Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок, который преподал мне Роберт Фрост




То, что я искала

Моему мужу Майку настолько понравился этот новый обучающий продукт, разработанный Робертом Кийосаки, — игра под названием «Денежный поток», — что мы оба приняли участие в испытании образца. Я пригласила туда свою девятнадцатилетнюю дочь, которая училась на первом курсе местного университета. Она согласилась прийти. В испытании участвовало около пятнадцати человек, которых разделили на три группы.

Майк оказался прав. Мне была нужна именно такая обучающая система. Правда, в ней оказалось много неожиданного. Ярко раскрашенная игральная доска напоминала игровое поле от «Монополии», только посередине было изображение большой крысы в хорошем костюме. В отличие от «Монополии», тут было две дорожки: внешняя и внутренняя. Целью игры было выйти с внутренней дорожки (движение по ней Роберт назвал «крысиными бегами») на внешнюю — «скоростную». По выражению Роберта, «скоростная дорожка» показывает, по каким правилам играют богатые люди в реальной жизни.

Вот какое определение дал Роберт «крысиным бегам»: «Если вы присмотритесь к жизни обычного образованного и много работающего человека, то заметите много закономерностей. Ребенок появляется на свет, потом идет в школу. Родители горды, потому что он получает хорошие отметки и поступает в колледж. После колледжа он, возможно, заканчивает институт или аспирантуру, а затем делает именно то, на что его запрограммировали, — ищет стабильную работу. Он ее находит — возможно, становится врачом, юристом, идет в армию или на государственную службу. Он тут же начинает зарабатывать деньги, появляются кредитные карточки, и наступает пора покупок — если этого еще не произошло раньше.

 

 

У ребенка появились деньги, и он отправляется в те места, где бывают другие молодые люди, похожие на него. Он знакомится с ними, ходит на свидания, часто это заканчивается свадьбой. Сегодня работают и мужчины, и женщины, и два дохода — это чудесно! Пара довольна жизнью и своими успехами, перед ними безоблачное будущее, и они решают купить дом, машину, телевизор, поехать на море и завести детей. Все это им удается. Но денег нужно все больше и больше. Счастливая пара видит, что без работы не обойтись, и начинает трудиться все усерднее, стремиться к продвижению по службе и увеличению зарплаты. Зарплату увеличивается, но тут же появляется новый ребенок, и им уже нужен новый, более просторный дом. Супруги работают все больше, становятся "ценными кадрами". Они снова идут учиться, чтобы получить новую специальность и зарабатывать еще больше. Они даже работают на двух работах. Доходы растут, а вместе с ними — и подоходные налоги, а также налоги на недвижимость — их новый большой дом, — взносы в пенсионный фонд, и т.д. и т.п. Они получают большую зарплату и удивляются, куда же уходят все деньги. Потом они приобретают акции взаимного фонда и покупают на кредитные карточки бакалейные товары. Детям уже пять-шесть лет, и нужно копить деньги на их образование, а также себе на пенсию.

Эти счастливые люди, появившиеся на свет тридцать пять лет назад, теперь на всю жизнь стали участниками «крысиных бегов». Они работают на владельцев компании, на государство, которому платят налоги, и на банк, возвращая кредиты и ссуды.

И после этого они советуют собственным детям "прилежно учиться, получать хорошие отметки и найти хорошую работу или место"! Они ведь так ничего и не узнают о деньгах — если им не скажут те, кто пользуется их наивностью. Они работают всю жизнь. Им на смену приходит новое, такое же работящее поколение, и история повторяется. Вот что такое "крысиные бега"».

Единственный способ выйти на «скоростную дорожку» — доказать на практике, что ты знаток бухгалтерского дела и инвестирования — а это, наверное, самые сложные предметы. Мне, как опытному дипломированному бухгалтеру-ревизору, было удивительно, что Роберт сумел сделать изучение этих предметов занимательным и интересным. Само обучение проходило так незаметно, что мы, усердно стараясь вырваться с дорожки для «крысиных бегов», очень быстро забыли, что учимся.

Следующим испытанием обучающей игры был интересный разговор с дочерью. Мы говорили о вещах, которые никогда раньше не обсуждали. Мне, как бухгалтеру, было легко играть в игру, основанную на финансовых отчетах, так что у меня было время, чтобы помочь дочери и другим игрокам за нашим столом разобраться с понятиями, которые им были неизвестны. Я первой (и единственной среди всех «испытателей») вышла в тот день на «скоростную дорожку». Мне потребовалось на это пятьдесят минут, хотя игра продолжалась почти три часа.

За моим столом сидели банкир, владелец компании и программист. Меня очень обеспокоило то, как мало эти люди знают о бухгалтерии и инвестициях, таких важных для их жизни предметах. Я недоумевала: как же они ведут свои финансовые дела в реальной жизни? Я могла понять, почему это сложно моей девятнадцатилетней дочке, но взрослым, которые в два раза старше ее?..

Вырвавшись с дорожки для «крысиных бегов», в течение следующих двух часов я наблюдала, как моя дочь и эти образованные и преуспевающие взрослые бросают кости и передвигают фишки. Конечно, прекрасно, что они узнавали в процессе игры столько нового, но очень печально, что взрослым неизвестны азы бухгалтерии и инвестирования. Они с трудом улавливали связь между отчетом о доходах и расходах и балансовым отчетом. Покупая и продавая активы, они с трудом вспоминали, что каждая сделка может повлиять на то, сколько денег они получают каждый месяц. Я подумала: сколько же миллионов людей в реальном мире борются с финансовыми трудностями просто потому, что никогда не обучались этим предметам?

Слава Богу, что они веселятся и их отвлекает желание победить в игре, сказала я себе. После того как Роберт завершил игру, он дал на пятнадцать минут на ее обсуждение.

Владельцу компании игра не понравилась, он был очень недоволен.

— К чему мне все это? — громко возмущался он. — Я нанимаю бухгалтеров, банкиров и юристов, чтобы они в этом разбирались

На это Роберт ответил:

— А вы замечали, что среди бухгалтеров много небогатых людей? Как и среди банкиров, юристов и брокеров. Они много знают и многие из них — умные люди, но большинство небогаты. Поскольку в наших школах не обучают тому, что знают богатые, мы прислушиваемся к советам этих людей. Но однажды по дороге на работу вы попадаете в пробку, смотрите направо и видите там же своего бухгалтера. Вы поворачиваетесь налево и замечаете своего банкира. Это вам о чем-нибудь говорит? Программист тоже не был особо впечатлен:

— Я могу купить такую обучающую программу. Но банкир с ним не согласился:

— Я проходил все это — я имею в виду бухгалтерию, — но никогда не мог применить на практике. Теперь я знаю, как это сделать. Я должен вырваться с дорожки для «крысиных бегов».

Больше всего меня тронули слова моей дочери.

— Мне было интересно, — сказала она. — Я много узнала о том, как на самом деле работают деньги и как их вкладывать.

Потом она добавила:

— Теперь я знаю, что могу выбрать профессию, какую хочу, а не ту, где больше зарплата или льготы. Если я освою все, чему учит эта игра, то смогу изучать то, что мне хочется. Я не буду беспокоиться о хорошей пенсии, как многие мои одноклассники.

Тогда я не смогла остаться, чтобы поговорить с Робертом, но мы договорились встретиться в другой раз. Я понимала, что с помощью игры он хочет научить людей финансовой смекалке, и мне очень хотелось побольше узнать о его планах.

На следующей неделе мы с мужем обедали вместе с Робертом и его женой. Хотя мы общались таким способом впервые, нам показалось, что знакомы уже очень давно.

Оказалось, что у нас много общего. Мы говорили обо всем, в том числе о спорте, театре, ресторанах и социально-экономических вопросах. Мы побеседовали об изменяющемся мире, о том, что у большинства американцев почти нет сбережений на старость, а системы пенсионных фондов и здравоохранения находятся в плачевном состоянии. Неужели моим де тям придется платить пенсию семидесяти пяти миллионам моих сверстников? Мы говорили и о том, понимают ли люди, как рискованно надеяться на пенсионные фонды.

Роберта в первую очередь волновал растущий разрыв между имущими и неимущими в Америке и во всем мире. Этот предприниматель, который достиг всего сам, путешествовал по всему миру, вкладывая деньги, и смог оставить все занятия в сорок семь лет. Но теперь он снова занялся работой, потому что разделяет тревогу, которую я чувствую за своих собственных детей. Он знает, что мир изменился, а система образования осталась прежней. По словам Роберта, дети годами учатся в старых школах, изучая предметы, которые им никогда не понадобятся, и готовятся к жизни в мире, которого уже не существует.

— Сегодня самый опасный совет, который можно дать ребенку, это «ходи в школу, получай хорошие отметки и ищи стабильную работу», — часто говорит Роберт. — Это старый совет — и очень плохой. Если бы вы знали, что происходит в Азии, Европе, Южной Америке, вы бы тревожились не меньше моего.

Это плохой совет, считает он, «потому, что если вы хотите, чтобы ваш ребенок был защищен от финансовых проблем, он не должен играть по старым правилам. Это слишком рискованно».

Я поинтересовалась, что он подразумевает под «старыми правилами».

— Люди вроде меня играют не по тем правилам, что вы, — ответил он. — Что происходит, когда какая-нибудь корпорация сокращает штат?

— Людей увольняют, — сказала я. — Страдают семьи. Растет безработица. — Да, но что происходит с самой компанией, особенно если это открытая акционерная компания?

— Когда объявляют о сокращении штата, стоимость акций обычно растет, — ответила я. — Рынку нравится, когда компания снижает производственные затраты — благодаря автоматизации или сокращению рабочей силы.

— Все верно, — продолжал Роберт. — А когда растут цены на акции, такие люди, как я, то есть держатели акций, становятся богаче. Вот что я имею в виду, когда говорю о других правилах. Подчиненные проигрывают. Владельцы компании и инвесторы выигрывают.

Роберт описывал не только различия между работником и работодателем, но и разницу между умением управлять своей собственной жизнью и передачей управления другому человеку.

— Но большинству людей сложно понять, почему так происходит, — сказала я. — Они просто говорят, что это несправедливо.

— Вот почему глупо заявлять ребенку: «Получай хорошее образование», — сказал он. — Глупо предполагать, что образование, которое дает наша школьная система, подготовит ваших детей к жизни в этом мире. Каждому из них нужно что-то еще. Нужно совсем другое образование. И им нужно знать эти другие правила. Есть правила денег, по которым играют богатые, и есть правила, по которым играют остальные 95% населения. И эти 95% узнают свои правила дома и в школе. Вот почему рискованно советовать ребенку хорошо учиться и искать работу. Сегодня ребенку нужно более продвинутое образование, а современная образовательная система его не дает. Какая мне разница, сколько у них в классе компьютеров и сколько денег тратит государство на школы? Как может школа учить детей предметам, которых сама не знает?

Так как же родителям учить своих детей тому, чему не может научить школа? Как научить ребенка бухгалтерскому делу? Не будет ли ему скучно? А как рассказать ему об инвестициях, если вы сами боитесь рисковать своими деньгами? Вместо того чтобы учить детей действовать без риска, я решила, что лучше учить их действовать с умом.

— Так как же научить ребенка разбираться в деньгах и во всем, о чем мы говорили? — спросила я Роберта. — Как сделать, чтобы родителям это было легко, особенно если они сами этого не понимают?

— Я написал об этом книгу, — ответил он.

— Где же она?

— У меня в компьютере. Она там уже несколько лет в виде разрозненных кусков. Иногда я что-то добавляю, но у меня так и не дошли руки объединить все это в одно целое. Я начал писать ее после того, как моя другая книга стала бестселлером, но так и не закончил. Она так и осталась в разобранном виде.

Он оказался прав. Но, прочитав эти разрозненные куски, я решила, что книга может быть полезна и ею нужно поделиться с другими людьми, особенно в наше время перемен. Мы договорились, что я стану соавтором Роберта.

Я спросила его, какое финансовое образование, на его взгляд, нужно ребенку. Он объяснил, что все зависит от ребенка. Он сам еще в детстве захотел стать богатым, и, к счастью, нашелся богатый человек, который стал ему вторым отцом и с радостью взялся за его обучение. Роберт добавил, что образование — это основа успеха, но навыки обращения с финансами и людьми не менее важны, чем школьные знания.

А теперь вы прочтете историю о двух отцах Роберта: богатом и бедном — и о том, как он учился всему, что знает, на протяжении жизни. Контраст между двумя отцами очень важен. Сама книга дополнена, собрана воедино и отредактирована мною. Если вы бухгалтер, не спешите с выводами, основанными на книжных знаниях, попытайтесь воспринять теории Роберта. Хотя многие из них ставят под сомнение основы общепринятых бухгалтерских принципов, они содержат очень ценную информацию о том, как настоящие инвесторы анализируют свои решения.

Когда мы советуем своим детям «ходить в школу, прилежно учиться и найти хорошую работу», мы часто делаем это по привычке. Просто так принято. Рассказ Роберта поразил меня. Его воспитывали и призывали стремиться к двум различным целям два отца. Образованный отец советовал ему работать в корпорации. Богатый папа советовал ему владеть корпорацией. И для того, и для другого нужно было образование, но предметы пришлось изучать совершенно разные. Образованный отец хотел, чтобы Роберт вырос умным человеком. Богатый папа говорил, что Роберт должен уметь нанимать умных людей.

Настоящий отец Роберта был главой Министерства образования штата Гавайи. К тому времени как Роберту исполнилось шестнадцать, его угроза «если ты не будешь хорошо учиться, то не найдешь хорошую работу», уже почти не действовала. Мальчик знал, что будет владеть корпорациями, а не работать на них. Если бы не один мудрый и настойчивый школьный учитель, Роберт даже не пошел бы в колледж, как признается он сам. Он очень хотел сразу же приняться за капиталовложение, но в конце концов дал себя убедить, что высшее образование тоже не помешает.

Идеи, изложенные в этой книге, пожалуй, слишком смелы и радикальны для большинства современных родителей. Многим и так довольно сложно удержать детей в школе. Но времена меняются, и нужно быть открытыми для новых смелых идей. Учить детей работать на других — значит советовать им платить всю жизнь огромные налоги, а потом получать мизерную пенсию. Верно ведь, что налоги — наша самая большая статья расходов. Большинство семей работает на выплату налогов с января до середины мая. Нужны новые идеи, которые содержаться в этой книге.

Роберт утверждает, что богатые люди учат детей не так, как остальные. Они делают это в семейном кругу, за обеденным столом. Быть может, вы не захотите обсуждать эти идеи со своими детьми, но все-таки спасибо, что вы решили прочесть эту книгу. И я советую вам: продолжайте поиск. С моей точки зрения как матери и бухгалтера, идея просто прилежно учиться, чтобы найти хорошую работу, устарела. Нужно давать детям более современные советы. Нам нужны новые идеи и другое образование. Возможно, стоит задуматься: не посоветовать ли детям одновременно с хорошей работой искать возможность создания собственных инвестиционных корпораций?

Как мать, я хотела бы, чтобы эта книга помогла и другим родителям, А Роберт надеется донести до людей мысль, что любой может разбогатеть, если действительно этого захочет. Кем бы вы ни были сегодня — садовником, уборщицей или даже безработным, — у вас есть возможность научиться решать финансовые проблемы самому и научить этому близких. Помните, что финансовая смекалка — это умственный процесс решения финансовых проблем.

Сегодня в мире происходят такие серьезные изменения, которые раньше людям и не снились. Предсказывать будущее не под силу никому, но одно ясно: нас ждут невиданные перемены. Что несет нам будущее? Но, что бы ни случилось, у нас есть выбор: действовать без риска или действовать с умом, а значит, пробудить в себе и своих детях финансовый гений.

Шэрон Лектер

Уроки

Богатый папа, бедный папа

Глава 1

История Роберта Кийосаки

У меня было два отца: богатый и бедный. Один был очень образованным и умным человеком с докторской степенью и прошел четырехлетний университетский курс за два года. После этого он учился в Стэнфордском, Чикагском и Северо-Западном университетах на полном государственном обеспечении. Второй отец не закончил и восьми классов.

Оба успешно сделали карьеру и усердно работали всю жизнь. Оба много зарабатывали. Но один всю жизнь боролся с финансовыми трудностями, а второй в конце концов стал одним из самых богатых людей на Гавайях. Один умер, завещав десятки миллионов долларов семье, благотворительным организациям и церкви. Второй оставил после себя неоплаченные счета.

Оба были сильными, обаятельными и внушающими уважение людьми. Оба давали мне советы, но советы были разными. Оба придавали большое значение образованию, но разным предметам.

Если бы у меня был только один отец, мне бы пришлось принять его советы или отвергнуть их. Но благодаря тому, что у меня их было двое, я смог противопоставить две точки зрения: богатого человека и бедного.

Так вышло, что, вместо того чтобы просто принимать или отвергать мнение одного или второго, я стал больше задумываться над их словами, сравнивать их и делать самостоятельный выбор.

Проблема была в том, что богатый папа еще не успел разбогатеть, а бедный — стать таковым. Карьера обоих только начиналась, обоим нужно было обеспечивать семью. Но к деньгам они с самого начала относились совершенно по-разному. Например, один говорил: «Любовь к деньгам — корень всех зол», а второй: «Корень всех зол — отсутствие денег».

В детстве мне было очень сложно жить под влиянием двух авторитетных отцов. Я хотел быть хорошим и послушным сыном, но они говорили противоположные вещи. Их точки зрения, особенно на деньги, были настолько различны, что мне очень захотелось во всем разобраться. Я начал подолгу размышлять над их словами.

Большая часть моего времени уходила на размышления и на вопросы вроде «Почему он так говорит?». Если один говорил мне что-то, я задавал тот же вопрос и второму. Конечно, было бы гораздо проще заявить: «Да, он прав. Я с этим согласен». Или просто отвергнуть его точку зрения: «Старик не знает, о чем говорит». Но то, что у меня было два отца, которых я любил, заставляло меня думать и в конце концов выбрать свой собственный образ мышления. В конечном счете самостоятельное мышление оказалось гораздо более ценным, чем простое принятие того или иного мнения или отказ от него.

Одна из причин того, почему богатые становятся еще богаче, бедные — беднее, а средний класс не вылезает из долгов, заключается в том, что о деньгах люди узнают дома, а не в школе. Мы учимся этому у родителей. А что может бедный человек рассказать детям о деньгах? Он просто говорит: «Учись вшколе и старайся». Возможно, ребенок закончит школу с отличными отметками, но у него будет финансовое мышление бедняка. Он научился этому в детстве. В школах не рассказывают о деньгах. Учителя сосредоточиваются на научных и профессиональных знаниях, но не на финансовых. Вот почему замечательные банкиры, врачи и бухгалтеры, которые прекрасно успевали во время учебы, всю жизнь испытывают финансовые затруднения. Наша страна имеет огромные долги, и во многом это объясняется тем, что высокообразованные политики и правительственные чиновники принимают финансовые решения, будучи совсем или почти совсем невежественными в отношении денег.

Я часто задумываюсь о том, что произойдет в новом тысячелетии с миллионами людей, которые нуждаются в материальной и медицинской помощи. Они будут зависеть от своих семей или правительства. А что произойдет, когда у медицинских и пенсионных фондов закончатся деньги? Как будет жить народ, если дети узнают о том, что такое деньги, от родителей — большинство из которых будут (или уже являются) бедными?

Поскольку у меня было два влиявших на меня отца, я учился у них обоих. Мне пришлось задумываться над советами и того, и другого, и таким образом я понял, как влияют мысли человека на его жизнь. Так, один отец часто говорил: «Л не могу себе этого позволить». Второй запрещал даже произносить эти слова. Он настаивал, чтобы я говорил: «Как я могу себе это позволить?» Первая фраза — утверждение, а вторая — вопрос. Первая расслабляет, а вторая заставляет думать. Тот из моих отцов, который вскоре разбогател, объяснял, что, как только ты произносишь: «Я не могу этого себе позволить», мозг автоматически отключается. Он не имел в виду, что нужно покупать, все подряд. Он свято верил в упражнения для ума, самого мощного компьютера в мире. «Мой мозг становится сильнее с каждым днем, потому что я его упражняю. А чем он сильнее, тем больше денег я смогу иметь». Он считал, что заявление «Я не могу себе этого позволить» говорит об умственной лени.

Хотя оба моих отца много работали, я заметил, что первый начинает упражнять свой мозг, когда речь заходит о денежных вопросах, а второй его обычно усыпляет. В конце концов получилось тай, что один из них преуспел в финансовом отношении, а второй — наоборот. То же самое происходит с человеком, который регулярно посещает тренажерный зал, и с тем, кто целыми днями сидит на диване и смотрит телевизор. Физические упражнения, если ими заниматься должным образом, помогают человеку стать здоровее, а умственные — богаче. Лень же лишает человека и здоровья, и богатства.

Мои отцы исповедовали совершенно разные взгляды. Один считал, что богатые должны платить больше налогов, чтобы заботиться о тех, кому повезло меньше. Второй говорил: «Налоги — это наказание для тех, кто работает, и награда для тех, кто ничего не производит».

Один отец советовал: «Учись прилежно, и ты сможешь работать в хорошей компании». Второй говорил: «Учись прилежно, и ты сможешь купить хорошую компанию».

Один говорил: «Я небогат, потому что у меня есть вы, дети». Второй считал: «Я должен быть богат, потому что у меня есть вы, дети».

Один любил говорить о деньгах и делах за обеденным столом. Второй запрещал обсуждать деньги за едой.

Один утверждал: «С деньгами действуй осторожно, не рискуй». Второй говорил: «Учись управлять риском». Один считал: «Наш дом — наше самое большое капиталовложение». Второй говорил: «Если дом — это капиталовложение, у человека будут серьезные денежные проблемы».

Оба платили по счетам вовремя, но один делал это первым, а второй — последним.

Один считал, что о нем всегда позаботится компания или государство. Он всегда интересовался повышением заработной платы, пенсионными фондами, медицинскими льготами, больничными, отпусками и тому подобными вещами. На него произвело большое впечатление, что два его дяди после службы в армии в течение двадцати лет вышли в отставку со всеми пожизненными льготами. Ему очень нравилось, что армия дает своим отставникам медицинские льготы и скидки в специальных магазинах. Он был в восторге от системы пребывания на должностях в университете. Иногда казалось, что для него пожизненное трудоустройство и льготы важнее, чем сама работа. Он часто говорил: «Я не жалея сил работаю на государство, и я заслужил эти льготы».

Второй верил в полную финансовую независимость. Он был против менталитета «льготников», который делает людей слабыми и бедными. Он утверждал, что человеку необходима финансовая компетентность.

Один отец с трудом мог накопить несколько долларов. Второй постоянно вкладывал свои деньги.

Первый научил меня писать внушительное резюме, чтобы я мог найти хорошую работу. Второй показал мне, как создавать разумные бизнес- и финансовые планы, которые обеспечивали бы работой других.

Влияние обоих отцов позволило мне увидеть, как образ мышления влияет на жизнь человека. Я заме тил, что мысли человека действительно формируют его жизнь.

Например, мой бедный отец всегда говорил: «Я никогда не буду богатым». И это пророчество сбылось. Мой богатый папа, напротив, всегда считал себя богатым. Он говорил: «Я богатый человек, а богатые так не поступают». Даже когда он совершенно обанкротился после крупной финансовой неудачи, он продолжал называть себя богатым. Он объяснял это так: «Есть разница между бедностью и банкротством. Второе временно, а первое — на всю жизнь».

Еще мой бедный отец часто говорил: «Меня не интересуют деньги» или «Дело не в деньгах». А богатый папа утверждал: «Деньги — это власть».

Кто знает, какую силу в действительности имеют наши мысли? Я осознал их важность еще в детстве. Я заметил, что мой бедный отец беден не потому, что он столько зарабатывает (а он зарабатывал немало), а потому, что он так думает и действует. Поскольку у меня было два отца, я еще маленьким мальчиком старался очень тщательно выбирать, какие из их мыслей сделать своими. Кого мне слушать — богатого папу или бедного?

Хотя оба относились к образованию и обучению с должным уважением, они не сходились во мнении о том, что именно важнее изучать. Один хотел, чтобы я хорошо учился, получил высшее образование и нашел хорошую работу, чтобы зарабатывать деньги. Он хотел, чтобы я стал адвокатом, бухгалтером или менеджером. Второй советовал мне учиться быть богатым, узнавать, как работают деньги и как заставить их работать на себя. «Я не работаю ради денег! — часто повторял он. — Деньги работают на меня.»

В девять лет я решил научиться у богатого папы тому, что такое деньги. То есть я предпочел его науку советам бедного отца, несмотря на все его ученые звания и степени.

Урок, который преподал мне Роберт Фрост

Роберт Фрост — мой любимый поэт. Хотя мне нравятся очень многие его стихотворения, это — самое любимое. Я пользуюсь тем, чему оно учит, практически каждый день.

ДРУГАЯ ДОРОГА

В осеннем лесу, на развилке дорог, Стоял я, задумавшись, у поворота; Пути было два, и мир был широк, Однако я раздвоиться не мог, И надо решаться на что-то.

Я выбрал дорогу, что вправо вела И, повернув, пропадала в чащобе. Нехоженой, что ли, дорога была И больше, казалось, она заросла; А впрочем, заросшими были обе.

И обе манили, радуя глаз

Сухой желтизною листьев сыпучих.

Другую оставил я про запас,

Хотя и догадывался в тот час,

Что вряд ли вернуться выпадет случай.

Еще я вспомню когда-нибудь

Далекое это утро лесное:

Ведь был и другой предо мною путь, Но я решил направо свернуть — И это решило все остальное.*

(1916)

И это решило все остальное...

Я часто размышлял об этом стихотворении. Принять решение отвергнуть мнение моего образованного отца было очень сложно, но это решение стало определяющим в моей жизни.

После этого началось мое финансовое образование. Богатый папа учил меня тридцать лет, пока мне не исполнилось тридцать девять. Он перестал это делать, когда увидел, что я наконец полностью усвоил все, что он вдалбливал в мою часто невосприимчивую голову.

Деньги — один из видов власти. Но еще большей силой обладает финансовое образование. Деньги приходят и уходят, но, если вы знаете, как они функционируют, вы можете управлять ими и становиться богаче. Одного позитивного мышления недостаточно, потому что большинство людей не выносят из школы никаких знаний о деньгах и работают на них всю жизнь.

Когда началось мое обучение, мне было всего девять лет, поэтому уроки богатого папы были очень просты. В сущности, всё, чему он учил меня тридцать лет, можно изложить в виде шести уроков. В этой книге они изложены так же просто, как когда-то давал их мне мой богатый папа. В них содержатся не ответы на вопросы, а основные принципы, общие указания, которые помогут вам и вашим детям стать богаче, что бы ни произошло в нашем изменчивом и неспокойном мире.

*Пер. Григория Кружкова.

Урок первый: Богатые не работают за деньги

Урок второй: Зачем нужна финансовая грамотность?

Урок третий: Начните свое дело

Урок четвертый: Как появились налоги и в чем преимущество корпораций?

Урок пятый: Богатые изобретают деньги

Урок шестой: Работайте не за деньги, а ради опыта

Урок первый:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...