Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проект В.А.Кувакина




Человечность – извечная черта любого цивилизованного общества. Присуща она и российскому народу. Более всего гуманность выражена в повседневной жизни и достижениях культуры. Русская культура – уникальное явление мирового гуманизма. Она – самая большая ценность России, живой источник надежды, мужества и любви, позволявший людям преодолевать самые тяжкие исторические испытания.

Принципы гуманизма являются неотъемлемой частью общественного самосознания, всех институтов демократического общества – его экономики и права, нравственности и системы социальных гарантий, государственного устройства и трудовых отношений.

Гуманизм провозглашает неограниченное достоинство человека, его уникальную роль в универсуме, его ценность, приоритетную и безусловную по отношению к себе, но относительную и равноправную по отношению к природе и обществу. Гуманизм – это жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и образ своей жизни.

Главными составляющими светского гуманистического мировоззрения являются:

- научная картина мира;

- критическое мышление и здравый смысл в качестве заслона лженауке и паранормальным верованиям;

- общечеловеческие моральные, гражданские, правовые, общедемократические и экологические ценности;

- секуляризм как принцип отделения церкви от государства и школы;

- свободомыслие в различных его формах: научный скептицизм, агностицизм, рационализм, индифферентизм, атеизм, нон-теизм и др.

Фундаментальными чертами современного гуманизма являются:

- этичность гуманизма. Он утверждает ценность, достоинство и автономию личности, право каждого человеческого существа на максимально возможную свободу, совместимую с правами других людей. Гуманисты считают своим долгом заботиться обо всем человечестве, включая будущие поколения. Этичность является качеством, внутренне присущим человеческой природе и основана на понимании других людей и учете их интересов.

- рациональность, разумность гуманизм. Он защищает науку для созидания, а не для разрушения. Гуманисты верят, что решение проблем лежит в сфере человеческой мысли и творчества, а не в компетенции божественной воли. Гуманизм призывает к применению методов свободного научного исследования при решении вопросов человеческого благополучия. Гуманисты считают, что использование науки и технологий должно соотноситься с общечеловеческими ценностями. Наука не самоцель, а важнейший инструмент улучшения условий человеческого существования.

- демократичность гуманизма. Он поддерживает демократию и права человека и направлен на максимально возможное развитие каждого человека. Принципы демократии и прав человека не ограничены сферой государственного управления и могут применяться во всех областях человеческой деятельности.

- социальная и экологическая ответственность гуманизма. Он настаивает на том, что личная свобода должна сопровождаться социальной ответственностью. Гуманизм стремится строить мир на основе идей свободного человека, ответственного перед обществом. Гуманизм признает нашу зависимость от природы и нашу ответственность перед ней.

- свободомыслие гуманизма. Он является откликом на все более широкий запрос на альтернативу догматической религии. Крупные мировые религии утверждают, что они основаны на откровениях, верных на все времена, и навязывают свою картину мира всему человечеству. Гуманизм признает, что надежное понимание мира рождается в длительном процессе наблюдения, исследования и уточнения добытого знания. Человек может быть счастливым и вести полнокровную жизнь без помощи какой-либо религии или идеологии.

- открытость гуманизма прекрасному. Он признает ценность художественного творчества и воображения. Он признает возвышающую и вдохновляющую силу искусства. Гуманизм высоко оценивает значение литературы, музыки, визуальных и драматических искусств для личного развития и реализации.

- практичность гуманизма. Гуманизм направлен на максимально возможное самовыражение и реализацию личности посредством стремления к нравственной и творческой жизни. Он предлагает этические и рациональные средства для ответа на вызовы времени. Гуманизм может быть образом жизни любого человека независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, социального положения и др.

За последние десятилетия в России возникло много добровольных организаций гуманитарного и просветительского характера. Их деятельность глубоко гуманна и благотворна. С 1995 г. в России существует Межрегиональное общественное объединение «Российское гуманистическое общество». РГО содействует «разработке, распространению и утверждению в российском обществе идей светского, гражданского гуманизма, свободомыслия»; способствует «изучению принципов научно-атеистического и других форм нерелигиозного мировоззрения (скептицизма, агностицизма, индифферентизма по отношению к религии)». Члены РГО опубликовали ряд научных исследований о гуманизме; с 1996 по 2013 г. издавались журнал «Здравый смысл» (http://razumru.ru/humanism/journal/numbers.htm), сборники статей, альманахи, посвященные теории и практике гуманизма в России и за рубежом (http://www.humanism.ru/izdatelstvo.htm). За прошедший период РГО провело ряд крупных международных симпозиумов и конференций, летних школ и семинаров, способствующих продвижению в общественное сознание идей светского гуманизма.

Гуманизм – это планетарное мировоззрение, одним из идеалов которого является планетарная этика и формирование планетарного гуманистического движения. Последние три четверти века ознаменовались крупными достижениями в становлении международного сообщества гуманистов. Рубежное значение имел Мировой конгресс гуманистов в 1952 г. (Амстердам, Нидерланды) на котором был создан Международный гуманистический и этический союз (МГЭС) – крупнейшая ныне организация светских гуманистов. По данным на 2011 г. в МГЭС входят 117 гуманистических, атеистических, этических и скептических организаций из 38 стран. Среди членов МГЭС две российских организации: Российское гуманистическое общество и общественный фонд «Здравомыслие». РГО поддерживает тесные связи с гуманистами Словакии, Хорватии, Норвегии, Англии, Германии, Нидерландов, США и других стран. Связи гуманистов основаны на единстве в понимании основополагающих документов международного движения гуманистов: «Гуманистический манифест I» (1933), «Гуманистический манифест II» (1973), «Декларация светского гуманизма» (1980), «Декларация взаимной зависимости: Новая глобальная этика» (1988), «Гуманистический манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму» (2000), «Амстердамская декларация 2002», «Гуманистический манифест III» (2003), «Декларация неогуманизма» (2010), «Оксфордская декларация свободы мысли и самовыражения» (2014).

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...