Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К «духовному капиталу»




Это эссе – первое, которое открывает работу над второй частью “Духовного капитала”.

Часть 1 - https://sites.google.com/site/svobodnyfilosof/home/duhovnyj-kapital, https://sites.google.com/site/svobodnyfilosof/home/posleslovie

Мы никоим образом не отказываемся от претензии на сопоставление с “Капиталом” Маркса и на претензию продолжить работу Маркса, как дополнение к открытым Марксом стоимостным законам, законам базиса общества.

Наша работа - это дополнение, можно сказать, по преимуществу, о надстройке, если выражаться марксистскими терминами. Как “Исследование о духовных ценностях, которые нельзя измерить деньгами”. И нами выделены главные из них: человек, как вполне человек, и Человечное общество (мир вполне людей).

Мы не случайно начинаем нашу работу в форме эссе. Цитирую: “Эссе - это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер”.

Причина такого облегченного начала, такого подхода в ослабленном духовном и интеллектуальном состоянии современного человека. В чрезвычайно слабой философской и культурной подготовке подавляющего большинства ныне живущих людей (интернет-смс-сленг-людей).

А мы обращаемся к каждому человеку.

Мы попробуем зацепить каждого за стержень его души, за вполне человеческую составляющую, разбудить ее, активизировать и дать импульс к вытягиванию каждым самого себя в свободу, в мир вполне людей из вынужденного пребывания там, где каждый пребывает – а именно, в своей частной, частичной общественной системе.

Мы надеемся на включение критической массы человечества в процесс нового освобождения от власти денег, капиталов, тоталитарных режимов, от ностальгии по отжившему социализму (у Маркса и Ленина не было бы иллюзий и тоски по прошлому), от предрассудков и невежества. Мы надеемся, что удастся, наконец, повернуть ход истории к настоящей человечности.

Здесь очень уместна цитата из “раннего Маркса” из “Экономическо-философских рукописей 1844 года”, но не для критикуемого нами в эссе бесплодного и мечтательного возврата к прошлому: “Коммунизм... как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства предшествующего раз­вития, возвращение человека к самому себе как человеку об­щественному, т. е. человечному. Такой коммунизм, как завершен­ный натурализм, = гуманизму, а как завершенный гума­низм, = натурализму; он есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и чело­веком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он — решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение” (МЭ, том 42, стр. 116).

Итак, наше эссеистическое начало не только предполагает, но неизбежно будет выводить продвинутых, а главное, желающих на вершины мировой мысли и мировой культуры.

Человеку свойственно оступаться, совершать ошибки. Многие ошибки ясны и понятны, прежде всего, по неприятным последствиям. Кто-то загнал занозу, порезал палец, споткнулся и сломал ногу, или оступился и упал со скалы, съел не то и пр. пр. – ошибка ясна. Но бывают ошибки, которые совершаются всю жизнь, и так остаются не осознанными. В центре нашего внимания серьезные ошибки, которые длятся долгое время, даже целую историческую эпоху, но проявляются и встают проблемой перед человеком при жизни. И в первую очередь, речь об ошибках, связанных со смыслом жизни, с сутью человека, осмысление и давление которых обостряется в «эпохи перемен».

Вопрос: люди, потерявшие родную страну СССР (Союз Советских Социалистических Республик или, кратко, Советский Союз) и социалистическую систему, совершили ошибку? Они предатели? Или, наоборот, предатели были те, кто отказался от прежней родной страны - царской России, и возврат, включая символы, флаг, герб, гимн дореволюционной (конечно, условно) страны был актом свержения и наказания предателей. Люди, вообще, в принципе, отрекающиеся, открещивающиеся от прежних убеждений и взглядов – это предатели, отступники, подлежащие некоему (идеальному) суду и презрению, или прозревшие, познавшие истину, раскаявшиеся и героически вышедшие из тьмы заблуждений? Что такое хорошо и что такое плохо? Есть ли какие-то абсолютные, не относительные критерии «верных» и «неверных», верных и предателей?

Открытие вполне человеческой составляющей (кратко - вполне человек) в каждом человеке и частного, частичного полюса (кратко – частный, частичный человек) дает систему координат, позволяющую отделить ситуационную, корпоративную, системную мораль от вполне человеческой, если сразу выразиться кратко, но на языке теории вполне человека.

Нетрудно заметить, что конструкции свой-чужой, верный-предатель имеют всеобщий характер и используются в любом сообществе. Мы говорим о крупных сообществах таких, как государства, национальности, церковно-религиозные конфессии, общественно-политические объединения общественно-экономические формации1.

В любом сообществе есть своя «конституция», свои законы и критерии. При этом, понятно, что в каждом сообществе действуют свои критерии, которые в своей родовой части носят как раз взаимоисключающий характер. «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», «Чужое и хорошее — постыло, а свое худое, да мило», «Всяк кулик свое болото хвалит», «Своя рубашка ближе к телу», «Свой своему поневоле друг», «Свой своему - и ногою пнет, поможет». «Свой своему лежа помогает». «В своем болоте и лягушка поет», «В своем гнезде и ворона коршуну глаза выклюет», «Знай, сверчок, свой шесток!», «Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив», «На чужбине и сладкое в горчицу, а на родине и хрен за леденец», «Чужбина - калина, родина – малина», «Что русскому здорово, то немцу смерть» и т.д. и т.п.. «Всяк за своих стоит (а один бог за всех)». Последнее выделено не случайно, позже вернемся к нему.

Мы сразу сделаем в наших координатах вполне человека и частного, частичного сильное, глобальное обобщение. Всякий переход, искренний, «честный», или хитрый, приспособленческий или выгоды ради, из одной религии в другую, из одной партии в другую, из одной системы в другую, из царизма в социализм, из социализма в капитализм есть действие частного, частичного человека. Участие в любой системе есть предательство вполне человека в себе, есть отречение от себя как вполне человека. Вот что важно! Вот главное, ради чего это эссе. ВПОЛНЕ ЧЕЛОВЕК!

Трансформации, переходы частного, частичного человека, смена плюса на минус и, наоборот, проходят мимо того, что замечено, выделено и названо нами - вполне человек. Как бы ни раскрашивал себя отдельный человек вместе с раскраской своей общности, со всей отделкой, формой, знаками отличия, орденами, медалями, грамотами, знаменами, дипломами, лицензиями вполне человеческое ядро не станет больше. Человек не выйдет из роли манекена, винтика и, соответственно, предательство самого себя и отправка детей своих на галеры системы, лишение себя и детей своих души, полноценного духовного развития, соответствующего текущему состоянию культуры мира вполне людей, будет и останется главной проблемой человека. Даже, если сам человек, как это и случается с большинством, не будет осознавать эту проблему.

До сделанного нами открытия вполне человека и частного, частичного даже самая современная и сильная традиция – марксистская, или другое заметное, но более узкое направление – экзистенциализм - не могли дать решение этой проблемы. Авторы в марксистской традиции, делая ставку на социальную социалистическую революцию, и не сумев дать марксистский анализ реального социализма, вынуждены возвращаться к до социалистическому состоянию общества, либо еще далее к, так называемому, «раннему Марксу». Экзистенциалисты, также не владея зрелым Марксом, не владея главным трудом - «Капиталом», пытались спасти живую душу человека в разных формах анархизма и абсурдизма, как протеста против бездушности и механистичности системы.

Обращу внимание, что наш вполне человек не абстрактный термин, не абстрактный образ, не идеал, не «вообще человек», что подвергалось сильной критике, при этом, как критики конкретных авторов (Б.Бауэр, Штирнер, Грюн, Прудон, Гейнцен, Кульман…), как Марксом с Энгельсом в ранних работах, таких как «Святое семейство» и «Немецкая идеология», так и Лениным (Н.Михайловский…) в «Что такое друзья народа…» и др. Наш выход на вполне человека – есть вполне марксистский, историко-материалистический и, конечно, диалектический, то есть мы говорим о реальном проявлении реальных живых людей в определенных реальных общественных отношениях.

Человек может предавать свою группу в обычном, привычном смысле по разным причинам: трусость, жадность, продажность, слабость, подверженность пропаганде, обидчивость, зависть, психическая неустойчивость, иллюзия, страсть к перемене мест, авантюрность и пр.

Соответственно, имеют место такие явления как преступление и наказание, как прощение и покаяние. Любое сообщество, не вышедшее совсем из разума, по необходимости старается сохранять своих членов и по возможности возвращать их в общее дело.

Есть народная мудрость: «первый раз прощается, второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас». Петр три раза предал Христа, но стал камнем, столпом церкви. Конечно, Иуда, сдав Христа, уже не имел возможности сдать его снова, как не имел возможности и исправить ситуацию. Осталось – повеситься. Варианты разные бывают. Но в любой действующей организации количество сбоев не может быть бесконечным. Тенденция сохранять своих членов, необходимо должна дополняться отсечением устойчивых разрушителей.

Мы говорим о предательстве самого себя как более значимой проблеме для индивида. Сколько раз человек будет прощать сам себя - не вешаться, не каяться? Никто кроме него самого не будет его судить. И Христос учил прощать других. И в этом его сила. И всякая философия и духовные учения в чистом виде видят в каждом человеке человека. Потрясающий пример из биографии М.Ганди. Можно увидеть в художественном фильме реж. Аттенборо «Ганди».

Ганди простил индуса, у которого мусульмане убили сына, а сам он жестоко убил в отместку ребенка мусульманина. Ганди посоветовал индусу (приверженцу индуизма) усыновить ребенка мусульман, то есть из «чужих», и к тому же и воспитать его как мусульманина. Вот так вот! Не судил Ганди убийцу ребенка. Но дал ему такое задание, которое, действительно, может дать возможность человеку не только искупить свой грех, но, действительно, внутренне переродиться, точнее, родиться вполне человеком. Напомню о той ситуации. После обретения Индией независимости от Великобритании под руководством Ганди в 1948 году в Индии начались страшные погромы на религиозной почве между индусами и мусульманами, которые закончились отделением Пакистана. Ганди какое-то время, объявляя голодовки до смерти, своим духовным авторитетом останавливал эти погромы, захватывающие миллионы людей. Маркс говорил: «поэтому с моей точки зрения, меньше чем с какой бы то ни было другой, отдельное лицо можно считать ответственным за те условия, продуктом которых в социальном смысле оно остаётся, как бы ни возвышалось оно над ними субъективно»2. Маркс говорит о силе объективных законов общественного развития. Или можно говорить о силе предрассудков, или о силе массовых безумств над отдельным человеком. Но Ганди или Маркс демонстрируют, что есть вполне люди, которые способны быть выше существующих условий. И которые способны показать путь к новым условиям, к вполне человеку. Ганди способен встать на пути миллионов частных, частичных людей и остановить безумство взаимного побоища частных, частичных индусов и мусульман и обратиться к их вполне человеческим составляющим. И хотя Ганди довольно скоро был убит этими безумцами, но даже бога убили, распяли. А Ганди не был богом. Но можно быть достаточно сильным, смелым и находчивым, чтобы предложить такое неожиданное и казалось бы невозможное решение. И сделать это так, что предложение срабатывает.

И вспомним народное, простое народное слово, выделенное выше: «Всяк за своих стоит (а один бог за всех)». Я, конечно, не о боге, а о вере народа в возможность БЫТЬ ЗА ВСЕХ. Я о вполне людях, которые есть все и за всех. Один за всех и все за одного.

Не предавайте себя. «Предавайте» то общество, где человек не может быть вполне человеком. Предавая тех, кто уже сумел стать на путь вполне человека, таких людей, как Христос, Сократ, Будда, Маркс, Ганди и других подобных, Вы предаете себя. И хотя себя можно предавать безнаказанно, так как сам себе судья, не три раза, а бесконечно. Но, что это будет за жизнь? А есть еще и такие слова: «чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять». И можно ли вынести это положение, когда за предательство тебя никто, кроме самого же себя не наказывает? «Со ствола мудрой жизни мы не стечем ли бессмысленно в черный омут уродств, для потомства вновь изданный»?

Далее авторское стихотворение, датированное 5 окт. 1987.

Лист ложится мгновеньем

На более вечную Землю.

Мы родились не с тем,

Чтобы просто увять,

Потому что цвести,

Останутся дети,

Значит надо работать,

Но прежде понять.

Правы ли мы

в наших радостях искренних,

не смешны ли окажемся

на суде у грядущего,

со ствола мудрой жизни мы

не стечём ли бессмысленно

в чёрный омут уродств,

для потомства вновь изданный?

О как хочется мучиться,

Но за дело красивое.

Жизнь без крови и трудностей,

Тихий рай обеспеченный—

Это подлость великая,

если всем нет возможности,

а потом просто скучная,

не в ладу с эволюцией.

Я терзаюсь бесплодием

Коммунизма реального.

Я в утопию верую.

Я её не стесняюсь ведь.

Я её рад приблизить бы.

Я не знаю историю.

Я мечтаю несбыточно.

Но шестым чувством чувствую

В нашей жизни запрятана

Правда-истина светлая,

Значит надо искать.

Ю.Л. Дюбенок.

В качестве бонуса «Афоризмы о человеке и человечестве» http://www.wisdoms.ru/186.html.

«Честность ума состоит в том, чтобы не отступать перед правдой, стремиться к ней, находить ее любой ценой, гнушаться легких и удобных половинчатых решений, унизительной лжи. Иметь смелость искать, судить и решать самому. Иметь смелость самостоятельно мыслить. Быть человеком».

Роллан Р.

1 При этом не будем забывать, что дробление на свой-чужой доходит до самых мельчайших групп и в самых разных комбинациях. Например, чужие по признаку национальности или религии, могут быть своими по признаку места работы или учебы, или увлечения и т.д. И, наоборот, свои по любым признакам могут быть чужими по столь же многим характеристикам.

2 «Капитал», т. 1, стр. 10.

 

Адамов А.К.

НООСФЕРНАЯ РЕСПУБЛИКА НА ОСНОВЕ
УЧЕНИЯ В.И.ВЕРНАДСКОГО

В ХХ в. велись интенсивные поиски моделей организации жизнедеятельности человеческих сообществ. Усилия большинства ученых были сосредоточены на разработке двух концепций: а) ноосферы (Вернадский В.И.[1]) и б) открытого общества (Бергсон А., Поппер К.Р.[2]).

Академик В.И.Вернадский в 1925 г. обосновал гениальную гипотезу развития человечества, науки, техники, геологии и биологии – гипотезу о ноосфере, утверждающую неизбежность становления эпохи разума, эпохи расцвета человечества. Он писал: «Мощь его (человечества) связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом».

В 1944 г. В.И.Вернадский открыл, что человечество вступило в эпоху ноосферы. По В.И.Вернадскому, ноосфера будет эпохой разума, организующего на принципах демократии развитие науки, техники, научной системы природопользования и экономики, обеспечивающих счастливую жизнь людей. Однако он не разработал программы строительства человечеством эпохи ноосферы.

Зарубежные авторы, не ссылаясь на гипотезу о ноосфере В.И.Вернадского, разрабатывали по существу варианты развития этой гипотезы в форме образования «открытого общества», «научного общества» (Фурастье Ж. [3]), цивилизации технологического человека (Феркисс В. [4]), постиндустриального общества на основе научного знания (Белл Д. [5]; Хабермас Ю.[6]), супериндустриального общества на базе научного знания и новых технологий (Тоффлер А. [7]), технотронного общества, управляемого учеными с помощью электроники (Бжезинский З. [8]) и др. Однако эти варианты не могут быть реализованы, так как они не опираются на интеллектические (ноосферные) законы эволюции человечества и природопользования.

Проблемы организации человеческих сообществ и их экономической деятельности экологически недостаточно корректны. На всемирной конференции «Земля 2002» (саммит «Земля – 2002), проведенной в 2002 г. под эгидой ООН в Иоганесбурге была подтверждена приверженность «Повестке дня на XXI век», принятой на конференции «Рио-92». Эти решения выполняются медленно. В документе «План выполнения решений», принятом на саммите «Земля-2002», подчеркивается, что каждая страна отвечает за свое социально-экономическое развитие и национальной политике принадлежит главная роль в формировании стратегии развития. Работа всемирных форумов по улучшению экологии взаимодействия: человек-общество-природа способствовали созданию большого количества полезных решений, но они не могли и не могут реализоваться в условиях политических систем современных государств.

Ни одна государственная система и ни одна идеология не смогли найти научно обоснованного выхода из сложившейся кризисной ситуации во всех странах мира. На пороге третьего тысячелетия монархизм, гуманизм, западные учения: социализм, коммунизм, демократия, посткапитализм, информационизм и другие концепции не удовлетворяют сознание людей. Очевидно, необходима новая модель человеческих сообществ.

В Российской Федерации, как уже было отмечено выше, в течение многих лет разрабатывается русская теория развития человечества, основу которой составляет гипотеза В.И.Вернадского о ноосфере.

На основе изучения действия интеллектических законов, анализа перспектив эволюции либерального капитализма, опыта зарубежных стран, построивших гражданское общество, и стран, строивших социалистическое общество, мною было подтверждено открытие В.И. Вернадским ноосферы и доказано, что эпоха ноосферы есть эпоха строительства ноосферных республик, что со второй половины ХХ в. происходит зарождение новой ноосферной общественно-экономической формации [9]. Следует различать понятие «ноосфера» и «эпоха ноосферы». Термин «ноосфера» означает оболочку, построенную на планете Земля по идеям разума, в которую входят люди, объекты природы, обработанные людьми, и объекты, изобретенные разумом и созданные трудом человека. Ноосфера начала строиться после появления на Земле человека. В настоящее время в дополнение к четырем сферам планеты Земля (литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы) человечество построило пятую сферу – ноосферу, которая продолжает строиться и совершенствоваться.

Эпоха ноосферы есть система человеческих сообществ в форме ноосферных республик, управляемых властью разума, - учеными, изобретателями и новаторами, организующими разумную духовную жизнь и экономическую деятельность людей. Эпоха ноосферы состоит из ноосферы и системы ноосферных республик. Современное человечество с его недостатками, как прогнозировал В.И. Вернадский, стихийно строит ноосферные структуры ноосферных республик эпохи ноосферы.

Для создания ноосферной парадигмы развития человечества потребовалась новая философия, способствующая прогрессивному развитию человечества и строительству эпохи ноосферы – ноосферная философия. Философский анализ, проведенный посредством метода интеллектического историзма показал, что единственным научно обоснованным вектором развития человеческих сообществ есть ноосферная республика эпохи ноосферы на основе ноосферной демократии и общественно-экономической формации.

В последнем десятилетии ХХ в. были обобщены проводившиеся мною много лет всесторонние исследования гипотезы В.И.Вернадского о ноосфере и сформулированы основные положения новой ветви науки – ноосферологии. В ней показано, что открытое (гражданское) общество, базирующееся на частном капитализме, и социалистическое (коммунистическое) общество, основывающееся на социалистическом государственном капитализме, опираются на демократию в общественных отношениях, в экономике – на использовании тепловых, паровых машин, двигателей внутреннего сгорания, электромашин, автоматики, селекции полезных растений и животных. В отличие от капитализма и социализма, зарождающаяся ноосферная эпоха базируется на ноосферной демократии и ноосферной общественно-экономической формации, при которой устанавливается оптимальное взаимодействие частной, колхозной, коллективной, общественной, акционерной, муниципальной и государственной форм собственности; используются атомная энергия, двигатели внутреннего сгорания, реактивные двигатели, электромашины, электроника, роботы, ноосферный круговорот объектов, генная инженерия и рынок, управляемый ноосферными законами.

Для реализации гипотезы В.И.Вернадского предложены технологии политического и экономического строительства ноосферных республик эпохи ноосферы. В новой ветви науки – ноосферологии – впервые сформулирована теория ноосферизма, теория ноократии, на основе которой разработана практическая технология выдвижения на руководящие посты в государстве ученых, изобретателей, новаторов, а также политическая и экономическая структура ноосферной республики.

Образование ноосферных республик – главная столбовая дорога эволюции человечества. Она происходит по синергетическим и интеллектическим законам движения материи. Неизбежность трансформирования государств в ноосферные республики обусловлена следующими главными законами:

1. Закон предназначения человека. Согласно данному закону – человек образовался по законам синергетики, чтобы, организуя гармоничное природопользование, развивать материю во Вселенной по идеям или изобретениям своего разума и рукотворным трудом; вектор эволюции человечества направлен на формирование ноосферных республик, создающих условия благоденствия людей на планете Земля и способствующих расселению людей в необозримом Космосе.

2. Закон благоденствия. Главная цель жизнедеятельности каждого человека, заложенная в геноме, состоит в достижении благоденствия, которое реализуется вследствие постоянного действия закона удовлетворения его расширяющихся потребностей, необходимых для благоденствия; цель человечества – в развитии материи.

3. Закон накопления знаний. Человечеству генетически предопределено углублять знания, познавать синергетические законы материи; изобретать новые интеллектические законы ее развития; организовывать гармоничное взаимодействие синергетических и интеллектических законов движения материи; управлять линейными и нелинейными процессами эволюции, а также осуществлять её развитие посредством своей трудовой деятельности, используя разные законы;

4. Закон развития интеллектуального труда. Под действием этого закона человечество для выполнения своего предназначения постоянно увеличивает число граждан, работающих в системе образования и науки, обеспечивая реализацию талантов ученого, изобретателя, новатора.

5. Закон увеличения трудовых специальностей. Согласно данному закону человечество использует приобретаемые знания для совершенствования своего умения обработки объектов материи – создания новых комплексов технологических приемов, составляющих новые виды специальностей труда.

6. Закон управления сообществами людей народным разумом. В соответствии с этим законом республикой эпохи разума – ноосферной республикой – предопределено управлять народным разумом, представляемым умными людьми – учеными, изобретателями, новаторами, избираемыми всенародным голосованием.

7. Закон установления ноосферной демократии. По данному закону в ноосферных республиках организуется система ноосферной демократии (ноократии) для осуществления народной власти разума, обеспечивающей справедливое управление жизнедеятельностью граждан и достижение их благоденствия.

8. Закон ноосферной организации природопользования и потребления. Согласно этому закону природопользование и потребление производится по создаваемым людьми ноосферным круговоротам объектов, объединяемым в районные, областные, региональные круговороты объектов и в республиканский Большой ноосферный круговорот объектов.

9. Закон образования ноосферной республики. В соответствии с данным законом все существующие системы государственной организации начали трансформироваться в ноосферные республики.

Все законы научно обоснованы и некоторые из них проверены опытом. Процесс трансформирования государств в ноосферные республики предопределен законами Вселенной; он начался во второй половине ХХ в.; его можно замедлить или ускорить, но остановить никто не сможет.

С глубокой древности человечество стремилось улучшать свое существование путем овладения научными знаниями, изобретения орудий труда и сооружений, облегчающих жизнедеятельность людей, а также совершенствовать государственную организацию.

Становление ноосферных республик происходит стихийно одновременно с развитием ноосферной демократии и ноосферной общественно-экономической формации, структурирующихся по законам ноосферной демократии и Большого ноосферного круговорота объектов. Ростки ноосферных республик проявляются в эволюционном накоплении следующих знаний законов материи, технологий и условий: а) глубокого интенсивного развития образования и науки, способствующих открытию новых законов и явлений природы; б) формирования большого научного потенциала, составляющего в развитых странах свыше 0,6 % от общего количества населения; в) развития ноодемократии; г) возникновения наукоемкого предпринимательства; д) образования большого производительного потенциала, состоящего из людей, владеющих всеми профессиями обработки объектов и другими видами трудовой деятельности, которые производят эволюцию материи; е) возникновения новых отношений в экономике, способствующих ориентировке деятельности людей на обеспечение им материальных и духовных потребностей, широким внедрением интеллектуального труда и культуры общения; ж) открытия ноосферных принципов устойчивого развития экономики, ориентированной на использование высоких технологий для обеспечения благоденствия граждан и формирования экономически обоснованных взаимоподдерживающих отношений человеческого общества с природой; з) изобретения электронных мыслящих машин, компьютерных информационных систем, телевидения и других электронных кибернетических аппаратов-роботов; и) строительство большого экономического потенциала – в освоении новых источников энергии, открытии в химии новых искусственных материалов и веществ, создании ракетостроения и высоких технологий (новых видов топлива для ракет, композиционных материалов, синтетических тканей и др.); к) разработки основ генной инженерии и успехами в сельском хозяйстве (зеленая революция, новые породы животных, клонирование организмов и т.п.).

Согласно ноосферной философии движущей силой развития человечества служат творческие личности – ученые, изобретатели и новаторы. Кто относится к ученым и изобретателям, пояснять не требуется, но кто относится к новаторам, следует пояснить. К новаторам относятся граждане, обладающие природным даром понимать ценность новшеств, предлагаемых учеными или изобретателями, и способностью быстро внедрять эти новшества для пользы людей.

Механизм действия движущей силы и производительных сил развития человечества заключается в том, что ученый, сделавший открытие, или изобретатель, создавший изобретение, выполняют функцию Учителя. Изобретатель и ученый обучают нетворческих людей исполнительного труда, как взаимодействовать при производстве того, что они открыли или изобрели, как взаимодействовать людям при употреблении в своей жизни открытия или изобретения.

Изобретатели, ученые, создав новшество, организуют его употребление (если это управленческие системы) или производство и потребление, если это новый предмет или машина, или сооружение. При внедрении новшества изобретатели изобретают новую систему управления в производстве своих изобретений или в использовании открытий. Выдающиеся личности обыкновенными людьми воспринимаются как герои, но они не герои, а Учителя. Изобретатель, ученый, чтобы изобретение послужило людям, берут на себя функции учителя. Они обучают людей технологии изготовления новшества и способам его употребления. Для эффективного использования новой технологии и способов употребления новшества изобретатель (или ученый) организует новые взаимоотношения людей в обществе и быту. Не бытие определяет сознание людей, как утверждают многие философы, а сознание определяет бытие.

Ноосферные производительные силы объединяют семь компонентов: а) сферу творчества – ученых, изобретателей и новаторов; б) сферу образования, работников искусств; в) высококвалифицированных и высокообразованных граждан, владеющих всеми видами профессий; г) высокопроизводительные орудия труда, станки, механизмы; д) наукоемкие технологии; е) мыслящих роботов и ж) экологически безопасные заводы и предприятия, которые обуславливают строительство ноосферной высокоэффективной экономики, производящей естественные и ноосферные объекты для обеспечения потребностей людей и развития материи.

Ноосферная республика – это организация жизни человеческого общества посредством ноосферной демократии на базе общественно-экономической формации, при которой: а) власть находится в руках ученых, изобретателей и новаторов, управляющих обществом, экономикой и государством по законам ноодемократии, сформулированным в теории ноосферы с использованием новейших систем обмена информации -- компьютеров, глобальных средств связи, электронных систем массовой информации, Интернет и мыслящих машин; б) поддерживается развитие образования и науки; в) экономика на основе экологически гармоничного Большого ноосферного круговорота объектов строится при оптимальных соотношениях частной, коллективной и государственной форм собственности, оптимальном соотношении крупных, средних и малых предприятий, на развитии: наукоемких технологий, производства синтетических материалов, электроники, лазерных систем, атомной энергии, ракетостроения, мыслящих машин, генной инженерии и др.; г) обмен товаров производится в условиях свободной конкуренции по рыночным механизмам, регулируемых ноодемократическими законами государства; д) граждане обеспечиваются достойной безбедной жизнью и роскошной жизнью в соответствии с доходами.

По прогнозу Д.К.Гэлбрейта [10] управление обществом и экономикой будет осуществлять техноструктура – иерархическая организация, включающая людей с техническими знаниями: инженеров, управляющих, директоров компаний.

Согласно концепции Д.Белла, все большее участие в управлении обществом и экономикой будут принимать представители большой науки. Он поддержал идею Платона об участии крупных ученых в управлении государством. И как талантливый исследователь он описывает технократическую утопию, которая не в состоянии разрешить противоречия в ее демократическом постиндустриальном обществе.

З.Бжезинский [8], Д.Белл [5; 32] доказывали, что в постиндустриальном обществе (технотронном или сверхиндустриальном) большой науке, интеллектуальной элите (ученым и другим творческим личностям) будет принадлежать политическая власть, и ее представители будут управлять человеческими сообществами.

Во второй половине XX в. Г.Маркузе [11] обосновал, что интеллектуальные умения и способности становятся социальными и политическими факторами. Сегодня, писал он, отказ ученых, математиков, техников, индустриальных психологов и исследователей общественного мнения от сотрудничества с властью может совершить то, что уже не в состоянии совершить даже широкомасштабная забастовка.

Наука как социальный институт сформировалась в конце XVII в., но только в начале ХХ в. приобрела ведущее значение в системе наука-техника-производство. Во второй четверти ХХ в. Дж.Д.Бернал [12] открыл, что наука приобрела социальное значение и оказывает значительное влияние на жизнедеятельность людей.

Большие слои высокообразованных граждан интеллектуального труда в конце ХХ века в развитых странах трансформировались в класс интеллигенции – интеллектуальный класс. К началу XXI века в России соотношение интеллигент/граждане других классов составило, примерно, 1:50; во Франции – 1:20.

Интеллектуальный класс состоит из трех основных слоев: а) слоя людей – H.sapiens inventor (человек разумный, творящий, изобретающий), добывающих или производящих новые знания и новые ценности культуры; б) слоя учителей, хранящих или передающих знания и культуру и в) слоя людей, потребляющих знания и культуру. Два последних слоя формируются из людей, относящихся к H.sapiens scientia (человек разумный, знающий) [9].

В книге «Интеллектуальная власть во Франции» философ Р.Дебре предложил делить интеллектуалов на две группы: высоких и низких. Высокие интеллектуалы – творцы духовных ценностей, низкие – потребители этих ценностей. Предложенное мною деление класса интеллигенции на три слоя более полно отражает структуру этого класса.

В Советском Союзе пропагандой настойчиво внушалось гражданам, что ученые должны заниматься своими профессиональными вопросами. Постепенно в высшие эшелоны власти вместо талантливых прогрессивных ученых и новаторов проникли люди корыстные, алчные, беспринципные, не любящие свой народ. Умнейшие ученые, изобретатели, новаторы были оттеснены от управления государством. В России сложилось невероятное положение – гениальные люди добывают для страны сокровища (открытия, изобретения), а распределяют доходы, получаемые от этих сокровищ, чаще люди серые, бесталанные, взяточники и хапуги. Чтобы внедрять свои достижения ученые часто вынуждены были убеждать руководителей в необходимости внедрения этих достижений, бесполезно расходуя огромное количество времени и не всегда добиваясь внедрения.

Необходимость управления учеными ноосферной республикой обусловлена углублением и увеличением объема духовной и экономической деятельности, в которой используются высокие биологические, физические, химические, транспортные, информационные, культурные технологии. Сложившиеся в условиях капиталистической и коммунистической систем взаимоотношения, при которых ученые убеждают политических руководителей государств внедрять достижения ученых и изобретателей, к концу ХХ в. начали тормозить движение человечества к благоденствию.

При высокоразвитых: образовании, науке, культуре, информатике, при огромной высокотехнологичной системе экономики эффективно управлять жизнедеятельностью людей, трудом и поведением кибернетических роботов, функционированием Интернет могут только ученые, изобретатели или новаторы, находящиеся на всех ответственных должностях управления ноосферной республикой. Это положение подтверждается новыми процессами, происходящими в обществе в ХХ-XXI в.в.

В передовых странах на государственной службе во всех эшелонах власти до 40 % должностных лиц имеют ученые степени и звания. Ученым, изобретателям, новаторам России также следует активно заниматься политической деятельностью, чтобы вывести общество и экономику из кризиса.

Ученые, изобретатели и новаторы, работающие в системах образования, науки, искусства, разных отраслях экономики России пока не желают (боятся) заниматься государственной деятельностью, считая, что она отвлечет их от непосредственной профессиональной деятельности. Да, в известной степени отвлечет. Однако, если генетика и Бог наградили талантливого ученого еще и организаторскими способностями, он должен часть своего времени отдавать управлению государством.

Ученым и изобретателям, увлеченно работающим в лабораториях, еще предстоит усвоить философию ноосферы, необходимость своего участия в большой политике, в строительстве и управлении ноосферными республиками. Выдвижение ученых и изобретателей на государственные посты требует создания более совершенной системы народовластия, чем демократия. Необходима система народовластия разума – ноосферной демократии (ноократии, ноодемократии) с участием в политической жизни всех граждан. Следует вести широкое разъяснение роли ученых, изобретателей и новаторов в управлении сообществами людей; активно выдвигать в органы власти кандидатов из ученых, изобретателей и новаторов, проявивших свои таланты. Избранным на государственные посты ученым, изобретателям, новаторам рекомендовать все свои таланты сосредоточить на внедрении ноократии и ноосферной экономики для постоянного улучшения условий жизни населения, а также поддерживать стихийно зарождающиеся ростки ноосферной республики, составить программу строительства Ноосферной Республики России для осуществления национальной доктрины (идеи), которая мобилизует все население Отечества на ее выполнение.

В России становление ноосферной республики почти полностью приостановилось в 1991 г., в то время как в США, Германии, Франции, Англии ноосферизм стихийно, хотя и медленно развивается. В зарубежных странах улучшается финансирование системы образования, поддерживается развитие науки; ученые, изобретатели и новаторы все чаще выдвигаются на руководящие государственные посты.

Ноосферизм – теория формирования ноосферных республик – содержит научно обоснованные технологии организации общества благоденствия на основе ноосферной демократии и ноосферной общественно-экономической формации. Теория ноосферизма, ноосферология, кроме новых положений, включает все лучшее из разных идеологий. Это не левая и не правая идеология, это теория. Аналогов этой теории в мире нет. Ноосферная теория, ноосферизм, разработанные на основе концепции ноосферы, сформулированной гениальным ученым Владимиром Ивановичем Вернадским, служит научной основой для обеспечения благоденствия народов России.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...