Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философское осмысление современной, гуманистической идеологии




Тема, заявленная организаторами Всероссийского открытого конкурса «Какие идеологии нужны России?», безусловно, актуальна. Её актуальность осознаётся буквально всеми слоями российского общества. Истеблишмент озаботился поиском российской национальной идеи. В этом поиске он чаще оглядывается назад – в советское и даже досоветское прошлое – чем смотрит вперёд. Как писал классик, «о том в истории мы тьму примеров слышим». Из этого ряда на память приходит история с государственным гимном РФ. А чего стоит недавнее предложение, поступившее из Государственной Думы о включении идеи об особенной роли православия в текст действующей Конституции РФ?

Деятели культуры тоже постоянно обращаются к «делам давно минувших дней». Об этом свидетельствуют многочисленные культурные события, запечатлённые на театральных сценах, теле - и киноэкранах. Несомненно, знать своё прошлое надо, причём не посредством лишь произведений искусства, но и через изыскания исторической (и не только, исторической) науки. Но как это приближает нас к идеологическому пониманию современности?

Не лучше обстоит дело и на других «этажах» российского общества. Люди в массе своей не изжили идеологию патернализма, чему находится, по крайней мере, две, лежащих на поверхности, причины. Первая причина – «генетическая» память, доставшаяся от СССР; вторая причина – разочарование, как принято сегодня говорить и писать, «лихими девяностыми». Всё это характеризует не столько повышенный зрительский интерес к историческим событиям, пусть и облечённых в художественную форму, сколько идеологическую сумятицу в головах наших граждан. Показательны в этом отношении курьёзы, обнаружившиеся по результатам последней переписи населения России. На вопрос о национальной принадлежности были получены, в частности, такие ответы, как то: гот, хоббит и т.п.

Хорошо известно, что «свято место пусто не бывает». На идеологическом пустыре может взрасти и взрастает всякое, в том числе и «чертополохи» совершенно одиозного свойства. Массовые шествия в городах России нам постоянно это демонстрируют. Видимо, не требует развёрнутого обоснования положение об идеологии как о непреложном атрибуте любого человеческого общества.

В этом плане интересна та позиция, которая изложена в Основном Законе РФ. С одной стороны, идеология ни государственная, ни обязательная в нашей стране невозможна (ст. 13, ч. 2). С другой стороны, декларируется идеологическое многообразие (ст. 13, ч. 1). Позволим себе заметить, что данная позиция двойственна. Одну идеологию пропагандировать нельзя, а несколько можно? Если можно, то зачем менять современное неудовлетворительное идеологическое состояние? Если нельзя, тогда что такое идеологическое многообразие?

Мы не найдём ответы на поставленные вопросы, не обратившись к интерпретации самого понятия идеологии. Нам придётся это сделать, коль скоро мы признаём, что общество без идеологии существовать не может.

Исходя из конструкции понятия, идеология – это сумма идей (идео-), бытующих в обществе. Конечно, речь должна идти не о любых идеях, а о концептуализированных идеях (- логия). В этом случае необходимо учитывать, что общество – сложный социальный (в широком смысле) организм. В нём действуют различные силы с разными (если не выразиться острее) интересами. Следовательно, у каждой сколько-нибудь социально оформленной силы (класс, нация, политическая партия и проч.) не может не быть собственной идеологии. Между ними также не может не быть противоборства, так как идеологии выражают интересы и чаяния общественных сил, а они (интересы) по понятным причинам не являются однотипными. В этих условиях неминуемо одна из идеологий окажется превалирующей.

В качестве формы общественного сознания идеология выступает для общества своеобразным маяком; она предлагает ему определённый вектор развития. Общество, не имеющее такого идеологического вектора, обладающее идеологической разнонаправленностью – подобное общество не знает куда идти. Оно не просто придёт не туда, оно обречено.

Несмотря на то, что Конституция РФ «отменяет» идеологию, господствующую над другими идеологиями, в жизни общества она с высокой степенью вероятности появится. Налицо парадокс: в Основном Законе такой идеологии быть не может, а в общественной жизни она есть (либо в любом случае обнаружится). Нам всем следует понимать, что если в жизни общества какое-либо явление существует долговременно, оно неизбежно будет урегулировано в праве. Думается, что идеология, поднявшаяся над другими идеологиями, не минует этой «участи».

В этой связи особую злободневность приобретает не вопрос, какие идеологии нужны России? Идеологии? Нет. Идеология! Особую злободневность приобретает вопрос, какая идеология нужна России? Для ответа на данный вопрос, очевидно, потребуется, как минимум, несколько статей. В первом приближении к проблеме ответ может быть дан нижеследующий.

Если рассуждать коротко, то ответ будет предложен универсальный. Было бы неверно рассматривать Россию в отрыве от мирового идеологического процесса. Любому обществу, чтобы выжить и развиваться далее, нужна не просто идеология. Нужна идеология, основанная на гуманизме. Для России, принимая во внимание её многонациональное, многоязыковое, многоконфессиональное и другие состояния, такая идеология поможет выдвинуть цивилизационные ориентиры, объединяющие всех или хотя бы большинство граждан страны. Рассматривая предложенный тезис, важно уяснить, что мы будем понимать под гуманизмом.

Гуманизм сегодня предстаёт в качестве целого комплекса вопросов – вопросов, которые время ставит перед человеком, обществом, перед цивилизацией в целом. Глубоко гуманистическими по своему характеру вопросами о месте человека в мире, о его отношениях с обществом, с другими людьми определяются направления и смыслы цивилизационного движения; без сомнения, это – цивилизационные вопросы. С древнейших времён разрабатывалось это духовное течение, однако дискуссии вокруг него ведутся до сих пор. Вообще, актуальность гуманизма не требует отдельного обоснования, ибо пока будет актуален человек, будет актуален гуманизм. С этой точки зрения нижеследующее высказывание не представляется нам опрометчивым: проблема гуманизма – это квинтэссенция проблематики человека.

Из нерешённости названной проблемы вытекает её когнитивная недостаточность. Вот почему, чем больше мы будем знать о человеке, о человеческом обществе во всех их проявлениях, тем шире будут горизонты рассмотрения гуманистической проблематики. Постановка вопросов о гуманизме актуальна в связи с ростом знаниевого человековедческого багажа.

Тем не менее, наше понимание гуманизма не зациклено на человековедческих вопросах. Мы предлагаем авторское понимание концепта гуманизм. Оно суть следующее. Миропорядок определён действиями двух основных акторов: человека и общества. Между ними в рамках мезокосма возникло, экспоненциально развивающееся взаимодействие. Здесь и сейчас это взаимодействие сложилось таким образом, что существование одного актора обусловлено существованием другого. В этом метафизическом контексте рассуждений акторы равны друг перед другом, они равнодостойны друг другу.

Через призму данного комплекса отношений совершенно иначе, чем это принято считать, выглядит их гуманистический аспект. Сегодня гуманистическое мировоззрение не может быть сфокусировано на человеке. В его сферу попадает и общество. Среди них нет градации на высших и низших, на первых и вторых и т.п. Отношения человека и общества станут гуманными, если ни один из акторов в них не будет приоритетен относительно другого актора. Истинно человеческое отношение к окружающему миру – в том, что отношения человек – человек, отношение человека к другому, где нет главного, переносятся на отношение человека к обществу. Это – не традиционно понимаемый гуманизм; это – неклассический гуманизм. Человек в своём отношении к миру выходит за собственные пределы, включая общество в орбиту гуманных отношений.

Мы предлагаем именно эту концепцию неклассического гуманизма положить в основу идеологического осмысления современного пути развития России.

Виктор Константинович Сергеев, ассистент, Томский политехнический университет

Р.S. редактора. Автор правильно вышел на новый гуманизм интеллигенции интеллектуального общества. Мы в этом направлении разработали проект гуманистической идеологии и создаём партию «Гуманная Россия». Приглашаем гуманистов в инициативную группу.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ(?) ИДЕАЛ: ЦЕННОСТНЫЙ(ЫЕ!) АСПЕКТ(Ы!) (Социально-философский анализ), Д.О.Квятковский, М., Логос, 2014, 132 стр., тираж 500 экз.

Когда современная Россия лишилась коммунистического идеала и ей навязывается идеал либерализма-капитализма в космополитическом варианте, тема монографии очень актуальна и перспективна. Но раскрыта она не полно и с противоречиями, на 3-.

Автор правильно рассматривает гуманизм = человеколюбие+гуманность применительно к человеку как гуманистическое мировоззрение и к обществу как гуманистическую идеологию. Правильно фиксирует коренную проблему прогресса: «тенденции индивида и общества могут как совпадать, так и не совпадать»: общество или человек? Но, сказав это «А», не говорит «Б» и «В»: исследует эту проблему только для первобытного общества, когда род и племя для жизни были важнее человека (нет анализа для аграрного, индустриального и интеллектуального обществ) и не ставит гипотезу гармонии человека и общества только в гуманистическом идеале и не решил её. Личностный гуманистический идеал (мировоззрение) в книге - обобщение сказанного философами: «ничего личного», авторского и особенного, патриотического для россиянина, а общественный гуманистический идеал вообще забыт и не раскрыт. Что такое гуманная Россия? - главный научно-практический вопрос автором не поставлен и не решён. Конъюнктурно Квятковский выступает за религиозный гуманизм (Бердяева, Уварова, не добавляя современных Кирилла-Гундяева, Путина и Медведева) против светского гуманизма (Куртца, Кувакина, РГО), хотя и призывает (на словах) к их синтезу. Здесь и противоречие авторского понятия гуманизма как человеколюбия и религиозного мистического божелюбия. Социальный источник и база гуманистического идеала (ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ) даже не назван и не исследован. Таким образом, гумидеал Квятковского больше божественно-мистический. Шутов А.С.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...