Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шаг второй: терпеть и не лениться




Общий подход к разрешению всех трудных, болез­ненных ситуаций, не только ситуации безденежья, за­ключается в том, что нужно некоторое время потерпеть их. Если это не такая беда, которая затронула всех, как блокада фашистами Ленинграда, и из которой нет инди­видуального выхода, она непременно прекратится, когда лично вы дозреете до ее разрешения. Все неприятности являются следствием наших ошибок и постигают нас именно для того, чтобы мы исправляли свои ошибки, росли как люди, становились лучше.

Часто ли мы готовы что-то делать для самих себя, если нас не подстегивают проблемы? Пойдем ли мы в спорт­зал, если не начнем плохо чувствовать себя от непод­вижного образа жизни? Станем ли ограничивать себя во вкусной пище, если не начнем жиреть? Будем ли уделять достаточно времени своим детям, если у них не будет ни­каких проблем? Будем ли трезвыми, если алкоголь не бу­дет приводить к похмелью, слабости и болезням?

И так во всем. Ленивы мы, инертны. Не хотим разви­ваться без скорбей, как упрямая лошадь не едет без хлыста.

Поэтому скорбь нужна нам. Но не как пожизненное наказание, а как несколько ударов хлыста, после которые мы должны бежать быстрее в верном направлении. Как только побежим, так всадник перестанет нас хлестать. Если же мы начнем становиться на дыбы или упремся на месте — наказание только усилится.

Итак, потерпим немного наказание, которое мы за­служили, потому что в глубине его — незаслуженная нами милость к нам. Ведь терпим мы не так уж много и не так уж долго, зато приобретаем при этом силу и совер­шенства, которые будут с нами всегда.

Важно: терпение имеет цену только в том случае, если оно безропотно, и мы сознательно терпим, помня о сво­их ошибках, которые привели к нынешнему положению. Ропотливое терпение не вознаграждается, да и тяжелее переносить трудности, когда ропщем.

А как быть с материальными проблемами?

Очень просто: не лениться. Понизить планку своих притязаний. Делать для улучшения своего материально­го положения то, что мы можем.

Я знаком с инвалидом детства, который с рождения не ходит, к тому же он карлик и почти глухой. Так вот, он не унывает, успешно зарабатывает себе на жизнь созданием сайтов, версткой, распознаванием текстов и другими рабо­тами на компьютере. У вас возможностей не меньше чем у него, а скорее всего, гораздо больше. Да, может быть, вам сейчас недоступна та работа, к которой вы привыкли или о которой мечтаете. Но на свете много других работ. Пусть менее привлекательных для вас, но в данный кризисный момент речь ведь не об определении профессии на всю жизнь, а о переживании определенного трудного этапа жиз­ни. Откажитесь от шаблонов своего мышления, спуститесь на землю, осмотритесь вокруг. И кто знает, может быть, вы найдете что-то такое, что вам не только понравится со вре­менем, но и окажется более общественно полезным. Ведь смысл труда не только в карьере, зарабатывании денег или славы, но и в том, чтобы делать мир лучше, прекраснее.

Не отвергайте заранее ничего. Рассмотрите возмож­ность и физического труда. У физического труда много

преимуществ перед умственным. Во-первых, это обыч­но созидательный труд. Есть ли какой-то прок в работе депутата или чиновника? Или какого-нибудь менеджера по продажам в коммерческой фирме? А насколько по­лезен в наше время труд уборщицы! Да без уборщиц все жители Москвы давно погибли бы, задушенные много­метровым слоем окурков и пивных бутылок! Уборщицы и уборщики — бесспорно, спасители нашей «великой» цивилизации. Во-вторых, физический труд оставляет ум свободным для того, чтобы подумать о важных вещах, от которых зависит наша жизнь, наше счастье...

И если, допустив для себя возможность самого низкого труда, вы будете в конце концов вознаграждены высоким, вы сможете взяться за него с новым, более трезвым и здо­ровым чувством. Как сказал об этом писатель Михаил При­швин: «Риск при творчестве состоит в том, что ты утратишь в себе художника и останешься обыкновенным человеком, каким-нибудь бухгалтером, и должен вперед помириться и принять свое бытие в жизни. Ты бросаешься в бездну с по­следними словами: "Ладно, если нет — буду жить просто бухгалтером". Вот когда согласишься на это, жить на земле бухгалтером, то демоны оставляют тебя и ты, как творец, являешься хозяином дела и создаешь прекрасное»28.

Если же ситуация связана не с потерей работы, а с неуда­чами в бизнесе, другими обстоятельствами, долгами, реко­мендация та же — отказаться от шаблонов, осмотреться, не лениться. Какие-то возможности наверняка существуют. Мир многовариантен. А если вы еще и способны смиренно помолиться Богу — можете увидеть чудеса.

И все-таки главное — духовная работа над собой по устранению проблемы, которая привела вас к этой си­туации. Как только вы достигнете определенных успехов в работе над собой, испытание закончится, ваш личный материальный кризис перестанет быть острым, а может быть, благосостояние сделается выше, чем до него...

Дмитрий Семеник

 

ДУШЕВНЫЙ

КРИЗИС

НЕ НА ВСЮ

ЖИЗНЬ

Мы надеемся, что дойдя до этой главы, вы уже принят определенное решение по поводу того стоит жить или нет, и оно в вашу пользу. Но этого недостаточно. Эта книга на­писана не для того, чтобы, отказавшись от суицида, чело­век остался жить таким же потерянным и несчастным, либо равнодушным ко всему, каким был до знакомства с книгой. После того, как принято решение остаться жить, следующая задача — преодолеть тот душевный кризис, в котором вы находитесь. Не бывает таких кризисов, кото­рые нельзя победить!

 

 

Жизнь можно изменить!

 

С

частливы ли вы? Довольны ли этой жизнью? Оче­видно, что раз вы читаете эту книгу, значит, вы глу­боко огорчены и возмущены тем, что эта жизнь такая. Что ж, все люди порой чувствуют то же самое. Естественно, мы ищем выходов, смотрим, какая еще жизнь возможна, как, попав под дождь, человек ищет какой-нибудь навес или дверь в помещение.

Итак, какие есть варианты?

Есть тот вариант, который сейчас рассматриваете вы, — покончить с этой жизнью и перейти в ту жизнь, которая наступает после смерти. Жизнь это или некое состояние небытия, мы обсуждать не будем. Но в любом случае, понятно, что это риск. Поскольку еще никто не доказал, что для души человека существует это самое не­бытие. А если его нет, нас ждет точно не рай.

И второй вариант — хорошая, счастливая жизнь. Она может быть разной, но, во всяком случае, она лишена тех ограничений, которые мучают вас сейчас. Это, конечно, менее рискованный, более привлекательный вариант. Но со счастьем тот же вопрос, что и с небытием: а существу­ет ли оно, счастье?

Что помогло нам всем, более или менее счастливым и успешным людям? То, что в определенный момент жизни мы узнали о том, что счастье существует, и есть счастливые люди, каждый час жизни которых приносит им радость, удовлетворение.

К сожалению, в нашей эпохе удовольствий счастли­вых людей немного. Таков духовный закон: чем больше удовольствий, тем меньше радости. А на пике удоволь­ствий — в наркомании, алкоголизме, — человек и вовсе обречен на мучительную смерть. Поэтому многие люди, глядя на своих родителей, на друзей, глядя в телевизор, который вешает только о бедствиях и преступлениях, даже не догадываются, что счастье существует, и счастье огромное. И оно не имеет ничего общего с гламурными улыбками «звезд» из телевизора. Как колючий кактус, растущий в пустыне, не догадывается о существовании среднерусских лесов и озер.

Ищите по-настоящему счастливых людей — и вы найдете их. Разомкните порочный круг привычного общения, привычного чтения и развлечений. Прекра­тите смотреть телевизор, этот рупор депрессии, читать модные книжонки и проводить (точнее терять) время как обычно. Освободитесь от той компании, в которую входите, или наоборот, выйдите на улицу, если сидите в одиночестве дома.

Лучше всего займитесь каким-нибудь добрым делом или поживите в монастыре. И ваше представление о том, какая бывает жизнь, какие бывают люди, расширится. Вы поймете, что есть то, ради чего стоит жить и терпеть разные мелкие неприятности.

 

Чем мы отличаемся от растений

Растения живут всю жизнь там, где росли и умирали их предки. Если ветер отнесет семечко на более плодо­родную почву, ему посчастливится вырасти в лучших условиях. Но это не зависит от семечка — где проросло, там и обречено прожить всю жизнь.

У животных возможностей уже больше. Они могут ми­грировать, что и делают в соответствии с временами года, засухами и дождями с тем, чтобы обеспечить себе более благополучную жизнь. Но животные не могут изменить образ своей жизни. Ими правят инстинкты. Птицы так же строят гнезда, так же добывают пищу, как их далекие предки. И никогда воробей не сможет петь как соловей, даже если его голосовой аппарат позволяет это.

Что же касается человека, он не только может переез­жать с места на место, он вообще может изменить в своей жизни все, что угодно. Он может жить в любом месте лю­бой страны. Он может выбрать себе любое занятие. Он мо­жет заниматься творчеством, он может помогать людям и радовать их. Он может зарабатывать сколько угодно денег. Он может построить себе любое жилище. Он может создать семью с любимым человеком. Или не создавать. Он может иметь детей, или не иметь. Он может выбрать себе любую религию и любой круг общения. И что самое главное и уди­вительное — он может изменить себя и свои пристрастия. Он может избавиться от того, что приносить ему боль, и научиться тому, что приносит радость.

Почему же, имея возможности гораздо большие, чем у животного, некоторые из нас живут как растение? Или даже как срубленное дерево — безвольно плывут по реке?!

Да, дар безграничной свободы, которым мы наделены, включает в себя и возможность ничего не делать для себя. Но это выбор того, кто его делает, а вовсе не долг! И этот выбор, скажем прямо, глупый и невыгодный. Зачем вы­бирать худшее, если нам доступно лучшее? По крайней мере, гораздо лучшее, чем то, что мы имеем сейчас.

Меня всегда удивляет, когда люди, еще довольно молодые, отвечают на предложение что-то изменить в своей жизни: «Что поделаешь? Такой уж я человек». Во-первых, откуда вы знаете, какой вы человек? Чтобы это узнать, нужно попробовать себя в разных формах обще­ния, с разными людьми, в разных видах деятельности. Мы до конца жизни не можем узнать себя полностью, а что знает о себе человек, который попробовал 3-5% того, что ему доступно?

Да, я встречал 13—15-летних подростков с потухши­ми глазами, которые казались себе очень опытными и говорили взрослым, которые пытались их поучать: «Что вы можете мне сказать, если вы не видели и половины того, что видел я?» Действительно, эти уличные подрост­ки видели много. Они видели, как отец истязает мать, они участвовали в групповых изнасилованиях и убий­ствах. Можно признать, что они испытали до 30% того зла, которое можно испытать в жизни. Но ведь добра они не испытали и 5%. А опыт зла не заменяет опыта добра. Поэтому, несмотря на всю свою искушенность в зле, они остаются детьми, плохо знающими и понимающими жизнь в целом.

Во-вторых, даже если бы ты и был «такой», кто сказал, что ты обязан оставаться «таким» всю жизнь? Ты, даже если и не захочешь этого, изменишься в течение жизни. А если захочешь, изменишься быстрее, и в выбранном направлении. Вместе с тобой изменится твоя жизнь.

Есть свойства человека, которые мало поддаются изменениям. Например, темперамент. А вот то, что мы называем характером, можно изменить, и изме­нить необходимо. Потому что характер — это набор добрых и дурных привычек, частично унаследованных от родителей, частично приобретенных в течение жиз­ни. И по мере преодоления тех качеств, которые не­сут страдание (а всякое наше зло заставляет нас стра­дать), человек становится счастливее. Вы совершенно не обязаны повторять жизнь своих родителей, идя за ними как вагон за тепловозом, если эта жизнь вам не нравится. Изживая свои недостатки, вы избавитесь от той части родительского наследия, которая не нужна вам. (Только не осуждайте родителей за их недостатки и благодарите за все доброе.) Оглянитесь вокруг и вы увидите, как часто родные братья и сестры, так похожие в раннем детстве, проживают очень разные жизни, становятся совсем разными людьми (один — добрый, другой - злой, один счастлив, другой — нет). Таков ре­зультат личного выбора.


Разум и воля сильнее привычек

Философы спорят о том, что первично — дух или ма­терия. Практики знают — первичен дух. Если душа чело­века гармонична, он счастлив при любых материальных возможностях. Если душа человека больна, то он несча­стен, как бы он ни был успешен на поприще материального. Поэтому, чтобы изменить свою жизнь, начинать нужно не с карьеры, не с зарабатывания денег, не с любовных связей или создания семьи, а с себя самого, своей лич­ности. Мы уже говорили о том, что обращаясь к себе, мы имеем дело главным образом со своими привычками, как добрыми, так и злыми. Но есть в человеке нечто, что стоит над этими привычками и способно воздействовать на них. Не важно, как это называется — «Я», дух, созна­ние или как-то еще. С практической точки зрения важны свойства этой господствующей части нашей личности. Эти свойства — разум и воля. Благодаря этим качествам, мы способны анализировать разные явления, принимать решения и стараться исполнить их, воздействуя на свои мысли и поступки.

 

Пример первый. Молодой человек учится в хорошем вузе, где действительно дают знания, но и спрашивают се­рьезно. Наука ему дается с трудом. А его родители требу­ют от него успехов, надеясь, что он пойдет по их стопам и станет блестящим юристом. Каждый несданный экзамен приносит большое огорчение и родителям, и сыну. А он на самом деле мечтает стать художником. Проанализиро­вав ситуацию, молодой человек понял, что живет не в со­ответствии со своими склонностями, что он чрезмерно зависим от родителей, or их желаний и материальной по­мощи. Его первым шагом во взрослой жизни стал перевод в художественный институт, на вечернюю форму обучения, и устройство на работу. Теперь он независим от родителей и занимается любимым делом. Родители восстали против его решения, но он спокойно и искренне объяснил причину своего поступка и то, как это важно для его счастья. Со временем они смирились с его новой жизнью и стали даже больше уважать его — не как продолжателя профессии, а как взрослого, ответственного человека.

 

Пример второй. Девушка недовольна своими отноше­ниями с парнями. Они редко в нее влюбляются, и все не те. А те, кто нравятся, к ней равнодушны.

Изучив литературу, посвященную теме любви, проа­нализировав свою жизнь, эта девушка приходит к выво­ду, что причиной ее неудач является то, что она зависи­мый человек, то есть склонный к любовной зависимости Девушка начинает работать над собой. Она старается из­бегать новых привязанностей, стремится научиться дру­жить и «светить» людям. Через два года она изменила себя до такой степени, что смогла полюбить по-настоящему (а настоящая любовь взаимна) и счастливо выйти замуж.

 

Пример третий. Когда молодая женщина доросла до го­товности пересмотреть свои взгляды, оказалось, что она живет достаточно обеспеченной и внешне веселой и шум­ной жизнью, с блеском вечеринок и брызгами шампанско­го, дорогими машинами, но платит она за эту жизнь своим телом, как это ни называй — проституцией, спонсорством или «любовью к обеспеченным мужчинам». А следствиями такой сделки с совестью являются уныние, глубинное оди­ночество и тоска по настоящей любви и настоящей семье, которую она могла бы создать.

Проанализировав ситуацию, женщина пришла к выво­ду; что душевный мир, уважение к себе и семейное счастье, дети для нее ценнее этих удовольствий и зависти окружающих. Она решила, что даже при скромном достатке она будет иметь то счастье, которого сейчас нет, как себя ни обманывай. Она порвала с кругом прежних знакомых, нашла работу с довольно средней зарплатой. Она раскаялась в поступках, которые мучили ее совесть, и стала работать над собой, чтобы быть не только приятной в разговоре и в постели, но и быть хорошей женой, надежным другом достойному мужчине. Со временем такой мужчина нашелся. И, кстати, хотя не был богатым, нищим тоже не был...

Все эти три примера — из жизни, и не из трех жизней, а из многих.

Общий принцип преодоления трудных ситуаций та­кой:

1. Понять, что вас мучает.

2. Выяснить, сделали ли вы какие-то ошибки, которые могли привести к этому состоянию.

3. Раскаяться в ошибках и стараться их не повторять. Если повторяете, не отчаиваться, а проходить пункты 2 и 3 снова и снова с каждой новой ошибкой.

4. Развиваться в том направлении, которое отдалит вас от этих проблем, повторения этих ошибок.

Важно не ошибиться на первом этапе. Например, если вам плохо оттого, что у вас мало денег, а у окружающих, как вам кажется, много, необходимо понять, что мучает вас не то, что у вас мало денег, а то, что у вас много за­висти. И бороться нужно в первую очередь с завистью. Деньги потом придут сами. Если начать с денег, про­блему не решишь, поскольку всегда рядом будет кто-то, кто еще богаче, и намного. И зависть будет продолжать грызть.

Работать над собой — интересно. Ведь совершенство­вание себя не только средство улучшения жизни, но в каком-то смысле и цель. Посмотрите вокруг: большин­ству людей очень скучно жить! Они находятся в посто­янном поиске отвлечений, развлечений, утешений. Кто пьет, кто работает, как раб, на свое тщеславие, кто под­брасывает все более и более мрачные извращения в ко­стер своих страстей. На кого трудятся эти люди? А человек, который работает над собой, всегда работает на себя, а не на «дядю». Он знает: каждая минула работы над собой – звонкая монета в копилку богатства его личности, души. Он никогда не страдает от одиночества и от скуки, потому что его поле — он сам — всегда с ним. Даже если он парализованный лежит в постели. Он как спортсмен-чемпион, которому посчастливилось выступать на со­ревнованиях самого высокого ранга до конца жизни. Ему нужно всегда быть в форме, и ему нравится — быть в форме. Азарт, предвкушение свершений и радость побед наполняют силой всю его жизнь до самого последнего дня. По сути, такой человек не знает старости, его душа бодрая, стройная и мускулистая.

А что делать тому, чьей целью были удовольствия или богатство, если его парализовало? А ведь это может про­изойти с каждым...

Человек, который не работает над собой, как маль­чик, который вышел на пенсию в 16 лет, и дальше не знает, что делать, чем себя занять. Или как обрюзгший алкоголик, который прожигает минуты своей жизни, бо­ясь остаться в трезвом виде наедине с бессмысленностью и убожеством своего существования. Образ души такого человека — тонконогий, разжиревший, расползшийся...

Ваше недовольство своей жизнью — явление позитив­ное. Оно стимулирует вас к началу новой, осмысленной и насыщенной жизни. И чем дальше вы пойдете по этому пути, тем интереснее и радостнее будет ваша жизнь.

Дмитрий Семеник

 

Тупики жизни: взгляд сверху

 

Люди, думающие о самоубийстве, очень часто го­ворят, что зашли в тупик. Казалось бы, есть оче­видные выходы из ситуации. Почему же человек не видит этих выходов?

— Все мы почти никогда не видим ситуацию такой, какой она является на самом деле. Человек видит перед собой стену, очень хочет пройти сквозь нее непремен­но определенным способом, на котором он зациклен, но не может. Такое состояние в психологии называется «фрустрацией». Фрустрация — горячее желание, которое нельзя реализовать, и соответствующее состояние чело­века от этого.

Ощущение, что человек попал в тупик, — это иллю­зия, обман восприятия. Давайте посмотрим на младен­ца. Для маленького человека, который только родился, везде тупик. Что бы ему ни хотелось сделать, он повсе­местно натыкается на ограничения, смысла которых не понимает... Нам такое поведение кажется забавным и лишенным той трагичности, которую переживает ребе­нок. Взрослый, видя истерику ребенка по поводу того, что ему не дают конфету до обеда, рассуждает здраво и трезво: «Ты сейчас не съешь конфетку. Зато съешь ее по­том, после супа. Никакой трагедии не вижу». При этом взрослый человек четко знает, почему накладываются те или иные ограничения, и осознает, что необходимо де­лать в воспитательных целях; он понимает, что ребенок получит то же самое, когда выполнит необходимое условие (съест обед). Ребенок же не может достигнуть уров­ня понимания взрослого, поэтому и бунтует вместо того, чтобы смириться с волей родителя.

Когда мы думаем, что находимся в тупиковой ситуации и расстраиваемся из-за этого, мы тоже похожи на младенцев. Вместо того чтобы рыдать, обзываться, делать попытки уйти от проблемы, агрессивно себя вести и накручивать собственные нервы, необходимо просто принять правила, предложенные тебе глубже понимаю­щим ситуацию «родителем», то есть Богом. Тем более что все равно смириться придется рано или поздно.

—А как же быть с целями, которых мы хотим достичь и не можем? Просто отказаться от них?

—Жизнь учит нас достигать своих целей. Но, во-первых, эти цели должны быть правильными, разумны­ми, полезными, реальными.

Во-вторых, цели достигаются не всегда сию секун­ду. Это тоже надо понимать, если хочешь чего-либо до­биться.

В-третьих, для достижения цели нужна гибкость, то есть не надо ломиться напрямую, если дальнейшее дви­жение на данный момент невозможно. Надо постоять, подумать, изменить себя, изменить вектор движения, попробовать зайти с других сторон.

В-четвертых, достижению цели обычно мешает эгоизм самого человека. Эгоизм — самый страшный наш враг в достижении целей. Эгоистичный человек считает себя очень значительным, имеет большое самомнение, счита­ется только со своими интересами (с интересами других он считается в той мере, насколько они не противоречат его собственным). Эгоисты не пытаются изменить себя, не хотят считаться с реальностью, но полагают, что их желания, должны быть исполнены во что бы то ни стало. Их принцип примерно такой: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше мир прогнется под нас». А мир под них не прогибается, мир их не признает пупа­ми земли, и они из-за этого входят в жуткое состояние, при котором им кажется, что они не признаны миром, что они не могут добиться желаемого, что жить не стоит.

Суициденты обычно хотят просто достичь своих це­лей (далеко не всегда действительно нужных, полезных в данный момент), хотят достичь немедленно, и не об­ладая гибкостью мышления, штурмуют стоящую перед ними стену с азартом эгоиста, который считает, что весь мир существует только для него.

—Такие ошибки свойственны только юным и глупым, или они мало зависят от возраста и интеллекта?

—Человек в течение всей жизни начинает учиться разрешать различные ситуации за счет того, что прибав­ляется ответственности, интеллекта, жизненного опыта, понимания истинных целей, правильного восприятия реальности. Со временем у такого человека решение во­просов, которые ему казались раньше непреодолимыми, получается все лучше.

Но бывает так, что человек становится старше, но ни­каких вышеуказанных свойств не обретает. Он остается тем же эгоистичным, проблемным, безответственным подростком, до сих пор пребывающим в фантазиях, лож­ном самомнении, но при этом может иметь уже седую и длинную бороду. Дело в том, что физический возраст не всегда соответствует внутреннему.

Что касается интеллекта, обычно у человека с высо­ким интеллектом возможностей для решения задач боль­ше. А неспособность решения проблем связана с низким интеллектуальным потенциалом, который характерен для огромного количества суицидентов. Очень часто не­возможность достичь поставленных целей, реализовать свои желания на данном этапе происходит именно из-за сниженных интеллектуальных возможностей.

При этом не следует путать понятия «интеллект» и «образование». Можно быть интеллектуалом, много знать, понимать, интересоваться, но при этом не иметь высшего образования. А можно иметь самый лучший ди­плом, но не иметь и зачатка интеллекта. Интеллектуал — тот, кто, в силу своего широкого кругозора, знаний, умения анализировать может рассматривать один и тот же факт с различных точек зрения.

Но и интеллект не может служить гарантией того, что человек не упрется в стену, не видя выхода. Гордые интеллектуалы, много знающие, но не научившиеся си­стематизировать свои знания, считающие, что они очень умные, что им незачем слушать других, — являются одной из основных групп риска.

Гордый интеллектуал уверен, что он настолько много знает, что может все. Он считает, что может с лета решить любую задачу. И вот когда его представления о собствен­ных возможностях начинают расходиться с реальностью, его мир рушится, падает самооценка, наступает отчая­ние. Ему кажется, что он оказался в тупике...

А на самом деле рушится не мир, а его представле­ния о себе. Жизнь значительно выше его и его самомне­ния. Гордый интеллектуал опасен сам для себя, пока не поймет, что несмотря на научные знания, понимания, эрудицию, признание, количество прочитанных книг и выигранных научных олимпиад, он не больше клетки в едином организме человечества. Возможно, очень важной, но всего лишь одной клетки, которая, как и все остальные, подчиняется единым законам.

—Тогда почему человек с низким интеллектом тоже попадает в эту ситуацию с мнимыми тупиками?

—Дело в том, что низкий интеллект мешает человеку изменить свое мнение. У человека просто не хватает ум­ственного и образовательного ресурса посмотреть с дру­гой точки зрения. И у него отсутствуют навыки искать информацию, анализировать ее. К сожалению, сейчас ситуация с интеллектом катастрофическая. Несмотря на то, что молодые люди много учат, зубрят, каким-то не­постижимым образом заканчивают вузы, средний ин­теллектуальный уровень год от года стремительно падает. Их мало интересует наука, культура, знания из различ­ных областей. Молодые люди очень мало внимания уделяют своему самообразованию, больше времени отдают просмотру телепередач, создатели которых продолжают делать из них идиотов. Кроме того, у современной моло­дежи мало интересов, она меньше читает. Если человек читает серьезную (а не бульварную) литературу, то ему приходится думать, анализировать. А вот думать как раз не хочется, думать им лень. Хочется, чтобы все решения приходили сами. Вот и растут дегенераты, которые вос­принимают мир крайне примитивно. Когда надо решать сложную задачу оказывается, что думать нечем. Книг че­ловек не читал, знаний нет, а по телевизору не показы­вали, как решать подобную ситуацию. И вот в его вооб­ражении появляется мнимый тупик, единственный вы­ход из которого видится в самоуничтожении. А на самом деле просто надо думать, работать над собой и нанести удар полепи.

— Но ведь человек не видит выхода. Он субъективно чув­ствует этот тупик. Как преодолеть это состояние?

— Когда человек попадает в тупик, важно получить адекватную точку обзора ситуации. В связи с этим вспоминаются герои фильма «Трое в лодке, не считая собаки», развлекающиеся походами по лабиринтам. Раньше, в Х1Х-начале XX века, для развлечения от­дыхающих создавались искусственные лабиринты. Развлечение состояло в том, что люди заходили в этот лабиринт и начинали искать выход. Такая игра могла продолжаться от нескольких часов до целого светового дня. Поэтому часто люди приходили туда с рюкзачка­ми, в которых был обед, а иногда и ужин. И вот це­лый солнечный день, на свежем воздухе, они ходили по этому сложно устроенному лабиринту, натыкаясь на бесчисленное количество тупиков. Можно представить себе состояние людей, когда они попадали из одного тупика в другой. Наверняка многим из них казалось, что кругом тупики, из которых невозможно выйти, и вообще непонятно, как они туда попали.

И чтобы не случилось трагедии, высоко на специаль­ном сооружении сидели люди, которые прекрасно виде­ли лабиринт сверху. Они махали специальным флажком, показывая как выбраться тем, кто, вдоволь полазив, не мог найти выхода.

Наша жизнь есть лабиринт с огромным количеством неожиданных поворотов. И поскольку мы обычно не знаем правильного направления движения, и у нас нет надежных ориентиров, мы попадаем из одного тупика в другой. Но ведь то, что нам кажется тупиком, имеет вы­ход. Просто надо посмотреть на лабиринт с другой точки зрения. Если посмотреть на него сверху, то мы увидим путь, который приведет к выходу.

—Что мешает человеку посмотреть на ситуацию с другой точки зрения?

—Ригидность — негибкость мышления. Для неко­торых людей единственно возможная точка зрения на мир — та, в которой они находятся сейчас. Если вернуть­ся к лабиринту и отдыхающим, то можно представить себе очень упрямого и уверенного в себе курортника, который думает: «Если я знаю, что иду правильно, то пусть мне сверху хоть обмашутся. Разве этот сверху умнее меня? Я сам все вижу! Я хожу тут уже который час... И во­обще единственный способ выхода отсюда — это суицид. Другого выхода нет».

Источником нашей ригидности являются самомне­ние и гордость.

—Допустим, у человека ушла девушка, умер близкий, долги, его выгнали с работы, обидели, одолели болезни и т. п. И человек не видит, как теперь жить. Как ему изме­нить точку зрения, с какой стороны посмотреть.

—Если ты не можешь изменить точку зрения на ситу­ацию, то, скорее всего, ты считаешь себя самым умным. Если такому человеку указывают выход из лабиринта, не имеет ни малейшего желания попытаться пойти по предложенному пути. Вместо действий он сидит и констатирует факт того, что он в тупике, а также повторяет, что выхода нет, жалуется на то, что все плохо, что мир жесток к нему, что он не понят никем. Он это повторяет постоянно, и даже сам начинает верить в эту глупость.

Повторяю, что причина такого странного поведе­ния — наша гордость. Как это — я не туда зашел? Как это - я ошибся? Как это — я создал тяжелую ситуацию?! Как это — надо вернуться и исправить?! Признать ошибки, которые привели к этой ситуации, очень сложно. А вот признать ситуацию тупиковой легко. Сразу, вроде, мы сами ни при чем, а в тупик нас загнали обстоятель­ства, другие люди, жизнь, судьба. А мы как раз хорошие! Ну и если мы уже в тупике (как мы внушаем себе), то куда вылезать, зачем шевелиться? Это самовнушение связано с ленью, нежеланием что-либо делать и думать. А уж если человек признал существование выхода из сложившийся ситуации, то придется шевелиться.

— Как выйти из мнимого тупика? Может быть, есть какой-то алгоритм?

—Чтобы справиться с задачей, надо захотеть ее ре­шить, надо приложить некоторые усилия и проявить гибкость мышления. При наличии этих условий человек может решить любую задачу.

Первое. Необходимо понимание того, что проблема должна быть решена. Этим мы уже признаем, что мы не находимся в тупике, а готовы активно действовать.

Второе. Важно наличие желания справиться с пробле­мой.

Третье. Существенным условием (но не обязатель­ным) является наличие знаний и интеллектуального по­тенциала.

И, наконец, четвертое, нужно прикладывать усилия к ее разрешению, проявляя при этом гибкость мышления.

Ставьте для начала небольшие, доступные цели, раз­вивая критическое отношение к себе и реалистичность восприятия.

—В вашем примере был некий «махальщик», который видел лабиринт сверху и поэтому мог подсказать выход. Но в реальной жизни нам приходится искать выход самим.

—В реальной жизни мы сами можем стать себе та­кими «махальщиками», сами можем увидеть проблему «сверху». Можно сказать так: решение любой проблемы ле­жит за рамками этой проблемы. Чтобы увидеть выход, не­обходимо посмотреть шире на существующую проблему.

И нужно помнить, что есть Тот, кто видит сверху жиз­ненные лабиринты каждого из нас. Это Бог. Чем ближе мы к Его точке зрения, тем легче нам решать любые про­блемы. Если мы обратимся к Нему за помощью. Он по­может нам увидеть ситуацию в истинном свете, и, таким образом, найти выход из тупика.

—А если я сомневаюсь в том, что Бог может меня вы­вести из тупика?

—Как мы будем относиться к человеку, который за­блудился в лабиринте и отрицает помощь того, кто вы­вел миллионы людей? Заблудившийся утверждает: «Я не верю, что он меня выведет!» Не правда ли, мы подумаем, что он не в себе?

Посоветовать такому человеку можно одно — поболь­ше узнать о Том, Кто может помочь выбраться из любого тупика. О том, что требуется сделать для того, чтобы это спасение произошло. Чтобы выбраться из тупика, при­дется приложить некоторые усилия, потрудиться, проа­нализировать, попробовать.

—А что делать, если я не могу поверить в Бога?

—Мы не верим десяткам поколений своих предков, которые жили с Богом, ежедневно убеждаясь в Его су­ществовании, а вот ученым верим на слово. Почему бы нам лично не проверить существование микробов и радиации? Нет, это нам тяжело, слишком много сил, средств и времени надо для этого приложить. Поэтому проще будет поверить в это. А вот с Богом наоборот: если познаем Его, придется отдать много сил на дальнейшее познание, изменение себя, борьбу с грехами, а вот этого нам не нужно. Поэтому в Бога для нас проще не верить и не искать Его. А просто утверждать, что Его нет. Без доказательств, без попытки понять, без понимания, но с пеной у рта.

Если не можешь увидеть, почувствовать, то прими не­обходимость соблюдения определенных правил, которые установлены Богом уже тысячи лет назад, и соблюдай их. И делай выводы — верны эти правила или нет.

— Хорошо, вот я осознал, что жил неправильно. Да, я согласился с правилами (заповедями). Я начал менять свою жизнь, пересмотрел многое из предыдущей жизни... Через сколько я вылечусь?

— Все зависит от запущенности болезни, которую ле­чите. А также от усилий, прилагаемых к лечению. Воз­можно, для выхода из острого состояния понадобится неделя, а может быть, несколько лет.

Ни одна серьезная хроническая болезнь не проходит мгновенно. Даже после операции человек чаще всего не сразу начинает быстро бегать. Чтобы выздороветь, не­обходимо пить лекарства, выполнять предписания и соблюдать ограничения, накладываемые врачом... Пример­но то же самое нужно человеку, который выходит из того ужасного состояния, которое казалось ему тупиком.

Важно отметить, что, как в случае хронической болез­ни, выход из мнимого тупика должен быть системным и постепенным, а не внезапными «кампаниями» — «давай сегодня все буду делать, а завтра ничего не буду, потому, что не хочу!» Вот этот «кампанейский» подход возвраща­ет к отчаянию. Человек вроде начал движение к здоро­вью, а потом остановился и вновь начал движение назад, к болезни.

— И в итоге — а что же такое тупики? Существуют ли они?

— Существуют, но не в нашем мире. Настоящий тупик — это состояние, которое мировые религии называют адом, на самое дно которого попадают само­убийцы. Это место, в котором ничего нельзя изменить. Там нет времени, там Вечность. То состояние и мысли, С которыми душа придет в ту Реальность, не пройдут, а многократно усилятся. Душа человека столкнется с бес­конечной стеной боли и ужаса. Ни малейшей возмож­ности исправить эти мысли и состояние уже не будет. И проживать их придется Вечно. Вот это действительно будет тупиком.

Так что лучше все вопросы решать в этом мире. Здесь есть возможность все исправить. И здесь нет тупиков, а есть только лабиринты, которые с Божией помощью, мы преодолеем. Только давайте не жалеть себя и не ле­ниться.

 

Михаил Хасьминский, кризисный психолог

 

Надежная опора в преодолении кризиса

Н

 

аиболее типичными проблемами, сопутствующими психологическому кризису, являются следующие: суженный, часто панический взгляд на проблему, не­возможность увидеть пути решения проблемы и плани­ровать будущее в целом; постоянный страх, тревога; навязчивые мысли, депрессия; бессонница; отчаяние; одиночество, чувство вины; психосоматические заболевания и пр.. Человек погр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...