Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прогрессивный гуманизм.




Юрий Лабоцкий

 

    Всё изложенное ниже признаём самым передовым и придерживаемся этих идеологических концепций. 1=Мы считаем высшей ценностью на планете и в мироздании ЧЕЛОВЕКА: в его жизни, развитии и таких ипостасях как общественная, личная и временная\почтение к людям прошлого и будущего..\-=являясь априорно-этическим постулатом. Мы понимаем,что основная сложность заключается в УДЕРЖАНИИ этой ценности. 2=Мы утверждаем, что не существует такого безликого образования как общество, но существует сообщество индивидов - каждый из которого является свое-образным центром сообщества в своей предельной уникальности, т.е. НЕТ общества ВНЕ индивидуального существования. И,в тоже время, индивид человека МОЖЕТ существовать БЕЗ общественных отношений и без общества\с оговоренными параметрами\, хотя это существование опасно и неустойчиво. 3=Мы утверждаем, что ВСЕ люди и каждый человек в отдельности, независимо от его "достоинств" и «недостатков", как биологический вид является высшей ценностью мироздания\априорно-натуральный постулат\. 4=Мы констатируем, что история развития человечества и людей не проходила трагически с попранием высших ценностей, как понятно из исторического периода, "благословлённого" заблудительными концептами, обслуживающих верхушку "реликтовой элиты" человечества и созданных мыслителями, которые волей-неволей стали "фильтратом" оставшимся известными в истории. В этом усматривается уже шаг к воздействию-удержанию информацией. 5=Мы смело утверждаем, что человеческое сообщество проявляло в своих представителях подлинно-гуманные воззрения, но большинство из них нам неизвестны и никогда не будут известны по причине хрупкости, особой тонкости этой сферы Осознания. Однако, мы уверены, что многое в раскрытии подлинной истории человечества нам дадут архео-изыскания и архивные ресурсы\проблема задействования\. 6=Мы, к сожалению, констатируем, что большая часть известных нам "освященных"\читать как: освещённых\ идеологов была в сильном отклонении от подлинно гуманных установок и то, что ныне рассаматривается как философия на самом деле ёю не является именно из-за утраты ценностного стержня, т.е. имело место множество ОКОЛОфилософских концептов и даже прото-научных. Мы констатируем, что как только появлялась в сообществах прогрессивная гуманистическая идея, то она сразу находила бешеный отпор со стороны "заинтересованных "кругов, выставлявших своих "великих мыслителей". 7=Мы полагаем, что за своё чудовищное кровавое прошлое человеческое сообщество будет раскаиваться тем сильней, чем дальше будет идти его прогресс \о религии второго рода\. 8=Мы учим, что псевдофилософским является любой концепт,считающий себя "философским", если в нём нет органической привязки к бытию человека \каждого, конкретного и всех\. Мы считаем, что большая их часть носит протонаучный характер\понижение в идеологическом ранге\ и должны быть восприняты ТАКОВЫМИ. 9=Мы учим, что те "философские" концепты, которые допускают в своих проявлениях сознательные убийства человеков как средство разрешения ЛЮБЫХ проблем являются АНТИфилософскими и подлежат полному общественному осуждению \аксиологическая потеря\. 10=О ПОЛИТИКЕ. Мы учим, что политикой является комплекс мер в сообществе, служащих УВЕЛИЧЕНИЮ его численности\количество\,УВЕЛИЧЕНИЮ продолжительности существования-жизни КАЖДОГО члена сообщества. ВСЕ остальные определения сути политики являются в корне неверными и антигуманными и должны уже ныне рассматриваться как обслуживающие "заинтересованные" круги.
11=Об ЭКОНОМИКЕ. Мы учим, что экономикой является система мер в сообществе, направленная на увеличение количества потребительских благ в со-обществе \количество\и увеличение количества потребительских благ для КАЖДОГО члена сообщества \качество\-=все остальные определения экономики, уводящие от сути обслуживания именно человеческого существования, являются неверными и подлежат общественному осуждению.. 12=О ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Мы учим.что она является следствием процессов мнимого \не соответствующего реальности\ отчуждения в результате обменных операций, в которых спекулятивно приравнивается ТО, что не может никак быть равным по своей континуальной уникальности. Ввиду неразвитого чувства ответственности в результате массовых процессов отчужния частная собственность стала НЕИЗБЕЖНЫМ, но не неободимым элементом в развитии общества. Это значит, что при всех своих ответственно-возместительских функциях она являлась источником множеств конфликтов как ОРУДИЕ порабощения одних людей другими, через многочисленные жертвы став фетишем и "высшей"-освящённой ценностью даже в РЕЛИГИОЗНОМ поле, к нашему сожалению.Частная собственность как институт должна сойти с поля экономических отношений, так как в корне своём имеет отчуждающее качество, расходящееся с парадигмой нами установленной сути ЭКОНОМИКИ\п.11\. 13=ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ собственности. Мы, с сожалением, констатируем полный разброд и шатание по поводу понимания сути общественной собственности, БАЗИС, истинный, которой находится в УЧАСТИИ КАЖДОГО члена СООБЩЕСТВА в ДЕВСТВЕННЫХ ресурсах того ареала, в которых оно находится по праву КАЖДОГО человека-рождённого сущностно быть сопричастным всему-данному в мироздании и ПОКА-ограниченному ареалу. К сожалению, почти все считающие себя "социалистами" левого и правого толков не понимают этой основы..Либо впадая в ещё большее обобществление всего и вся \рукотворное\, либо навязывая институт частной собственности, который, как коррозия, неизбежно разъедает социальные отношения, эгоизируя - замыкая каждого человека в себе. 14=О псевдогуманизме. Мы учим, что в настоящее время появилось много концепций, утверждающих право человека на АПРИОРИ- самоубийственное и априори негативное в политическом и экономическом смыслах деяния, не носящих пока, увы, законодательный характер и не имеющих должной ценостной оценки со стороны "погрязших" интеллектуалов. Конкретно, мы выступаем против пропаганды сексуальных девиаций и добровольных уходов из жизни, так же против трансгуманистических направлений, которые, по сути, являются замаскироваными технократическими идеями, вытесняющими человеческую суть из из яко-бы прогрессивного будущего. 15=О ДЕМОКРАТИИ. Мы утверждаем, что эта форма отношений между людьми в обществе АБСОЛЮТНО-ЖЕЛАТЕЛЬНАЯ \высший ориентир\, НО никогда не-достижимая!.К сожалению, возникли крайние толкования об этом пункте. Есть учения, которые, утверждая о недостижимости демократии, этим самым оправдывают статус-кво всех ныне-существующих систем управления в сообществах \деградация по разочарованию\, есть учения, которые констатируют ЕЁ УЖЕ достижение в виде известных форм управления и этим как-бы абсолютизируют свой статус \тупиковый идеализм\, есть движения, которые хоть и признают процессность движения к демократии, но отделяют её ценностно от опосредованной формации, придерживаясь высокого "макиавеллизма" \в частности, история СССР\. В то время как опосредованное продвижение к демократии вовсе не означает её пока-небрежение, но сколь более полное её воплощение в возможных безущербных для всех и каждого рамках \перманентный ориентир\.
  16=Мы утверждаем о назревшей необходимости в создании для всего человеческого сообщества целостного мировоззрения ввиду неизбежных тенденций глобализации в мире, которая идёт СТАРЫМИ деконструктивными методами. В этом отношении мы поддерживаем ТОЛЬКО антиглобалистское-альтерглобалистское движение, к сожалению, пока не имеющее стройной системы установок мировоззренческого и ценностного планов \"брожение умов" после краха крупных идеологий\. 17=О ВОЙНЕ\Сущностной\ мы утверждаем, что она является тяжким преступлением против человека и человечества и достойна всяческого осуждения под какими-бы лозунгами она не выставлялась.Мы утверждаем, что истории известны факты, что многие мыслители оправдывали войны-=что в корне должно девальвировать \фальсификация\ все их "прекраснодушные концепты" \один из факторов понижения\. Тем не менее мы всячески приветствуем идейные баталии, могущие сыграть превентивную роль от развязывания сущностных войн \о канализации агрессии и выработке острой проблематики-=сравнить со страстью к интерактивным войнам посредством новых электронных технологий\. 18=О КОММУНИЗМЕ мы учим, что это является недостаточным хотя и абсолютистским учением. Так как общественная собственность тотального плана также недостижима, как и демократия, с другой стороны коммунизм упускает из виду экзистенциальную неповторимость КАЖДОГО человека, унифицируя его в поле УЖЕ готовой всеобщей собственности, НЕ ПОНИМАЯ ЕЁ природы\генезис!\. Коммунистическая собственность может возникнуть ТОЛЬКО в результате ПРЕДЕЛЬНОЙ инфильтрации трудового участия каждого члена сообщества в такой нераздельный и равноценный агрегат, когда ЧЕРЕЗ участие КАЖДОГО члена сообщества можно просмотреть - сущностно ощутить воздействие всего сообщества в целом, ЧТО АПРИОРИ невозможно, хотя и сверх-желательно! 19=ОБ АНАРХИЗМЕ мы утверждаем, что эта концепция заблуждается ещё более, чем коммунистическая, так как игнорирует в будущем абсолютную связность КАЖДОГО члена сообщества так, чтоб в поступках никак невозможно не быть оцененным со стороны сообщества, хотя и конструктивно \невозможность глухого эгоизма\. Анархизм, по сути утверждающий добровольное сосуществование равноценных-Я, стоит на иллюзиях либерального-ангельского толка, в то время как человечество ещё далеко несовершенно, чтоб держать целокупно весь компендиум нравственных норм в КАЖДОМ отдельно взятом индивиде \высокосознательное невмешивание\. К тому-же анархизм также отрицает Я-экзистенциальное начало человека \высшую ценность Я-человека\, так как ЭТО приятие автоматически привело-бы его к структурированию соподчинению от-я-ко-всем. 20=О ЛИБЕРАЛИЗМЕ И КАПИТАЛИЗМЕ мы утверждаем, что данная концепция повреждена полным непониманием сути свободы. Истиная свобода в-сообществе предполагает потенциально ещё большую свободу в действиях и как минимум неуменьшение имеющихся возможностей хотя-бы СТАТИСТИЧЕСКИ для каждого члена СООБЩЕСТВА. Именно в этом ключе должны пониматься все средства для свободы. К сожалению, капитализм и прежние формации, аппеллирующие на животном праве свободы-пророды, явили истории примеры чудовищных деградаций и крахов целых цивиизаций. А также прогресса неких новшеств в экономике и политике путём неимоверных жертв, что не является приемлемым и нормальным с позиций постулированных нами в начале установок.
  21=О РЕЛИГИИ мы утверждаем, с сожалением, что по настоящий момент среди людей существует недопонимание этого феномена и религиозной институции.В этом мы видим и вину мыслителей, не давших адекватную демаркационную харектеристику между религией и иными сферами общественного сознания \в виде, конечно, усвоенных личных-человеческих установок-пониманий\. -=С одной стороны, присутствует реликтовый аспект в религиозной институции, что мешает адекватно рассмотреть её суть \очищенную от наслоений неизбежно викарных-компенсаторных\ со стороны критически настроенных мыслителей, видящих в ней только негативный аспект именно по РЕЛИКТОВОЙ-наслоенной компоненте \как освящающей некие политические, экономические и духовные устои\-=и не понимающих главного, что религия есть институция, обусловленная трагическим осмыслением неизбежности смерти человека, претендующего - сущностно на бессмертие! Непонимание демаркационной ганицы между религиозным,научным и философским ныне всё чаще приводит к истериям в обоих лагерях, споры которых напоминают -=как спор глухого и слепого. Мы неприемлем экспансии религиозных догм и норм туда, где вопросы могут решаться успешно философской и научной сферами. Мы с другой сторны неприемлем вмешательство яко-бы научных и философских кругов в процесс сакрализации личностного аспекта в переживании религиозных чувств, а также смешны и нелепы утверждения "высокоинтеллектуальных" мыслителей, отвергающих культурный вклад церкви и религиозного в развитие человечества и ЭТИМ самым выбивающим из-под себя почву адекватного себя-видения как результата этого-же процесса\историческая неблагодарность\. 22=О СПРАВЕДЛИВОСТИ мы учим, что движение к справедливости в человеческом сообществе оправданно с целью наиболее адекватного выявления вклада каждого члена сообщества в дело утверждения существования \жизнедеятельности\ человека и человеческого сообщества, в целом..Как понятно, ввиду усложняющихся \НО от этого не могущих быть обезличенными\отношений в обществе между людьми, справедливость становится всё более сложной, НО неизбежно-желательной процедурой-=Учитывающей максимум возможно известных факторов в оценке качества и количества влияния каждого человека в сообществе. БАЗОВОЙ справедливостью является признание ВСЕХ и каждого из людей, имеющими право базисного сопричастия к ЭТОМУ миру! 23=О СУЩЕСТВУЮЩЕМ ныне международном координационном центре мы утверждаем, что он носит недостаточный-лицемерный \только декларативный\ характер, в то время как он должен быть ГАРАНТОМ этих же декларируемых им общечеловеческих и иных прав. Что и выясняется в результате постоянных cрывов конструктивных мероприятий по урегулированию. Безусловно, это требует "невыгодных" инвестиций, что и априори исключено из парадигмы действий. 24=О ДВИЖЕНИИ "ЗЕЛЁНЫХ" мы утверждаем, что солидарны с ним только в тех пунктах, где не наносится ущерб или не возникает угроза политического или экономического характера для народов и людей \человек: улучшатель природы, а не хранитель её необузданной дикости!\. 25=О СМЕРТНОЙ казни мы утверждаем, к прискорбию, что это пока является неизбежным, но не неободимым институтом в общественных отношениях, обусловленный НЕИЗВЕСТНЫМИ и пока НЕРЕГУЛИРУЕМЫМИ факторами человеческого бытия, которые трагически влияют на смертельный исход в наказании, как никак- иначе не могущую быть представленой в предупреждении меру. ЭТО понимание должно приводить все сообщества ко всемерному развитию такого положения, которое исключало бы вопиющие нарушения со стороны членов сообщества. И в пределе своём могущее обоснованно возложить вину преступника на его личностный выбор \что весьма проблематично, особенно в неразвитых обществах\. Поэтому мы утверждаем, что чем несовершенней общество, тем меньше прав оно имеет наказывать смертью человека \несвобода выбора\-=этим сдерживанием палачества несовершенное общество подвигается активно к немедленному приятию реформ.
  С другой стороны, высокоразвитые и обеспеченные сообщества имеют БОЛЬШЕЕ основание в содеянии смертной казни \так как личностный выбор увеличивается\-=ЭТО в свою очередь должна СТИМУЛИРОВАТЬ -пробуждать заснувшую от благости бдительность \от совершения Смертной казни\ продвинутых сообществ ко всё более глубокому вниманию к нюансам человеческого бытия. 26=ОБ ИНСАЙДЕРОВСКОМ институте в мире мы учим, что нынешняя тенденция воочию показывает, как спекуляция возвелась в ранг "политики" и святая-святых. Это констатация отрыва основной массы населения планеты от манипуляторов, прекрасно понимающих зыбкость своей позици в открытом свете \т.е., просчитываемость ситуации от очевидной реакции\-=что косвенно указывает тупиковость сложившейся идейной ситуации, о которой все "знают"-=и проблема заключается только в том -=КТО первый??\дурная слепая диспозиция\-= означает проигрыш и катастрофу для другой стороны\констатация разорванности интересов даже в рамках ОДНОЙ страны!\. 27=Об экономических тенденциях в мире мы констатируем, что эпоха самодостаточных государств первого рода\сырьевых \заканчивается. И появляется самодостаточность второго рода-=искусственная наукоёмкая-техноёмкая, что даёт право утверждать о некотором сбавлении темпов по глобализации, вызванных насыщением уровня первичных потребностей и неисчерпанности культурного ресурса \потенции Китая,антиглобалистские тенденции отдельных само-государств \"неприсоединившихся" и т.д.\. 28=В этом ключе возникают всяческие утопии самодостаточного \проект "Венера"и проч.\ и антиденежного, "дух времени", порядков. Не содержащие критическоно понимания сих как конечной, никогда не достижимой \хоть и желательной\ цели. 29-Мы констатируем полное непонимание сути и неразбериху в определении места денег в общественных отношениях, доходящих до истерий и всяческих спекуляций. Деньги являются абсолютным экономическим средством и потому не могущие нести в себе некую \кроме как функциональную\ ценность. Мы констатируем в настоящий момент существование ДВУХ лагерей в понимании сути денег-=а)лагерь "реалистов"-=-утверждающих о нужности реальной ценности денег или хотя-бы их реальную привязку к национальному богатству или товарному движению и б)лагерь "номиналистов" утверждающих чистую условность денег и возможность спекуляци ими как заблагорассудится. ОБА лагеря, между тем, грешат непоследовательностью и недостатками.Если "реалисты" не против того как может вырасти ценность их "реальных" денег исходя из мировой коньюнктуры и в тоже врямя они нагружают экономику ненужным параллельным скопительством реальных денег\резерв,золотой запас и проч.\. То "номиналисты" не против получить за свои вполне вздутые спекуляцией "условности" весьма реальные блага. На самом деле деньги теоретически должны равномерно накладываться НА ВЕСЬ комплекс экономических отношений, не оставляя флуктуационных образований обусловленных процессами отчуждения. Будущее денег является в виде энергии –информации, где они будут как источником потребления, так и источником полной \лишённой баласта инфы\, что является делом - отдалённого будущего.

 

    30= О ДЕНЕЖНОМ обращении мы утверждаем, что присутствует непонимание сути ссудного процента. Большая часть проблем мировой экономики возникла именно по ЭТОЙ причине. Так как ссудный процент является реальным вознаграждением ссудодателя от части произведённого продукта благодаря инвестированным средствам-=что должно определяться НЕ СУМОЙ инвестиций, но СУММОЙ эффекта от инвестирования и исчисления от этого какого-либо процента. В этом свете вполне решаемы все дефолтные ныне ситуации в мире.Устраняя при этом крайность "реализма" \отдельное существование в-себе-денег от эквивалентного полученного продукта и крайность "номинализма", не спекулятивная, а реальная привязка на результат инвестирования денег. 31=В ДЕНЕЖНОМ обращении следует уяснить природу девальвации, инфляции, масштабирования цен \номинация,деноминация,инноминация\-=девальвация есть явление, связанное с глобальным перераспределением мировых денег в их отношении к местным валютам, вызванное недостатком имеющихся "мировых"денег, что приводит к неизбежному снижению оценки труда локальных производителей относительно других регионов. Т.е., девальвация это "инфляция" локальной валюты. Поэтому следует рассмотреть вопрос, ЧТО есть ИНФЛЯЦИЯ. Инфляция есть процесс такого НЕРАВНОМЕРНОГО распределения денежной массы среди потребителей, которое неизбежно приводит к ценовым корректировкам, ударающим существенно по потребительскому спросу. Неравномерность обусловленна усугубляющимися ОТЧУЖДЕНЧЕСКИМИ процессами в экономике, несвязанность которых ведёт к общей разбалансировке. 32= О ТОВАРНОМ вандализме мы утверждаем-= наличие в мире фактов, указывающих на сущностное неуважение к результатам труда, как СВЕРХУ \уничтожение контрафакта, кризисные утилизации для поддержания ценового спроса\, так и СНИЗУ в виде актов массовых погромов \анархисты и проч.\ предметов"роскоши" и "потребительства"-=эти тенденции показывают всю глубину заблуждений идей, в которую вошло человечество во имя этих-же "фетишизированных" ценностей. Т.е., если низы подходят к искуственному продукту с "луддитской" позиции, не видя в нём человеческое\участие\. То верхи путём остракизма товарного остаркируют самого человека от комплекса благ, считая его лишним в уже якобы самоналаживающемся "Рыночном механизме" в виде совокупности технократических процедур всё менее "нуждающихся" в человеческом участии. 33= О РЫНОЧНЫХ отношениях мы учим, что рынок, как поле предпочтений уместен только в тех сферах, где НЕ может БЫТЬ НЕПРОСМАТРИВАЕМЫМ конечный коммерческий интерес. В этом парадокс рынка.Т.е., рынок не имеет смысла в тех сферах, где существенно наработанны технические и технологические связи-условности в соединении РЕАЛЬНЫХ факторов производства. Т.е., по сути РЕАЛЬНЫЙ рынок возможен ТОЛЬКО в сфере ЛИЧНОГО потребления. Однако нами констатируется насущность ИДЕАЛЬНОГО рынка в виде комплекса инженерийных менеджерных экспертных услуг по СОЕДИНЕНИЮ факторов производства в наиболее ОПТИМАЛЬНУЮ цепочку \экспетный тендер, обращение петентов и проч.\. Хотя, конечно, возмещение услуг может быть только по окончанию производства.
    34=О СТОИМОСТИ мы утверждаем -=что что помимо своего именно трудового-направленного происхождения, ВВИДУ того, что человек своим появлением на планете уже сопричастен ДЕЯТЕЛЬНО пока локальному региону, а впоследствии и глобальности то СТОИМОСТЬЮ, как зиждящей на трудовом-деятельном участии человека, обладает ЛЮБОЕ БЛАГО на Земле. Т.е, НЕТ такой стоимости, которая взялась бы неизвестно откуда, НЕЗАВИСИМО от существования и деятельности субъектов. В ЭТОМ мы кардинально расходимся с марксизмом и вскрываем все тайны буржуазных спекуляций по этому вопросу. Т.е., есть стоимость БЕЗУСЛОВНАЯ \деятельная\ и УСЛОВНАЯ \трудовая\, а иных быть не может. СТОИМОСТЬ неотделима от продукта -блага её содержащего. В этом мы опять расходимся с марксизмом, утверждающем о существовании меновой абстрактной стоимости, равно как и о существовании абстрактного труда-=что является идеалистическим вывертом. ЦЕНОЙ продукта труда является конечная оценка потребителем конечных-же благ сущностно или эстетически-лично, индивидуально присваемых как правило в разовом акте. Как понятно, цена посредственных продуктов труда проявляется ПЕРМАНЕНТНО-интегрированно. 35= О ПРОТИВОПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ истерии мы указываем, что рост потребления сам по себе не является злым проявлением, но он не должен сопровождаться ограблением других в счёт жирования преуспевающего региона \в этом плане обращение к п.11\. 36=О ТРУДЕ. Мы утверждаем, что труд является СРЕДСТВОМ для стабильного и обеспеченного существования человека путём направленной ЛОКАЛЬНОЙ деятельности. Но ОН не является ПРИРОДНОЙ потребностью человека и не будет таковой никогда, хотя трудовая деятельность человека и будет расширяться и приобретать многообразные функции, но это приведёт к тому, что совершенный человек уже просто своей "естественной деятельностью" будет гармонизировать себя с мирозданием в наиболее полных потребностях, т.е., это уже не будет неким направленным трудом. Но сам человек своей сущностью будет абсолютно-комплементарно настроен на мироздание, так что его "естественное существование" будет ему всё обеспечивать, но это дело отдалённого будущего. Также мы считаем необоснованной истерию по поводу исчерпания капитализмом резервов в эксплуатации человеческого труда, доселе рассматриваемого только с точки зрения ЭКСТЕНСИВНОСТИ \перелив капитала в зоны дещёвых ранков труда, ресурсов и проч. \ на самом деле эффективность труда НЕИСЧЕРПАЕМА и глубока хотя и требует определёных капвложений \наука, инновации \. Т.е., капитализм имеет право задержаться на Земле в том случае, если сможет повернуть основную массу человечества к высокоинтеллектуальному производству \что подспудно как-то и делается\, так как массу "иждивенцев", недотягивающих до нужного уровня, естественно, он кормить не собирается и что чревато его хищническими планами зачистки от "балласта"-=это худший вариант его агонии. Если не сможет стать на почву просветительства и дальнейшей высокой выжимки -= это будет сообщество более тонких махинаций по оболваниванию "умных" масс. 37=О ВНЕПЛАНЕТНОМ разуме. Мы предполагаем его наличие, но утверждаем, что иноразум стремится не к порабощению, но ко слиянию \сущностному со-бытию\. Если-бы нас навестил бы хоть один представитель иноразума, то мы навсегда стали-бы иными и довольно продвинутыми в космическом понимании. К сожалению, ныне налицо экспликация человеческих трудностей на высший разум далёких миров. Мы констатируем в то-же время ТАКУЮ отдалённость возможного очага существования ИНОразума-транскосмического уровня, что на контакт нам рассчитывать не приходится. Практически мы одиноки ОБСТОЯТЕЛЬНО во вселенной \практическая нетрансцендируемость\. И скорее мы первыми начнём осваивать Космос, чем нежели будем замеченны ещё в Земной колыбели. Однако, это не должно нас ставить в уныние, так как само человечество для себя является terra incognita. И именно по мере внутренней доброй согласованности мы будем обнаруживать новые горизонты для некоего внеземного.

 

Антонио Грамши. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ.

Является ли интеллигенция отдельной, самостоятельной социальной группой, или у каждой социальной группы есть своя особая категория интеллигенции? На этот вопрос ответить непросто, ибо современный исторический процесс порождает многообразие форм различных категорий интеллигенции.

Существуют две основные формы образования интеллигенции:

1) Всякая общественная группа выполняет определенную, только ей присущую функцию в процессе экономического производства и естественно создает один или несколько слоев интеллигенции/которые помогают ей осознать свое значение и свою роль как в области экономики, так и в социально-политической области: предприниматель-капиталист создает рядом с собой специалиста по технике производства, по политической экономии, организатора новой культуры, создателя нового права и т. д. Следует заметить, что сам предприниматель представляет собой продукт высокой степени социального развития, является, в известном смысле, руководителем и техническим специалистом (то есть занимается интеллектуальной деятельностью): он должен обладать техническими знаниями не только в узкой сфере своего производства и своей частной инициативы, но и в других, близких к экономическому производству областях (уметь организовать большое количество людей, внушить держателям акций “доверие” к своему предприятию, а покупателям — “доверие” к своему товару). Если не все предприниматели, то, во всяком случае, их лучшие представители должны обладать способностью управлять обществом в целом, организовывать весь сложный комплекс общественных служб, включая государственный аппарат, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для развития своего класса, либо, по крайней мере, уметь выбрать “посредников” (специализированных служащих), которым они могли бы доверить организацию общества за пределами предприятия. Важно учитывать, что “своя” интеллигенция, создаваемая каждым новым классом в процессе его прогрессивного развития, появляется прежде всего благодаря специализации отдельных сторон первоначальной деятельности нового социального типа, возникающей вместе с этим новым классом. (Феодалы тоже были до известной степени техническими специалистами, то есть специалистами по военному делу, и не случайно именно с того момента, когда аристократия теряет монополию на военно-технические знания, начинается кризис феодализма. Однако проблема возникновения интеллигенции в эпоху феодализма и в предшествующую ей античную эпоху должна быть рассмотрена особо: возникновение и развитие этой интеллигенции шло таким образом и такими путями, которые требуют специального изучения. Так, важно учитывать, что крестьянство, хотя и играет основную роль в сфере материального производства, не дает своих “органических” интеллигентов и не “ассимилирует” ни одной разновидности “традиционных” интеллигентов, но при этом из крестьянской среды другие классы нередко получают представителей своей интеллигенции, и, кроме того, значительная часть “традиционных” интеллигентов происходит из крестьян.)

2) Всякая “основная” социальная группа возникает исторически из предшествующего экономического базиса как результат его развития и застает уже возникшие до него социальные категории (по крайней мере, до сих пор так было всегда), что говорит о беспрерывности и преемственности исторического процесса, несмотря на сложные радикальные изменения, происходящие в социальных и политических формах его развития. Самая типичная из подобных категорий интеллигенции — духовенство, монополизировавшее на протяжении длительного времени (в течение целой исторической эпохи, одной из наиболее характерных черт которой и являлась такая монополия) важнейшие области общественной жизни: религиозную идеологию, то есть философию и науку этой эпохи, вместе со школой, образованием, моралью, правосудием, благотворительными и медицинскими учреждениями и т. д. Духовенство может рассматриваться как категория интеллигенции, органически связанная с землевладельческой аристократией: оно было юридически приравнено к аристократии, разделяло с ней право на феодальную земельную собственность и пользовалось привилегиями, которые государство предоставляло землевладельцам. Но монополия священнослужителей в области надстроек осуществлялась не без борьбы и ограничений, в результате чего различными путями (требующими специального изучения) появляются другие категории интеллигенции, которые при всех более благоприятных условиях развиваются по мере того, как усиливается, превращаясь в абсолютизм, централизованная власть монарха. Таким образом возникает судейская аристократия, имеющая свои особые привилегии, сословие управляющих и т. п.; ученые, теоретики, нецерковные философы и т. д.

Эти категории традиционной интеллигенции, осознав свою историческую преемственность и свято уверовав в свое особое призвание, начинают считать себя самостоятельными, не зависящими от господствующей социальной группы. Подобная точка зрения не остается без самых разнообразных последствий в идеологической и политической сферах: легко прослеживается связь всей идеалистической философии с этой позицией части интеллигенции, ибо идеалистическая философия может быть определена как выражение той самой социальной утопии, согласно которой интеллигенция считается “независимой”, самостоятельной, обладающей только ей одной присущими качествами и т. д. Интересно заметить при этом, что если папа и верхи духовенства считают себя ближе к Христу и апостолам, чем к сенаторам Аньелли и Бенни, то Джентиле или, например, Кроче придерживаются иной точки зрения: Кроче признает, что ему близки Платон, и Аристотель и в то же время не отрицает своей связи с сенаторами Аньелли и Бенни, и именно в этом кроется релятивистский характер его философии. (Такое исследование по истории интеллигенции не будет иметь “социологический” характер, а выльется в серию очерков по “истории культуры” (Kulturgeschichte) и по истории политической науки. Однако избежать использования некоторых схематичных и абстрактных форм, напоминающих о “социологии”, будет трудно: следовательно, понадобится искать более подходящую литературную форму, чтобы изложение носило “не-социологический” характер. Первой частью исследования могла бы стать методичная критика уже существующих работ об интеллигенции, а почти все они социологического характера. Таким образом, неизбежно придется собрать библиографию по теме.)

Каковы же границы значения слова “интеллигент”? Возможен ли единый критерий, с помощью которого можно было бы дать одинаково точное определение самым разным, непохожим друг на друга видам интеллектуальной деятельности и выяснить, в чем состоит принципиальное отличие этой деятельности от деятельности других социальных групп? Наиболее распространенная методическая ошибка состоит в том, что этот критерий ищут в самих разновидностях интеллектуальной деятельности, а не в системе тех отношений (и, следовательно, групп, в которых они воплощаются), которые связывают интеллектуальную деятельность человека с комплексом общественных отношений. Ведь на самом деле нельзя дать определение деятельности рабочего,(пролетария), исходя лишь из физического или машинного характера его труда, необходимо еще учитывать определенные условия и общественные отношения, при которых этот труд осуществляется (не говоря уже о том, что нет чисто физического труда, и даже выражение Тейлора — “ дрессированная обезьяна” — это лишь метафора, указывающая на существование определенных ограничений в этом направлении: для каждой физической работы, пусть даже самой монотонной и унизительной, требуется некий минимум технической квалификации, то есть минимум творческой интеллектуальной деятельности). Мы уже говорили о том, что предприниматель, следуя своему назначению, должен обладать определенной квалификацией, носящей интеллектуальный характер, хотя его положение в обществе зависит не от этой квалификации, а от системы общественных отношений, определяющих его место в производстве.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что все люди интеллектуальны, но не все они выполняют в обществе функцию интеллигентов. (Подобно тому, как каждому человеку приходится хоть раз в жизни изжарить себе яичницу или зашить дырку в одежде, но мы не можем на этом основании считать, что все люди — повара и портные.) Когда пытаются провести грань между интеллигентами и неинтеллигентами, исходят в действительности только из непосредственной общественной функции профессиональных интеллигентов, то есть стараются учесть, что преобладает в специфической профессиональной деятельности индивидуума: умственный труд или нервно-мышечная работа. Но это означает, что если мы и можем говорить об интеллигенции, то о неинтеллигентах речи быть не может, потому что они не существуют. Кроме того, само соотношение между умственной, интеллектуальной деятельностью и нервно-мышечным трудом не всегда одинаково, а следовательно существуют различные степени собственно интеллектуального труда. Нет такой человеческой деятельности, из которой можно было бы полностью исключить долю умственного труда, нельзя отделить homo faber от homo sapiens. Наконец, каждый человек помимо своей профессиональной деятельности осуществляет и определенную интеллектуальную деятельность, то есть одновременно является “философом”, художником, дает критическую оценку окружающей действительности, у него есть свое мировоззрение, свои моральные принципы, и, таким образом, он вносит свой вклад в укрепление или в изменение определенной мировоззренческой системы и принимает участие в выработке новых способов мышления. Проблема создания интеллигенции нового типа состоит прежде всего в том, чтобы критически развить интеллектуальную деятельность, свойственную всем людям в той или иной степени, и добиться появления нового соотношения между интеллектуальной и нервно-мышечной деятельностью, то есть создания нового равновесия, врезультате чего сама эта нервно-мышечная деятельность, как элемент практической деятельности вообще, обновляющей материальный и социальный мир, ляжет в основу нового, цельного мировоззрения. В традиционном, банальном смысле интеллигент — это писатель, философ, художник. Поэтому журналисты, которые считают себя писателями, философами, художниками, не сомневаются, что они являются “настоящими” интеллигентами. В современном мире техническое образование, связанное вплотную с производственным трудом, даже самым примитивным и неквалифицированным, должно создать основу формирования нового типа интеллигента. Именно в этом направлении работал еженедельник “Ордине нуово”, разрабатывая формы интеллектуализма нового типа и давая определения новым понятиям, что во многом способствовало успеху этого издания, так как такая установка отвечала сокровенным устремлениям многих и находилась в соответствии с новой развивающейся действительностью. Деятельность нового интеллигента не может сводиться к одному лишь красноречию, которое способно только извне и на очень короткое время управлять человеческими чувствами и страстями; он должен принимать активное участие в практической жизни как строитель, организатор, “постоянный агитатор”, а не только как мастер красноречия ради красноречия, ему должна быть чужда ограниченность абстрактно-математического мышления: от техники труда он переходит к технике-науке и к гуманистическому пониманию истории, без которого он — только “специалист”, так и не ставший “руководителем” (то есть специалистом и политиком одновременно.

Таким образом, исторически формируется специализированная категория людей, осуществляющих в обществе интеллектуальную функцию; она находится в тесной связи с другими социальными группами, особенно с наиболее важными из них, и претерпевает сложные и весьма существенные изменения под влиянием господствующей социальной группы. Одним из наиболее важных моментов для любой группы, идущей к власти, является борьба за ассимиляцию и идейное подчинение себе традиционной интеллигенции, и процесс этот идет тем быстрее и эффективнее, чем успешнее правящий класс создает своих “органических” интеллигентов. Огромный рост числа учебных заведений и их бурное развитие в послесредневековом обществе обусловили ту важную роль, которая в современном мире отводится различным категориям интеллигенции и их функциям; углубление и развитие интеллекта каждого человека происходило одновременно с увеличением количества специализаций и их совершенствованием. Об этом свидетельствует создание учебных заведений самых различных профилей, в том числе и таких, которые занимались распространением так называемой “высокой культуры” во всех областях науки и техники. (Учебное заведение — это аппарат для создания интеллигенции разных уровней. Сложность интеллектуальной жизни в стране находится в объективной зависимости от количества специализированных учебных заведений и от их иерархической структуры: чем шире сеть таких заведений и чем больше в них “вертикальных” ступеней, тем цивилизованнее государство и тем богаче его культурная жизнь. Можно провести параллель в производственно-технической области: степень индустриализации страны зависит от состояния оборудования для производства станков, которые используются в машиностроении, и от создания еще более сложных инструментов, с помощью которых создается это оборудование для производства станков, используемых в машиностроении, и т. д. Страна, располагающая наилучшим оборудованием, с помощью которого создаются и испытываются инструменты для научных лабораторий, может считаться самой развитой в производственно-техническом отношении, самой цивилизованной и т. д. Точно так же обстоит дело с подготовкой кадров интеллигенции и с учебными заведениями, которые эти кадры готовят. Школы и высшие учебные заведения производят “продукцию” друг для друга.) (И здесь количество тоже неотделимо от качества. Совершенная техническая и культурная специализация интеллигенции не может не сопровождаться самым широким распространением начального образования и стремлением создать как можно более разветвленную сеть средних учебных заведений. Разумеется, создание такой широкой базы для отбора и подготовки высококвалифицированных специалистов — базы, которая обеспечивает высокоразвитой культуре и технике демократическую структуру,— влечет за собой известные трудности: создаются предпосылки для возникновения кризисов перепроизводства средних слоев Интеллигенции, что в действительности и имеет место во всех современных обществах.)

Необходимо учитывать, что создание интеллигентской прослойки в реально существующем современном обществе происходит не на некой абстрактно-демократической основе, а в соответствии с вполне конкретными традиционными историческими процессами. Образовались слои, являющиеся традиционными “поставщиками” интеллигенции, причем это те самые слои, которые известны своей “бережливостью”, то есть мелкая и средняя сельская буржуазия и некоторые слои мелкой и средней городской буржуазии. От того, каким образом располагаются на экономической карте страны различные типы (гуманитарные и технические) учебных заведений, и от того, каковы устремления различных категорий вышеназванных слоев, зависит, каким образом будет происходить появление специализированных слоев интеллигенции. Так,>например, в Италии сельская буржуазия производит в основном государственных служащих и людей свободных профессий, а городская буржуазия дает технических специалистов для промышленности, поэтому северная Италия производит, главным образом, инженеров, а южная —служащих и людей свободных профессий.

Отношения интеллигентов с миром производства не являются непосредственными, как у основных социальных групп, они “опосредованы”, в той или иной степени, всеми условиями общественной жизни, совокупностью надстроек, “работниками” которых они являются. Можно установить степень “органичности” различных слоев интеллигенции, их более или менее тесную связь с основной социальной группой, произведя структурно-функциональный анализ надстроек снизу вверх (то есть начиная с основания структуры и выше). На данном этапе можно выделить два основных “этажа” в надстройках: первый “этаж”, включающий в себя весь комплекс учреждений, которые принято грубо определять как “частные”, можно назвать “гражданским обществом”, а второй — “политическим обществом или государством”. На первом из этих уровней господствующая группа осуществляет “гегемонию” над всем обществом, а на втором государственный аппарат и “юридическое” правительство осуществляют функцию “прямого господства” или управления. Обе эти функции носят организационный, связующий характер. А интеллигенты — это “приказчики” господствующей группы, выполняющие вспомогательные функции, связанные с осуществлением этой группой социальной гегемонии и политической власти, а именно: 1) они помогают обеспечить “стихийное” согласие народных масс с тем направлением, которое навязывает обществу основная господствующая группа; это согласие возникает “исторически” в связи с престижем (а значит, и доверием), которым пользуется господствующая группа благодаря своей роли в производстве; 2) из них формируется государственный аппарат принуждения, который призван “в рамках законности” держать в узде тех, кто ни пассивно, ни активно не выражает “согласия”, и действие которого может распространяться на все общество в предвидении кризиса управления и руководства, когда стихийное согласие сходит на нет. В результате такой постановки вопроса понятие “интеллигент” трактуется очень широко, но тем не менее это единственный путь приблизиться к действительному положению вещей. При подобном подходе к проблеме мы сталкиваемся и с вопросом кастовости в среде интеллигентов: действительно, сама организационная функция интеллигенции в осуществлении социальной гегемонии и государственного господства приводит к известному разделению труда, а следовательно, и к возникновению различного рода должностей, некоторые из которых не имеют ничего общего с организационной и руко­водящей деятельностью: в учреждениях общественного и государственного управления существует целый ряд людей, которые занимаются выполнением только технической, вспомогательной работы (это исполнители приказов, а не те, кто эти приказы издает, поверенные в делах, а не собственно должностные лица или чиновники); очевидно, что такие различия проводить необходимо также, впрочем, как и некоторые другие, с которыми нам еще придется столкнуться.На самом деле интеллектуальная деятельность, с точки зрения ее внутреннего содержания, тоже должна подразделяться на уровни, которые в пунктах крайнего своего противопоставления дают нам социальные различия: на самой высокой ступени оказываются творцы науки, философии, искусства и т. д., а на самой низкой — простые “администраторы” и популяризаторы уже. существующего, накопленного, традиционного интеллектуального богатства. Военный аппарат также дает образец этих сложных градаций: унтер-офицеры, младшие и старшие офицеры, Генеральный штаб; и не следует преуменьшать роль младших командиров в воинских частях — их значение на самом деле больше, чем принято думать. Интересно заметить, что все эти части чувствуют себя едиными, а низшие слои даже в большей мере выражают корпоративный дух и питают им свою “амбицию”,чем вызывают постоянные насмешки и остроты.

В современном обществе трактуемая таким образом категория интеллигенции разрослась до небывалых размеров. Социальная демократико-бюрократическая система порождает огромное количество людей, относящихся к этой категории, что не всегда может быть оправдано с точки зрения общественных потребностей производства, но объясняется политическими потребностями правящего класса. Следовательно, концепция непроизводительного “трудящегося”, принадлежащая Лории (“непроизводительного” по отношению к кому и к какому способу производства?) может быть до какой-то степени оправдана, если учитывать, что эта категория интеллигенции, благодаря своему положению, получает значительные суммы из национального дохода. Массовое “производство” интеллигенции привело к стандартизации личности и в профессиональном, и в психологическом отношении и вызвало появление в среде интеллигенции тех же явлений, что и в других стандартизованных социальных группах: конкуренции, приводящей к созданию организаций для защиты профессиональных прав, безработице, перепроизводству специалистов, эмиграции и т. п.

Различное положение городской и сельской интеллигенции.

Жизнь городских интеллигентов прочно связана с промышленностью, с ее достижениями. Их можно сравнить с младшим офицерским составом в армии: они не пользуются никакой самостоятельностью в выработке конструктивных планов, в их обязанности входит лишь организация работы исполнительской массы и налаживание связей между исполнителями и предпринимателями; они должны обеспечить непосредственное выполнение производственного плана, разработанного руководителями производства, проверяя правильность его осуществления на отдельных этапах. Городские интеллигенты, как правило, бывают сильно стандартизованы; те из них, кто стоит наверху служебной лестницы, все чаще сливаются с собственно руководящим составом производства.

Сельские интеллигенты — это большей частью интеллигенты “традиционные”, связанные с населением деревни и с мелкобуржуазным населением городов (прежде всего небольших), еще не подвергшихся капиталистической “обработке” и не запущенных в общий круговорот капиталистического развития. Этот тип интеллигенции осуществляет связь крестьянских масс с государственной и местной администрацией (адвокаты, нотариусы и т. п.) и, таким образом, выполняет важную общественно-политическую функцию, ибо посредничество профессиональное не может быть отделено от посредничества политического. Кроме того, в сельской местности средний уровень жизни интеллигента (священника, адвоката, нотариуса, учителя, врача и т. д.) выше или, по крайней мере, отличается от среднего уровня жизни крестьян, и поэтому сельский интеллигент представляет собой для крестьянина некую социальную модель, подражая которой можно изменить свое положение и повысить свой материальный уровень. Крестьянин всегда надеется, что хотя бы его сын сможет стать интеллигентом (чаще всего — священником), то есть будет синьором, поднимет семью на более высокую ступень общественной лестницы и улучшит ее материальное положение, так как непременно породнится с другими синьорами. Отношение крестьянина к интеллигенту двойственное, а иногда и противоречивое: общественное положение интеллигента; а в особенности государственного служащего, вызывает у него восхищение, но иногда он делает вид, что относится к этому положению с презрением, к его восхищению инстинктивно примешиваются элементы зависти и злобы. Невозможно понять что-либо в коллективном образе жизни крестьян и в том новом, что зарождается внутри этой жизни, если не принимать во внимание, не подвергать конкретному изучению и анализу эту реально существующую зависимость крестьян от интеллигенции. Всякое органическое развитие крестьянских масс до известной степени связано с общественной жизнью интеллигенции и зависит от нее.

Совсем иначе обстоит дело с городской интеллигенцией: инженеры на заводе не оказывают никакого политического влияния на рабочую массу, во всяком случае, в наше время это уже пройденный этап; нередко происходит как раз обратное: исполнители, через своих собственных, органических интеллигентов оказывают политическое воздействие на инженеров.

Однако суть обсуждаемой проблемы по-прежнему состоит в том, чтобы установить, в чем заключается различие между органической категорией интеллигенции, создаваемой каждой из основных социальных групп, и категорией традиционных интеллигентов; от этого различия зависит решение целого ряда вопросов, оно могло бы лечь в основу будущих исторических исследований. Особенно интересно с этой точки зрения подойти к вопросу о том, что представляет собой современная политическая партия, каковы истинные причины ее возникновения, в чем заключается ее развитие и какие формы оно принимает. Какова же связь политической партии с проблемой интеллигенции? Тут следует принять во внимание следующие обстоятельства: 1) для некоторых социальных групп политическая партия — только средство для создания своей собственной органической интеллигенции (которая в результате и возникает — она не может не возникнуть, ибо этого требуют особенности данной партии, условия, при которых она формируется, живет и развивается) исключительно для политической, идеологической работы, а не для деятельности в сфере производства;.2) для любой группы политическая партия — это механизм, выполняющий в гражданском обществе ту же функцию, которую в более широком масштабе и более синтезирование выполняет государство в политическом обществе, а именно: соединение органической интеллигенции данной господствующей группы с традиционной интеллигенцией. Выполнение этой задачи находится в зависимости от основного назначения партии, которым является формирование из своих собственных членов, то есть из представителей группы, возникшей и развивающейся прежде всего как “экономическая”, квалифицированных политических интеллигентов, руководителей, организаторов для любых видов деятельности, имеющих отношение к органическому развитию, общества в целом, и гражданского, и политического. Можно даже сказать, что в своей сфере политическая партия выполняет собственное назначение гораздо более полно и органично, чем это делает государство в более широком масштабе: интеллигент, вступивший в политическую партию, созданную определенной социальной группой, сливается с органической интеллигенцией этой группы и оказывается связанным с ней самым тесным образом, тогда как с работниками государственного аппарата ничего подобного не происходит, или если и происходит, то в незначительной степени. Более того, многие служащие государственного аппарата начинают отождествлять себя с государством, а так как, эта категория интеллигенции весьма многочисленна, то подобное убеждение имеет важные последствия и приводит к нежелательным осложнениям для основной экономической группы, которая на самом деле и представляет собой государство.

Утверждение, что все члены политической партии должны считаться интеллигентами, может показаться несерьезным и кари­катурным, и тем не менее, если подумать, это действительно так. Важно только помнить, что внутри политической партии есть различные уровни, и численное соотношение более высоких и более низких уровней в разных партиях может быть различным, но суть не в этом: самое главное — руководящий, организующий, а это значит—воспитательный, следовательно, интеллектуальный характер деятельности членов партии. Коммерсант вступает в партию не для того, чтобы заниматься торговлей, промышленник не для того, чтобы производить больше и с более низкими затратами, а крестьянин не для того, чтобы осваивать новые методы возделывания земли, хотя в какой-то мере политическая партия может удовлетворить и профессиональные интересы коммерсантов, промышленников и крестьян. Для решения этих вопросов существуют профессиональные союзы, где экономико-корпоративная деятельность коммерсантов, промышленников и крестьян выступает на первый план. Принимая участие, в работе политических партий, представители определенных социально-экономических группировок оказываются выше профессиональных интересов, сложившихся в процессе их исторического развития и выступают как деятели более широкого направления, имеющего общенациональное и международное значение. Эта особенность политической партии станет еще более очевидной после того, как будет произведен конкретно-исторический анализ форм развития органической и традиционной интеллигенции как с учетом особенностей исторического развития различных наций, так и в рамках эволюции основных социальных групп у разных народов, а в особенности таких групп, экономическая деятельность которых носит прежде всего исполнительский характер.

Пожалуй, самая интересная историческая проблема—образование традиционной интеллигенции. Она, несомненно, связана с историей античного рабовладельческого общества и с положением вольноотпущенников греческого и восточного происхождения в общественном устройстве Римской империи.

Примечание. Изменения в социальном положении интеллигенции в Древнем Риме начиная с времен Республики и кончая образованием Империи (то есть в период перехода от корпоративно-аристократической формы правления к демократико-бюрократическому режиму) связаны с именем Цезаря, который предоставил гражданство врачам и преподавателям свободных искусств, для того чтобы они охотнее обосновались в Риме и призывали других: “Omnesque medicinam Romae professos et liberalium artiumdoctores, que libentius et ipsi urbem incolerent et coeteri appete sent civitate donavit” (Светоний, “Жизнь Цезаря”, XII). Таким образом, Цезарь преследовал две цели: 1) хотел, чтобы те представители интеллигенции, которые уже находились в Риме, осели бы здесь окончательно, положив начало постоянно существующему сословию, без которого невозможно формирование культуры. Ранее наблюдавшийся процесс текучести интеллигенции необходимо было остановить и т. д.; 2) стремился привлечь в Рим лучших представителей интеллигенции всей Империи, вызвав тем самым их значительную концентрацию. Так было положено начало возникновению “имперской” интеллигенции, которая потом найдет свое продолжение в католическом духовенстве и оставит след на всей истории итальянской интеллигенции, отличительной чертой которой вплоть до XVIII века был космополитизм.

Эта ситуация оторванности (не только социальной, но и национальной, расовой) основной массы интеллигенции от правящего класса, имевшая место в Римской империи, возникает вновь, уже после падения империи, среди германских завоевателей и интеллигентов, происходивших из романизированных слоев, преемников слоя вольноотпущенников. С этим же явлением переплетено зарождение и развитие католицизма и появление церковной организации, которая на много веков монополизировала большую часть интеллектуальной деятельности и полностью захватила руководство культурной жизнью, карая тех, кто сопротивлялся ее власти или пренебрежительно к ней относился. В Италии мы сталкиваемся с явлением космополитизма в среде интеллигенции, более или менее ярко выраженного в различные периоды. В связи с этим мне хотелось бы остановиться на самых очевидных отличиях, существующих между интеллигентами различных стран, на примере наиболее известных народов, с той оговоркой однако, что мои наблюдения должны быть проверены и подвергнуты анализу.

Итальянская интеллигенция отличается прежде всего своей интернациональной, космополитической позицией, которая является одновременно причиной и следствием раздробленности страны со времени падения Римской империи до 1870 года.

Франция дает нам пример 'полного и гармоничного развития всех национальных сил, а в особенности интеллигенции. Когда в 1789 году новая социальная группировка впервые в истории заявляет о себе, она оказывается уже вполне идейно оснащенной для выполнения своих социальных задач и поэтому начинает борьбу за безраздельное господство над нацией, не только не идя на сколько-нибудь серьезные компромиссы со старым классом, но заставляя его подчиниться ее интересам. Первые зародыши интеллигенции нового типа появляются вместе с первыми новыми экономическими элементами: сама церковная организация испытала их влияние (галликанизм, очень рано начавшаяся борьба между церковью и государством). Наличием серьезной интеллектуальной основы и объясняется та роль, которую французская культура играет в XVIII—XIX веках как источник интернациональных и космополитических идей в их органической связи с империалистическими и гегемонистскими устремлениями Франции, и это отличает ее от итальянской культуры, которая распространялась отдельными выдающимися личностями, выезжавшими в другие страны. Такое распространение не оказывало обратного влияния на национальную базу и не только не способствовало усилению нации, но делало невозможным создание прочного фундамента для национального развития.

В Англии дело во многом обстояло иначе, чем во Франции. Новая социальная группировка зарождается здесь на базе современной промышленности и получает поразительное экономико-корпоративное развитие, однако в интеллектуально-политической области действует вслепую. Здесь очень многочисленна категория органической интеллигенции, возникающая на той же промышленной основе, что и экономическая группа, но в верхних слоях общества старый класс земельных собственников сохраняет свое почти безраздельное господство, ибо, потеряв превосходство в экономической области, он надолго удерживает его в интеллектуально-политической сфере и ассимилируется новой правящей. группой в качестве “традиционной интеллигенции” и руководящей прослойки. У старой земельной аристократии складываются такие же отношения с предпринимателями, какие в других странах бывают у традиционной интеллигенции с новыми господствующими классами. Старая земельная аристократия объединяется с промышленниками своего рода “швом”, именно тем, который в других странах объединяет традиционную интеллигенцию с новыми господствующими классами.

Аналогичные процессы происходят в Германии, осложненные местными историческими условиями и традициями. Германия, так же как и Италия, была центром универсалистских институтов и универсалистской наднациональной идеологии (Священная Римcкая империя германской нации) и дала многих представителей средневекового космополитизма, истощая свою внутреннюю энергию и ведя борьбу, не затрагивающую национальных проблем и способствующую сохранению средневековой территориальной раздробленности. Промышленное развитие шло в полуфеодальных условиях вплоть до ноября 1918 года, а немецкие юнкеры пользовались политическим и идеологическим первенством в гораздо большей степени, чем та же социальная группа в Англии. По отношению к немецким промышленникам они стали традиционной интеллигенцией, но обладали особыми привилегиями и были абсолютно убеждены, что являются самостоятельной социальной группой, так как в их руках была сосредоточена значительная эко­номическая власть над земельной собственностью, более “производительной”, чем в Англии. Немецкие юнкеры напоминают некую военно-жреческую касту, почти целиком захватившую все организационно-руководящие функции в политическом обществе, и в то же время обладающую собственной экономической базой, а поэтому не зависящую от подачек экономически господствующей группы. Кроме того, в отличие от английских дворян-землевладельцев, юнкеры были офицерами большой постоянной армии, которая помогала им воспитывать способных организаторов, преданных и готовых отстаивать свой политический приоритет.

В России—своеобразная ситуация: ее политическое и торгово-экономическое устройство было создано норманнами (варягами), религиозное—византийскими греками; затем немцы и французы становятся проводниками европейского опыта в этой стране и помогают историческому русскому студню впервые обрести твердый каркас. Национальные силы в России инертны, пассивны, но восприимчивы, может быть именно поэтому они прекрасно усваивают и ассимилируют иностранное влияние, русифицируя самих иностранцев. В последующее время происходит обратное явление: еlite из наиболее активных, энергичных, предприимчивых и организованных выезжает за границу, где осваивает культуру и исторический опыт наиболее развитых западных стран, не теряя при этом своей национальной самобытности и не порывая эмоциональных и исторических связей со своим народом. Завершив таким образом свое интеллектуальное ученичество, они возвращаются домой, побуждают народ очнуться от спячки и начать ускоренными темпами безостановочно двигаться вперед. Отличие этой еlite от той, которая была завезена из Германии (Петром Великим, например), состоит в ее национальной, народной сущности: она не может раствориться в инертности и бездеятельности, русского народа, ибо сама является активной реакцией русских на собственную историческую инертность.

С этим русским явлением можно сравнить происходившее, правда, совсем на другой основе, в других условиях и в другое время зарождение американской нации (Соединенные Штаты): иммигранты англосаксонского происхождения тоже были интеллектуальной еlite, особенно в нравственном отношении. Речь идет, разумеется, о первых иммигрантах, пионерах иммигрантского движения, героях религиозных и политических английских войн, потерпевших поражение, но не смирившихся и не сломленных на своей первой родине. Кроме сильных характеров и сильной воли они привозят с собой в Америку определенный уровень цивилизации и ту стадию исторического развития, на которой находилась в это время Европа и которая, будучи пересаженной на девственную американскую почву, продолжает развиваться за счет скрытых в ней ресурсов, но делает это несравненно более быстрыми темпами, чем в старой Европе, где существует целый ряд препятствий (моральных, интеллектуальных, политических, экономических, затрагивающих интересы различных групп населения; пережитки старых формаций, не желающих исчезать), которые тормозят развитие страны и выхолащивают любую инициативу, растворяя ее во времени и пространстве.

В Соединенных Штатах наблюдается почти полное отсутствие традиционной интеллигенции, что отражается на общем равновесии интеллектуальных сил. На индустриальной основе достигается формирование цельных современных надстроек. Проблема создания интеллектуального равновесия решается не путем соединения органической интеллигенции с традиционной, ибо последняя как сформировавшаяся, застывшая категория вообще не существует, а путем слияния в единую национальную культуру различных типов культур, завезенных в Америку иммигрантами разных национальностей. Отсутствием такого широкого слоя традиционной интеллигенции, какой был в странах европейской цивилизации, объясняется отчасти наличие только двух крупных политических партий (ср. с Францией, и не только в послевоенный период, когда умножение числа партий стало всеобщим явлением) и неслыханный рост числа религиозных сект.

Еще одно явление, требующее изучения, — возникновение в Соединенных Штатах удивительно многочисленной негритянской интеллигенции, осваивающей американскую культуру и технику. Это наводит на мысль о возможном косвенном влиянии американской негритянской интеллигенции на отсталое население Африки и о ее непосредственном влиянии на африканских негров, которое могло бы иметь место, если бы: 1) американские экспансионисты привлекали своих американских негров в качестве посредников для завоевания африканских рынков и для насаждения в Африке цивилизации американского образца (нечто подобное уже происходит, но в каких масштабах, мне не известно); 2) если борьба за чистоту американской нации обострится до такой степени, что вызовет исход негров из Америки и возвращение в Африку наиболее независимых и решительных представителей негритянской интеллигенции, которые не смогут мириться с, возможно, еще более унизительными, чем теперешние обычаи, будущими законами. В связи с этим могут возникнуть две основные проблемы: 1) проблема языка, а именно: станет ли английский язык культурным языком всей Африки, придя на смену множеству существующих теперь диалектов? 2) сумеет ли этот слой американской негритянской интеллигенции стать настолько сильным ассимилирующим и организующим фактором, чтобы превратить теперешнее примитивное чувство принадлежности к гонимой расе в чувство национального достоинства, поднимая африканский континент до уровня мифа и роли общей родины всех негров? Мне кажется, что сейчас расовые, национальные чувства у африканских негров имеют скорее отрицательную эмоциональную окраску, чем положительную, происходит это потому, что белые подавляют их и стремятся изолировать: не напоминает ли все это положение евреев до XVIII века? Либерия, уже американизированная, с официальным английским языком, могла бы превратиться в Сион для американских негров, стать африканским Пьемонтом.

К проблеме и

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...