Налоговая система и ее основные элементы.
Налоговая система государства включает следующие элементы: во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и платежей, используемых в стране для финансирования государственного бюджета и внебюджетных фондов: во-вторых, система законов, указов, подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей. Действующая в настоящее время в России налоговая система имеет относительно короткую историю. Она начала складываться в 1992 году. Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане. Функции налогов: фискальная – формирование денежных доходов государства; экономическая – воздействие через налоги на общественное воспроизводство. Функции налогов взаимосвязаны и не всегда их действие однонаправлено. Элементы налога: - субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог; - носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог; - объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, доход с ценных бумаг, недвижимое имущество и т.д.); - ставка налога – величина налоговых начислений на единицу объекта налога. Различают твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоговые ставки. Твердые – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода. Пропорциональные – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Соответственно, пропорциональный налог взимается как определенный процент от доходов независимо от величины этих доходов.
Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивный налог означает, что с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог означает, что с низких доходов взимается более высокий процент, а с высоких доходов процент налога ниже. Прогрессивное налогообложение связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство. Регрессивное и пропорциональное налогообложение в большей мере связано с косвенными налогами. Нормой налогообложения является налоговая ставка – размер налога на единицу обложения. Существует определенная зависимость между размером налоговых ставок и суммой собранных налогов. Повышение налоговых ставок только до определенного момента может вести к росту суммы собранных налогов. Повышение налоговых ставок сверх определенного уровня может подорвать стимулы к деятельности, в результате чего общая сумма налоговых поступлений даже уменьшится. Способы увеличения налоговых поступлений в бюджет: - расширение круга налогоплательщиков; - увеличения числа тех объектов, с которых взимаются косвенные налоги; - повышение налоговых ставок при прямом и косвенном налогообложении. В зарубежных странах используется такой показатель уровня налогообложения, как «эластичность налоговой системы». Математически его определить сложно, но есть три признака, по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения: (1) если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или сокращаются; (2) если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала, ухудшается материальное положение населения;
(3) если растет «теневая» экономика – скрытое или явное уклонение от налогов. В зависимости от источников изъятия существуют следующие виды налогов – подоходный налог на физические лица, налог на прибыль предприятий, налоги в фонд социального страхования и социального обеспечения, налоги на имущество и наследство. В зависимости от использованияналоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются для финансирования текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким- либо определенным видом расходов. Специфические – налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование, отчисления в дорожные фонды). По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (заработная плата, прибыль, %) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины). К прямым налогам можно отнести подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на недвижимость, налог на операции с ценными бумагами. Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене (например, акцизы). В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков. Косвенные налоги могут выступать в трех видах: акцизы, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины. Акцизы – надбавка к цене товаров или тарифов за услуги. Ими облагаются, как правило, товары массового производства (спиртные напитки, табак, соль, сахар, спички), а также различные коммунальные, транспортные, культурные услуги, имеющие широкое распространение. Плательщиками являются потребители данных товаров услуг. НДС является разновидностью акциза, но налогом облагается не вся выручка от реализации данного товара, а только стоимость, добавленная на данном этапе производственной деятельности. Фискальные монопольные налоги – пополняют казну за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством. Например, еще с петровских времен – монополия на производство и реализацию спиртных напитков. Практически всегда объектом государственной монополии в России было производство и продажа изделий из мехов и золота, пользовавшихся спросом и на внешнем и на внутреннем рынках.
Таможенные пошлины – это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, т.е. пересекающие границу данной страны. В зависимости от целей, которые преследует государство, таможенные пошлины подразделяются на фискальные, протекционистские, антидемпинговые и преференциальные. Фискальные направлены на рост бюджетных доходов; Протекционистские – защищают внутренний рынок от проникновения импортных товаров; Антидемпинговые – для защиты национальной экономики; Преференциальные (льготные) – если страна заинтересована в возе данного товара или технологии или импорт по договору (по политическим мотивам). По территориальному подчинениюналоги подразделяются на федеральные, региональные (республиканские) и местные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|