтузы, мороз - все в шубах, зимних пальто,валенках и варежках). Во время наблюдений обращала внимание на одежду ребят и потом давала словесноеопределение степени тепла и холода. Чтобы наблюдение проходили живо, интересно, использовала разнообразные приемы. Один раз куклу Незнайку, другой раз на участок приходятЗнайка и Незнайка. Дети распределялись на 2 команды: одна (от имени Незнайки) задает вопросы о погоде, другая (от имени Знайки) отвечает на них. На следующий день команды менялись местами (ролями), В солнечную погоду воспитатель,собрав детей под деревом, предлагала им посмотреть вокруг себя, но не как обычно на небо, а на землю и определить погоду. Такой прием активизирует наблюдательность детей: они замечают, как солнце освещает площадку, дорожку, траву, увидят тень от предметов, обнаружат, есть ли ветер или пет, смогут сказать, был ли недавно дождь. В понедельник воспитатель организовала наблюдение со всей группой детей: вместе отметили температуру воздуха, пасмурно или солнечно, облачно или ясно, тепло или холодно, ветрено или безветренно и т.д. Во вторник, собрав детей на участке, не задавала им вопросов, а предлагала им рассказать о погоде. В среду в начале прогулки давала задание - понаблюдать самостоятельно за погодой, а затем уже в группе просила их рассказать о погоде, хвалила тех, кто не забыл выполнить задание, подробно и интересно передал свои наблюдения. В четверг вновь давала задание всем самостоятельно наблюдать за погодой, а после возвращения с прогулкипросила дежурных по уголкусообщить, что они заметили, стальные ребята должны были слушать и дополнять.
В пятниц у мы "забыли" о погоде, чтобы посмотреть, выразят ли дети желание сами провести наблюдение. Инициативныхдетей похвалили, в отношении других детейвыразили надежду на то, что они внимательно понаблюдают за погодой в выходные дни. Но ведь сезонные явления природы - не только погода. В эту же неделю дети получили представления о состоянии растительного и животного мира, о труде взрослых. Воспитатель проводила наблюдения за насекомыми и птицами, рассматривание растительности на участке. Дети выбирали на своем участке дерево, за которым они будут наблюдать ежемесячно и отмечать изменения в его состоянии. В подготовительной группе выбрали клен, тополь или рябину. Некоторым детям было интересно вести сравнительное наблюдение сразу за двумя видами деревьев, кустами. Дети рассматривали траву, цветы на клумбах. Наблюдали за насекомыми, дети отмечали: над цветами летают шмели, пчелы и бабочки, ползают жуки, пищат комарики, возле березы снуют муравьи. Приглядываясь к птицам, замечали, что не стало ласточек - предчувствуя наступление холодов, они первыми улетают в теплые края. Одновременно с наблюдениями за природой планировали мероприятия по ознакомлению детей с трудом взрослых. Важно, чтобы дети поняли; деятельность многих людей тесно связана с окружающей природой (колхозники возделывают поля, лесники следят за лесом, в городе озеленителисажают деревья, цветы, разбивают парки, скверы). Работа этих людей приурочена к сезону, имеет определенные срокии содержание. Знакомилидетей с различными видами труда взрослых(например: показали какую работу выполняют взрослые в детском саду. Труд воспитателей и родителейдети наблюдали и даже принимали участие в нем. В результате систематической работы дети смогли понять, что люди тесно связаны с природой и не могут обходиться без неё, что любые работы в природе производятся в определенное время года и своевременно. Чтобы дать более полноепредставление о труде взрослых организовали сбор иллюстраций из периодической печати. Вырезки из журналов к газет, сделанные детьми вместес родителями, служили поводом для интересного разговора в свободное время, дополняли демонстрационный материал к занятию, на котором в ходе беседы были обобщены и систематизированы знания дошкольников. Важным моментом внедельной методике ознакомления дошкольников сезонными явлениями природы является ведение календаря.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|