Совокупный спрос и факторы, его определяющие.
Совокупный спрос (AD) представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике. Это модель, представленная в виде кривой, которая показывает различные объемы товаров и услуг, т.е. реальный объем национального производства, который потребители, предприятия, правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. Др. словами, совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. В структуре совокупного спроса можно выделить: спрос на потребительские товары и услуги; спрос на инвестиционные товары; спрос на товары и услуги со стороны государства; спрос на наш экспорт со стороны иностранцев. Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители внутри страны, предприятия, правительство, а также зарубежные покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Т.о., зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной. Как и кривая индивидуального спроса, кривая совокупного спроса отклоняется вниз и вправо. Однако причины этого отклонения различны. На характер кривой индивидуального спроса оказывают влияние такие эффекты, как «эффект дохода и эффект замещения». Но эти объяснения не годятся, если мы имеем дело с совокупностями. Кривая совокупного спроса предполагает изменяющиеся совокупные доходы.
Такой характер кривой совокупного спроса определяется, прежде всего, следующими факторами: (1) эффектом процентной ставки (2) эффектом материальных ценностей или реальных кассовых остатков (3) эффектом импортных закупок Эффект процентной ставки. Когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций. Уточнение. Рассматривая кривую совокупного спроса, мы предполагаем, что объем денежной массы в экономике остается неизменным (постоянным). Следовательно, когда уровень цен повышается, потребителям нужна большая сумма наличных денег для покупок; предпринимателям требуется также больше денег на выплату зарплаты и др. необходимые расходы. Другими словами, более высокий уровень цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном объеме денежной массы увеличение спроса взвинчивает цену, за пользование деньгами. Эта цена и есть процентная ставка. При высоких процентных ставках предприятия и домохозяйства сокращают определенную часть расходов. Пример. Фирма, которая рассчитывает получить 10% прибыли на приобретенные инвестиционные товары, будет считать эту покупку выгодной, если процентная ставка составляет, например, 7%. Но покупка не принесет выгоды и поэтому не состоится, если процентная ставка возрастет, скажем, до 12%. Вывод. Более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта. Эффект богатства (или эффект реальных кассовых остатков). При более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов (например, срочные счета, облигации), находящихся у населения уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность, материальных ценностей возрастает, и расходы увеличатся.
Эффект импортных закупок. Импорт и экспорт являются важными компонентами совокупных расходов. При прочих равных условиях, повышение уровня цен у нас в стране вызовет увеличение нашего импорта и сокращение экспорта. При повышении уровня цен в России эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен в нашей стране способствует сокращению нашего импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе. Неценовые факторы совокупного спроса. Повышение или понижение уровня цен, при прочих равных условиях, может быть представлено на графике как движение от одной до другой точки по стабильной кривой совокупного спроса. Однако если одно или несколько «прочих условий» меняется, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти «прочие условия» мы называем неценовыми факторами совокупного спроса. Следовательно, необходимо различать изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен, от изменений в совокупном спросе, вызванных изменениями одной или нескольких неценовых детерминант совокупного спроса. Неценовые детерминанты совокупного спроса: (1) изменение в потребительских расходах: - благосостояние потребителя - ожидания потребителя - задолженность потребителя - налоги (2) изменения в инвестиционных расходах: - процентные ставки - ожидание прибыли от инвестиций - налоги с предприятий - технология - избыточные мощности (3) изменение в государственных расходах (4) изменения в расходах на чистый объем экспорта: - национальный доход в зарубежных странах - валютные курсы Т.о. увеличение расходов, вызванное изменениями в одном или нескольких неценовых факторах совокупного спроса, смещает кривую совокупного спроса вправо; и наоборот, уменьшение таких расходов приводит к смещению этой кривой влево (рис. 2).
3.2.2. Совокупное предложение Совокупное предложение (AS) - это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Кривая совокупного предложения - это модель, представленная на рисунке в виде кривой, которая показывает уровень наличного, реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Форма кривой совокупного предложения (АS) интерпретируется по-разному в классической и кейнсианской школах. Классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде. Анализ совокупного предложения в классической теории строится исходя из следующих условий: - объем выпуска зависит только от количества факторов производства (труда и капитала) и технологии и не зависит от уровня цен; - изменения в факторах производства и технологии происходят медленно; - экономика функционирует в условиях полной занятости факторов производства, следовательно, объем выпуска равен потенциальному; - цены и номинальная заработная плата - гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках. Кривая совокупного предложения в этих условиях вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов. На этом отрезке производство достигло своего потенциального уровня, когда все ресурсы задействованы и достигнута полная занятость (подразумевающая естественный уровень безработицы). При таких условиях за короткое время невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства. Если на этом этапе будет происходить дальнейший рост спроса, то производство не сможет ответить на него увеличением предложения, и следствием будет лишь рост цен. Сдвиги кривой возможны лишь при изменении величины факторов производства или технологии. Кейнсианская модель рассматривает функционирование экономики на сравнительно коротких отрезках времени. Анализ совокупного предложения базируется на следующих предпосылках:
- экономика функционирует в условиях неполной занятости факторов производства; - цены, номинальная заработная плата и другие номинальные величины – относительно жесткие, медленно реагируют на рыночные колебания; - реальные величины (объем выпуска, занятость, реальная заработная плата и др.) более подвижны, быстрее реагируют на рыночные колебания. Кривая совокупного предложения в кейнсианской модели горизонтальна (в крайнем случае – при жестких ценах и номинальной заработной плате) или имеет положительный наклон (при жесткой номинальной заработной плате и относительно подвижных ценах). Кейнсианский (горизонтальный) отрезок кривой свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада или депрессии, и что не используется большое количество машин, оборудования и рабочей силы. Эти неиспользуемые ресурсы, как трудовые, так и материальные, можно привести в действие и при этом не оказать или почти не оказать никакого давления на уровень цен. На этом промежутке реальный объем производства (предложения) не достиг еще своего потенциального уровня, имеются резервы мощностей, запасы сырья, уровень занятости – неполный. На этом отрезке рост производства будет происходить за счет неиспользуемых ресурсов и не будет сопровождаться ростом цен. Увеличение спроса будет толкать производство к расширению. На горизонтальном отрезке рост производства и занятость будут происходить без инфляции. Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая совокупного предложения ограничена справа уровнем потенциального выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой совокупного предложения. Т.о., объем совокупного предложения в краткосрочном периоде зависит главным образом от величины совокупного спроса. Если правительство хочет увеличить объем выпуска в экономике, то, согласно кейнсианскому подходу, оно должно стимулировать совокупный спрос при помощи фискальной и денежной политики – например, увеличить государственные расходы, снизить налоги, расширить предложение денег и т.п. Промежуточный отрезок. На этом отрезке наблюдается одновременно и рост производства и рост цен. Экономика начинает приближаться к своему потенциально возможному уровню, но полная занятость возникает неравномерно и не одновременно по отраслям промышленности. Одни отрасли уже достигли своего потенциального уровня, другие еще нет. На работу стали принимать менее квалифицированных работников, а сырье стали покупать по более высоким ценам. На этом отрезке рост спроса вызывает и рост производства, и некоторый инфляционный рост цен.
Некоторые неценовые факторы, влияющие на совокупное предложение: - изменение цен на ресурсы (например, на импортные ресурсы). При удорожании ресурсов предложение уменьшится; - изменение в производительности труда; - изменение налоговой нагрузки; - изменения в технологии; - изменения правовых норм. Действие и изменение неценовых факторов обуславливает смещение кривой совокупного предложения (рис. 4). Смещение кривой от AS1 к AS2 указывает на увеличение совокупного предложения. Смещение кривой от AS1 к AS3 будет называться смещением влево, которое указывает на уменьшение совокупного предложения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|