Цель и задачи выпускной квалификационной работы
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Методические указания Для студентов По выполнению выпускной квалификационной работы
Тобольск, 2008
Утверждено на заседании ………………. ТГПИ им. Д.И. Менделеева
Составитель: В.Н. Арканова, к.п.н., доцент кафедры информатики и методики преподавания информатики в начальной школе ТГПИ им. Д.И.Менделеева
Рецензент: Е.Л. Беляк, к.п.н., доцент кафедры химии и химтехнологии Тобольского индустриального института Тюменского государственного нефтегазового университета
Методические указания для студентов ФСПО по выполнению выпускной квалификационной работы. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. -26с.
В методических указаниях приведены общие требования к курсовым и выпускным квалификационным работам для студентов факультета среднего профессионального образования, предложена методика работы студентов над темой научного и педагогического исследования; показаны основные методы опытно-экспериментальной работы; приведены требования к литературному оформлению работ. Методические указания предназначены для студентов 3 и 4 курсов и преподавателей факультета среднего профессионального образования в качестве руководства при подготовке выпускных квалификационных работ.
Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева, 2008
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………......................4 Цель и задачи выпускной квалификационной работы…………………………………...5 Организация, планирование и руководство ВКР………………………………………....5 Структура, содержание, объем и оформление ВКР……………………………………...7
Введение, написание научно-исследовательского аппарата……………………………10 Подготовка, выполнение и описание педагогического эксперимента…………………14 Работа с литературными источниками…………………………………………………...17 Литературное оформление работы и приложения………………………………………19 Защита курсовой и выпускной квалификационной работы…………………………….19 Критерии оценки выпускной квалификационной работы………………………………20 Приложение 1. Задание для выполнения ВКР…………………………………………...22 Приложение 2.Отзыв руководителя……………………………………………………...23 Приложение 3. Пример оформления титульного листа ……………………………….24 Приложение 4. Рецензия на выпускную квалификационную работу………….………25
Пояснительная записка Настоящие методические указания составлены в соответствии с «Положением о порядке итоговой государственной аттестации выпускников ТГПИ им. Д.И. Менделеева» (от 29.12.2000 г.) и с учетом методических указаний, утвержденных на Ученом Совете института 18.09. 2007 г. В соответствии со Стандартом учебных специальностей выпускная квалификационная работа (ВКР) выполняется на 4 курсе и завершает обучение на факультете среднего профессионального образования (ФСПО). Методические указания содержат характеристику структурных компонентов ВКР, требования к её выполнению, оформлению, описание процедуры защиты, приложения. Выпускная квалификационная работа предназначена для определения исследовательских умений студента, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, а также навыков экспериментальной работы. Содержание курсовой и выпускной квалификационной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.
Работы могут выполняться: - по теоретическим дисциплинам, входящим в цикл предметной подготовки (курсовая работа в 5 и 6 семестрах); - по теории и методике обучения информатике, физической культуре, иностранному языку, по теории и методике дошкольного и начального школьного образования (выпускная квалификационная работа в 7, 8 семестрах); - по психолого-педагогическим дисциплинам. Проведённое исследование ориентировано на практические задачи, связанные с видами профессиональной деятельности студента. Важным требованием к ВКР является обоснованность изложенных в ней выводов и предложений, которые должны раскрывать поставленные в работе задачи и быть результатом квалификационного педагогического исследования заявленной проблемы. В работе необходимо освещение имеющихся в литературе точек зрения по теме исследования, их анализ и изложение своего отношения к решению проблемных вопросов. Выпускная квалификационная работа должна отражать хорошее знание студентом научной и методической литературы по теме работы, умение критически оценивать концепции разных авторов, применять различные методы анализа фактического материала. Выпускная работа должна быть написана студентом самостоятельно. Защита курсовой работы выполняется в конце 2(3) года обучения, ВКР защищается на последнем курсе обучения по специальности на ФСПО. Цель и задачи выпускной квалификационной работы
Цель выполнения выпускной квалификационной работы: систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков студентов в решении учебных, педагогических, методических и научных задач. Целью ВКР является также развитие навыков самостоятельной работы студентов и овладение методикой исследования при решении конкретных вопросов и проблем; определение уровня подготовленности выпускников в области образования, к квалифицированному выполнению ими профессиональных обязанностей. Задачи выпускной квалификационной работы: - теоретическое обоснование проблем и вопросов по выбранной теме; - анализ собранного и обработанного фактического материала; - поиск путей (способов, методов) внедрения результатов исследования в профессиональную педагогическую практику;
- разработка рекомендаций по использованию материалов исследования в практической и исследовательской педагогической работе. Организация, планирование и руководство ВКР
Подготовка ВКР осуществляется на основе курсовой работы, выполненной на предыдущем курсе. Выпускная работа выполняется на всех выпускающих кафедрах факультета СПО. Основные обязанности кафедр по руководству выполнением работ студентами: - организация выбора студентами тем работ; - определение руководителей; - подготовка и представление к утверждению тематики ВКР; - оперативное руководство, контроль и научно-методическая помощь студентам в процессе подготовки ВКР; - контроль над качеством рецензирования работ. Официальное утверждение темы ВКР и назначение научного руководителя производится на заседании Совета факультета СПО. Руководителем ВКР назначаются квалифицированные и опытные лица из числа преподавательского состава. Обязанности руководителя выпускной квалификационной работы: - определить направление исследования; Для факультета СПО можно выделить шесть направлений согласно шести специальностям, по которым идет подготовка: дошкольное воспитание, начальное обучение, физическое воспитание, обучение английскому языку, обучение информатике, гостиничный сервис. Исследования должны иметь педагогическую направленность. Поскольку практическая часть выпускной работы выполняется во время прохождения государственной практики нужно придерживаться того направления в исследовании, которое соответствует специальности студента. Этот момент оговаривается также государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, где отмечается «содержание курсовых работ и выпускной квалификационной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и предметной (профильной) подготовки студента». - сформулировать тему работы; Тема работы должна заключать педагогическую проблему.
В соответствии с Положением о курсовых и выпускных квалификационных работах, студент может сам предложить тему. Следует учесть, что в данном случае студент не всегда может объективно оценить содержание и объём работы, соответствующие его возможностям для выполнения, что затем повлечёт за собой соответствующие трудности и неудачи. При определении тематики курсовых и выпускных квалификационных работ необходимая помощь должна быть оказана преподавателем. Существуют приёмы, помогающие выбрать тему исследования: 1. Просмотр каталогов защищённых ВКР и ознакомление с уже выполненными на кафедре выпускными работами. 2. Просмотр аналитических обзоров достижений науки в некоторой области знаний, написанных ведущими специалистами. Часто такие обзоры завершаются перечнем нерешённых научных проблем и перспектив развития данной области знаний (анализ методической литературы). 3. Выбор исследовательской темы по принципу повторения ранее выполненных исследований, но с использованием новых более совершенных методов, которые заведомо дают новые результаты. 4. Теоретическое обобщение научного материала. 5. Экспериментальная проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных отдельными крупными учёными. 6. Консультации с преподавателями кафедры для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение. При выборе тематики работы нужно учитывать предъявляемые к ней требования. Среди таких требований, прежде всего, необходимо указать актуальность, научную новизну и практическую значимость. - помочь в составлении календарного планирования - задания; Календарный план включает задания и этапы совместной работы студента и руководителя по подготовке и написанию ВКР, хронологически распределенные с сентября учебного года до момента защиты. Календарный план дисциплинирует студента, помогает рационально распределить время. Сроки могут немного изменяться. Задание по выполнению работы разрабатывается студентом с участием руководителя (см. Приложение 1), составляется в 2-х экземплярах с указанием сроков выполнения, утверждается заведующим кафедрой. Один экземпляр задания выдаётся студенту, другой остается на кафедре. На основании задания студентом разрабатывается график выполнения выпускной квалификационной работы. - порекомендовать необходимую литературу; Энциклопедии, словари, учебные и методические пособия, ранее написанные работы, авторефераты, методические журналы, периодику и др. - скорректировать содержание работы; Вместе составить название глав, параграфов, выводов к каждой главе, проверить правильность оформления литературы, наличие ссылок в работе.
- помочь в подготовке предзащиты; Вместе сформулировать научный аппарат во введении, определить основные моменты доклада, заслушать доклад. - консультировать при проведении педагогического эксперимента; Определить группы или классы для проведения эксперимента, выделить этапы эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный. - помочь в выборе диагностических методик; Подобрать вместе необходимые тесты, содержание контрольных срезов или работ, выбрать критерии исследования, научить обработке результатов. - проконтролировать правильность обработки результатов педагогического эксперимента; - консультировать студента при подготовке к защите; Помочь в написании и подготовке сопровождения основного доклада при защите работы. - подготовить отзыв на работу. Отзыв руководителя составляется по форме, указанной в приложении 2, сдается на кафедру вместе с чистовым вариантом работы за две недели до защиты ВКР. Структура, содержание, объем и оформление ВКР Наиболее оптимальной является структура, состоящая из введения, 2-3 глав, разбитых на 2-3 параграфа, заключения, библиографии, приложения. Работа должна содержать взаимосвязанные и приблизительно равные по объёму теоретические вопросы и практическую часть. Ниже приведена краткая характеристика и содержание компонентов структуры выпускной квалификационной работы. Титульный лист оформляется по единым требованиям. Не допускается изменения типа шрифта, переносов, подчеркивания, наличия рамок. Можно увеличить размер шрифта. Параметры страницы титульного листа 2×2×2×2см (см. Приложение 4). Оглавление (Содержание) начинается с введения. Далее последовательно дается номер (арабской цифрой) и название глав, параграфов. Формулировки должны соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими. Обязательно указываются страницы (арабской цифрой). Можно прописать выводы по теоретической и методической главе. Заключение, список литературы (литература), приложение также приводятся с указанием страниц. Во Введении мотивируется выбор темы, определяется её актуальность, основное противоречие, мотивируется проблема, формулируется цель, частные задачи исследования, определяется концептуальный, методический и методологический аппарат. Формулируется гипотеза исследования, намечаются этапы её доказательства. Описывается практическая значимость выполненного исследования. Введение должно быть лаконичным, кратким, с ясно выраженной целевой установкой. Основная часть содержит, как правило, 2-3 главы. В главе первой даётся обычно характеристика изучаемой проблемы на основе детального изучения литературы; показывается, насколько это нашло применение в научных и прикладных исследованиях (в школьной практике), характеризуется опыт работы учителей. В первой главе даётся понятийный аппарат, описание истории рассматриваемой проблемы, теория, показываются основные подходы к решению изучаемого вопроса.Важнейшие требования к любой научной работе - это строгость, чёткость, однозначность применяемой терминологии. Между тем, даже в научной и педагогической литературе многие термины трактуются не однозначно. Например, основные педагогические категории, такие, как воспитание и обучение употребляются не менее чем в четырёх значениях каждое. Поэтому при использовании какого-либо термина необходимо начинать работу с ним с общих словарей, энциклопедических словарей и энциклопедий. Одновременно можно порекомендовать завести собственный словарь используемой терминологии – по типу алфавитной записной книжки с указанием значения каждого термина и источника, откуда взято его толкование. В названии первой главы целесообразно опираться на содержание, а не на функцию теоретической части исследования. Поэтому, если тема исследования посвящена какой-то проблеме, то первую главу лучше назвать «Подходы к определению (изучению) … проблемы», «Теоретические основы…», «Теоретические аспекты…», а не «Обзор литературы по проблеме исследования». Во второй главе (если работа состоит из трех глав) формулируются основные методические направления исследования, приводятся фрагменты учебных занятий, которые позволили реализовать цель и задачи исследования. В третьей главе приводятся диагностические методики, характеристика испытуемых, выделяются критерии исследования, процедура проведения эксперимента, содержание и результаты педагогического эксперимента. В названии 2 главы (в случае, если работа состоит из 2-х глав) или 3 главы (если работа состоит из 3-х глав), должно присутствовать выражение «экспериментальное исследование». В экспериментальной главе излагаются полученные данные. Их целесообразно представить в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем. Необходимо дать текстовые пояснения к ним, желательно провести сравнительный анализ. В этой же главе проводится обсуждение полученных результатов. Начать его целесообразно с ответа на вопрос о подтверждении или не подтверждении гипотезы. Обсуждение результатов проводится в двух направлениях. С одной стороны, оно состоит в сопоставлении полученных данных с результатами ранее проведённых исследований по данной теме, которые уже нашли отражение в обзорной части исследования. Другая линия обсуждения результатов – это их объяснение (интерпретация). Оно предполагает выход за пределы полученных эмпирических данных и иногда содержит элементы воображения. При этом нужно следить за тем, чтобы такая экстраполяция не была чрезмерной. Заключение пишется в соответствии с поставленными задачами, насколько они решены, что положительного показало проведённое исследование, подтвердилась ли гипотеза. В заключении должны быть отмечены перспективы проведения дальнейших исследований. Литература (Список литературы). Описание списка литературы проводится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению литературных источников в научном исследовании. Отдельные источники (монографии, учебные пособия, словари, статьи из журналов и материалы научно-практических конференций) оформляются согласно принятым правилам с указанием либо общего количества страниц, либо страниц, использованных в настоящем исследовании. В Приложении даётся материал вспомогательного характера. Это могут быть описание новой методики, используемой аппаратуры, образцы протоколов, некоторые таблицы, конспекты уроков и т.п.
Приведём примерный план выпускной квалификационной работы по теме: «Использование нетрадиционных форм контроля знаний при решении дидактических задач по математике в начальной школе». Введение ………………………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические аспекты различных форм контроля знаний и деятельности учащихся………………………………………………………..........................................................6 1.1. Рассмотрение содержания понятия «контроль знаний»………………………….6 1.2. Дидактическое значение и классификация контроля знаний в учебном процессе начальной школы ………………………………………………………………………………….12 1.3. Анализ содержания предмета математики в плане выявления возможности проверки знаний с использованием нетрадиционных форм контроля………………………...18 Глава 2. Методические рекомендации при проведении контроля знаний в учебно-воспитательном процессе………………………………………………... ……………27 2.1. Практическая реализация комбинированного контроля знаний на примере изучения темы «….»………………………………………………………………………………………….27 2.2. Методика использования различных нетрадиционных форм контроля при решении дидактических задач по математике……………………………………………………………..34 Глава 3. Проверка эффективности методических рекомендаций по использованию нетрадиционных форм контроля знаний в начальной школе…………………………………..41 3.1. Результаты исследования на констатирующем этапе педагогического эксперимента……………………………………………………………………………………….41 3.2. Проверка эффективности использования нетрадиционных форм контроля знаний на формирующем этапе…………… ……………………… ………………………………………..47 Заключение…………………………………………………………………………………..53 Библиография………………………………………………………………………………...55 Приложение…………………………………………………………………………………..57
После каждой главы пишутся короткие выводы, которые будут положены в основу формирования заключения (дублирование исключить). Объем ВКР определяется её темой и конкретными задачами, которые в ней решаются. Как большой, так и небольшой объем текста не может считаться ни достоинством работы, ни её недостатком. Оптимальным считается объем, необходимый и достаточный для раскрытия темы. Практика показывает, что для этого достаточно приблизительно 40-60 печатных страниц (приложение не включается в число страниц работы). Введение состоит из 2-3 страниц, заключение - 1,5 -2 страницы, список литературы (библиография) занимает 1-2 страницы, остальной объем равномерно распределен между главами. Количество используемых источников не менее 30 наименований, источники выстраиваются в алфавитном порядке по фамилии, Internet - ресурсы вписываются в список в общем порядке по фамилии автора. Текст дипломной работы должен быть выполнен качественно с применением печатающих устройств. Редактор в формате Word 95, 97, 2000. Формат страницы А4. Тип шрифта – Times New Roman, кегль -14, межстрочный интервал – 1,5. Выравнивание по ширине, отступ слева -1,25. Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: слева – 30мм, справа – 15мм, сверху – 20мм, снизу – 20мм. При оформлении ВКР следует соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе. Не должно быть помарок, перечеркивания, сокращения слов, за исключением общепринятых. Страницы текста нумеруются арабскими цифрами внизу по центру или справа. По всему тексту соблюдается сквозная нумерация. Номер титульного листа не проставляется, но включается в общую нумерацию. Все структурные элементы работы: введение, главы основной части, заключение, список использованной литературы, приложения должны начинаться с новой строки (избегать полупустых страниц). Заголовки структурных элементов печатают прописными буквами и располагают по центру страницы. Заголовки глав также печатаются прописными буквами, но располагаются по ширине листа с отступом в 5 интервалов. Заголовки параграфов пишутся строчными буквами (первая буква параграфа заглавная) и выравниваются по ширине листа с отступом в 5 интервалов. Точки в конце заголовков не ставятся, заголовки не подчеркиваются. Переносы слов в заголовках не допускаются. Порядковая нумерация глав обозначается арабскими цифрами с точкой, например: ГЛАВА 1., ГЛАВА 2. Параграфы имеют порядковую нумерацию в пределах каждой главы, например: 1.1., 1.2., 1.3., 2.1., 2.2., 3.1., 3.2. Расстояние между главой и параграфом, между параграфом и текстом рано 2 интервалам. Иллюстративный и графический материал может быть размещён на отдельных листах или в промежутках между текстом. На одном листе можно расположить несколько иллюстраций, если их размер позволяет. Некоторые приложения, содержащие вспомогательные тексты (разработки уроков, методические рекомендации, разработки внеклассных мероприятий и др.) могут быть представлены в отдельной брошюре (папке, тетради).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|