Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков
] j Инф раструктура товарных рынков определяет ся как си стема орган иза-Уций, обеспечивающая взаимосвязи между структурными элементами ' товарных рынков и способствующая свободному движению товаров, d ' непрерыв ному процесс у воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления. Таким образом, ин фраструк тура товарных рынков должн а обеспечи вать взаимодействие между _ производителя ми, поср едниками и потребителями. От того, насколько эффективным является этот механизм, в значительной степени зависит эффективность функционирования рынка и всей экономики. Инфраструктура товарного рынка как система представляет собой взаимоувязанный комплекс следующих подсистем: • подсистема торговых посредн иков и складского хозяйства — I здания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выста- | вок и ярмарок, оказания складских услуг и др.; • подсистема информационного обеспечении организации, обес-печивакнщпГпаблюдениеза рынками товаров, включая потребительские товары и продукцию производственно-технического назначения. Техническими элементами этой подсистемы должны быть соответствующие средства связи, программная продукция, компьютерная система и полиграфическая база; • '1<№111£1Р-МЗ^Ж9ХШШ.()ВОЧ'11()|1 индустрии — нормативно-организационные мероприятия и производственные структуры, обесис- Глава 7. Инфраструктура рыночной оптовой торговли чивающие повышение конкурентоспособности товаров за счет создания тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам;
• подсистема транспортного обеспечения (рассматривается только в части обеспечения требований к развитию и функционированию инфраструктуры товарных рынков) — все виды транспорта, обеспечивающего доставку продукции потребителям; • финанс ово-кредитная подси стема — инфраструктура товарных рынков как подсистема, участвующая в платежно-расчетном и кредитном обеспечении товародвижения; • подсистема организац ионного обеспечения — организационные мероприятия по обеспечению функционирования и развития инфраструктуры товарных рынков во взаимодействии с их исполнителями, обеспечивающие эффективное партнерство, развитие конкуренции между структурными элементами товарных рынков и способствующие снижению затрат на продвижение продукции от производителя до потребителя; • подсистем а нормативно-правового обесп ечения — федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другие акты, регламентирующие взаимоотношения сторон на товарных рынках. На сегодняшний день для нашей страны характерны относительная неразвитость, диспропорциональность и деформированность инфраструктуры, что препятствует снижению уровня издержек и повышению эффективности функционирования товарных рынков. Для реше ния этих проблем необходимо рационально расположить~на' территории Российской Федерации торговых посредников и складское хозяйство, выявить оптимальные формы посреднического, складского, транспортного, информационного обслуживания процесса товародвижения, повысить качество рекламного обеспечения. Все это объективн о потреб ова ло созда н ия Комплексн ой программы развития инфраструктуры товарных рынков, которая~й~?)ыла разработана Правительством РФ.
Основной целью П рограммы является формирование системы организаций и условий их функционирования, обеспечивающей взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков и спо- 7.1. Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков191 собствующей свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления. Дл я достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи: • формировани¥"сётй"посреднических организаций, складского хозяйства, обеспечивающих эффективную оптовую торговлю, разукрупнение партий поставок, хранение и продвижение товара с минимальными затратами; • повышение конкурентоспособности товаров за счет создания и применения тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам; • создание сети объектов и условий, обеспечивающих товародвижение в части платежно-расчетных и кредитных нужд; • совершенствование нормативно-правовых основ функционирования товарных рынков и их инфраструктуры; • создание эффективного информационного обеспечения функционирования товарных рынков; • развитие современных форм управления рыночной инфраструктурой; • научно-методическое обеспечение развития инфраструктуры товарных рынков;' • организация подготовки и переподготовки кадров. Решение указанных задач предполагается осуществить в два этапа. На первом этапе (1998-2000 гг.) предусматривалось осуществить первоочередные меры по созданию правовых и экономических условий развития инфраструктуры и функционирования товарных рынков. Мероприятия этого этапа свелись к реализации ряда пилотажных проектов, касающихся создания сети оптовых рынков, транспортной инфраструктуры, развития производства тары и упаковки. На втором этапе (2000-2005 гг.) предполагается осуществить основные мероприятия инвестиционного характера в соответствии с проектными и программными решениями, выработанными в ходе реализации первоочередных мероприятий на первом этапе.
Определены основные направления развития инфраструктуры товарных рынков. В частности, комплексное развитие ин фраструктуры п редполагает: 1. Развитие оптово-посреднмческих организаций и складского хо- ^зяйства, отвечающих требованиям рыночной экономики. Предусматривается введение ряда региональных и межрегиональных 192 _______________________ Глава 7. Инфраструктура рыночной оптовой торговли оптовых продовольственных рынков, охватывающих около 30 крупнейших регионов России. В целом развитие оптово-посред-нических организаций и складского хозяйства предусматривает: ♦ преимущественное развитие организаций оптовой торговли, способных оказывать услуги по хранению, развесу, раскрою, разукрупнению оптовых партий товаров, доставке и др.; ♦ создание хозяйственных комплексов с применением методов и организационных форм логистики по оптово-посредни-ческой, складской и транспортной деятельности для снабжения товарами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; ♦ развитие оптово-посреднических организаций для сезонного хранения и поставок продукции; ♦ комплексное развитие объектов оптовой торговли со странами СНГ и дальнего зарубежья; ♦ создание совместного бизнес-центра и других объектов инфраструктуры товарных рынков с Республикой Белорусь; ♦ организацию транснациональных корпораций по оптово-по-среднической деятельности; ♦ разработку рекомендаций по оптимальному размещению оптово-посреднических организаций и складского хозяйства; ♦ реконструкцию и обновление складского хозяйства; ♦ создание сети складов-отелей, консигнационных и таможенных складов; ♦ строительство новых и реконструкцию действующих холодильников и баз для хранения сельскохозяйственной продукции; ♦ совершенствование технологий складирования товаров (разработка современных проектов складов, новых видов оборудования, механизация и автоматизация складов); ♦ развитие сети организаций оптовой торговли и складского хозяйства для обслуживания отдельных секторов товарных рынков;
♦ создание и развитие объектов инфраструктуры малого предпринимательства, реорганизацию старых и создание новых организаций но закупке сельскохозяйственной продукции с последующей ее реализацией на переработку или длительное хранение; ♦ создание оптовых продовольственных рынков межрегионального и регионального уровней, а также местного значения;
7.1. Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков ♦ развитие инфраструктуры сельских товарных рынков; ♦ развитие инфраструктуры выставочно-ярмарочной деятельности. 2. Формирование информационного обеспечения товарных рын ♦ создание общедоступной федеральной системы обеспечения производителей, торговых посредников и покупателей товаров оперативной информацией; ♦ создание общероссийского информационно-маркетингового центра товарных рынков; ♦ разработку и внедрение информационно-аналитических сетей по стратегическому маркетингу, использование геоппформа-цпонпых систем для передачи и обработки информации; ♦ создание региональных информационно-маркетинговых центров; ♦ формирование системы наблюдения за состоянием товарных рынков и механизмов распространения информации и рекламы; ♦ разработку методического и программного обеспечения, формирование информационных банков данных. 3. Развитие тароупаконочной индустрии. Из-за несовершенства та-
Заг.298 Глава 7. Инфраструктура рыночной оптовой торговли 7.2. Оптовые продовольственные рынки
ности России оцениваются в 12-14 млрд'руб. в год. Удельный вес российской продукции, продаваемой в расфасованном и упакованном виде, не превышает 30%. При этом каждая третья упаковка — импортная. В таких условиях вполне естественным является повышение внимания со стороны государства к развитию тароупаковочной индустрии, созданию новых производственных мощностей по выпуску современных упаковочных материалов, прогрессивной тары и эффективной упаковки, способствующих повышению конкурентоспособности отечественных товаров и их продвижению на рынках. Развитие тароупаковочной индустрии предполагает: ♦ создание научно-технической базы производства новых видов ♦ развитие производственной базы выпуска конкурентоспособных тароупаковочных материалов и оборудования; ♦ развитие производства оборудования для сбора и переработки использованной тары и упаковки; ♦ расширение производства конкурентоспособной тары и упаковки; ♦ создание системы сбора и переработки вышедшей из употребления тары и упаковки; ♦ совершенствование нормативного обеспечения, стандартизации и сертификации тары и упаковки с учетом требований международной торговли; ♦ организацию выставок, конференций, подготовку кадров. 4. Разработку кредитно-финансового, организационного и нормативного обеспечения функционирования товарных рынков. Кредитно-финансовое, организационное и кадровое обеспечение обеспечивает подготовку рекомендации по внедрению прогрессивных организационных структур управления товарными рынками, регулированию деятельности торговых посредников на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях в увязке с организацией транспортных услуг. Кредитно-финансовое и организационное обеспечение товарных рынков предусматривает: ♦ организацию рационального товародвижения па основе безналичных денежных расчетов по товарным поставкам, сведение к минимуму бартерных сделок между организациями;
♦ разработку оптимальных схем лизинга, экспортных поставок; ♦ развитие различных видов кредитования; ♦ организацию работы по долговым обязательствам; ♦ создание методической базы ценообразования в организациях инфраструктуры товарных рынков; ♦ развитие конкурентного ценообразования в сфере поставок продукции для государственных нужд; ♦ организацию подготовки кадров; \ ♦ развитие страхования финансовых рисков при торговых операциях, деятельности инвесторов и кредиторов организаций инфраструктуры; ; ♦ создание новых страховых компаний и перестраховочных обществ. i Создание прогрессивной инфраструктуры товарных рынков требует 1 координации деятельности различных субъектов экономики в региональном, отраслевом и институциональном аспектах. Поэтому разви-1 тие инфраструктуры целесообразно осуществлять на основе комп-, лексного системного подхода с использованием программного метода реализации решений. Координация работ по выполнению Программы, организация разработки отраслевых и региональных программ, анализ развития инфраструктуры товарных рынков возлагаются на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Для контроля за ходом реализации Программ на федеральном уровне образована Межведомственная комиссия по развитию инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации и утверждено Положение о ней. В состав комиссии входят представители министерств и ' ведомств, деятельность которых связана с функционированием инфраструктуры товарных рынков. В качестве членов с совещательным голосом в деятельности указанной комиссии принимают участие руководители профессиональных ассоциаций организаций инфраструктуры товарных рынков. Это создает предпосылки для организации непосредственного взаимодействия государственных органов с участниками рынка для выработки решений по развитию инфраструктуры, получения необходимой информации о ее состоянии, привлечения финансовых ресурсов на реализацию инвестиционных проектов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|