Глава 2. Анализ эффективности методов психологического сопровождения в период кризиса утраты
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В работе с горем и утратой необходим интегрированный подход, который должен содержать совокупность разнообразных методов психотерапии. Предпочтение, к которым зависит от запроса и личности клиентов. Особенности применения и эффективность некоторых представлена в таблице 1. Таблица 1 Особенности методов психологического сопровождения
В таблице представлены наиболее часто используемые методы психотерапии в работе с горем. Таким образом, психологическое сопровождение на первых стадиях предпочтительно должно содержать техники гештальт-терапии, арт-терапии, для осознания потери, возможности прочувствовать горе и дать выход эмоциям. Дальше целесообразно использовать педагогическую и рациональную терапию, для «подталкивания» клиента к продуктивной деятельности, так же арт-терапия – снятие острых эмоциональных состояний, работа с агрессией и чувством вины. Кроме этого, для работы с чувством вины эффективно НЛП, которое можно использовать на любом этапе горевания, с целью нахождения ресурсного состояния. На стадии депрессии эффективной является рациональная психотерапия. При работе с перинатальной потерей, необходимо учитывать внутрисемейные отношения – для этого эффективна системная семейная психотерапия.
Для исследования эффективности психологического сопровождения (в виде психотерапии) в период кризиса утраты, приведем пример из научной статьи, в которой получены следующие результаты [5]. Психотерапия проводилась 28 пациентам с реакцией горя (11 мужчинам и 17 женщинам), находившимся на лечении в НИИ СП им. Н.В. Склифосовского. У всех пациентов в результате работы было достигнуто улучшение: раскрепощение проявлений горевания, осознание и принятие факта потери, освобождение от навязчивых воспоминаний о моменте гибели близких (или известия о смерти), обретение внутренних ресурсов и смысла своего дальнейшего существования, более глубокое осмысление себя, мироустройства, своего места в мире. У всех пациентов эти перемены к лучшему были выражены в разной степени, в зависимости от особенностей склада личности, тяжести потери, душевной и интеллектуальной зрелости, полноты включения в психотерапию. При диагностическом исследовании была выявлена следующая положительная динамика в результате проведённой психотерапии: уменьшение показателей депрессии с 67,20±7,73 до 54,22±4,85 баллов (р<0,001).
Всем больным с реакцией горя рекомендовалось продолжение психотерапии после выписки в амбулаторных условиях, поскольку сроки переживания утраты в среднем составляют 1-1,5 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Каждый человек, в своей жизни, переживает множество психологических кризисов, обусловленных как внутренними (возрастной, экзистенциальный, личностный кризисы), так и внешними причинами (кризис утраты, экстремальные ситуации, ПТСР). Кризис утраты – переживание, чувственный опыт связанный со смертью близкого человека. Особое значение приобретает смерть ребенка, в перинатальном периоде развития. С потерей ребенка любого возраста для родителей происходит целый комплексных физических, символических утрат: утрата внешнего объекта, утрата значимого другого (объекта привязанности), утрата статуса (родительства), утрата будущего, утрата стадии жизненного цикла, утрата надежды, мечты, творения, части себя, семьи, друг друга, поколеблена самооценка, также присутствует и экзистенциальная потеря [3,7,10]. Состояние горевания осложняется еще и сильным чувством вины, так как отделения ребенка от матери еще не произошло и ответственность за жизнь лежит полностью на матери. Психологическое сопровождение при утрате - трудная работа, начиная с утешения и поддержки и заканчивая разрешением тяжелой и болезненной реакции потери, если клиент этого хочет. Профессиональная задача психолога заключается в том, чтобы помочь клиенту по-настоящему пережить утрату, совершить работу горя, а не в том, чтобы притупить остроту душевных переживаний [5,9,12]. Процесс скорби, оплакивания не является какой-то неадекватной реакцией, от которой надо уберечь человека, с гуманистических позиций он приемлем и необходим. Это очень тяжелая психическая нагрузка, заставляющая страдать. Психотерапевт способен доставить облегчение, однако такое вмешательство не всегда уместно. Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько необходимо. Психологическое сопровождение включает в себя следующие стадии: диагностическая стадия и основная. Диагностическая стадия: необходима для определения первоначальных задач и хода психологического сопровождения. Диагностика может осуществляться в двух парадигмах:
1). Субъект-объективная (диагностика приобретает характер экспертизы). 2). Субъект-субъективная (совместная работа психолога и клиента). Основная стадия: психологическое сопровождение выстраивается на основе данных диагностики и должна соответствовать этапам нормального переживания горя. Сопровождение осуществляется за счет применения психотерапевтических методов и школ. Для исследования эффективности этих методов была проанализирована литература и современные исследования, а для исследования эффективности психотерапии в период кризиса утраты, приведен пример исследования, проведенного в НИИ СП им. Н.В. Склифосовского. Выводы: 1. Была выявлена следующая положительная динамика в результате проведённой психотерапии: уменьшение показателей депрессии с 67,20±7,73 до 54,22±4,85 баллов (р<0,001). 2. На первой стадии эффективны: гештальт-терапия, арт-терапия. 3. На стадии агрессии: арт-терапия, НЛП, рациональная терапия. 4. При депрессии: рациональная терапия и педагогическая терапия, НЛП. 5. Арт-терапия – является уникальным методом, подходящим для работы на любой стадии. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бэк Дж.С. «Когнитивная психотерапия. Полное руководство» Пер.с англ..– М: ООО «И.Д.Вильямс», 2006. - 400 с 2. Ганим Б. "Исцеление через искусство". Минск, 2005. 3. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. - СПб.: Речь, 2002. - 164 с. 4. Дейтс Б. Жизнь после потери. М., 1999 – 304 с. 5. Добряков И.В., Колесников И.А. Психологические и психотерапевтические аспекты перинатальных и неонатальных потерь // Репродуктивное здоровье общества: сб. материалов международного конгресса. СПб: Изд-во ИПТП., 2006. С. 156 — 159.// 6. Долгополов Н. Б. Футуропрактика: тотальный объект и работа с кризисными состояниями // Российский гештальт. /Под ред. Н. Б. Долгополова, Р. П. Ефимкиной - М., Новосибирск, 1999. 7. Идея смерти в российском менталитете / Под ред. Ю. В. Хен. - СПб.: РХГИ, 1999
8. Ковалёв С.В. Исцеление с помощью НЛП. - М.: изд-во «КСП», 1999. - С. 17-58. 9. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности/ Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003. – 487 с. 10. Лурье Ж. В. Горевание и потеря // Школа здоровья, т. 6, № 4, 1999. 11. Малкина-Пых И.Г.Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М., 2010. 12. Мальгина Г.Б. Стресс и беременность: перинатальные аспекты. – Екатеринбург: Изд-во «Чароид», - 2002г 13. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. - М.: Смысл, 2002. 14. Минутко В.Л. Рациональная психотерапия. - СПб.; Иваново, 2000. 15. Перлз Ф. Практика гештальттерапии. М., 2001 – 480 с. 16. Сидорова В. Ю. Четыре задачи горя // Журнал практического психолога, № 1-2, янв. - фев., 2001. 17. Смирнов А.В. Последствия перенесенного стресса у лиц, потерявших близких // В сб.: Актуальные вопросы клинической и социальной психиатрии / Под ред. О.В. Лиманкина и В.И. Крылова. - СПб., 1999. - С. 161-169. 18. Франкл В. Психотерапия на практике. С-Пб., 2000. 19. Фурман Б., Ахола Т. «Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение» - СПб.: «Речь», 2001 20. Хорни К. «Психология женщины» - Академический проект, 2007. 21. Эрлахер-Фаркас Б., Йорда К., Монодрама. Исцеляющая встреча. От психодрамы к индивидуальной терапии. - К.: Ника-Центр, 2004. -292с. 22. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М., 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|