Подготовка, выполнение и описание педагогического эксперимента
Педагогический эксперимент требует от исследователя высокой методологической культуры, тщательной разработки его программ и надежного критериального аппарата, позволяющего фиксировать эффективность образовательного процесса. Метод педагогического эксперимента служит для решения следующих задач исследования: Ø Установление зависимости между определённым педагогическим воздействием и получаемыми при этом результатами обучения, развития и воспитания учащихся; Ø Выявление зависимости между определёнными условиями (или системой условий) и достигаемыми педагогическими результатами; Ø Определение зависимости между системой педагогических воздействий или условий и затратами времени и усилий учителей и учащихся на достижение необходимых, ожидаемых результатов; Ø Сравнение эффективности двух или нескольких вариантов педагогических воздействий, условий и выбора из них оптимального варианта по какому-либо предельному критерию (результативности, затраченному времени); Ø Доказательство рациональности и эффективности определённой системы мер по определённым нескольким критериям одновременно; Ø Обнаружение причинных связей. Таким образом, педагогический эксперимент позволяет установить характер связей между компонентами педагогического процесса, условиями и результатами различных воздействий; даёт возможность сравнить эффективность различных факторов и выбрать оптимальные из них. В зависимости от цели выделяют такие виды педагогического эксперимента как констатирующий, поисковый (предварительный, «разведочный»), обучающий (формирующий). Иногда выделяют ещё контрольный, дополнительный, дублирующий эксперимент и др. По-видимому, в данном случае следует говорить не об отдельных видах, а об этапах педагогического эксперимента.
Констатирующий эксперимент проводится на начальном этапе исследования. Цель его – изучение практики школ. На данном этапе проводится целенаправленный сбор, анализ и обработка материала. Поисковый эксперимент – это первоначальная апробация в школьных условиях определённых педагогических воздействий (методов, средств обучения) или условий, их корректировка и выбор оптимальных вариантов. Обучающий или формирующий эксперимент – это проверка эффективности исследуемого фактора или концепции в целом со строгим учётом результатов эксперимента, их анализом. Данный вид педагогического эксперимента играет основную роль в педагогическом исследовании. Контрольный эксперимент преследует цель перепроверки результатов обучающего эксперимента, если в этом есть необходимость. Любой проводимый эксперимент требует того, чтобы были созданы условия экспериментальной работы; разработаны пути и приёмы фиксирования хода и результатов эксперимента; подготовлены все участвующие в экспериментальной работе; установлены правильные взаимоотношения между исследователями и испытуемыми. До проведения педагогического эксперимента необходимо продумать критерии оценки его эффективности, методы и формы контроля над ходом эксперимента (контрольные срезы знаний, характер и содержание заданий). Методика педагогического эксперимента может быть оформлена как отдельный параграф во 2 (3) главе научной работы. Этот параграф предполагает следующие разделы, которые желательно выделить в тексте, не вынося их в оглавление. Субъекты исследования или испытуемые. Даётся их общая характеристика. Для испытуемых указывается их количество, пол, возраст, а также те характеристики испытуемых, которые представляют интерес для проводимого исследования.
Используемые методики. Здесь перечисляются используемые в исследовании методики с указанием литературных источников, из которых они берутся. Процедура проведения эксперимента. Характеризуется процесс проведения эксперимента. Указывается последовательность и условия проведения используемых методик, предлагаемые инструкции и т.п. Дадим краткую характеристику этапов педагогического эксперимента. 1. Выделение экспериментальных и контрольных классов (или группы учащихся). Экспериментальные и контрольные классы (группы) должны быть уравнены по всем показателям (состав, возраст, успеваемость, объём материала, количество упражнений) кроме одного единственного различия, связанного с введением в эксперимент нового условия. Только в этом случае разница в результатах работы опытных и контрольных групп (классов) может быть объяснена именно влиянием вводимого условия. Работу в экспериментальном и контрольном классах должен проводить один учитель. 2. Определение при помощи возможно объективных методов начального уровня знаний, умений и навыков учащихся в обоих классах. С этой целью проводятся разнообразные самостоятельные, контрольные работы, опросы учащихся и т. д. Находится соответствующий средний показатель обоих классов. В случае изучения воспитательных аспектов обучения определяется уровень воспитанности учащихся по определённым критериям, реализуемых чаще всего в тестах. 3. Проведение учебной работы в экспериментальном классе с введением экспериментального фактора, а в контрольном классе без него или с введением какого-либо другого фактора. 4. Определение уровня знаний, умений и навыков, учащихся после окончания эксперимента (окончательные данные). Нахождение средних показателей (коэффициентов) Кэ (для экспериментальных классов) и Кк (для контрольных классов). 5. Определение прироста знаний, умений, навыков в экспериментальных и контрольных классах. Для этого в обоих случаях необходимо вычесть из среднего показателя окончательных знаний средний показатель начальных знаний. В зависимости от конкретных условий, тематики педагогический эксперимент будет иметь свои особенности в организации, содержании, определении критериев эффективности. Критерии эффективности – важнейшая проблема вообще в любой деятельности. Критерии должны удовлетворять, в частности следующим признакам:
· Критерии должны быть объективными (настолько, насколько это возможно в педагогике), позволять оценивать исследуемый признак однозначно, не допускать спорных оценок разными людьми. · Критерии должны быть адекватными, валидными, т.е. оценивать именно то, что экспериментатор хочет оценить. · Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлениям. Так, если в ходе эксперимента в одних классах, допустим изучается какая-то тема, а в других – нет, то в качестве критерия сравнения нельзя брать знания учащимися материала этой темы. Эффективность учебного процесса может оцениваться рядом факторов. Прежде всего, это коэффициент усвоения знаний (Куз). Он представляет собой отношение учебного материала, усвоенного учащимися в течение определённой единицы времени (Jо) к материалу, сообщённому учащимися в течение этой единицы времени (Jа): Куз = Jо/Jа Для вычисления среднего коэффициента усвоения знаний всего класса нужно сложить коэффициенты усвоения знаний всех учащихся и разделить на число учащихся. Таким образом, коэффициент выражается в долях единицы или в процентах. Для перевода этой величины в баллы можно руководствоваться следующим: Если К равен 0,9 – 0,75 (90 – 75%) может быть поставлена «5»; Если К равен 0,75 – 0,6 (75 – 60%) может быть поставлена «4»; Если К равен 0,6 – 0,5 (60 – 50%) может быть поставлена «3»; Если К равен 0,5 и меньше (50%) ставится «2».
В качестве критерия эффективности учебного процесса может служить скорость усвоения учебного материала или соотношение коэффициента усвоения со временем усвоения. Следующий критерий эффективности учебного процесса – уровень усвоения учебного материала. Различают четыре уровня усвоения учебного материала: 1. Уровень знания учебного материала; 2. Уровень понимания; 3. Уровень овладения;
4. Уровень интеллектуальных навыков. Для проверки уровня учебного материала проводят контрольные работы, вопросы в которых группируют соответственно уровням усвоения (например: 12 вопросов, по 3 на каждый уровень). При оценке результатов отдельных учащихся или всего класса учитывается коэффициент усвоения, а также удельный вес отдельных уровней в нем. Ещё одним критерием эффективности является прочность усвоения знания. Показателем в данном случае служит уровень знаний, умений и навыков учащихся по истечении некоторого времени после сообщения материала. Коэффициент прочности усвоения знаний рассчитывается: Кп.з. = Jm/Jo ; Jm – материал, оставшийся в памяти учащихся и эффективно используемый ими по истечении некоторого времени, Jo – количество предложенных заданий. Для получения данных об эффективности исследуемого фактора проводятся так называемые «срезы» знаний. Это могут быть письменные или устные контрольные работы, коллективные или индивидуальные. Проводимые контрольные работы могут содержать вопросы, задачи, упражнения и т.д., ответы на которые дают возможность исследователю установить степень влияния изучаемых воздействий. В качестве контрольных работ могут использоваться также и работы лабораторно-практического характера. Все методы педагогического исследования основаны на фактическом материале. Следующим этапом в работе исследователя является систематизация, обработка материала, его анализ и формулировка соответствующего вывода. Часто требуется доказательство достоверности различий или корреляционных связей, определение которых даёт возможность убедиться, что обнаруженные закономерности носят не случайный характер, а является вполне реальными. Поэтому при анализе лабораторных данных необходимо использовать методы статистической обработки результатов. Полученные при исследовании количественные данные представляются тремя способами: 1. Перечисляются и описываются в тексте работы. 2. Представляются в виде таблицы. 3. Представляются в виде графических изображений. Графическое изображение полученных данных можно представить в виде гистограмм, линейного графика, столбиковых диаграмм, линейных диаграмм, секторных диаграмм и т.д. При описании экспериментальной работы целесообразно обратить внимание на нюансы живого педагогического процесса, убедительные примеры и качественные оценки, а не только на количественные стороны эксперимента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|