Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура цели исследования




Целевое действие Целевой предмет Целевой объект
Разработать Обосновать Выявить Определить Экспериментально проверить Проанализировать Раскрыть Изучить Обеспечить Сформулировать Охарактеризовать И т.д. Средства… Требования… Система критериев… Принципы формирования… Педагогические условия… Педагогические основы… Система деятельности… Закономерности… Процесс воспитания… Научная концепция… Теоретическая модель И т.д. Профессиональная ориентация… Усвоение знаний… Нравственное воспитание… Техническое творчество учащихся… Система трудового воспитания… Система производственного обучения… Теория воспитания… И т.д.

Каждая позиция автономна. Можно как из кубиков складывать цели, следя за тем, чтобы сохранялся смысл.

Целесообразно использовать при определении цели своего исследования следующие шаблоны педагогических целей:

- разработка педагогических (методических, организационно-методических и т.д.) основ формирования (воспитания, развития и т.д.) у кого-либо чего-либо…

- выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (методических, дидактических и т.д.) условий формирования (воспитания, развития и т.д.) у кого-либо чего-либо…

Нежелательно, чтобы в формулировке цели были понятия «пути», «меры».

Нежелательно использовать слово «совершенствование».

После определения цели формулируется объект, предмет и гипотеза исследования.

Объект – это часть практики, которую вы исследуете. В педагогике объект на 99% лежит в области учебно-воспитательного процесса. В качестве объекта могут выступать педагогические системы, деятельность, условия, структуры. Нельзя считать объектом или предметом изучения людей (студентов, учеников, учителей), не следует брать объект из области другой науки.

Над объектом исследователь не производит никаких преобразующих действий. Действие производится над предметом исследования.

Предмет исследования – это часть объекта, которая подлежит изучению и преобразованию. Отношение объекта и предмета исследования в педагогике принято определять как отношение целого и части. Предмет – это чаще всего содержание, технологии, методы, средства, формы.

Гипотеза исследования – это такая исследовательская операция, посредством которой можно предсказать пути и способы достижения цели. Гипотеза оформляется в виде научного тезиса как суждения, утверждающего какую-то важную идею, истинность и достоверность которой ещё нужно доказать. Вся последующая исследовательская работа есть доказательство гипотезы.

Гипотеза вытекает из цели и коррелирует с выводами.

Свойства научной гипотезы:

1) Гипотеза должна соответствовать осмысленным фактам.

2) Гипотеза должна быть эмпирически проверяемой.

3) Гипотеза должна соответствовать существующему достоверному знанию.

4) Гипотеза должна быть принципиально опровергаемой.

Алгоритмы конструкции гипотезы:

а). «А возможно, если в качестве условий будут Б, С, Д»; б). «А есть В»; в). «в А входит В»;

г). «чтобы получить продукт А, надо взять Б и совершить по отношению к нему действия С1, С2, С3…»

Сформулированные цель и гипотеза логически определяют задачи исследования.

Задачи выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.

Наиболее приемлемый способ постановки задач определяется последовательностью исследовательской работы:

- вскрыть теоретическую проблему (изучение и анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы);

- предложить свой вариант решения проблемных вопросов;

- провести педагогический эксперимент для доказательства выдвинутой гипотезы;

- написать методические рекомендации.

Выполняя курсовую или выпускную квалификационную работу, студент должен овладеть основными методами научного исследования.

Условно все методы делятся на 2 группы: эмпирические (основанные на опыте) и теоретические.

К теоретическим методам относятся: историко-генетический (историко-логический), моделирование, а также мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, сравнение, обобщение и др.

В поиске оптимального решения в опытно-экспериментальной работе полезны и такие мыслительные операции как аналогия, интегрирование, систематизация и др.

Ни одна из приведённых выше мыслительных операций в опытно-экспериментальной работе не осуществляются в чистом виде; все они связаны, взаимодействуют, друг с другом и могут быть выделены условно по дополнительному признаку.

К методам эмпирического исследования относятся: изучение литературы, документов; изучение результатов деятельности (учащихся, учителей школ); наблюдение; опрос (анкетирование, беседа, интервьюирование); метод экспертных оценок; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент; химический эксперимент.

Перечисленные методы педагогического исследования достаточно подробно описаны в книгах В.И. Загвязинского, А.А. Кыверялга, М.Н. Скаткина, М.М. Поташника и других авторов.

В зависимости от темы и конкретных условий работы могут в большей или меньшей степени использоваться отдельные методы. Однако наиболее удачным и продуктивным является их комплексное применение.

Характеризуя методологические основы, необходимо выделить общую и частно-научную методологию.

Общей методологией для педагогических исследований является философия.

Непосредственное отношение к рассмотрению проблем обучения и воспитания имеют работы таких известных философов, как А.С. Арсеньев, Э.В. Безчеревных, Э.В. Ильенкова, М.С. Каган, И.С. Кон, Ф.Т. Михайлов, Э.Г. Юдин и др.

Кроме того, для педагогических исследований методологическое значение имеют фундаментальные работы крупных психологов: А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина и др.

Под частной методологией понимается методология педагогики, т.е. совокупность методов, принципов и средств исследования и преобразования педагогической действительности.

Определив цель и задачи исследования, сформулировав объект, предмет и гипотезу, необходимо описать методологические основы.

Методологической основой являются идеи, теории, концепции, различные исследовательские подходы к решению обозначенной проблемы. Можно использовать:

- системный подход (И.Ю. Алексашина, В.И. Загвязинский, М.В. Зуева и др.);

- личностно – деятельностный подход (Н.Е. Кузнецова, Г.И. Щукина и др.);

- личностно – ориентированный подход (И.Я. Лернер, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.)

Наиболее часто в педагогике используют положения следующих теорий:

- Теория учебно - познавательной деятельности и творческой активности (Л.С. Выготский, Т.С. Назарова, С.Л. Рубинштейн, Г.М. Чернобельская и др.);

- Теория развивающего обучения (И.М. Титова, А.А. Макареня и др.);

- Современные теории конфликтологии (Х.Корнелиус, Н. Крогиус, Д.Скотт и др.);

- Теория гуманно – личностного образования (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава и др.);

- Педагогические и дидактические основы формирования социальной активности школьников (В.Н. Константинов, Т.Н. Мальковская, В.Г. Мордкович, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Т.И. Щукина и др.);

- Философские и психолого-педагогические теории познания (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.А. Макареня и др.);

- Психолого педагогические концепции мотивации учебной деятельности (В.П. Гаркунов, Н.А. Менчинская, Е.Е. Минченков,М.С. Пак, Т.И. Шамова и др.);

Целесообразно рассматривать при проведении исследовательской работы:

- идеи инноватики (А.И. Пригожин, Н.Р. Юсуфбекова и др.);

- идеи межличностного общения (А.А. Леонтьев, В.А. Канн-Калик и др.);

- идеи интеграции в естественно - научном образовании (И.Ю. Алексашина, А.П. Беляева, И.Ю. Берулава, В.П. Гаркунов, В.Н. Максимова и др.);

- идеи гуманизации образования (В.П. Зинченко, В.И. Кузнецов, А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева и др.);

Определив теоретическую и методологическую концепцию в скобках в алфавитном порядке укажите авторов и последователей данной концепции.

Практическая значимость. Данное требование подразумевает возможности использования результатов и выводов курсовой или выпускной квалификационной работы для решения каких-либо практических задач. Хотя не исключена возможность выполнения курсовой работы или ВКР чисто теоретического характера.

Существует два основных направления характеристики практической значимости научного исследования. Первое связано с полученными в нём данными, второе - с используемой методикой.

Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:

- решения на их основе той или иной практической задачи;

- проведения дальнейших научных исследований;

- использования полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов.

Практическую значимость проведённого исследования, складывающуюся из значимости его результатов и используемых методик, следует отличать от практической значимости темы исследования, которая указывается до проведения исследования и раскрывается при характеристике актуальности.

При написании выпускной квалификационной работы можно выделить этапы, представленные на схеме 1.

Схема 1

Этапы научного исследования

 

 


 


Таковы требования к курсовым и выпускным квалификационным работам.

Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту, при необходимости, назначаются консультанты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...