Художественное конструирование
Художественное конструирование – творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; это достигается путём приведения в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик. Художественное конструирование (часто отождествляемое с дизайном) – неотъемлемая составная часть современного процесса создания промышленной продукции, предназначенной для непосредственного использования человеком; оно ведётся в творческом контакте с инженерами–конструкторами, технологами и др. специалистами и призвано способствовать наиболее полному учёту требований потребителя и повышению эффективности производства. Художественное конструирование содействует созданию гармоничного предметного мира, отвечающего все возрастающим материальным и духовным потребностям человека. Художественное конструирование осуществляет художник–конструктор (дизайнер), использующий в своей работе результаты научных исследований в различных областях науки и техники, знающий современное промышленное производство, его технологию и экономику. Художественное конструирование опирается на теорию, разрабатываемую технической эстетикой, а также на данные экономики, социологии, психологии, эргономики, семиотики, системотехники и др. наук. Метод художественного конструирования складывается из художественно–конструкторского анализа (исследование исходной ситуации и построение объекта проектирования, функционально–эргономический и конструктивно–технологический анализ, композиционный анализ) и художественно–конструкторского синтеза (в процессе которого ведётся функционально–эргономический поиск, работа над композицией изделия). Для художественного конструирования характерно моделирование объекта на всех этапах его разработки (в соответствующем масштабе и нередко в натуральную величину), позволяющее проверять и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргономических и др. решений. При этом модель служит не иллюстрацией к проекту, а как бы инструментом проектирования и, постоянно модифицируясь в ходе работы, становится, в конечном счете, эталоном опытного образца изделия. Специфическим для метода художественного конструирования является рассмотрение проектируемого изделия как элемента целого комплекса изделий, окружающих человека в конкретной предметной среде, которая должна максимально удовлетворять утилитарные и эстетические потребности и способствовать повышению эффективности его деятельности. Наиболее сложным объектом художественного конструирования являются системы, объединяющие совместно производимые или совместно используемые изделия. В этом случае метод художественного конструирования включает такие задачи, как решение вопросов разнообразия элементов системы (ассортимента изделий), формирование её структуры с использованием средств унификации и агрегатирования и т. п.
Основы западноевропейского художественного конструирования закладывались в теоретических и практических работах художников, архитекторов и инженеров П. Беренса, В. Гропиуса, Г. Земпера, Г. Мутезиуса (Германия), художественное конструирование Ван де Велде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Рёло (Франция), в деятельности Немецкого Веркбунда и «Баухауза». В 1930–40–е гг. центр художественного конструирования перемещается из Европы в США, где оно развивается преимущественно в форме коммерческого дизайна и используется в качестве эффективного инструмента конкурентной борьбы. Американские промышленные фирмы создают отделы художественного конструирования, возникает большое количество проектных и консультативных дизайнерских фирм. В 1950–1960–е гг. очагами теоретической мысли в области художественного конструирования становятся некоторые дизайнерские вузы Европы и США, Особенно велика роль Улъмской высшей школы художественною конструирования. В ряде стран (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония и др.) возникают государственные и общественные организации, ставящие своей задачей содействие развитию художественного конструирования – национальные советы по дизайну, дизайнцентры и профсоюзные ассоциации дизайнеров. В 1957 они объединились в Международный совет организации по художественному конструированию (ИКСИД).
Для практики художественного конструирования капиталистических стран характерно создание промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами. Здесь имеются также отдельные примеры успешного использования художественного конструирования для повышения эффективности деятельности человека в экстремальных условиях (освоение космоса, Мирового океана и т. п.). Одной из важнейших сфер применения художественного конструирования в 1960–70–х гг. стало создание фирменного стиля для крупных промышленных предприятий и корпораций, который охватывает продукцию, упаковку, рекламу, транспорт, одежду персонала, архитектуру зданий, объединяя их общими художеств, признаками. Фирменный стиль нередко отличается высоким эстетическим уровнем, однако такого рода решения диктуются в основном рекламно–коммерческим соображениями. В СССР предшественниками художественного конструирования явились деятели искусства (создавшие, напр., центры художеств, ремесла в Абрамцево, Талашкино и др.), представители русской инженерной школы (И. И. Рерберг, В. Г. Шухов) и теоретики технического творчества (Я. А. Столяров, П. И. Страхов, П. М. Энгельмейер). После Октябрьской революции 1917 важной вехой на пути к современному художественному конструированию стало создание ВХУТЕМАСа, с деятельностью которого были связаны практики и теоретики производственного искусства. В 1930–х гг. элементы художественно–конструкторского подхода использовались в различных сферах проектирования не систематически. В послевоенные годы художественное конструирование развивалось преимущественно в отраслях промышленности, связанных с транспортным машиностроением. Первой специализированной организацией по художественному конструированию было созданное в 1946 Архитектурно художественное бюро Министерства транспортного машиностроения СССР, которое разрабатывало художественно–конструкторские проекты пассажирских судов, железнодорожных вагонов, троллейбусов и т. д.
Развитие современного художественного конструирования ускорилось после выхода в свет постановлений Совета Министерства СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно–бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» (1962) и «Об использовании достижений технической эстетики в народном хозяйстве» (1968). В 1962 были созданы Технической эстетики институт (ВНИИТЭ) и ряд специализированных художествен но–конструкторских бюро (СХКБ) в различных отраслях промышленности, в 1960–1970–х гг. большое количество художественно–конструкторских подразделений на промышленных предприятиях, в КБ и НИИ. ВНИИТЭ и его филиалы ведут научную разработку вопросов методик художественного конструирования, его эргономических основ, осуществляют экспериментальное проектирование важнейших видов промышленных изделий, методическое руководство работой художников–конструкторов в промышленности. С 1964 издаётся ежемесячный информационный бюллетень «Техническая эстетика», освещающий вопросы теории, методики и практики художественного конструирования, выпускаются «Труды» ВНИИТЭ, библиографические и обзорные издания, ведётся пропаганда художественного конструирования, организуются выставки достижений советского и зарубежного художественного конструирования, осуществляется информационное обслуживание специалистов. С 1965 ВНИИТЭ – член Международного совета организаций по художественному конструированию (ИКСИД). В 1975 в Москве был проведён международный конгресс по дизайну и художественному конструированию.
Одна из основных тенденций развития современного советского художественного конструирования – расширение проектно–конструкторских задач, рост их масштабов (наряду с разработкой отдельных изделий, комплексное оборудование крупных объектов и предметное оснащение функциональных служб). В художественном конструировании осуществляется переход от частных разработок к созданию художественно–конструкторских программ, способствующих повышению качества продукции и эффективности производственных объединений и целых отраслей промышленности. В других социалистических странах художественное конструирование также находит широкое применение, оно используется в решении важных народнохозяйственных задач (в особенности тех, которые связаны с повышением качества промышленности продукции, культуры производства) и развивается планомерно при содействии государства; создаются отраслевые и межотраслевые центры художественного конструирования научно–исследовательских организаций, государственные координирующие органы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|