Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9.2. Международный валютный фонд




МВФ (INTERNATIONAL MONETARY FUND) (www.imf.org) предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.

Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы.

МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1–22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Хэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г. Деятельность Фонд начал в мае 1946 г. в составе 39 стран–членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г.

Устав МВФ изменялся в 1969 г. с введением специальных прав заимствования – СДР, в 1976–1978 гг. – с ликвидацией Бреттон-Вудской валютной системы и созданием Ямайской валютной системы и в ноябре 1992 г. – с включением санкции – приостановлением права голосования по отношению к государствам, не погасившим свою задолженность перед МВФ.

Штаб-квартира: Вашингтон, США.

В настоящее время входит 188 государств.

Официальные цели МВФ:

1. Способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения.

2. Содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли.

3. Обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов и не допускать обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ.

4. Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям платежного баланса между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений.

5. Предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах.

МВФ наделен правом выпускать специальный вид денег – СДР (специальные права заимствования, Special Drawing Rights, 1969 г.) для обеспечения членов дополнительной ликвидностью. СДР могут храниться у стран–членов как часть их валютных запасов или использоваться вместо национальных валют в сделках с другими членами.

СДР – не валюта, ни долговое обязательство, обращается только внутри МВФ

Используется для:

- регулирования сальдо платёжных балансов,

- для покрытия дефицита платежного баланса,

- пополнения резервов, расчётов по кредитам МВФ.

Курс SDR публикуется ежедневно и определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар США, евро, иена и фунт стерлингов. До введения евро с 1981 года курс был привязан к корзине из пяти валют: доллара США, немецкой марки, французского франка, иены и фунта стерлингов. Вес валют в корзине пересматривается каждые пять лет.

Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота – ключевое звено во взаимоотношениях стран–членов с Фондом – определяет: 1) сумму подписки на капитал; 2) возможности использования ресурсов Фонда; 3) сумму получаемых страной – членом СДР при их очередном распределении; 4) количество голосов страны в Фонде.

Сумма квоты для каждого государства-участника МВФ устанавливается в соответствии с объемом его национального дохода, размером и долей внешнеторгового оборота, то есть чем богаче страна, тем выше ее квота в Фонде.

До 25% квоты оплачивается резервными активами (СДР и конвертируемыми валютами); 75% – национальной валютой.

На долю 25 развитых государств приходится 62,8% общей суммы квот, в том числе: США – 17,5%, Японии – 6,3%, Германии – 6,1%, Великобритании – 5,1%, Франции – 5,1%, Италии – 3,3% и Канады – 3,0%; 15 стран – участниц ЕС – 30,3%. Россия по величине квоты в МВФ (5,9 млрд. СДР, или 8,3 млрд. долл.) занимает десятое место. На нее приходится 2,8% общей суммы квот.

Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска. Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других «уполномоченных держателей». Помимо стран-членов получать, держать и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета управляющих МВФ, принимаемому большинством, которое должно составлять не менее 85% голосов, страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее развитым государствам.

Таким образом, МВФ устроен по образцу акционерного предприятия: его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке.

Предоставление кредитов Фондом странам-членам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий.

МВФ представляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей:

1. во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков,

2. во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств.

Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного финансирования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или ценового механизма.

Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года; при необходимости –до четырех лет.

МВФ оказывает более долгосрочную помощь беднейшим странам для уравновешения платежных балансов и структурной перестройки в виде льготных кредитов путем использования не общих ресурсов Фонда, а других источников, аккумулируемых на счете специальных выплат. В связи с финансовыми и валютными кризисами в Мексике и Аргентине с середины 1990–х годов и нарастанием глобальных кризисных потрясений финансовых и валютных рынков МВФ осуществил ряд нововведений. В их числе:

- механизм экстренного финансирования,

- поддержка фондов валютной стабилизации,

- экстренная помощь,

- помощь странам после конфликта.

МВФ обосновывает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны-заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов МВФ. Поэтому МВФ требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации или сокращении.

Дефицит платежного баланса – макроэкономический показатель, отражающий ситуацию, при которой суммарные чистые поступления в страну иностранной валюты на текущий счет и счет движения капиталов являются отрицательными. Главный фактор дефицита платежного баланса – превышение стоимости импорта товаров над их экспортом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...