Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О мире и нашем месте в нем




 

Несправедлив ли мир?

 

Нередко для человека, задумывающегося о смысле су­ществования, о Боге, камнем преткновения, мешающим прийти к искренней вере, является мысль о несправедливо­сти мира. Мир несправедлив: люди, живущие по совести страдают, страдают и дети, не успевшие сотворить никако­го греха, а те, кто живет нечестно, благоденствуют.

Этот аргумент состоятелен, только если смотреть на жизнь с позиций этого, земного мира. Если верить, что все кончается смертью, то действительно, понять страдания праведных и процветание неправедных невозможно.

Однако если посмотреть на ситуацию с точки зрения веч­ности, то все встает на свои места. Во-первых, Бог исходит не из закона справедливости, а из закона Любви. Во-вторых, Он рассматривает всякое благо или зло не с точки зрения земной жизни человека, а с точки зрения духовной поль­зы для его души, которая вечна. И в силу этих двух причин, большим проявлением любви Божией к нам является, как это ни парадоксально, то страдание, которое Он нам посы­лает, каждому по его силам. Потому, что именно страдание в значительной степени воспитывает нашу душу, учит ее не прилепляться к миру сему, а уже живя на земле, душой стре­миться к непреходящим благам будущей жизни.

Именно страдания, которые в большей или меньшем степени посылаются каждому из нас, как ничто другое по­могают нам понять, что все блага нашего мира призрачны и непрочны, и жить ради стяжания этих благ бесперспектив­но, так как никто из нас не сможет взять их с собой в мир иной; и более того, даже здесь, на земле, никто не может быть полностью уверен, что ждет его завтра, и рассчитывать, что эти блага пребудут с ним м до самой смерти.

Святые, осознавая это в полной мере, считали скорби посещением Божиим, а если у них в течение продолжительного времени не было никаких бед и скорбен, то всей душой переживали и считали это плохим призна­ком, говоря: «Наверное, Бог меня оставил». Они пони­мали, что полное благоденствие, сытая и безмятежная жизнь — один из факторов угасания духовного начала в человеке. По словам Евгения Трубецкого: «Одно из вели­чайших препятствий, задерживающих духовный подъем, заключается в том призрачном наполнении жизни, кото­рое дает житейское благополучие. Комфорт, удобство, сытость и весь обман исчезающей, смертной красоты — вот те элементы, из которых слагается пленительный мираж, усыпляющий и парализующий силы духовные. Чем больше человек удовлетворен здешним, тем меньше он ощущает влечение к запредельному. Вот почему для про­буждения бывают нужны те страдания и бедствия, ко­торые разрушают иллюзию достигнутого смысла. Бла­гополучие всего чаще приводит к грубому житейскому материализму. Наоборот, духовный и в особенности рели­гиозный подъем обыкновенно зарождается среди тяжких испытаний. Глубочайшие откровения мирового смысла связываются с теми величайшими страданиями, которы­ми пробуждается и закаляется сила духа»25.

Кроме того, попуская скорби и страдания, Господь тем самым хочет нас привести к пониманию важного факта: этот мир — мир поврежденный, и в нем невозможно до­стичь полного счастья. Мы страдаем именно потому, что мы отпали от источника всякого блага, сами лишили себя жизни божественной.

Обретение вечного смысла и вечного счастья, свобод­ного от всякой тоски, возможно только через познание всей скорби жизни в отрыве от Бога. Только почувство­вав «на своей шкуре» эту печаль мира сего, наша душа сможет восскорбеть о разрыве с источником настоящего счастья - с Богом.

Если говорить о страданиях детей, то можно сказать, что это, как и все остальное, попускается Богом по Любви: это сильнейший фактор переосмысления мира для их близких, фактор понимания того, что искать благополу­чия в этом мире, отпавшем от Бога, бесполезно; что не стоит прилепляться к благам этого мира, но, любя своих детей, стоит прежде всего желать им пользы духовной, воспитывать их не для призрачного успеха во времен­ной жизни, а для непреходящего блаженства в вечности. И по отношению к детям Бог проявляет Любовь, если посмотреть опять же с позиции вечности. Давая им воз­можность пострадать, забирая их к себе, Бог дает им бес­конечное благо, которое мы даже не можем оценить...

 

 

Какая ты клетка в организме человечества.

 

Возьмем клетки человеческого организма. Они посто­янно рождаются, делятся, отмирают... Внешне клетки разных органов заметно отличаются: клетки печени вы­глядят иначе, чем клетки сердца или легких; внутреннее же строение у клеток примерно одинаковое, и каждая не­сет в своем ядре ДНК, в которой заложена генетическая информация об организме. И таким образом, в каждой клетке заложен образ всего человека. Смысл жизни клет­ки в том, чтобы поддерживать работу своего органа, и в итоге всего организма человека.

У каждой клетки своя роль, свои обязанности, каж­дая находится на своем строго определенном месте. И каждая клетка — это всего лишь один из множества элементов системы, она не может стать «главной», не может вырасти до целого организма. Она просто вы­полняет свои функции и в определенный момент уми­рает, уступив свое место другим, новым клеткам. При этом все клетки работают не хаотично, а по единому плану. Все клетки друг друга поддерживают, недоста­ток в работе одного органа восполняется усиленной работой других органов.

С точки зрения клетки, ее жизнь может показаться несправедливой. Ведь она вынуждена, подчиняясь стро­гому плану, долго и тяжело работать — а потом просто умереть — только для того, чтобы поддерживалось какое-то неведомое ей высшее сознание. И вот в один момент в организме может появиться клетка, которая скажет: «Мне не нужен порядок, мне не нужен единый план, я не желаю подчиняться. Никакого высшего разума нет, есть мы, клетки, и каждая сама за себя. Я живу, чтобы есть, пить, расти, размножаться. Почему я должна что-то ради кого-то делать? Все, хватит, теперь я хочу пожить для себя. И как можно дольше».

И такие клетки действительно появляются в организ­ме многих людей! Это раковые клетки. Такие клетки на­чинают очень много потреблять, перестают что-либо от­давать, при этом они боятся умирать и не подчиняются законам отмирания клеток, не уступают место молодым клеткам. При микроскопическом исследовании рако­вой ткани видно, что раковые клетки — бесформенные, изломанные, совершенно потерявшие свой первона­чальный вид, и чем дальше зашло злокачественное из­менение ткани, тем более уродливы клетки. Чем больше отдаляются раковые клетки от первоначального образа, тем меньше могут контактировать с нормальными. Они становятся неспособными к взаимодействию, и из-за от­сутствия этого взаимодействия отрываются, и сеют в ор­ганизме метастазы.

Раковые клетки строят конгломераты себе подобных клеток, не подчиняющихся общему плану функциони­рования организма, и так образуется опухоль. По мере Роста опухоли, клетки научаются встраивать в себя кро­веносные сосуды и забирают себе все питание, которое идет по сосудам в ближайший орган (именно этим объясняется истощенность онкологических больных на поздней стадии). Так раковые клетки растут, пожирают все, что можно, ничего не оставляя другим. Когда объем опухоли уже большой, верхние клетки сильно давят на нижние, и те просто превращаются в зловонную жижу. Парадокс: именно нижние клетки были первыми раковыми клетками в организме, они запустили весь этот процесс, и сами же оказались жертвой своей алчности. Самое страшное: безудержное потребление, выход из подчинения единому плану приводит к смерти и самих клеток, и всего организма...

Не напоминает ли это психологию современного че­ловека? Мы ведем себя так же, как раковые клетки. Мир нам кажется несправедливым, мы потеряли нормальный образ, мы не можем взаимодействовать с другими, мы эгоистично хотим побольше отобрать у других, мы забы­ли законы, по которым развивается наш мир, мы не по­нимаем плана, в условиях которого нам надо функцио­нировать. Причем непонятен он нам просто потому, что мы не потрудились получить хотя бы некоторые знания об устройстве мира, о нашей душе...

И мы отвергаем этот высший план, мы хотим жить только ради себя, ради удовольствия, заключающегося в бесконечном потреблении. Нам уже наплевать на при­роду, нас не интересует экология, мы готовы все загадить вокруг себя, лишь бы максимизировать потребление. Мы все готовы оправдать кажущейся несправедливостью мира, наш девиз: «Хочешь жить — умей вертеться».

А на самом деле мир устроен мудро, и в этой удиви­тельной системе каждому отводится своя роль, как в че­ловеческом организме у каждой клетки своя функция. И каждый может, выполняя именно свою задачу, в пол­ной мере самореализоваться, и в итоге найти истинный смысл своего существования. И каждого из нас Бог по­ставил именно на то место, на котором мы, трудясь и развиваясь, сможем принести больше пользы миру, и, что самое важное, сможем воспитать свою душу, развить ее, чтобы она была готова принять истинное, бесконеч­ное блаженство после смерти тела.

 

 

И снова о смысле

Жизнь как война

 

Часто можно услышать подобное: «Почему у других есть деньги (квартира, машина, заботливая жена, роскошная дача... и т. д.), а у меня нет? Почему кто-то родился в богатой семье, и его до 40 лет родители обеспечивают, а я с 16 лет вынужден курьером работать за копейки?»

Вопрос: а почему вы предполагаете, что условия должны быть изначально равны? На войне у разных подразделений разные задачи, в рамках подразделения у каждого бойца тоже своя задача: кто-то сражается на фронте, кто-то работает в тылу у станка, кто-то на оккупированной территории детей растит, перебиваясь с хлеба на воду. Кому легче? Скажете: что за постановка вопроса, разве на войне об этом думают? Действительно, на войне не до этого. Каждый знает свое дело, и стремится его на совесть выполнить, понимая при этом, что вносит свой, пусть и небольшой, вклад в общую победу. И только трусы и предатели задаются вопросами, по­добными такому: «Почему я окопы на передовой рыть дол­жен, а Васька, мой бывший одноклассник, в далеком тылу в комендатуре отсиживается, тепленькое местечко нашел!»

Остальные, не трусы и не предатели, прекрасно пони­мают,что без дисциплины войну не выиграть, и кого на какоеместо поставить решать командиру. И не солдат­ское это дело — думать о том, справедлив или нет коман­дующий армией. И нелепо сравнивать, кто внес в победу больший вклад: солдат на передовой или колхозница, выращивающая зерно на хлеб для этих же фронтовиков. Одно дополняетдругое.

И в нашей жизни мы, как на войне, сражаемся против зла: каждому дается своеместо, и на любом из них можно сажаться с врагом. Чем больше каждый из нас преоб­ражает свою душу,побеждая в нейзло, и облагораживает маленький мирок вокруг себя, темпрекраснее, добрее. светлее и радостнее становится наш мир. Это взращивание в душе любви, общее стремление к победе над злом в нашей жизни; и в этой борьбе каждому дана своя задача, именно такая задача, с которой мы в состоянии справиться. Непосильного нам не дается ничего.

 

 

Православное понимание смысла жми

В православных молитвах Бог называется «Владыкой жизни моей» («Владыко живота моего»). Вдумаемся в эти слова. Этими словами мы признаем, что мы не про­сто служим Богу исполнением Его святых заповедей по любви к Нему и в надежде на райское блаженство, но всю нашу жизнь признаем принадлежащей не нам, а Ему, и признаем с радостью.

Не мы себя создали и родили, а Он нам дал жизнь, и она по-прежнему принадлежит Ему. И хотим ли мы этого или нет, но нам придется дать Ему отчет о том, как мы ее использовали, и в надлежащем ли состоянии мы ее в мо­мент смерти возвращаем в руки Владыки... Совершив самоубийство, выбросив свою жизнь, отказавшись от нее, сможем ли мы отдать этот долг?

И не стоит сомневаться в благости Творца при сло­вах о долге: именно по любви дал Он нам эту временную жизнь, чтобы мы могли ею пользоваться — свою душу взрастить для вечности, дабы мы получили истинное блаженство, которое мы просто не вместим, если не под­готовим, не воспитаем свою душу.

Владыкой называем мы Бога также потому, что имен­но Он распоряжается обстоятельствами нашей жизни, распоряжается по праву. Это Его дело, это в Его компе­тенции. А наше дело — не возмущаться, не сомневаться в правильности Его «распоряжений», не впадать в депрес­сию оттого, что у нас «все плохо» и жить дальше неза­чем... а доверять Ему, принимая с любовью и с благодарностью то, что Он как Владыка нам решил послать. Мы принимаем все то, что кажется нам нестерпимым и бессмысленным, потому что знаем, что Владыка никогда не дал бы нам того, чего мы были бы не в силах пережить, и не просто пережить, а пережить с духовной пользой,

О православном взгляде на смысл существования человека доступно писал святитель Феофан Затворник: «Как есть загробная жить, то цель настоящей жизни, всей, без изъятия, должна быть там, а не здесь... Поставьте вы себе законом для жизни вашей всеми силами преследовать эту цель - сами увидите, какой сеет разольется от того на временное ваше на земле пребывание и на дела ваши. Первое, что откроется, будет убеждение, что. следовательно, все здесь есть только средства для другой жизни. Смотрите на небо и всякий шаг вашей жизни соразмеряйте, чтоб он был ступанием туда. Эту жизнь нам Бог дал, чтобы мы имели время приготовиться к той. Эта коротенькая, а та конца не име­ет. Но хоть она коротенькая, но в продолжение ее можно заготовить провианту па целую вечность. Всякое доброе дело туда отходит, как вклад небольшой; из всех таких вкладов составляется общий капитал, проценты с которого и будут определять содержание вкладчика во всю вечность. Кто боль­ше пошлет myда вкладов, того и содержание будет богаче. Кто меньше, того и содержание будет менее богато. Господь. всякому воздает по делам его.».

И не только в будущем, но и в настоящем жизнь по совести, жизнь ради воспитании своей души для вечности, как мы уже говорили выше, дает человеку истинное счастье, по словам святителя Феофана: «Когда удовлетворяются духовные потребности, то они научают человека поставлять в согласие с ними удовлетворение и прочих потребностей… И в человеке водворяется полная гармония всех движений и обнаружений его жизни: гармония мыслей, чувств, желаний, предприятий, отношений, наслаждений. И сие - рай! Напротив, когда дух не удовлетворяется… тогда и все другие потребности разбегаются в разные стороны и каждая требует своего, и как их куча, то голоса их, кем на базape, оглушают бедного человека, и он мечется., как угорелый за удовлетворением их. Но покоя никогда не имеет, потому что, когда одна удовлетворяется, другие не довольствуются тем... и настойчиво требуют своего. От­того внутри у такого шум, гам, разволока во все стороны и во всем беспорядочность»21. Думается, каждому из нас это знакомо...

Итак: либо продолжать жизнь ради удовольствий — и тяготиться отсутствием смысла и отсутствием прочного, настоящего счастья; либо выбрать путь совершенствова­ния своей души, обучения ее истинной любви и добру, путь богоискательства — и наслаждаться непреходящим внутренним спокойствием, гармонией с собой и с ми­ром, радостью, осмысленностью жизни.

Выбор за вами.

 

Михаил Хасьминский, Ольга Покатхина

 

 


 

ЕСЛИ

 

ВАС

 

ПОСТИГ

 

ФИНАНСОВЫЙ

 

КРАХ

 

 

Многие сейчас потеряли работу, остались с большими долгами по кредитам, не тают, что делать, как выжить Финансовый кризис — это всего лишь одно из многих ис­пытаний, которые могут встретиться нам в жизни. Но это испытание особенно тяжело именно для людей, обладающих тем качеством, которое доводит людей до суи­цидных мыслей. Сама по себе ситуация вполне разрешимая, но некоторые жесткие установки, узость взгляда, страх и обыкновенная лень могут помешать нам увидеть те выхо­ды из ситуации, которые доступны каждому человеку.

 

Потеряв все, не потеряйте себя!

 

М

ного лет назад, морозной ночью, я оказалась с маленьким ребенком на пустынной улице. У меня не было ничего — ни работы, ни зарплаты, ни квартиры, ни семьи, ни друзей... ровным счетом ничего. Все испарилось в один момент — муж повесил на меня долги "сделал ручкой".

Мне нечем было оплачивать детский сад, нечего было есть, закончились деньги на оплату съемной квартиры, в которой в ту ночь шла поножовщина. Друзья, приходу которых я всегда радовалась, мгновенно исчезли — они не дали мне ни рубля. Нас с трудом приняла мать.

Меня доставали кредиторы и бандиты — звонки шли постоянно, "шестерки" наведывались по три раза в день, меня регулярно обещали закопать в ближайшей канаве. Долг перекупался и дарился. Родственники... не будем о родственниках. Бог им судья.

Обвал наступил и в моем сознании. Я поняла, что все мои понятия о жизни были одной большой ошибкой. Я заблуждалась во всем и во всех.

Внезапно голова стала чистой... Я не могла ответить на элементарный вопрос: какой цвет мне больше нравится или что я думаю по какому-либо поводу. Я могла только про­шептать: "Я не знаю". У нервной системы наступил пере­грев. Я начала внезапно засыпать — нападала сонливость, и меня отключало на сутки. Меня никто не мог разбудить. Голова была пуста. Мне пришлось нарабатывать новые по­нятия и учиться внятно излагать свою мысль, если таковая появлялась. На это ушло несколько месяцев.

Уже через год валютный долг увеличился во много раз. Моя дочь с ужасом вспоминает то время. Моя мать

за пол юра года до пенсии потеряла работу. Пособие по безработице она получила только через два года. Ребе­нок, мать, оплата квартиры, кредиторы, еда, детский сад и потом школа, тряпки — я платила за все одна.

Что в итоге?

Мои долги отданы, я живу у себя дома, никто не умер и не ограблен, и в тюрьме не сидел, правда нервная си­стема немного пошаливает, увы.

Как это случилось? Мягко говоря, пять лет я очень много работала, притом, что получать зарплату в нужной сумме было негде...»

 

На дне бездны

 

«Мои нервы были вымотаны окончательно, и каза­лось, наступил предел... Меня все бросили, я осталась совсем одна... Как-то очередной раз я рыдала в подушку, и в моей голове стучала мысль: "Меня никто не любит, меня все бросили, не любит, не любит..." Я не заметила, как уснула... и уснула ли я?..

Во сне я открыла глаза, были сумерки в пустоте, я стояла в слезах и смотрела вверх. Передо мной... возвы­шались два гигантских ангела...

Сердце дрогнуло, впечатление было такое, как будто передо мной внезапно выросли скалы до неба или я очу­тилась перед пропастью. Я помню ощущение нереаль­ной мощи лих созданий, ангелы стояли вместе, их бело­снежные крылья медленно колыхались.

Они нагнулись, взяли меня на руки, обняли и стали покачивать, как ребенка — ощущение тепла, мягкости, упокоения, всепоглощающей Любви пронизало меня на­сквозь. Из них струился свет...

- МЫ любим тебя! — раздалсяих глас.

Я не знаю, как это описать... Через какое-то время я открыла глаза, было утро и я улыбалась... С тех пор, что бы со мной ни происходило, я всегда помнила, что все же — я не одна».

 

Путь наверх

«Я вспомнила о том, что умею делать, научилась мно­гому новому. Уже долги родственникам были отданы в долларах. Последние остатки долга вернул мой тепереш­ний муж. Вы представить не можете, что творилось со мной, когда я забирала расписки.

Никто не знает, что скрывается за фразой "много ра­ботала, мягко говоря". Как-то раз за час до прихода кли­ентов я упала в обморок: на руке лопнула вена, и руку залило синевой. До этого я не спала трое суток и работала без остановки. Я не стала вызывать скорую, не отмени­ла визит и не стала никого звать. Очнувшись, я пополз­ла к своему рабочему месту — мне нужны были деньги. Я успела сделать все. И это было только начало...»

 

 

Где я сейчас?

 

«А потом, потом я освоила свой первый мобильник, закончила курсы секретарей, разобралась с компьюте­ром, закончила вуз. У меня чудесный ребенок и замеча­тельный муж. Я занимаюсь тем, чем хочу, и я — счаст­лива. У меня больше не лопаются сосуды на пальцах, и я победила артрит, у меня его просто нет. Мне не слабо сыграть в футбол и орать вместе с плеером песни "Раммштайн". Мы обмениваемся с дочкой тряпками (у нас один размер) и часто ходим в обнимку. Ребята, кто попал в похожую историю! Не расстраивайтесь, даже если у вас все опишут. По­верьте, это не самое страшное, что может быть! Вещи — это просто веши, одним словом барахло. Ну, заберут — и все закончится. В тюрьму посадят? Развлечением это конечно не назовешь, но своего рода перемена деятель­ности, тоже не самое страшное. Воспринимайте трудно­сти по-философски: было и пропало, потом еще будет. Заодно обстановку смените, не надо будет за вывоз пла­тить.

Сократите расходы, продавайте вещи, сдайте вна­ем квартиру, заставьте свою вторую половину попахать, попросите родственников о помощи (в последнюю оче­редь, и если они вменяемы). Вспомните о том, что умеете хорошо делать: заработать можно на многом. Например, передержка и выгул животных, мытье квартир, прогулки с детьми, переводы, стрижки на дому, составление отчет­ности, массажи — я их делала даже за батон хлеба.

Поэтому, прекращайте нервничать и засучивайте ру­кава. Не надо продавать почки и выбрасываться из окон. Преодолимо все!

Когда мир поворачивается к вам спиной, с вами оста­ется только Бог».

Ольга

 

 

Кризис в кармане:

как решить проблему безденежья в два шага

 

Большинство взрослых людей хотя бы раз в жизни сталкивались с ситуацией, когда нам не хватало денег на что-то действительно необходимое. Необходимое для продолжения жизни, продолжения работы. Порой это происходило без нашей видимой вины. Порой являлось следствием явных наших ошибок, таких как нерасчетли­вое ведение бизнеса или вовлечение в азартные игры.

Это тяжелая ситуация. Самое неприятное в ней — ощу­щение бессилия, безвыходности, непробиваемой стены. Нам кажется, что мы перепробовали все возможные сред­ства. Раз ничего не помогло, значит, выхода нет. Значит, я вот такой несчастный, никчемный, неудачник. Некоторые доходят до такого отчаяния, что допускают мысль выйти из этой ситуации через «черный ход» — путем самоубийства.

В эпоху экономического кризиса с безденежьем стал­кивается все большее количество людей. Огромное ко­личество людей оказалось в действительно очень тяже­лом положении, с колоссальными долгами по кредитам, без каких-либо источников доходов и понимания, где их можно найти.

Ситуация усугубляется тем, что в последнее время нас Усердно приучали к ложному представлению о том, что смысл жизни — в потреблении материальных благ и физио­логических наслаждений, недвижимости и вещей, продаж­ных людей, эстетики и комфорта, путешествий и зависти окружающих. Естественно, при таких представлениях, по­теря возможности приобретать и потреблять материальные блага для многих равносильна потере смысла жизни. А раз смысл жизни потерян, возникает вопрос о необходимости продолжения жизненного труда...

Очевидно, что, как и все проблемы человека, пробле­ма переживания безденежья в основе своей психологиче­ская, точнее — духовная. И духовными, психологически­ми методами можно ее решить. Но не теми примитивны­ми техниками визуализации достатка, которые пришли к нам с Запада и получили широкую известность с рас­пространением фильма «The Secret». Эти техники мало­эффективны, поскольку в их основе нет глубокого по­нимания духовных законов человеческой жизни. В этих техниках адекватно оценивается лишь значение усилий человеческой воли. Усилия воли, безусловно, необходи­мы, но прилагать их нужно гораздо более вдумчиво и му­дро, чем предлагают эти «техники алчности».

Трудиться над разрешением ситуации необходимо с учетом своей индивидуальности. Каждый человек забрел в трудную ситуацию своим путем, и выходить придется тоже по-своему. Мы предлагаем вам такой подход к решению про­блемы безденежья, с помощью которого любой человек смо­жет по-новому взглянуть на свою ситуацию, глубже осознать ее причины, успокоиться. А вслед за успокоением обычно следует разрешение проблемы и на материальном уровне.

 

Шаг первый: осознать причины и начать работать над ними

Все, что ни делается, — к лучшему. Понятно, что в такой тяжелый момент напоминание этой истины выглядит ко­щунством. Но нам нужно выбирать между ужасом навязчи­вых ложных мыслей о безвыходности ситуации и холодным душем трезвых истин. Да! И финансовый кризис в стране И в вашем кармане — тоже к лучшему. И чтобы извлечь это лучшее, эту пользу, нужно не так уж много усилий.

«Но почему же этот кризис постиг именно меня? - спросите вы. — Почему это "лучшее" не досталось кому-то другому?»

«Как ни тяжел крест, который несет человек, но дере­во, из которого он сделан, выросло на почве его сердца». Это менее известное, но не менее истинное высказыва­ние. Смысл его в том, что все наши трудности — плоды нашей жизни, наших ошибок. Значит, если нас постигла скорбь безденежья, приперли к стенке долги, то мы не случайно оказались в этом положении. Это положение создано специально для нас, а точнее, чтобы мы испра­вили какие-то свои недостатки и (вспоминаем первую истину) — получили от этого пользу.

Теперь попробуем разобраться, каким образом мы могли навлечь на себя такое испытание.

 

Причина первая. Мы слишком большое значение прида­вали деньгам, достатку, успеху.

Человек не является ни машиной для зарабатывания денег, ни устройством для поглощения благ, ни инстру­ментом сугубо материальных успехов. Человек — это нечто гораздо большее. Чтобы заставить нас задуматься над подлинным смыслом человеческой жизни, и могло произойти то, что произошло.

Задумаемся еще вот над чем. Не являются ли для нас деньги на подсознательном уровне эквивалентом любви мира и судьбы к нам? Недаром существует выражение «любимец судьбы». Пока у нас много денег, нам кажется, что судьба любит нас, солнышко ярко светит нам. Как только деньги кончились, возникает чувство, что свет погас, что мы лишние в этом мире, потому что кто-то там наверху не любит нас.

Тут сразу несколько ошибок. Во-первых, Тот, кто навер­ху, безусловно, любит нас — неизменной, великой и чистой любовью. Сегодня любит не меньше, чем вчера. Во-вторых, выражением Его любви являются не деньги. Прежде всего, Он заботится о наших душах. Когда деньги действительно нужны и не вредны нам. Он поможет нам получить и день­ги, но когда нам полезнее лишиться их, мы их лишаемся.

Не те родители больше любят ребенка, которые его балуют и потакают капризам, а те, кто, вовремя проявляя строгость, воспитывают в нем сильный и добрый харак­тер. Так и Бог любит нас.

Причина вторая. Зависть.

Чрезмерное потребление современного общества когда мы покупаем много того, что не очень-то нужно нам, во многом обусловлено обыкновенной завистью. Часто именно зависть вынуждает нас брать кредит и покупать лучшую квартиру, лучшую машину, чем мы можем позволить по своим средствам, только для того, чтобы у нас было «не хуже, чем у других». Причем смо­трим мы почему-то на тех, кто более обеспечен, а не на тех, кто более добр, и больше завидуем первым, чем вторым.

 

Причина третья. Высокомерие и жестокость.

Если мы мнили себя выше, лучше других, менее обе­спеченных людей, считали, что мы никогда не «опустим­ся» на их уровень, с нами могло произойти такое, чтобы мы побыли на их месте и не задавались.

 

Причина четвертая. Тщеславие.

Тщеславие — это не только стремление к всенародной славе и почестям. Всегда, когда мы делаем что-то для того, чтобы о нас хорошо думали, мы поступаем движи­мые тщеславием. По тщеславию мы можем дать в долг денег больше, чем следовало бы (хотя можем и по под­линной доброте), можем согласиться на какую-то аван­тюру, предложенную приятелями, или потратиться на что-то, что нам не по карману.

Причина пятая. Мы слишком надеялись на себя. «Я смогу то, я сделаю это». «Я верю только в себя, я сам все могу». «Все будет так, как я хочу...»

Это не уверенность в себе. Это самонадеянность, а точнее — гордыня. Человек уверен, что мир «прогнется» под него, что все в этом мире создано для ублажения его самолюбия.

Но это не так. Истина в том, что мир создан для того, чтобы мы возрастали в любви. А самолюбие противопо­ложно любви и несовместимо с ней. Именно поэтому Бог гордым противится и разрушает их планы.

Это наверно самая распространенная из причин пер­сонального финансового кризиса.

 

Причина шестая. Зависимости, страсти.

Страсти — это духовное название того, что психологи именуют зависимостями. Все страсти связаны с главной страстью — гордыней. Многие зависимости могут приве­сти к разорению. Зависимость от алкоголя часто лишает работы, зависимость от наркотиков чрезвычайно наклад­на, как и зависимость от азартных игр. Даже зависимость от женщины может дорого обойтись.

Зависимость — это тяжелая духовная болезнь. Разо­рение еще не излечивает от этой болезни, но, по крайней мере, вынуждает остановиться и задуматься о том, что же делать дальше.

 

Мы перечислили не все возможные причины того, что произошло с вами. Но практически всегда, проана­лизировав происшедшее, можно обнаружить какие-то из перечисленных ошибок или других страстей.

Что же делать дальше?

Делать нужно именно то, к чему призывает нас эта си­туация. Если для того, чтобы мы исправили определенный свой недостаток, нас поставили в такое трудное положе­ние, нужно скорее браться исправлять его. Иначе может быть еще хуже. Нам ведь только кажется, что это — самое тяжелое из возможных положений. На самом деле бывает и хуже. Если мы не прикованные к больничной койке инвалиды, то у нас еще очень много возможностей - как в добровольной работе над собой, так во встречах с гораздо бо­лее тяжелыми испытаниями, которые могут заставить нас пересмотреть свои взгляды. Мы свободны выбирать между этими двумя направлениями движения.

Как же исправлять свой недостаток?

Если вы признали его, огорчились, раскаялись в нем - это уже первый важный шаг к исправлению. Дальше - дей­ствия. Общий принцип — стараться делать противополож­ное тому, что заставлял вас делать ваш недостаток. Только так можно избавиться от своей дурной привычки.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...