Основные оптовые структуры на потребительском рынке
В настоящее время структурная политика в области оптовой торговли товарами народного потребления предусматривает как определение общего механизма ее проведения, так и конкретизацию основных направлений структурных преобразований. Что касается общего механизма проведения структурной политики на рынке оптовых торговых услуг, то сущностью нового подхода здесь стала ориентация на условно-бесструктурную двухконтурную схему организации оптовой торговли. Ориентация на условно-бесструктурные схемы ведения оптовой торговли достаточно характерна для стран актннной рыночной ориентации. Развитие оптового торгового звена предусматривает обеспечение как типового, так и видового разнообразия оптовых организаций (табл. 6.2). Стратегия развития оптового звена исходит изтого, что потребности рынка товаров народного потребления должны удовлетворяться двумя основными типами оптовых организаций (рис.. G..'5). Оптовые предприятия общенационального (федерального) уровня обеспечивают оптовый оборот крупных партий товаров потребителям по всей территории страны. В числе таких потребителей могут быть самостоятельные оптовые организации, крупные розничные структуры и их объединения, а также предприятия перерабатывающих отраслей промышленности. Главное целевое назначение данного типа оптовых структур состоит в том, чтобы формировать необходимую структуру каналов товародвижения для крупных отечественных производителей продукции, а также создавать благоприятные условия для выхода па российский потребительский рынок хорошо зарекомендовавших себя зарубежных поставщиков товаров. Главным приоритетом функционирования такого типа предприятий дрлжпа стать, с одной стороны, защита и поддержка отечественных товаропроизводителей, а с другой - исключение возможное in участия третьих стран в обеспечении постав-
Глава 6. Оптовые торговые структуры ки на российский рынок ряда товаров, которые завышают общий уровень цен. Рис. 6.3. Организационное построение, цели и задачи оптовых предприятий 6.3. Основные оптовые структуры на потребительском рынке _______________ 167 Таким образом, оптовые структуры федерального уровня гарантируют стратегическую стабильность потребительского рынка страны в целом. В рамках этого требования развивается и товарный ассортимент данных оптовых организаций. Их ассортиментная концепция формируется с учетом перечня товаров, закупаемых для федеральных нужд и снабжения спецконтингентов потребителей, а также товарной номенклатуры, отражающей специфику развития отдельных регионов и труднодоступных территорий. Представляя собой внешний контур единой оптовой торговой системы страны, данные структуры фактически образуют буферную зону на рынке услуг оптовой торговой деятельности. Эта зона и обеспечивает устойчивость всей национальной оптовой торговой системы. В перспективе такие оптовые структуры могут явиться базой для формирования торгово-промышленных групп, крупных торговых корпораций. Основу национальной оптовой торговой системы, ее внутренний контур составляют оптовые структуры регионального уровня. Как правило, эти оптовые организации при формировании собственной коммерческой стратегии достаточно точно определяют зону своего влияния на рынке услуг оптовой торговой деятельности. Группу оптовых предприятий регионального уровня формируют прежде всего автономные, или независимые, оптовые структуры.
Закупая товары у оптовых структур федерального масштаба и непосредственно у товаропроизводителей как в регионе размещения, так и на остальной территории России, они доводят их до предприятий розничной торговли и иных потребителей в зоне своей деятельности. Кроме независимых оптовых структур региональные оптовые торговые системы формируются также сбытовыми подразделениями местных промышленных предприятий и оптовыми структурами местных крупных розничных организаций (так называемые «зависимые» оптовые структуры). Сбытовые подразделения специализируются па оптовой торговле продукцией своего предприятия, а оптовые структуры розничной торговли на единовременных массовых закупках товаров у различных товаровладельцев как в регионе размещения розничного предприятия, так и за его пределами для его нужд. Главным приоритетом деятельности любых оптовых структур ре- , гионалыюго масштаба является обеспечение товарами региональных товарных рынков. При этом никаких ограничений на формирование Глава 6. Оптовые торговые структуры их структуры хозяйственных связей со стороны исполнительной власти регионов не должно предусматриваться. Формирование национальной оптовой торговой системы на принципах двухуровневого подхода обеспечивает для российской торговой практики необходимое типовое разнообразие составляющих ее структур. Вместе с тем обеспечение типового разнообразия оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности является необходимым, но не достаточным условием для построения рыночной модели функционирования оптового звена. Условиям достаточности может соответствовать лишь обеспечение требуемого видового разнообразия действующих на рынке оптовых структур. Видовое разнообразие оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности продиктовано мотивацией товаропроизводителя при выборе им того или иного канала продвижения на рынок своей продукции. Такая мотивация может выразиться в готовности товаропроизводителя к единовременной продаже товара оптовому посреднику, в готовности оплатить информацию о потенциальных покупателях своего товара при сохранении собственности на товар и в готовности полного отказа от услуг ойтового посредника.
В рыночной экономике каждая из перечисленных моделей поведения товаропроизводителя должна иметь возможность реализовы-ваться. Отсюда главной задачей структурного построения оптового звена является стимулирование формирования таких видов организаций, которые максимально удовлетворяли бы требования товаропроизводителей. Опыт стран активной рыночной ориентации показывает, что, следуя требованиям товаропроизводителя, структура оптового звена развивается на основе выделения в его составе: • специализирующихся на оптовой торговле предприятий, осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену; • посреднических оптовых структур, не использующих в своей деятельности, как правило, перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, торговые агенты, комиссионеры и т. п.); • организаторов оптового оборота, не работающих с товаром, по оказывающих услуги по организации оптового оборота товаров (ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки). 6.3. Основные оптовые структуры на потребительском рынке ___________ 169 Основным видом оптовых структур на российском потребительском рынке становятся предприятия, специализирующиеся на оптовой торговой деятельности, так называемые «независимые оптовые торговцы». Ведущая роль этих предприятий оптовой торговли объясняется тем, что, выполняя самый широкий комплекс операций по обработке товарной массы, они замыкают на себя широкий спектр розничных торговых предприятий, большинство которых представляют крупные розничные структуры. С другой стороны, специализирующиеся на оптовой торговле предприятия являются удобными партнерами для крупных производителей потребительских товаров. Задачей оптовых предприятий этого вида является создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выхода на рынок крупных производителей и розничных торговцев потребительскими товарами.
Среди таких оптовых торговцев могут быть оптовики (специализирующиеся на отдельных группах товаров и универсальные); они могут предоставлять широкий набор оптовых услуг или ориентироваться на специфические методы работы по обслуживанию клиентов. Доля этих структур в обеспечении оптового оборота товаров может колебаться в пределах 60-65%. Самостоятельное значение на рынке услуг оптовой торговой деятельности должны занять структуры, условно именуемые «посредниками» — предприятия-агенты, предприятия-брокеры. Основным предметом их деятельности является информационное обеспечение. Они действуют по поручению клиента и чаще всего за его счет. Предприятия-агенты, как правило, выполняют сбытовые операции по поручению производителей готовой продукции, причем последние сохраняют за собой право собственности на товар, вплоть до его перехода в руки покупателя. Предприятия-брокеры фактически представляют собой разновидность предприятий-агентов с той лишь разницей, что они одновременно выступают агентами как продавца, так и покупателя. Мировая практика показывает, что доля таких структур на рынке услуг оптовой торговли может достигать 15-20%. Важным элементом оптовой инфраструктуры являются организаторы оптового оборота — оптовые ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые продовольственные рынки. Глава 6, Оптовые торговые структуры Товарные биржи призваны обслуживать крупнооптовый оборот исключительно стандартизированных товаров. Аукционы должны использоваться главным образом в целях стимулирования отдельных производителей товаров. Ярмарки являются особой формой организации оптовой торговли с основной целью — расширение потребительского рынка за счет установления взаимосвязей между различными регионами. Самостоятельным организационным элементом, позволяющим реализовывать интересы всех участников процесса товародвижения, могут стать оптовые продовольственные рынки. Они должны обеспечивать свободный выход на рынок всем поставщикам сельхозпродукции и продовольствия. В числе организаторов оптового оборота — склады гарантированного хранения, склады-отели, транспортно-экспедиционные предприятия. Склады гарантированного хранения, как правило, обеспечивают срочное ответственное хранение товаров различных товаровладельцев. Склады-отели — структуры, обеспечивающие срочное ответственное хранение товаров в местах с ограниченным числом товаровладельцев.
Транспортно-экспедиционные склады — это структуры, создаваемые, преимущественно, на узловых станциях крупных магистралей. С учетом тенденций развития мировой торговой практики есть основание полагать, что доля участия этих структур в обеспечении оптового оборота потребительских товаров может достигать 25%. Разнообразие структурного построения оптовой торговли России гарантирует наполнение потребительского рынка товарами, рациональное их продвижение по каналам реализации и стимулирование отечественных производителей, что создает благоприятные условия для предприятий розничной торговли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|