Психолого-логопедическое обследование детей в возрасте 2-3 лет
1.
Общая моторика:
| Коррекционная работа
|
| Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Удержание головы
|
|
|
Самостоятельное сидение
|
|
|
Удержание вертикального положения стоя (у опоры/самостоятельно)
|
|
|
Ходьба с поддержкой
|
|
|
Самостоятельная ходьба
|
|
|
Дополнительные сведения:
2.
Функциональные возможности
кистей рук:
| Коррекционная работа
|
Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Направление руки к предмету, кисть, сжатая в кулак
|
|
|
Захват предмета, его удержание в руке
|
|
|
Произвольное опускание предмета
|
|
|
Простейшие манипуляции с предметом
|
|
|
Свободное манипулирование предметами
|
|
|
Дифференцированные движения пальцев рук
|
|
|
Дополнительные сведения:
3.
Навыки самообслуживания (при приеме пиши, в одевании и раздевании, навыки личной гигиены
| Коррекционная работа
|
Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
До
| После
|
Полное отсутствие навыков
|
|
|
Частичное владение навыками
|
|
|
Владение навыками с небольшой помощью взрослого
|
|
|
Самостоятельное владение навыками
|
|
|
Дополнительные сведения:
4.
Контакт(эмоциональный, жестово-мимический, речевой):
| Коррекционная работа
|
Балл 1 обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
В контакт не вступает
|
|
|
Контакт формальный
|
|
|
В контакт вступает не сразу, с большим трудом. Не проявляет в нем заинтересованности
|
|
|
Контакт избирательный
|
|
|
Легко и быстро устанавливает контакт
|
|
|
Дополнительные сведения:
5.
Эмоциональная сфера:
| Коррекционная работа
|
| Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Пассивный, вялый, инертный
|
|
|
Повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность
|
|
|
Колебания настроения, эмоциональная лабильность
|
|
|
Активный, бодрый, эмоциональный
|
|
|
Дополнительные сведения:
6.
Средства общения:
| Коррекционная работа
|
| Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Общение слабо выражено и реализуется посредством движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой и криком
|
|
|
Общение посредством движений тела, головы, улыбки, голоса
|
|
|
Общение посредством дифференцированного голоса, мимики, выразительного взгляда, аморфных слов-корней, жестов
|
|
|
Речевые средства (различные высказывания)
|
|
|
Дополнительные сведения:
7.
Понимание обращенной речи:
| Коррекционная работа
|
| Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Не понимает обращенную речь
|
|
|
Понимание обращенной речи ограниченное, ситуативное
|
|
|
Понимание обращенной речи на бытовом уровне
|
|
|
В полном объеме
|
|
|
Дополнительные сведения:
8.
Углубленное исследование имперссивной речи(указывается уровень понимания ребенком обращенной речи в зависимости от возраста ребенка):
| Коррекционная работа
|
Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
До
| После
|
I уровень - выражено речевое внимание, прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонации, узнает знакомые голоса. (Этот уровень здоровый ребенок проходит в возрасте от 3 до 6 месяцев.)
|
|
|
Окончание таблицы
Углубленное исследование имперссивной речи(указывается уровень понимания ребенком обращенной речи в зависимости от возраста ребенка):
| Коррекционная работа
|
Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
До
| После
|
II уровень - понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам («Поцелуй маму», «Где папа?», «Дай ручку», «Нельзя!» и т. д. Этот уровень здоровый ребенок проходит в возрасте 6-10 месяцев).
|
|
|
III уровень - понимает названия отдельных предметов и игрушек:
а) понимает только названия предметов и игрушек (10-12 мес.);
б) узнает их на картинках (12-14 мес);
в) узнает их на сюжетной картинке (15-18 мес.)
|
|
|
IV уровень - понимает названия действий в различных ситуациях («Покажи, кто сидит», «Кто спит?» и т.д.):
а) понимание двухступенчатой инструкции (2 года). («Пойди в кухню, принеси чашку», «Возьми платок, вытри нос» и т.д.);
|
|
|
б) понимает значение предлогов в привычной, конкретной ситуации, начинает понимать вопросы косвенных падежей. («На чем ты сидишь?», «Во что играешь?» и т.д.) - 2 года 6 мес.;
в) установление первых причинно-следственных связей (2 года 6 мес.)
|
|
|
V уровень - понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (2 года 6 мес. - 3 года):
а) со зрительной опорой;
б) без зрительной опоры.
|
|
|
VI уровень - понимает значение сложноподчиненных предложений, понимает значение предлогов в конкретной, привычной ситуации (к 4 годам).
|
|
|
Дополнительные сведения:
Если у ребенка отсутствует понимание речи и отсутствует собственная речь, важно оценить, как он понимает жесты и мимику и как он пытается их использовать в общении с окружающими. Это обследование проводится в порядке обучающего эксперимента.
9.
Понимание жестов и мимики:
| Коррекционная работа
|
| Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Не понимает жестов
|
|
|
Понимает конкретные жесты (напр.: показ подушки, чтобы показать «пора спать», или прикосновение к стулу с просьбой на него сесть)
|
|
|
Понимает кивки, указания пальцем Понимает простую мимику
|
|
|
Понимает более сложные жестовые и мимические движения (напр.: размешать сахар в чашке, причесать волосы и т.д.)
|
|
|
Дополнительные сведения:
Понимание выражения лица:
| Коррекционная работа
|
| Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Не смотрит в лицо
|
|
|
Непонимание выражения лица
|
|
|
Понимание преувеличенных выражений
|
|
|
Понимание всех выражений (в том числе легкое нахмуривание или поднятие бровей)
|
|
|
Дополнительные сведения:
Понимание символических жестов:
| Коррекционная работа
|
| Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Не обращает внимание на жесты
|
|
|
Не понимает, что кивок означает «да», а покачивание головы - «нет»
|
|
|
Иногда понимает
|
|
|
Всегда понимает
|
|
|
Дополнительные сведения:
10.
Использование жестов и мимики:
| Коррекционная работа
|
| Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Не использует жесты
|
|
|
Показывает нужды конкретной демонстрацией (берет пищу из тарелки), показывает желание прикосновением к объекту
|
|
|
Показывает объекты на расстоянии, показывает простые нужды (напр.: показывает, что хочет пить)
|
|
|
Использует сложную мимику и жесты
|
|
|
Дополнительные сведения:
Использование выражения лица
для общения с окружающими
| Коррекционная работа
|
Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Лицо всегда без выражения
|
|
|
Есть некоторые выражения
|
|
|
Ясная и частая смена выражения лица
|
|
|
Выражение адекватное ситуации
|
|
|
Дополнительные сведения:
Использование символических
жестов:
| Коррекционная работа
|
Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Никогда не кивает, чтобы выразить «да», и не качает головой, чтобы выразить «нет»
|
|
|
Иногда кивает и качает головой, чтобы выразить «да» и «нет»
|
|
|
Использует эти жесты в общении и ясно понимает их значение
|
|
|
Использует известные жесты в общении
|
|
|
Дополнительные сведения:
11.
Уровень развития деятельности:
| Коррекционная работа
|
| Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Интереса к игрушкам не проявляет, в игру со взрослым не включается
|
|
|
Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам, предметам
|
|
|
Игрушки использует адекватно, использует предмет в соответствии с его назначением
|
|
|
Предметные действия - использует предметы в соответствии с их функциональным назначением:
а) процессуальные действия (с 1,5 лет);
б) игра с элементами сюжета (с 2 лет)
|
|
|
Дополнительные сведения:
12.
Запас знаний об окружающем:
| Коррекционная работа
|
| Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Отсутствует или крайне низкий
|
|
|
Строго ограничен
|
|
|
Несколько снижен
|
|
|
Соответствует возрасту
|
|
|
Дополнительные сведения:
13.
Состояние зрения: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, атрофия зрительного нерва, нистагм, N
| Коррекционная работа
|
Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
До
| После
|
Зрительное восприятие:
|
|
|
Прослеживание движущегося оптического объекта: фрагментарное/плавное, узнавание матери, различение близких и чужих людей
|
|
|
Зрительное изучение удаленных предметов
|
|
|
Узнавание, различение знакомых предметов, игрушек на однопредметных картинках, где изображение максимально приближено к оригиналу
|
|
|
Дифференциация игрушек и одно-предметных картинок (сличение предметов, игрушек с их изображением) - с 1,5 лет
|
|
|
Рассматривание и узнавание предметов, игрушек на предметных и сюжетных картинках - с 1,5 лет
|
|
|
Соотнесение (сличение) предметов по цвету, форме, величине (с 1,5 лет)
|
|
|
Различение (выделение по слову) предметов по цвету, форме, величине (с 2 лет)
|
|
|
Знание и называние цвета, формы, величины предмета (с 2-2,5 лет)
|
|
|
Дополнительные сведения:
14.
Состояние слуха: снижение слуха, N
| Коррекционная работа
|
| Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Слуховое восприятие:
|
|
|
Локализация звука в пространстве
|
|
|
Дифференциация тембровой окраски и интонации голоса
|
|
|
Узнавание своего имени, различение строгой и ласковой интонации голоса взрослого
|
|
|
Слуховое внимание к речи взрослого, понимание речи по возрасту
|
|
|
Дополнительные сведения:
15.
Восприятие пространственных
отношений:
| Коррекционная работа
|
Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Не показывает частей тела и лица
|
|
|
Ориентировка в сторонах собственного тела
|
|
|
Дифференцирование пространственных понятий (выше - ниже, дальше - ближе)
|
|
|
Конструктивный праксис, складывает разрезную картинку из двух фрагментов
|
|
|
Дополнительные сведения:
16.
Уровень развития познавательной активности:
| Коррекционная работа
|
Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Отсутствует или крайне низкая познавательная активность и мотивация к деятельности
|
|
|
Снижение познавательной активности и мотивации к различным видам деятельности
|
|
|
Недостаточность познавательной активности и мотивации к деятельности
|
|
|
Ярко выраженная познавательная активность и мотивация
|
|
|
Дополнительные сведения:
17.
Внимание:
| Коррекционная работа
|
| Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Ребенок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте
|
|
|
Внимание неустойчивое, поверхностное, быстро истощается
|
|
|
Внимание достаточно устойчивое
|
|
|
Длительность сосредоточения и переключения внимания по возрасту
|
|
|
Дополнительные сведения:
18.
Характеристика собственной речи
(экспрессивная речь):
| Коррекционная работа
|
Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения
|
|
|
Произносит отдельные звуки, звуко-комплексы
|
|
|
Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний
|
|
|
Использует невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию)
|
|
|
Пользуется простой фразой
|
|
|
Агграматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза, активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена
|
|
|
Пользуется развернутой фразой, формируется лексико-грамматический строй речи
|
|
|
Дополнительные сведения:
19.
Лексико-грамматический
строй речи:
| Коррекционная работа
|
Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
Словарный запас:
| До
| После
|
Лепетные слова
|
|
|
Аморфные слова-корни
|
|
|
Ограничены общеупотребительные слова
|
|
|
Объем словаря по возрасту, достаточный
|
|
|
Дополнительные сведения:
20.
Грамматический строй:
| Коррекционная работа
|
| Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Однословное предложение (1 г. 3 мес. - 1 г. 8 мес.)
|
|
|
Предложение из слов-корней (1 г. 8 мес. - 1 г. 10 мес.)
|
|
|
Формирование первых форм слов (1 г. 1 мес. - 2 г. 1 мес.)
|
|
|
Использование флексий (окончаний) для выражения связей слов (2 г. 1 мес. - 2 г. 6 мес), усвоение служебных слов (2 г. 6 мес. - 3 г.)
|
|
|
Дополнительные сведения:
21.
Слоговая структура слов:
| Коррекционная работа
|
| Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Слова-корни
|
|
|
Усечение слова
|
|
|
Сохранен абрис слова (слоговой рисунок)
|
|
|
Усвоены слова основных продуктивных классов
|
|
|
Дополнительные сведения:
22.
Фонетический строй речи:
| Коррекционная работа
|
| Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Все звуки лишены дифференциальных признаков
|
|
|
Усредненность гласных: недостаток произношения свистящих, шипящих губно-губных, губно-зубных и среднеязычных, заднеязычных, твердых согласных
|
|
|
Изолированно произносит все звуки, но при увеличении речевой нагрузки - общая смазанность речи
|
|
|
Фонетический строй речи сформирован (физиологические нарушения) в соответствии с возрастом
|
|
|
Дополнительные сведения:
23.
Фонематический слух:
| Коррекционная работа
|
| Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Узнает неречевые звуки
|
|
|
Различает высоту, силу, тембр голоса (на звукоподражаниях)
|
|
|
Различает слова, близкие по звуковому составу (слова-паронимы)
|
|
|
Различает и повторяет слоги: па-ба, та-да, ко-го, ма-на
|
|
|
Критерии оценки:
0 - нет слухового внимания;
1 - дифференцирует голоса, силу, высоту, тембр голоса;
2 -различает слова-паронимы;
3 - повторяет слоги с оппозиционными фонемами
Дополнительные сведения:
24.
Артикуляционный аппарат:
| Коррекционная работа
|
Наличие патологической симптома-
тики:
| Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
До
| После
|
Лицевая мускулатура:
|
|
|
- гипомимия, амимия;
|
|
|
- тонус лицевой мускулатуры:
спастичность,
гипотония/дистония, N;
|
|
|
- сглаженность носогубных складок;
|
|
|
- оральные синкинезии;
|
|
|
- асимметрия лица;
|
|
|
- гиперкинезы мимической мускулатуры;
|
|
|
Губы:
|
|
|
- тонус губной мускулатуры:
спастичность/гипотония/
дистония/N;
|
|
|
- гиперсаливация;
|
|
|
Твердое небо: готическое низкое уплощенное.
|
|
|
Окончание таблицы
Артикуляционный аппарат:
| Коррекционная работа
|
Наличие патологической симптома-
тики:
| Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
До
| После
|
Мягкое небо: длинное/короткое
подвижное/малоподвижное
отклонение увуля;
|
|
|
Язык: толстый, маленький, узкий,
невыраженность кончика
укорочение подъязычной связки;
|
|
|
- тонус язычной мускулатуры:
спастичность/гипотония/
дистония/N;
|
|
|
- гиперкинезы языка;
|
|
|
- тремор языка;
|
|
|
- девиация (отклонение) языка в сторону
|
|
|
Критерии оценки патологической симптоматики:
0 - грубая патологическая симптоматика;
1 - выраженная;
2- средняя;
3 - легкая
Дополнительные сведения:
25.
Особенности моторики
артикуляционного аппарата
| Коррекционная работа
|
| Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
Движение нижней челюсти:
| До
| После
|
Открывание/закрывание рта, умение держать рот закрытым
|
|
|
Объем движений губной мускулатуры
|
|
|
Объем артикуляционных движения языка:
|
|
|
- умение удержать артикуляционную позу;
|
|
|
.
Окончание таблицы
Особенности моторики
артикуляционного аппарата
| Коррекционная работа
|
| Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
- способность к переключению;
|
|
|
- произвольное высовывание языка;
|
|
|
- подъем языка;
|
|
|
- боковые отведения (вправо/влево);
|
|
|
- пощелкивание;
|
|
|
- облизывание губ
|
|
|
Глоточный и небный рефлексы: повышен, понижен, нормальный
|
|
|
Наличие патологических рефлексов орального автоматизма (губной, хоботковый, поисковый, ладонно-рото-головной и др.)
|
|
|
Жевание: отсутствие жевания твердой пищи, затруднение жевания, N
|
|
|
Глотание: не нарушено, поперхивается, захлебывается при глотании
|
|
|
Критерии оценки моторики артикуляционного аппарата:
0 - грубо нарушены;
1 - неполный объем, затруднены;
2 - снижена амплитуда, нарушены качества: точность, переключаемость, сила, ритмичность;
3 - в полном объеме, точные
Дополнительные сведения:
26.
Мелодико-интонационная
сторона речи: просодия
| Коррекционная работа
|
Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
Интонации:
| До
| После
|
- темп речи (тахилалия, брадилалия, запинки, заикание);
|
|
|
- паузы;
|
|
|
- тембр;
|
|
|
- мелодика повествовательная, вопросительная, восклицательная;
|
|
|
- логическое ударение;
|
|
|
Окончание таблицы
Мелодико-интонационная
сторона речи: просодия
| Коррекционная работа
|
Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
- сила голоса;
|
|
|
- высота голоса;
|
|
|
- модуляция голоса;
|
|
|
- полетность голоса;
|
|
|
- ритм голоса (скандированный, растянутый);
|
|
|
- координация носового и ротового дыхания;
|
|
|
- фонационное дыхание;
|
|
|
- дикция
|
|
|
Критерии оценки просодии:
0 - отсутствие средств просодии;
1 - наличие элементов средств просодии;
2 - недостаточность средств просодии;
3 - в пределах возрастной нормы
Дополнительные сведения:
27.
Разборчивость речи:
| Коррекционная работа
|
| Балл I обслед.
| Балл II обслед.
|
| До
| После
|
Речь понимает только мать
|
|
|
Речь невнятная, малопонятная для окружающих
|
|
|
Разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая
|
|
|
Разборчивость речи не нарушена
|
|
|
Дополнительные сведения:
Ниже приводим пояснения к характеристикам средств просодии:
Интонация
В понятие интонации включается темп речи (степень скорости произнесения речевых элементов), паузы (перерывы в произнесении речевых элементов), тембр речи (окраска человеческого голоса), тон речи (степень высоты звука), мелодика (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение и словесное ударение).
Мелодика
Она фиксирует повышение и понижение тона. Такая звуковая организация речи должна быть органически связана с содержанием, смыслом высказывания. Мельчайшее злоупотребление мелодикой мешает восприятию информации. Различают три вида мелодики: повествовательная - резкое понижение голоса на последнем ударном слоге; вопросительная - повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса; восклицательная - свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.
Темп речи
Это важнейший компонент интонации. Темп - скорость произнесения речевых элементов. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего.
Патологически быстрая речь (тахилалия) требует усиленного внимания, что вызывает утомление.
Патологически замедленная речь (брадилалия), наоборот, ослабляет внимание, что тоже приводит к утомлению.
Темп речи зависит от возраста говорящего. Темп речи определяется содержанием текста.
Тембр
Индивидуальный компонент интонации - тембр, колорит голоса. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно.
Пауза
Особое место в интонации занимают паузы - это «незвуковое» интонационное средство. Паузы необходимы, так как они разрывают поток речи, чем облегчают восприятие речи. Интонационно-логические паузы отделяют один речевой такт от другого, помогают выяснить их смысл. Если не делать логической паузы, получится сплошной текст, в котором трудно разобрать, какие слова в предложении по смыслу тесно связаны между собой и объединены интонационно. Различают смысловую паузу (логическую), целиком определяемую синтаксисом, и ритмическую паузу, от синтаксиса не зависящую и определяемую ритмическим импульсом. Первая наличествует во всякой речи, вторая - только в стихотворной.
Длительность пауз и характер их распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.
Сила голоса
Сила голоса зависит от того, как направлены звуки голоса в резонаторы, в каком состоянии они находятся. Громкость обеспечивается хорошей работой дыхательного аппарата, активной артикуляцией, отсутствием лишнего мышечного напряжения. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слишком громким. Сила голоса - это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Сила звучания зависит от амплитуды (размаха) колебания голосовых связок, степени их напряженности, а также от деятельности резонаторов (полости рта и носа).
Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса - величина объективная, то громкость - понятие субъективное, связанное с нашим восприятием звука. Громкость - это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса - это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.
Высота голоса
Это физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. Характеризуется организованным дыханием и активной работой резонаторов, усиливающих звук. При нарушении высоты голоса он становится монотонным, тремолирующим, дрожащим, невыразительным, немодулированным, иногда фальцето-образным.
Модуляция голоса - изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.
Ритм
Это закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Ритм в широком смысле присущ непосредственно целому ряду природных явлений и человеческому организму (ритмично дыхание, работа сердца, кровообращение и т.д.).
В основе ритмической организации человеческой речи лежит тот естественный, первичный ритм, который характеризует деятельность человеческого организма и в частности человеческое дыхание. Поскольку процесс дыхания относительно ритмичен, постольку ритмична в известной мере и человеческая речь: необходимость периодических вдохов и выдохов вызывает соответствующие остановки голоса - паузы, которые разбивают речь на единицы, называемые речевыми тактами.
Таким образом, единицей речевого ритма становятся слово или группа слов, ограниченные от последующих при помощи паузы.
Логическое ударение
Это выделение наиболее важного слова в ряду остальных для придания предложению точного смысла. Логическим признается смысловое ударение, максимально сильно акцентируемое, четко выделенное интонационно (силой и значительным интервалом высоты тона по сравнению с обычным словесным ударением). Специфика логического ударения - в особой семантике и в мере выделения акцентируемого слова.
Следовательно, средствами выражения логического ударения являются: усиление словесного ударения, повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова, увеличение длительности, которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога.
В разговорной речи логическое ударение весьма частотно: обязательно присутствует в вопросительном предложении без вопросительного слова (выделяет слово, содержащее основной смысл вопроса), часто используется в ответных предложениях.
Речевое дыхание
Это основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменить силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.
Правильное использование дыхания в речи заключается, во-первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, во-вторых, в своевременном и незаметном наполнении запаса его (на паузах).
В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания.
Полетность голоса
Это способность голоса быть слышимым на больших расстояниях при минимальных затратах сил говорящего или поющего.
Дикция
Основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного аппарата: языка, губ, нёба, нижней челюсти и глотки.
Фонематические процессы разделяют на три составляющие:
1. фонематический слух;
2. фонематическое восприятие (звуковой анализ и синтез);
3. фонематические представления.
Фонематический слух - умение различать звуки родного языка в потоке речи: в различном линейном порядке; в словах, близких по звучанию, но разных по смыслу (лак - рак, коза - коса), в норме формируется с 6 месяцев до 1 года 7 месяцев.
Фонематическое восприятие - это искусственный звуковой анализ, который самостоятельно не формируется, но лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Под полным фонематическим анализом слова подразумевается умение расчленять слышимые слова на составляющие его звуки, то есть четко представлять себе его звуковую структуру. Под фонематическим синтезом понимается умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков.
Фонематические представления - способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений.
Используя балльную систему оценки сформированности психических и речевых функций у ребенка в раннем возрасте (1 год - 3 года) с ДЦП, можно спроецировать на графике профиль развития ребенка, где будут визуально представлены наиболее нарушенные функции и выделены относительно сохранные, на которые и будет опираться логопед в коррекционной работе.
Предлагаем пример структуры дефекта ребенка трех лет с ДЦП, представленный на графике № 3.
График №3
Профиль развитияребенка трех лет с ДЦП
(структура дефекта)
3 - условная норма
Параметры исследования
|
|
1. Общая моторика
| 15. Пространственные представления
|
2. Возможности кистей и пальцев рук
| 16. Развитие познавательной активности
|
3. Навыки самообслуживания
| 17. Внимание
|
4. Контакт
| 18. Характеристика собственной речи
|
5. Эмоциональная сфера
| 19. Словарь
|
6. Средства общения
| 20. Грамматический строй
|
7. Понимание обращенной речи
| 21. Слоговая структура
|
8. Уровень понимания речи
| 22. Фонетический строй
|
9. Понимание жестов и мимики
| 23. Фонематический слух
|
10. Использование мимики и жестов
| 24. Артикуляционный аппарат: наличие патологической симптоматики
|
11. Уровень развития деятельности
| 25. Артикуляционный аппарат: особенности моторики
|
12. Запас знаний об окружающем
| 26. Мелодико-интонационная сторона речи. Просодия
|
13. Зрительное восприятие
| 27. Разборчивость речи
|
14. Слуховое восприятие
|
|
Выводы
В данном разделе учебного пособия представлена скрининговая модель обследования психомоторного развития ребенка второго года жизни (шкала Гриффитс). Механизм использования ее и количественно-качественный анализ результатов был описан выше в разделе 2.1. Аналогично составляется график профиля психомоторного развития ребенка второго года жизни. Уровень актуального развития соотносится с условной нормой. График позволяет визуально продемонстрировать структуру дефекта и увидеть относительно сохранные функции.
В этом разделе учебного пособия приводится график № 2, иллюстрирующий структуру дефекта двухлетнего ребенка, уровень актуального развития которого отстает от нормативного в среднем на 6-8 месяцев, что говорит не столько о ребенке группы риска, сколько о наличии серьезного отставания. Для более глубокого обследования необходимо более детальное исследование.
Нами разработана и апробируется в условиях поликлиники система логического обследования детей третьего года жизни. Используется балльная система оценки 27 параметров, включающих вн<
Воспользуйтесь поиском по сайту: