Коррекционно-логопедическая работа на II этапе
Дети характеризуются возможностью произнесения отдельных лепетных звукосочетаний, слов. Артикуляционный аппарат их имеет более или менее выраженную патологию, проявляющуюся в изменении мышечного тонуса, наличии гиперкинезов и оральных синкинезий, ограничении подвижности языка и губ. У детей развивается имперссивная речь. Манипулятивная функция рук ограничена, недоступны дифференцированные движения пальцев рук. Особенностью раннего развития детей с церебральным параличом является более длительная диссоциация в развитии всех функций, в том числе экспрессивной и импрессивной сторон речи. Так, ребенок с церебральным параличом при сохранном интеллекте в возрасте двух лет по развитию экспрессивной речи может находиться на этапах доречевого развития, а по уровню развития импрессивной речи может соответствовать возрастной норме. При этом ребенок плохо владеет руками и даже плохо удерживает голову. С такими детьми логопедическая работа строится исходя из структуры дефекта, используются сохранные функции. Для этого нужно выявить диссоциацию развития различных функций и коррекционную работу строить дифференцированно, исходя из возможностей ребенка. Основной задачей коррекционно-логопедической работы с детьми является стимуляция и совершенствование общения с взрослым при помощи интонационных звуков лепета и лепетных слов, простой фразы. Основные направления коррекционно-логопедической работы на II этапе: нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; увеличение силы и длительности выдоха; стимуляция физиологических эхолалий и лепетных слов, простого предложения; развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук; формирование понимания речевых инструкций.
Логопедические занятия проводятся в кабинете. Особое внимание уделяется правильному положению ребенка во время занятий, при котором минимально проявлялись бы патологические рефлексы. С этой целью используются специальные кресла-качалки, специальные стулья, позволяющие удерживать верхнюю часть корпуса ребенка в вертикальном положении, а голову по. средней линии. Часто ребенок во время занятия помещается в резиновый надувной круг соответствующего диаметра, в котором по положению тела он приближается к позе эмбриона. Одним из важных факторов при проведении логопедических занятий является создание положительного эмоционального отношения ребенка к занятию и к логопеду. Большое значение для развития интереса и активности ребенка имеет выбор адекватной для возраста игрушки. Коррекционно-логопедические занятия проводят индивидуально, длительность их 25-30 мин. Особенностью работы является максимальное привлечение самого ребенка к активному выполнению задания при опоре на возможность понимания обращенной речи. В течение дня с ребенком занимаются мать или медперсонал по плану, составленному логопедом. Логопедический массаж. Цель: нормализация мышечного тонуса и выработка положительных кинестезий. Логопедическое занятие начинается с приемов общего расслабления, затем проводится дифференцированный массаж артикуляционной мускулатуры. Упражнения описаны на I этапе. При асимметрии, неравномерном распределении тонуса в артикуляционных мышцах массаж проводят с гиперкоррекцией соответствующей стороны - на пораженной стороне большее число движений (10-12). Кроме приемов ручного массажа, используется специальный аппарат - вибромассажер, применяются насадки соответственно инструкции, ИЛГ. Логопедический массаж проводится ежедневно по 3-4 мин.
Артикуляционная гимнастика. Цель: развитие подвижности и увеличение объема движений губ и языка. Пассивная гимнастика Пассивная гимнастика включает упражнения, описанные на I этапе. С целью улучшения кинестетических восприятий в артикуляционной мускулатуре логопедические занятия шире включают мероприятия по созданию определенных поз для губ и языка. Активная гимнастика Особое внимание уделяется активным движениям языка и которые необходимы для развития четких артикуляционных кинестезий и кинестетического следового образа движений артикуляционных мышц. На этом этапе ребенка очень настойчиво обучают жеванию, кусанию. Для этого проводят предварительно массаж жевательной мускулатуры, учат пассивно-активному открыванию рта и пассивно-активно вызывают жевательные движения. «Схему жевания» вначале отрабатывают пассивно: ребенку в рот помещают хлеб и подталкивают челюсти вверх-вниз в ритме собственных жевательных движений ребенка. Ребенок обучается таким произвольным движениям, как: «поцелуй», «подуй», «плюнь», «покашляй», «закрой глаза», «покажи язык», «улыбнись», «покажи зубы», «пощелкай языком», «закрой или открой рот». Ребенка учат облизывать верхнюю и нижнюю губы, слизывать из уголков рта, для этого используется сироп шиповника, варенье. Упражнения проводятся ежедневно по 2 минуты. Дыхательная гимнастика. Цель: увеличение силы и длительности выдоха. Кроме пассивных дыхательных упражнений, используемых наI этапе, проводят упражнения, вызывающие активные дыхательные движения с включением элемента подражательности: 1)учат ребенка дуть на ватные шарики - игра «футбол», дуть на «султанчик», дуть в дудочку, дуть на разноцветных бумажных бабочек и т.д. При этом пассивно удерживают определенную позу губ «хоботок»; 2) учат игре на губах. При выдохе ребенка вызывают вибрацию губ, возникающий звук «б-б-б» или «ф-ф-ф» радует ребенка и он неоднократно пытается повторить это звучание, стараясь его удлинить. Упражнение выполняется через день по 3 минуты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|