Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Газетная, журнальная, книжная графика




Графика (греч. Graphike, от grapho – пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Термин «графика» первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в кон. 19 – нач. 20 вв. В связи с бурным развитием полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежит линия, иликак искусство чёрного и белого. Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии, графика, использует штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги – основного материала графики. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применения цвета. Наиболее общий отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, «воздух белого листа», по выражению мастера графики В.А.Фаворского.

По назначению различаются: станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат. Специфическим массовым видом в газетно-журнальной графике является карикатура. Одна из основных областей применения графики – Книга. С рукописной книгой древности и Средних веков во многом связана история рисунка, с печатной книгой – развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку буква является графическим знаком.

Четкие границы между различными средствами массовой информации постепенно стираются. Газеты все более походят на журналы. Журналы заимствуют кое-что из практики дизайна газет былых времен, модернизируя его и используя на своих страницах. Некоторые издатели журналов взялись за книгоиздание, а, издатели книг стали выпускать журналы.

Отдалённым прообразом газеты можно считать сводки новостей и официальных сообщений, вывешивавшиеся в общественных местах в античных и древних восточных городах. В Средине века пунктами обмена информацией являлись торговые города и культурные центры. В 16в. в Венеции возникли бюро по сбору информации, появилась профессия «писателей новостей», которые составляли рукописные сводки сообщений о придворной жизни, событиях в городах, торговле и пр. С наименованием монеты gazette (обычная цена сводки новостей в Венеции) связывают и происхождение слова «газета». Широко вошёл в обиход термин «газета» после основания Т. Ренодо в 1631 французской «La Gazette».

Развитие периодической печати в России началось с издания рукописных известий под названием «Вестовые письма, или Куранты» (наиболее ранний экземпляр относится к 1621). В 1702 появилась первая печатная газета – «Ведомости» Петра I. Однако на протяжении 18в. Газета не играла ведущей роли в системе русской печати, уступая журналам. Две официальные газели: «Санкт-Петербургские ведомости» (название «Ведомостей» с 1728) и «Московские ведомости» (с 1756) вполне удовлетворяли потребности грамотного населения в информации.

Только с возникновением компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения произошел настоящий прорыв в технологиях допечатной подготовки. Благодаря цифровым технологиям даже один-единственный специалист теперь на профессиональном уровне может обрабатывать фотографии и создавать макеты любой сложности. В дополнение к упрощению самого процесса допечатной подготовки дизайнеры получили возможность создавать коллажи и эффекты, которые ранее либо вообще было невозможно сделать, либо такая работа требовала очень больших усилий.

С развитием наборной, верстальной и печатной техники возможности дизайнеров заметно расширились. Как же прогресс в полиграфии отразился на газетном дизайне? Оказались ли готовы оформители достойно встретить электронную верстку? К сожалению, несмотря на всю мощь современных цифровых систем допечатной подготовки, надо сказать, что по качеству современная печатная продукция зачастую уступает изданиям вековой давности. Обилие опечаток, ошибок в макетах и брака при печати... Все это, в первую очередь, – обратная сторона упрощения процесса допечатной подготовки. Если еще 15-20 лет назад каждый специалист, принимавший участие в допечатной подготовке и печати, в совершенстве знал свое дело, имея за плечами многолетний опыт, то сейчас даже ответственные работы зачастую выполняются людьми, не имеющими достаточной профессиональной подготовки. Тем более, если учитывать скорость развития современных технологий, даже опытные сотрудники не всегда успевают овладевать новыми программными и аппаратными средствами, что зачастую вынуждает их вместо выполнения прямых обязанностей заниматься постоянным повышением своей квалификации.

Современный дизайн характеризуется таким явлением, как типоерофизация оформления, когда усилия газетных дизайнеров направлены на выявление возможностей, прежде всего наборных, технических элементов. Типографизация сопровождается просветлением, полос (отказ от вертикальных линеек при «светлом» наборе текста) и одновременно усилением контрастности.

Особо следует остановиться на безлинеечной верстке, которая сегодня в большой моде. Его надо умело и осторожно пользоваться: особенно тщательно просчитывать межколонные пробелы, продумывать подбор шрифтов и компоновку заголовков, заголовочных комплексов. В противном случае нарушается ритм полосы, она «разваливается», заголовки, стыкуясь, порой представляют несуразицу... Прежде чем отказаться от линеек, – этого сильного средства графического оформления, направляющего зрение читателя, имеющего не только разделительную, но и указательную, выделительную функции, – следует подумать, чем компенсировать их отсутствие. Безлинеечная верстка требует дополнительных акцентов, иначе как удержать внимание читателя, сначала окидывающего газетную полосу взглядом, а затем выделяющего то, что, так или иначе «раздражило» глаз. Но вряд ли и в этом случае стоит обращаться к плотным подложкам, увлекаться светлым текстовым шрифтом на темном фоне, снижая удобочитаемость...

Для многих местных газет характерна плакатность первой страницы, превращающейся, по сути, в обложку с многочисленными анонсами материалов внутренних страниц (особенно в газетах форматов А4, A3), и мозаичность структуры последней страницы, что связано с размещением там справочной информации, рекламных объявлений. Заметно повысилась роль иллюстрирования – визуальная информация все настойчивее теснит словесную, текстовую.

Внутренние полосы местных газет характеризуются более спокойными композициями. Иные издания предпочитают здесь отказываться от шестиколонной верстки в пользу четырех и даже трехколонной. Попробуем предположить, что это диктуется изменениями в тематике, проблематике и жанровой палитре. Журналисты все чаще обращаются к статье, комментарию, печатают аналитические, проблемные, зачастую дискуссионные материалы. За последние годы широкое распространение получили эссеистские жанры: люди стали мыслить более масштабно, раскованно, смело. Пришло время анализа, обобщений, комментария. Этому способствует и все увеличивающийся поток ранее неизвестных документов, первоисточников: журналист, в том числе и местный, оперирует цифрами и фактами, касающимися не только его района, города, но и края, региона, страны, мира. Все это не могло не сказаться и на верстке изданий. Объемные корреспонденции, статьи, очерки на всю полосу потребовали особого оформления за счет динамичной композиции заголовочного комплекса, интенсивного внутреннего оформления текста, привлечения дополнительного иллюстрационного материала (фотографий, заставок), других графических акцентов (крупных инициалов, дополнительной краски, подложек и др.).

Сегодня все более и более персонифицируется информация, что, очевидно, связано с повышением внимания к отдельной личности, индивидууму. Теперь нередко встретишь передовую статью, комментарий с фотопортретом автора и краткими биографическими сведениями о нем. В малоформатных общественно-политических газетах среднее количество фотоиллюстраций на полосе не превышает двух, в большеформатных оно приближается к трем. В тех изданиях, где качество печати неважное, используют меньше снимков, но зато увеличивают их размер, а вот бильдредакторы газет, качество печати которых высокое (офсетных, прежде всего), используют немало фотографий больших и малых размеров. Компьютерная верстка способствует усилению тенденции визуализации периодических изданий – газетные тексты становятся короче; словесная информация либо дополняется, либо заменяется графической (инфографика); повышается роль абстрактных визуальных элементов, которым умелые дизайнеры стремятся придать качество конкретности.

Комментарий выносится в анонс, «врезку», подзаголовок; заголовок, подзаголовок, рубрика, «врезка», фотозаставка или фотоиллюстрация образуют своеобразную композицию, выделяющую текст из ряда ему подобных на полосе, в номере, организующую газетное пространство. Это еще одна из оформительских тенденций, называемая развитием заголовочного комплекса. К ней примыкает тесно с нею связанная другая - повышение шрифтовой культуры, означающее выбор текстовых и заголовочных шрифтов, гармонирующих друг с другом, выразительных, удобочитаемых в условиях одно и малогарнитурностн.

Вообще различные «верчения» заголовков приобрели в газетах массовый характер. Встречаются даже повороты против часовой стрелки, что, вообще говоря, противоестественно: читать все же удобнее снизу вверх, а не наоборот. Именно из журналов пришли в массовую прессу многострочные заголовки с нулевым интерлиньяжем, то есть фактически поставленные друг на друга, сцепившиеся выносными элементами- Так же, как и манера печатать их на иллюстрациях: еще недавно это была прерогатива журналов, теперь – весьма распространенный прием в газетах. В газетах, правда, это реализуется менее удачно: сказывается и низкое, порой, качество иллюстраций и невысокий еще в целом уровень редакторского креатива: смысловые нелепости от такого рода «наслоений» встречаются часто.

Эксперименты с заголовочными комплексами происходят повсеместно и на шрифтовом уровне: совмещение прописного и строчного вариантов, печать отдельных строк «серым», выделение в них отдельных слогов и т. д.

В то же время наблюдается тенденция к все более активному использованию цвета лаже в недорогих ежедневных газетах. Это неудивительно, так как цвет делает газету более заметной и привлекательной. Дизайнеру необходимо учитывать особенности газетной бумаги, чтобы цветные плашки и фотографии хорошо смотрелись на печати – величина растаскивания на газетной бумаге больше, чем на офсетной и тем более мелованной.

Усложняется композиция полос, и если у одних изданий это имеет характер разо вого приема (своеобразная закладка с вопросами-ответами на тематической полосе), то для других газет – это основной принцип верстки, способ придать ей искомую динамику и необычность. Нередко материалы в газетах ставятся на развороты – через средник. Грамотно подготовленная модульная сетка – основа любой газеты. Модульная сетка газет обычно более сложная и развитая, чем журналов, особенно широкоформатных газет.

Новые приемы рождаются в процессе освоения новой техники. Так, маргиналии (рубрики, вынесенные за формат полосы) – прием, полюбившийся оформителям молодежных журналов, охотно принят журналистами малоформатных местных газет. Вводятся пометки, сделанные от руки («галочки», «NB!» и т.п.), – оригинальный и сильный графический акцент, «взрывающий» монотонность газетного типографского орнамента, или нарочито небрежно нарисованные заголовки, рубрики в стиле торопливых блокнотных записей, контрастирующие с наборными заголовками и рубриками. Оформители, подчеркивая еще одно значение маргиналий – пометки на полях страниц, сделанные читателями, – как бы просматривают текст вместе с нами и отмечают: «Это интересно: прочтем, запомним...».

Следует напомнить нечто общее, присущее газетному оформлению: оперативной прессе свойственна большая жесткость моделей, наличие большего числа стандартных приемов верстки, композиционных решений. В журналах макеты полос носят более индивидуальный характер – с учетом принятого стиля шрифта или общих композиционно-оформительских подходов. Тут рисунок каждой полосы доводится до совершенства «вручную».

Итак, то, что функционально, визуально привлекательно, современно – это пригодно для газет, пусть это и пришло из журналов.

Родоначальником журнала считается «Журналь де Саван» («journal des scavans», позже – «Journal des savants»), первый номер которого вышел во Франции 5 января 1665. Он содержал обозрение книг по литературе, философии, естественным наукам, изданных в разных странах Европы.

Первым русским журналом было приложение к правительственной, газете «Санкт-Петербургские ведомости» – «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (1728-42, с 1729 название «Примечаний» неоднократно меняется, и журнал, выходит дважды в неделю как приложение к каждому номеру «Ведомостей»). «Примечания» носили характер научно-популярного издания.

Среди печатных средств массовой информации именно журналы являются пионерами во внедрении новых дизайнерских средств и приемов. Редакторы и дизайнеры журналов имеют больше времени на планирование выпусков, чем газетчики. В то же время оформительскими излишествами и ошибками журналы грешат чаще, чем книги. Впрочем, журналы хотя и имеют более долгую жизнь, чем газеты, но все же не такую долгую, как книга. Возможно, поэтому книжные дизайнеры более консервативны.

Некоторые журналы стремятся к тому, чтобы все страницы номера были связаны единым оформительским стилем. Другие унифицируют материал в пределах одной статьи, а в рамках всего номера журнала используют самые различные дизайнерские подходы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...