Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков




] j Инф раструктура товарных рынков определяет ся как си стема орган иза-Уций, обеспечивающая взаимосвязи между структурными элементами ' товарных рынков и способствующая свободному движению товаров, d ' непрерыв ному процесс у воспроизводства и бесперебойному функцио­нированию сфер конечного потребления. Таким образом, ин фраструк­ тура товарных рынков должн а обеспечи вать взаимодействие между _ производителя ми, поср едниками и потребителями. От того, насколько эффективным является этот механизм, в значительной степени зависит эффективность функционирования рынка и всей экономики.

Инфраструктура товарного рынка как система представляет собой взаимоувязанный комплекс следующих подсистем:

подсистема торговых посредн иков и складского хозяйства —
организации, осуществляющие посредническую деятельность и
обеспечивающие взаимодействие предприятий-изготовителей и
потребителей в части купли (продажи) товара посредством со-

I здания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выста-

| вок и ярмарок, оказания складских услуг и др.;

• подсистема информационного обеспечении организации, обес-печивакнщпГпаблюдениеза рынками товаров, включая потреби­тельские товары и продукцию производственно-технического назначения. Техническими элементами этой подсистемы долж­ны быть соответствующие средства связи, программная продук­ция, компьютерная система и полиграфическая база;

• '1<№111£1Р-МЗ^Ж9ХШШ.()ВОЧ'11()|1 индустрии — нормативно-органи­зационные мероприятия и производственные структуры, обесис-


       
   
 
 

 

Глава 7. Инфраструктура рыночной оптовой торговли

чивающие повышение конкурентоспособности товаров за счет создания тароупаковочной продукции, отвечающей международ­ным стандартам;

• подсистема транспортного обеспечения (рассматривается толь­ко в части обеспечения требований к развитию и функциониро­ванию инфраструктуры товарных рынков) — все виды транспор­та, обеспечивающего доставку продукции потребителям;

• финанс ово-кредитная подси стема — инфраструктура товарных рынков как подсистема, участвующая в платежно-расчетном и кредитном обеспечении товародвижения;

подсистема организац ионного обеспечения — организационные мероприятия по обеспечению функционирования и развития ин­фраструктуры товарных рынков во взаимодействии с их испол­нителями, обеспечивающие эффективное партнерство, развитие конкуренции между структурными элементами товарных рын­ков и способствующие снижению затрат на продвижение продук­ции от производителя до потребителя;

• подсистем а нормативно-правового обесп ечения — федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федера­ции, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации и другие акты, регламентирующие взаимо­отношения сторон на товарных рынках.

На сегодняшний день для нашей страны характерны относительная неразвитость, диспропорциональность и деформированность инф­раструктуры, что препятствует снижению уровня издержек и по­вышению эффективности функционирования товарных рынков. Для реше ния этих проблем необходимо рационально расположить~на' территории Российской Федерации торговых посредников и складское хозяйство, выявить оптимальные формы посреднического, склад­ского, транспортного, информационного обслуживания процесса то­вародвижения, повысить качество рекламного обеспечения. Все это объективн о потреб ова ло созда н ия Комплексн ой программы развития инфраструктуры товарных рынков, которая~й~?)ыла разработана Пра­вительством РФ.

Основной целью П рограммы является формирование системы организаций и условий их функционирования, обеспечивающей вза­имосвязи между структурными элементами товарных рынков и спо-


7.1. Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков191

собствующей свободному движению товаров, непрерывному процес­су воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер ко­нечного потребления. Дл я достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

• формировани¥"сётй"посреднических организаций, складского хозяйства, обеспечивающих эффективную оптовую торговлю, разукрупнение партий поставок, хранение и продвижение товара с минимальными затратами;

• повышение конкурентоспособности товаров за счет создания и применения тароупаковочной продукции, отвечающей междуна­родным стандартам;

• создание сети объектов и условий, обеспечивающих товародви­жение в части платежно-расчетных и кредитных нужд;

• совершенствование нормативно-правовых основ функциониро­вания товарных рынков и их инфраструктуры;

• создание эффективного информационного обеспечения функцио­нирования товарных рынков;

• развитие современных форм управления рыночной инфраструк­турой;

• научно-методическое обеспечение развития инфраструктуры то­варных рынков;'

• организация подготовки и переподготовки кадров.

Решение указанных задач предполагается осуществить в два этапа.

На первом этапе (1998-2000 гг.) предусматривалось осуществить первоочередные меры по созданию правовых и экономических усло­вий развития инфраструктуры и функционирования товарных рын­ков. Мероприятия этого этапа свелись к реализации ряда пилотажных проектов, касающихся создания сети оптовых рынков, транспортной инфраструктуры, развития производства тары и упаковки.

На втором этапе (2000-2005 гг.) предполагается осуществить ос­новные мероприятия инвестиционного характера в соответствии с проектными и программными решениями, выработанными в ходе реализации первоочередных мероприятий на первом этапе.

Определены основные направления развития инфраструктуры то­варных рынков. В частности, комплексное развитие ин фраструктуры п редполагает:

1. Развитие оптово-посреднмческих организаций и складского хо-

^зяйства, отвечающих требованиям рыночной экономики. Преду­сматривается введение ряда региональных и межрегиональных


192 _______________________ Глава 7. Инфраструктура рыночной оптовой торговли

оптовых продовольственных рынков, охватывающих около 30 крупнейших регионов России. В целом развитие оптово-посред-нических организаций и складского хозяйства предусматривает:

♦ преимущественное развитие организаций оптовой торговли, способных оказывать услуги по хранению, развесу, раскрою, разукрупнению оптовых партий товаров, доставке и др.;

♦ создание хозяйственных комплексов с применением методов и организационных форм логистики по оптово-посредни-ческой, складской и транспортной деятельности для снабже­ния товарами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

♦ развитие оптово-посреднических организаций для сезонного хранения и поставок продукции;

♦ комплексное развитие объектов оптовой торговли со странами СНГ и дальнего зарубежья;

♦ создание совместного бизнес-центра и других объектов инф­раструктуры товарных рынков с Республикой Белорусь;

♦ организацию транснациональных корпораций по оптово-по-среднической деятельности;

♦ разработку рекомендаций по оптимальному размещению оп­тово-посреднических организаций и складского хозяйства;

♦ реконструкцию и обновление складского хозяйства;

♦ создание сети складов-отелей, консигнационных и таможен­ных складов;

♦ строительство новых и реконструкцию действующих холодиль­ников и баз для хранения сельскохозяйственной продукции;

♦ совершенствование технологий складирования товаров (раз­работка современных проектов складов, новых видов оборудо­вания, механизация и автоматизация складов);

♦ развитие сети организаций оптовой торговли и складского хозяй­ства для обслуживания отдельных секторов товарных рынков;

♦ создание и развитие объектов инфраструктуры малого пред­принимательства, реорганизацию старых и создание новых организаций но закупке сельскохозяйственной продукции с последующей ее реализацией на переработку или длитель­ное хранение;

♦ создание оптовых продовольственных рынков межрегиональ­ного и регионального уровней, а также местного значения;


 

 

7.1. Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков

♦ развитие инфраструктуры сельских товарных рынков;

♦ развитие инфраструктуры выставочно-ярмарочной деятель­ности.

2. Формирование информационного обеспечения товарных рын­
ков. Существует большое число фирм, специализирующихся на
производстве и распространении информации, но ни одна орга­
низационная структура не располагает надежной и полной ин­
формацией, всесторонне характеризующей состояние информаци­
онного обеспечения наблюдений за функционированием товарных
рынков и элементов их инфраструктуры. Это значительно за­
трудняет товародвижение. В настоящее время участники рынка не
имеют доступа к качественной и полной информации о товарных
рынках. В связи с этим Правительством Российской Федерации
разработаны меры по формированию информационного обеспе­
чения товарных рынков. Они включают в себя меры, связанные
с организацией учета и наблюдения за товародвижением, а также
наличием и состоянием важнейших элементов инфраструктуры
товарных рынков, паспортизацией, постоянным учетом объектов
складского хозяйства и торговых посредников, рекламной дея­
тельностью и ее упорядочением. Информационное обеспечение
товарных рынков предусматривает:

♦ создание общедоступной федеральной системы обеспечения производителей, торговых посредников и покупателей това­ров оперативной информацией;

♦ создание общероссийского информационно-маркетингового центра товарных рынков;

♦ разработку и внедрение информационно-аналитических сетей по стратегическому маркетингу, использование геоппформа-цпонпых систем для передачи и обработки информации;

♦ создание региональных информационно-маркетинговых центров;

♦ формирование системы наблюдения за состоянием товарных рынков и механизмов распространения информации и рекла­мы;

♦ разработку методического и программного обеспечения, фор­мирование информационных банков данных.

3. Развитие тароупаконочной индустрии. Из-за несовершенства та-
роунаковочной индустрии велики потерн товарной продукции.
Затраты на упаковку продукции обрабатывающей промышлен-


Заг.298



Глава 7. Инфраструктура рыночной оптовой торговли


7.2. Оптовые продовольственные рынки



 


ности России оцениваются в 12-14 млрд'руб. в год. Удельный вес российской продукции, продаваемой в расфасованном и упа­кованном виде, не превышает 30%. При этом каждая третья упа­ковка — импортная. В таких условиях вполне естественным яв­ляется повышение внимания со стороны государства к развитию тароупаковочной индустрии, созданию новых производственных мощностей по выпуску современных упаковочных материалов, прогрессивной тары и эффективной упаковки, способствующих повышению конкурентоспособности отечественных товаров и их продвижению на рынках. Развитие тароупаковочной индустрии предполагает:

♦ создание научно-технической базы производства новых видов
,, тароупаковочных материалов и тароупаковочного оборудова­
ния, а также переработки использованной тары и упаковки;

♦ развитие производственной базы выпуска конкурентоспособ­ных тароупаковочных материалов и оборудования;

♦ развитие производства оборудования для сбора и переработки использованной тары и упаковки;

♦ расширение производства конкурентоспособной тары и упа­ковки;

♦ создание системы сбора и переработки вышедшей из употреб­ления тары и упаковки;

♦ совершенствование нормативного обеспечения, стандартиза­ции и сертификации тары и упаковки с учетом требований международной торговли;

♦ организацию выставок, конференций, подготовку кадров.

4. Разработку кредитно-финансового, организационного и норма­тивного обеспечения функционирования товарных рынков. Кре­дитно-финансовое, организационное и кадровое обеспечение обеспечивает подготовку рекомендации по внедрению прогрес­сивных организационных структур управления товарными рын­ками, регулированию деятельности торговых посредников на ре­гиональном, межрегиональном и федеральном уровнях в увязке с организацией транспортных услуг.

Кредитно-финансовое и организационное обеспечение товарных рынков предусматривает:

♦ организацию рационального товародвижения па основе безна­личных денежных расчетов по товарным поставкам, сведение к минимуму бартерных сделок между организациями;


 

♦ разработку оптимальных схем лизинга, экспортных поставок;

♦ развитие различных видов кредитования;

♦ организацию работы по долговым обязательствам;

♦ создание методической базы ценообразования в организациях инфраструктуры товарных рынков;

♦ развитие конкурентного ценообразования в сфере поставок про­дукции для государственных нужд;

♦ организацию подготовки кадров;

\ ♦ развитие страхования финансовых рисков при торговых опера­циях, деятельности инвесторов и кредиторов организаций инф­раструктуры; ; ♦ создание новых страховых компаний и перестраховочных обществ.

i Создание прогрессивной инфраструктуры товарных рынков требует 1 координации деятельности различных субъектов экономики в регио­нальном, отраслевом и институциональном аспектах. Поэтому разви-1 тие инфраструктуры целесообразно осуществлять на основе комп-, лексного системного подхода с использованием программного метода реализации решений. Координация работ по выполнению Программы, организация разработки отраслевых и региональных программ, анализ развития инфраструктуры товарных рынков возлагаются на Министер­ство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Для контроля за ходом реализации Программ на федеральном уров­не образована Межведомственная комиссия по развитию инфраструк­туры товарных рынков Российской Федерации и утверждено Положе­ние о ней. В состав комиссии входят представители министерств и ' ведомств, деятельность которых связана с функционированием инфра­структуры товарных рынков. В качестве членов с совещательным голо­сом в деятельности указанной комиссии принимают участие руководи­тели профессиональных ассоциаций организаций инфраструктуры товарных рынков. Это создает предпосылки для организации непосред­ственного взаимодействия государственных органов с участниками рынка для выработки решений по развитию инфраструктуры, получе­ния необходимой информации о ее состоянии, привлечения финансо­вых ресурсов на реализацию инвестиционных проектов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...