Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рыночная политика в сельском хозяйстве




Рыночная (монопольная) власть —это возможность предприятия или группы предприятий влиять на конъюнктуру рынка, в определенной степени контролировать и определять цены и величину выпуска товаров. Основой рыночной власти служат высокий уровень концентрации предприятий на рынке с наличием барьеров входа в отрасль (монополия, олигополия), а также дифференциация продукта (монополистическая конкуренция). Рыночная власть находится в прямой зависимости от концентрации продавцов на рынке; с повышением ее уровня рынок становится менее конкурентным. Концентрация отражает относительную величину и общее количество предприятий, действующих в отрасли. Чем меньше предприятий, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе предприятий на рынке, чем меньше они отличаются друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации. Существует несколько основных показателей, характеризующих размер предприятия относительно размера рынка в аграрной сфере экономики:

доля продаж предприятия в рыночном объеме реализации;

доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта;

доля сельскохозяйственных угодий предприятия в общей их площади;

доля стоимости активов предприятия в стоимости активов всех предприятий, действующих на рассматриваемом рынке.

Именно эти показатели лежат в основе определения монопольной ситуации в Российской Федерации; свидетельством монополизма считается контроль доли рынка не ниже 35%.

22. Рыночная конкуренция и ее виды в сельском хозяйстве

Конкуренцией называется соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции в целях получения наивысшей прибыли. Это важнейший элемент рыночного механизма; она обеспечивает нацеленность производителя на запросы потребителя, распределение ресурсов между предприятиями и отраслями в соответствии со спросом и нормой прибыли, стимулирует рост эффективности производства и способствует ликвидации нежизнеспособных хозяйствующих

субъектов. Конкуренция может приобретать различные формы, каждая из которых является действенным рычагом развития аграрной экономики.

В зависимости от применяемых средств различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция — это соперничество предпринимателей за свою долю на рынке путем маневрирования ценами на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Неценовая конкуренция предполагает изменение свойств и качества продукции, применение более эффективных методов сбыта, использования других средств маркетинга (реклама, организация ярмарок и т. д.). Указанные виды конкуренции

постоянно используются на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

В зависимости от принадлежности участников рынка к одной или нескольким отраслям различают внутри- и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой продукции, то есть относящимися к одной отрасли. Для того чтобы завоевать рынок и стимулировать потребителя к

приобретению продукции, предприятие должно продавать ее по более низким ценам. Это возможно только при снижении издержек производства и реализации продукции, что достигается за счет совершенствования техники, технологии и организации производства. Не менее важным средством является использование приемов неценовой конкуренции (контроль качества

продукции, упаковка, реклама и др.). В результате внутриотраслевой конкуренции слабые, технически отсталые предприятия с высокими издержками производства постепенно вытесняются с рынка.

Межотраслевая конкуренция имеет место между предпринимателями различных отраслей; в результате происходит перераспределение капитала и иных ресурсов с учетом нормы прибыли, достижимой в различных производствах. Отлив капитала из отраслей с низкой нормой прибыли приводит к их сокращению, в результате чего предложение товара данной отрасли на рынке уменьшается. При прежних размерах спроса это приведет к тому, что цены повысятся, а следовательно, увеличится и норма прибыли.

В зависимости от количества соперников, характера конъюнктуры рынка различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная (чистая) конкуренция означает такое положение на рынке, когда влияние каждого отдельного участника на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь.

Совершенная конкуренция в определенной степени присуща рынкам сельскохозяйственной продукции. На этих рынках присутствует большое число независимых продавцов (сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства), предлагающих стандартизированные товары (пшеницу, картофель, сахарную свеклу и т. д.), цены на которые определяются соотношением спроса и предложения. Поскольку отдельные сельскохозяйственные товаропроизводители не могут воздействовать на цены, они могут увеличить размер прибыли в основном путем снижения себестоимости продукции.

Под несовершенной конкуренцией понимается такое положение на рынке, при котором не выполняется хотя бы одно из названных выше условий. Несовершенная конкуренция часто связана с ограничением свободы предпринимательства. Для нее характерно сильное влияние какой-то группы товаропроизводителей или даже одного из них на конъюнктуру рынка, наличие жестких барьеров для проникновения на рынок новых предпринимателей. Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом предпринимателей, производящих дифференцированный продукт и сравнительно свободным вхождением на

рынок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...