Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды предприятий оптовой торговли в мировой экономике




Посреднические оптовые предприятия и системе мировых рыночных отношений можно разделить на две группы: независимые посредни-


6.6. Виды предприятий оптовой торговли в мировой экономике ______________ 183

> ческие организации и зависимые. Независимые организации для про­изводителей и покупателей продукции являются самостоятельными посредническими организациями, приобретающими товары в соб­ственность с последующей их реализацией. Зависимые посредники не претендуют на право собственности на товары, работая за комис­сионное вознаграждение за выполняемые услуги. В табл. 6.3 приве­дена классификация оптовых торговцев, сложившаяся на мировых рынках.

Таблица 6.3 Классификация оптовых торговцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оптовики-купцы Брокеры и агенты Оптовые отделения и конторы производителей Разные специализированные оптовики  
Оптовики с полным циклом обслуживания: торговцы оптом Брокеры Сбытовые отделения и конторы Оптовики-скупщики сельхозпродуктов  
Агенты  
Закупочные конторы Оптовые нефтебазы  
дистрибьюторы товаров промышленного начначения  
Оптовики-аукционисты  
Оптовики с ограниченным циклом обслуживания: оптовики, торгующие за наличный расчет без доставки товара  
оптовики-коммивояжеры  
оптовики-организаторы  
оптовики-консигнанты  
сельскохозяйственные производственные кооперативы  
оитовики-посылторговцы  

Оптовики-купцы. Оптовики-купцы — это независимые коммер­ческие предприятия, приобретающие право собственности на все товары, с которыми они имеют дело. В разных сферах деятельности их называют по-разному: оптовые фирмы, оптовые дистрибьюторы, снабженческие дома.

Оптовики-купцы бывают двух видов: с полным циклом обслужива­ния и с ограниченным циклом обслуживания.


 

Глава 6. Оптовые торговые структуры

Оптовики с полным циклом обслуживания. Оптовик с полным цик­лом обслуживания предоставляет такие услуги, как хранение товар­ных запасов, предоставление продавцов, кредитование, обеспечение доставки товара и оказание содействия в области управления. По сво­ему характеру это либо торговцы оптом, либо дистрибьюторы товаров промышленного назначения.

Торговцы оптом торгуют в основном с предприятиями розницы, предоставляя им полный набор услуг. Друг от друга они отличаются главным образом широтой ассортиментного набора товаров.

Оптовики смешанного ассортимента занимаются несколькими ас­сортиментными группами товаров, чтобы удовлетворять как нужды розничных торговцев с широким смешанным ассортиментом, так и розничных предприятий с узкоспециализированным товарным ассор­тиментом. Оптовики неширокого насыщенного ассортимента занима­ются одной или двумя ассортиментными группами товаров при зна­чительно большей глубине этого ассортимента. В качестве основных примеров можно сослаться на оптовых торговцев техническими това­рами, лекарствами, одеждой. Узкоспециализированные оптовики зани­маются лишь частью той или иной ассортиментной группы товаров, охватывая ее глубже. В качестве примеров можно сослаться на оптовых торговцев продуктами лечебного питания, морепродуктами и автомо-тодеталями. Все они предоставляют своим клиентам более полную воз­можность выбора и обладают более глубокими знаниями о товаре.

Дистрибьюторы товаров промышленного назначения продают пре­имущественно производителям, а не розничным торговцам. Они пре­доставляют своим покупателям ряд услуг, таких как хранение товар­ных запасов, кредитование и доставка товаров. Они могут заниматься либо широкой товарной номенклатурой (в этом случае их часто назы­вают снабженческими домами), либо смешанным, либо специализи­рованным ассортиментом. Дистрибьюторы товаров промышленного назначения могут заниматься исключительно материалами для тех­нического обслуживания, ремонта и эксплуатации, деталями основ­ного оборудования (такими как подшипники, двигатели и т. п.) или самим оборудованием (ручной и электроинструмент, вилочные по­грузчики и т. п.).

Оптовики с ограниченным циклом обслуживания. Оптовик с ограни­ченным циклом обслуживания предоставляет своим поставщикам и клиентам гораздо меньше услуг. Существует несколько видов опто­вых предприятий с ограниченным набором услуг. Оптовик, торгу­ющий за наличный расчет и без доставки товара, занимается ограничен-


6.6. Виды предприятий оптовой торговли в мировой экономике _________ 185

ным ассортиментом ходовых товаров, которые он продает мелким роз-i.i ничным торговцам с немедленной оплатой покупки, обычно возлагая ;; на них самих заботу о вывозе купленного. Например, мелкий рознич­ный торговец, держащий рыбный магазин, как правило, рано утром отправляется к такому оптовику, закупает у него несколько ящиков рыбы, тут же расплачивается, сам везет товар к себе в магазин и сам разгружает его.

Оптовик-коммивояжер не только продает, но и, прежде всего, сам доставляет товар покупателям. Такой торговец занимается ограничен­ным ассортиментом продуктов кратковременного хранения (молоко, хлеб, легкие закуски), которые он продает за наличный расчет, совер­шая объезды универсамов, мелких бакалейно-гастрономических ма-' газинов, больниц, ресторанов, кафетериев и гостиниц.,! Оптовик-организатор работает в отраслях, для которых характерна бестарная перевозка грузов, таких как каменный уголь, лесоматериа-' лы, тяжелое оборудование. Такой оптовик не держит товарных запа-- сов и не занимается товаром непосредственно. Получив заказ, он находит производителя, который отгружает товар непосредственно покупателю на определенных условиях поставки и в определенное время. С момента принятия заказа до момента завершения поставки оптовик-организатор принимает на себя право собственности на то­вар и весь связанный с этим риск. Поскольку оптовик-организатор не хранит у себя товарных запасов, он торгует по более низким ценам и может передавать часть сэкономленных средств своим клиентам.

Оптовики-консигнанты обслуживают бакалейно-гастрономические магазины и розничных торговцев лекарствами, предлагая в основном товары непищевого ассортимента. Владельцы этих розничных пред­приятий не хотят заказывать и поддерживать экспозиции сотен непи­щевых продуктов. Оптовик-консигнант высылает в магазин автофур­гон, его представитель оборудует в торговом зале выкладки игрушек, книг в бумажной обложке, технических товаров, медикаментозных и косметических средств. Оптовик-консигнант сам назначает цену па товары, следит за их свежестью, устраивает внутримагазинные экспо­зиции и ведет учет товарно-материальных запасов. Оитовики-копспг-напты торгуют на условиях консигнации, т. е. сохраняют за собой пра­во собственности на товар, а счета розничным торговцам выставляют только за то, что раскуплено потребителями. Таким образом, они оказывают следующие услуги: доставка товара, установка стелла­жей для его размещения, поддержание товарно-материальных за­пасов, финансирование. Они почти не занимаются стимулировани-


186 ____________________________________ Глава 6. Оптовые торговые структуры

ем сбыта, поскольку имеют дело с множеством широко рекламиру­емых марочных товаров.

Сельскохозяйственные производственные кооперативы находятся в коллективном владении входящих в их состав фермеров и занима­ются производством сельскохозяйственной продукции для продажи на местных рынках. В конце года все доходы такого кооператива рас­пределяются между его членами. Кооператив нередко стремится по­вышать качество своей продукции и пропагандировать свое марочное название: изюм «Сан мейд», апельсины «Санкист», грецкие орехи «Даймонд».

Оптовик-посылоторговец рассылает каталоги на ювелирные изде­лия, косметику, пищевые деликатесы и прочие мелкие товары клиен­там из сферы розницы, промышленного производства и разного рода учреждениям. Основными заказчиками такого оптовика являются ком­мерческие заведения, расположенные в близлежащих районах. Выпол­ненные заказы высылаются клиентам по почте, доставляются автомо­бильным или каким-либо другим эффективным видом транспорта.

Брокеры и агенты. Агенты и брокеры отличаются от оптовиков-купцов по двум показателям: они не берут на себя право собственности на товар и выполняют лишь ограниченное число функций. Их ос­новная функция — содействие купле-продаже. За свои услуги они получают комиссионное вознаграждение в размере от 2 до 6% продаж­ной цены товара. Подобно оптовикам-купцам, они обычно специали­зируются либо по типу предлагаемого товарного ассортимента, либо по типу обслуживаемых ими клиентов.

Основная функция брокера — свести покупателей с продавцами и помочь им договориться. Брокеру платит тот, кто привлек его. Брокер не держит товарных запасов, не принимает участия в финансирова­нии сделок, не принимает на себя никакого риска. Наиболее типич­ные примеры — брокеры по операциям с пищевыми продуктами, не­движимостью, страховые брокеры и брокеры по операциям с ценными бумагами.

Агент представляет покупателя или продавца на более долговре­менной основе. Существует несколько видов агентов:

• агенты производителей (их называют также представителями производителей) превосходят по своей численности оптоинков-агентов всех остальных видов. Такой агент представляет двух или нескольких производителей дополняющих друг друга това­ров. Он заключает официальные письменные соглашения с каж­дым отдельным производителем в отношении политики цеп, гер-


6.6. Виды предприятий оптовой торговли в мировой экономике _________ 187

риториальных границ деятельности, процедуры прохождения заказов, услуг по доставке товаров, выдаваемых на эти товары гарантий и размеров комиссионных ставок. Он хорошо знаком с товарным ассортиментом каждого производителя и организует сбыт его товаров, опираясь на свои широкие контакты с покупа­телями. К услугам агентов фирм-производителей прибегают при

' > торговле такими товарами, как одежда, мебель и электротовары.

', Большинство агентов представляют собой мелкие коммерческие

'" предприятия, насчитывающие всего несколько сотрудников, ко-

торые являются искусными продавцами. Их нанимают мелкие предприниматели, которые не могут позволить себе содержать собственный штат коммивояжеров, а также крупные производ­ственные фирмы, которые хотят проникнуть с помощью агентов

на новые территории или быть представленными на территори-

ях, где использование штатных коммивояжеров нерентабельно;

• полномочные агенты по сбыту заключают с производителями до­
говоры, получая права на сбыт всей выпускаемой тем или иным
производителем продукции. Такой производитель либо не хочет
брать на себя функции по сбыту, либо чувствует себя неподготов­
ленным к этой деятельности. Полномочный агент по сбыту слу­
жит как бы отделом сбыта производителя и оказывает значитель­
ное влияние на цены, сроки и условия продажи. Его деятельность

; обычно не ограничивается никакими территориальными рамками.

Полномочные торговые агенты встречаются в таких сферах товар-
\ ного производства, как текстильная промышленность, производ-

; ство промышленного оборудования, каменного угля, кокса, хими-

катов и металлов;

• агенты по закупкам обычно оформляют долговременные отноше­ния со своими покупателями и закупают для них необходимые то­вары, нередко получая эти товары, проверяя их качество, органи­зуя складирование и последующую доставку к месту назначения. Одной из разновидностей агентов по закупкам являются местные закупщики на основных рынках одежды, подыскивающие ассор­тимент, которым могли'бы торговать мелкие розничные магазины в небольших городах. Эти закупщики обладают широкими знани­ями и предоставляют своим клиентам полезную информацию о рынке, а также подыскивают им наиболее подходящие товары по наиболее благоприятным ценам;

• оптовики-комиссионеры (или фирмы-комиссионеры) — это аген­ты, вступающие в физическое владение товарами и самостоятельно



Глава 6, Оптовые торговые структуры


 


заключающие сделки по их продаже. Как, правило, они не работают на основе долговременных соглашений. К их услугам чаще всего прибегают при продаже своей продукции фермеры, которые не хо­тят самостоятельно заниматься сбытом и не являются членами сельскохозяйственных кооперативов. Оптовик-комиссионер гонит грузовик с товаром на центральный рынок, продает всю партию по наиболее благоприятной цене, вычитает из выручки свои комисси­онные и издержки и передает оставшуюся сумму производителю.

Оптовые отделения и конторы производителей. Третья основная разновидность оптовой торговли состоит из операций, осуществляе­мых продавцами и покупателями самостоятельно, без привлечения независимых оптовых торговцев. Существует два вида предприятий, занимающихся такой деятельностью:

• сбытовые отделения и конторы. Производители нередко обзаво­дятся собственными сбытовыми отделениями и конторами, что­бы держать под более жестким контролем деятельность по управ­лению товарными запасами, сбыту и стимулированию. Сбытовые отделения хранят товарные запасы и встречаются в таких отрас­лях производства, как лесная промышленность, производство автомотооборудования и деталей. Сбытовые конторы не хранят товарных запасов и наиболее часто встречаются в сфере тек­стильных и галантерейных товаров. На долю сбытовых отделе­ний и контор приходится около 10% общего числа оптовых заве­дений и более 30% общего оптового оборота;

• закупочные конторы. Многие розничные торговцы содержат в основных рыночных центрах собственные закупочные конторы. Закупочная контора играет примерно ту же роль, что и брокеры или агенты, но является структурным подразделением организа­ции покупателя.

Разные специализированные оптовики. В ряде отраслей экономи­ки имеются собственные специализированные оптовые организации. Оптовики-скупщики сельхозпродуктов скупают продукцию у ферме­ров и собирают ее в крупные партии для отгрузки предприятиям пи­щевой промышленности, хлебозаводам, пекарням и покупателям от имени государственных учреждений. Оптовые нефтебазы продают и доставляют нефтепродукты автозаправочным станциям, другим пред­приятиям розничной торговли и деловым предприятиям. Оптовики-аукционисты играют большую роль в тех отраслях деятельности, где потреби гели хотят до совершения покупки осмотреть товар. Это, па-пример, рынки табака, скота, пушнины и др.


Глава 7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...