Психологическая игра-проект «Мы строим парк»
Время игры – 1 час 40 минут. Место проведения – аудитория или актовый зал. Возможности игры Проектные формы работы со школьниками сейчас очень популярны. Проводятся конференции, конкурсы… Участие в них детей из нашей школы убедило нас в том, что не только у самих учащихся, но и у взрослых, курирующих проекты, часто отсутствует четкое понимание того, что они делают. И вообще – что же такое проект? Таблица 3 Общая схема игры «Перспектива»
Очень часто за проект выдается обыкновенный реферат или этакое эссе, реже – научно-исследовательская работа, что уже само по себе неплохо. Но проект – это не реферат и даже не научное исследование. Проект – это технология решения некоторой практической проблемы, создания конкретного «продукта». Проект – это воплощенная в реальном продукте продуманная деятельность человека. Мы очень надеемся, что увлечение педагогов проектами – не только дань моде, но и новое направление в образовательных технологиях. Проект имеет огромную образовательную ценность, потому что учит ребенка занимать и отслеживать позицию деятеля на всех этапах своей практической работы: от момента постановки проблемы и цели, связанной с решением этой проблемы, до этапа оценки результата. Проектная технология – замечательный инструмент, позволяющий формировать у человека субъектную позицию. Есть, правда, маленькая проблема: важно, чтобы умение работать над проектом, которое мы хотим выработать у школьника, имелось у его наставника – педагога. То есть педагог прежде всего должен быть носителем субъектной позиции и, кроме того, он должен владеть способами передачи этой позиции ребенку. Как помочь взрослым и школьникам научиться проектному методу, освоить деятельную позицию? Мы в своей школе много думаем об этом и кое-что уже придумали. Формы используются разные, в том числе – игровые. Вниманию читателей мы предлагаем игру для учащихся 3–5 классов и описание деловой игры, в которой принял участие педагогический коллектив нашей школы.
Основная цель игры «Мы строим парк» – обучение детей навыкам проектирования в рамках групповой практической деятельности. В процессе игрового действия могут решаться следующие психологические задачи: • погружение всего детского коллектива и каждого ребенка в ситуацию, требующую ответственного поведения; • обучение детей умению ставить перед собой конкретные задачи и совершать определенные шаги для их решения; • развитие кооперативных умений и «вкуса» к командной работе. Чрезвычайно перспективным и актуальным для решения такого рода задач мы считаем возраст 10–11 лет – этап перехода из начального в среднее звено школы. Выпускники начальной школы, при условии проведения всей необходимой педагогической и психологической работы с ними, готовы к освоению проектного метода в его простейших формах. Более того, они с удовольствием включаются в деятельность такого рода: в ней есть привлекающий их момент практической реализации, творчества, игры, общения друг с другом и общественной значимости получаемого результата. Навыки коллективной проектной деятельности будут очень полезны им в средней школе, так как многие учителя-предметники уже с пятого класса начинают практиковать различные формы обучения в микрогруппах. Лучше всего проводить игру «Мы строим парк» для учащихся пятого класса, но у нас есть опыт ее успешного проведения и для третьеклассников. Правда, в этом случае речь идет о детях, прошедших обучение по психологической программе «Профессия – школьник» и имеющих разнообразный опыт коллективной учебной деятельности.
Помимо развивающего игра имеет значительный диагностический потенциал. Очень полезно присутствие на игре в качестве наблюдателей и педагогов-предметников, и классного руководителя. В процессе игры проявляются лидерские качества отдельных учеников, кооперативные умения детей, становятся более очевидными их межличностные отношения. Игра также выявляет уровень развития класса как учебной группы: становится понятным характер коллективных учебных задач, к решению которых они готовы (сами или при минимальной помощи взрослого) и которые им пока не по силам. Содержание игры и игровая цель Мановением волшебной палочки ученики класса на время переносятся в волшебный город, где многое устроено не так, как в их обычной жизни. В этом городе живут взрослые и дети, а управляют городом добрые феи, при этом учитывая мнение только взрослых обитателей. Обиженные такой «несправедливостью» дети волшебного города решаются заявить свой протест: они требуют, чтобы им тоже было предоставлено право управлять жизнью города наравне с феями и взрослыми. Феи не возражают, но предлагают детям пройти испытание, доказать свою готовность и способность решать важные задачи и проблемы. Детям предлагается создать макет городского парка отдыха, в котором были бы учтены интересы всех детей города, а также соблюдались бы еще некоторые важные правила. На это им дается полтора часа и все необходимые технические средства. Но никакого волшебства! Когда макет будет выполнен и оценен феями и взрослыми жителями волшебного города (естественно, что результат будет зависеть только от качества проделанной работы), дети по велению волшебной палочки возвращаются в «реальность». Чему научила их эта работа? Как они смогут использовать полученный опыт в своей настоящей жизни? Что бы они посоветовали на будущее детям волшебного города? Игровая цель: создание макета парка отдыха, который удовлетворял бы требованиям, сформулированным в техническом задании, и давал бы детям право принимать участие в управлении городом. Материалы и требования к организации игры Обязательные материалы • плакат – шаблон будущего парка;
• шаблоны парковых объектов; • техническое задание; • тексты опросных листов; • цветные мелки, фломастеры, шариковые ручки; • бумага формата А4; • колокольчик; • секундомер; • свеча с подсвечником; • коробочка с нужным количеством квадратиков четырех цветов для проведения жребия; • 4 листа цветной бумаги тех же цветов. Желательные материалы • музыка; • ткань для затемнения помещения; • одеяния для фей. Участники Игра предназначена для учеников 3–5 классов. Количество участников не должно превышать 30 человек, должны присутствовать педагоги, психолог. Вести игру может один психолог при условии, что ему будут оказывать техническую помощь 1–2 педагога. Оптимальное число ведущих – 2 человека. Сценарий игры После разминки, проходящей в другом помещении, дети заходят в зал. Звучит музыка, полумрак. Дети рассаживаются в центре зала на ковре. Некоторое время они молча сидят, привыкая к обстановке.
... Ведущий. Мы с вами находимся в волшебном городе. В нем живут взрослые и дети, а управляют городом с помощью доброго волшебства феи. Дети волшебного города – это вы, его взрослые жители – ваши учителя, присутствующие на игре. А феями сегодня будем мы, ведущие. Итак, мы в волшебном городе… Дети волшебного города, как и дети любого другого города, ходят в школу, гуляют и отдыхают в свободное время, любят интересные игры и развлечения, слушаются взрослых. Но однажды случилось вот что… (Пауза.) Дети решили, что им не нравится то, что с ними обращаются как с маленькими: не советуются, принимают важные решения без них, диктуют им, когда учиться, а когда отдыхать. «Хотим быть взрослыми! – заявили они. – Хотим вместе с феями управлять нашим городом». Взрослые было рассердились, но феи решили поступить по-другому. «Хотите быть взрослыми? Хотите, чтобы с вашим мнением считались? Хорошо. Но сначала докажите, что можете поступать по-взрослому. Вы готовы к испытанию?» – спросили они детей. «Да! Да! Да! – закричали дети. И испытание началось…
Включается свет. Ведущие появляются перед детьми в игровой одежде: серебристых шарфах и обручах на голове. Теперь они в качестве фей напрямую обращаются к сидящим перед ними детям.
... Ведущий. Мы хотим увидеть вас в реальном взрослом деле, которое вы сделаете от начала до конца сами, при минимальной нашей помощи. В этом году мы планировали возвести в нашем городе парк отдыха для детей. Мы хотели бы учесть при строительстве этого парка интересы всех детей нашего города (конечно, по возможности и при условии, что эти пожелания осуществимы; мы хоть и феи, но к волшебству прибегаем в самом крайнем случае). Итак, вот что вам нужно сделать. Вам необходимо создать макет парка отдыха. Знаете, что такое макет? (Ведущий показывает детям приготовленный шаблон. Он представляет собой два листа ватмана, склеенных вместе. По краю идет линия, обозначающая границу парка. Внутри выделены три большие зоны.) В этом макете должны быть учтены интересы и пожелания всех детей города, он должен быть красивым (чтобы парк украсил, а не испортил общий вид нашего замечательного города), он должен быть реалистичным: все, что вы запланируете в парке, будет строиться без помощи нашего волшебства (хотя один волшебный сюрприз мы все-таки приготовили). Итак, ваш макет должен быть: реалистичен, практичен и эстетичен (красив).
Если вам удастся получить оценку «хорошо» или «отлично» за свой проект, вы обретете право управлять нашим городом наравне со взрослыми и феями. Еще раз: ваша задача – создать макет парка отдыха для детей нашего города, учитывая три вышеназванных требования. Готовы? Звучит колокольчик как знак перехода на следующий этап.
... Ведущий. Сейчас вам предстоит определить общий план вашей работы: с чего нужно начинать? Какую работу необходимо провести сразу, а какая может подождать? Сейчас каждый получит лист бумаги. Текст на нем начинается с вопроса: что нужно сделать для того, чтобы создать макет парка? (См. Приложение 4, что нужно сделать для того, чтобы создать макет парка.) Далее перечислены различные виды работ, которые так или иначе связаны с возведением парка отдыха. Ваша задача: внимательно прочитать список и пометить для себя те виды работ, которые необходимы для создания макета. В качестве подсказки могу вам сказать, что обязательными являются 4 пункта из этого перечня. На эту работу вам дается 3 минуты… (Ведущий засекает время.) А теперь ваша задача – составить общий список необходимых работ. Все те виды работ, которые есть в ваших списках, у меня записаны на отдельных листах. Обсудите и отложите в отдельную стопочку те из них, которые считаете необходимыми для создания макета. На групповое обсуждение вам дается не более 10 минут. (Ведущий следит за временем.)
А теперь расположите выбранные виды работ в том порядке, в котором их логично было бы выполнить. И именно в таком порядке прикрепите их на стенд… зачитайте, пожалуйста, всем присутствующим, что именно вам предстоит сделать и в каком порядке. (Если ведущий видит определенное нарушение логики в рассуждениях детей, он может задавать им дополнительные вопросы.)
Звучит колокольчик.
... Ведущий. Итак, что мы сейчас делаем по плану? Проводим опрос детей, то есть самих себя на тему, каким бы дети города хотели видеть этот парк (см. Приложение 4, анкета «Каким ты хочешь видеть свой парк?»). Сейчас вам предстоит заполнить анкету и тем самым выразить свое мнение по поводу того, каким должен быть парк.
Ведущий вместе с детьми обсуждает анкету. Вместе с ними он зачитывает первый вопрос. Дети в соответствии со своим личным выбором отмечают 3 любых пункта. Далее каждый получает 3 белых кружка.
... Ведущий. Обратите внимание: у стены стоят 5 стульев. На каждом – лист бумаги с названием той или иной парковой территории. Положите свои кружки на те стулья, к которым прикреплены выбранные вами парковые зоны… давайте посмотрим, какие 3 парковые территории оказались наиболее популярными? Какие оказались «в меньшинстве»? Есть ли зоны, которые не выбрал никто? Давайте обозначим каждую из трех выбранных большинством зон определенным цветом. Пока это и будут рабочие названия наших парковых территорий: голубая, красная, желтая. Но! Вы должны помнить, что в макете парка нужно учесть интересы всех жителей, в том числе и тех, кто оказался в меньшинстве. Как это сделать? Мы подумаем чуть позже.
Далее дети заполняют второй пункт анкеты.
... Ведущий. Кроме отдельных парковых зон в любом парке есть и общая территория: дорожки между отгороженными участками, места для отдыха и питания, клумбы, возможно, – фонтаны. Что лично вам больше всего хочется видеть на общей парковой территории? Вы видите 9 пунктов. Выберите из них 5, которые кажутся важными лично вам…Теперь нам нужно обобщить полученные данные. Отдайте свои анкеты феям, они подсчитают и скажут нам, какие объекты оказались самыми популярными.
Мы выполнили первый пункт плана? Что теперь нам предстоит сделать? Итак, мы переходим к следующему этапу работы. Звонит колокольчик.
... Ведущий. Сейчас мы создадим четыре рабочих группы. Три будут создавать макеты тех парковых зон, которые оказались самыми популярными – зеленой, желтой, красной (см. Приложение 4, техническое задание для групп, разрабатывающих макеты парковых зон). Четвертая группа будет разрабатывать проект общей территории (см. Приложение 4, техническое задание для группы, разрабатывающей макет общей территории парка). Обозначим ее зеленым цветом. Она же постарается найти место тем объектам, которые выбрало меньшинство. Разбиться на группы нам поможет жребий.
Дети делятся на группы и получают индивидуальное техническое задание. На создание макета отводится 25–30 минут. Для удобства работы с большим макетом работает только группа, разрабатывающая макет общей территории парка. Остальным выдаются листы, по форме точно совпадающие с формой их парковой зоны, обозначенной на заранее приготовленном макете. Когда дети подготовят макет своей зоны, этот лист просто прикрепляется на отведенное место на основном макете. Каждая группа получает 6–7 шаблонов для обозначения конкретных объектов. Они представляют собой «шалаши», сделанные из полосок картона шириной 5 см и высотой 7–8 см. На боковых гранях этих шалашиков дети рисуют выбранный ими объект: здание театра, летнее кафе и т. д. Каждой группе можно выдать по одному уже готовому шаблону. Объект на нем должен быть нарисован просто, схематично, иначе дети могут потратить очень много времени на рисование. Готовые «шалашики» прикрепляются на выбранное для них место. Дорожки, скамейки, клумбы, кустарник дети рисуют непосредственно на макете. Ведущие обязательно помогают детям прежде всего выполнять инструкции технического задания. Важно, чтобы дети не упустили момент согласования входов – выходов на своих территориях и общей территории парка. Звонит колокольчик.
... Ведущий. Пора приступать к следующему пункту плана. Сейчас каждая группа представит свой макет. Задача остальных внимательно слушать и оценивать макет с точки зрения трех качеств: удовлетворяет ли он запросам большинства детей, можно ли его реализовать без помощи волшебства, красивой ли получится территория.
Каждая группа докладывает, остальные задают вопросы. Затем всем предлагается с помощью голосования оценить каждую из четырех частей макета. Ведущий просит поднять руки тех, кто оценивает макет на «5», потом тех, кто оценивает его на «4». Если есть оценки «3» и «2», их авторы должны сказать, что нужно доработать в макете, чтобы они могли оценить его хотя бы на «4». Доработки осуществляются. Если критику высказывают сами дети, полезно предложить им самим и внести изменения, согласовав их с разработчиками. После всех доработок макеты соединяются.
... Ведущий. Я обращаюсь сейчас ко всем жителям города. Представьте себе, что парк построен. Он выглядит так, как изображено на макете. Вы пришли в парк. В какой из четырех зон парка вам хочется сейчас находиться?
Ведущий обозначает места на ковре, символизирующие ту или иную зону, и предлагает всем участникам сделать свой выбор. Все присутствующие расходятся по приглянувшимся им зонам. Можно попросить некоторых участников игры обосновать свой выбор.
... Ведущий. А сейчас волшебный подарок фей: в вашем парке, когда он будет построен, всегда будет светить солнце, всегда будет хорошая погода, а на деревьях будут расти вкусные плоды! Прошу всех вернуться на свои места. Итак, дело сделано, макет создан. Феи хотят посовещаться со взрослыми жителями города. Как вы считаете, дети справились с заданием? (Ведущий дает слово желающим выступить.) Что ж, время принимать решение.
Оглашается решение: дети волшебного города с сегодняшнего дня принимают участие в обсуждении всех важных вопросов и имеют право голоса при принятии решений. Ведущий просит детей сесть. Выключается свет. Звучит музыка. Ведущие снимают с себя шарфы и обручи.
... Ведущий. Мы покидаем волшебный город и возвращаемся в нашу школу. В ней нет фей, нет волшебства, но ведь вы кое-чему научились в волшебной стране! Расскажите, чему вы научились, понравилась ли вам наша игра, как вы можете использовать полученные знания и умения в этой, реальной, жизни.
Личный опыт Наблюдения за детьми и их отношениями в процессе игры помогут выстроить стратегию психологической и воспитательной работы с детским коллективом и отдельными детьми. Главное же продолжение игры лежит в сфере обучения. Необходимо обсудить с педагогами возможности использования проектных методов на уроках, необходимый объем помощи детям в ситуации работы творческих групп. Как ведущий могу сказать, что игра очень увлекает детей. Естественно, что самый интересный для них этап – это создание «живого» макета. На него нужно выделить столько времени, сколько потребуется. Очень важно следить за тем, чтобы дети работали по техническому заданию! Иначе они могут увлечься раскрашиванием «шалашиков» и не выполнят поставленную задачу. Готовый макет надо обязательно отдать детям в класс. Еще несколько дней вокруг него будет кипеть бурная жизнь (особенно если об этом позаботится педагог). Созданный детьми макет нужно судить с пониманием, но справедливо. И если они не смогли организоваться и выполнить техническое задание… что ж, значит, им еще рано стоять вместе со взрослыми у штурвала управления городом. Конечно, такое решение – крайнее, но легко можно представить ситуацию, когда оно будет вполне уместным. В этом случае важно подробно обсудить с детьми причины их «поражения» и сделать выводы, касающиеся как волшебного города, так и их реальной жизни. Таблица 4 Общая схема игры «Мы строим парк»
Это очень четкая, хорошо структурированная игра. Роль ведущих-взрослых в ней очень велика. Не стоит надеяться на то, что дети самостоятельно справятся с работой в микрогруппах (по крайней мере, что все группы решат поставленные перед ними задачи). Детям необходимо помогать, иногда даже руководить их работой. Но как только вы почувствуете, что дети могут самостоятельно сделать хотя бы небольшой кусочек работы – оставьте их. Пусть пробуют.
Игра-проект для педагогов
Задача «научиться делать дело» актуальна не только для школьников и молодежи, но и для многих и многих взрослых, в том числе тех, кто должен научить этому подрастающее поколение. Умение задавать себе вопрос «Чего я хочу добиться?», а затем совершать практические и интеллектуальные шаги в избранном направлении, не является самым распространенным среди взрослого населения нашей страны. Это не в последнюю очередь объясняет тот факт, что очень перспективные психолого-педагогические приемы обучения, такие, как модульная и проектная технологии, с большим трудом находят применение в школьной практике. Они требуют от педагога знаний и умений, которых у него нет. Знаний о структуре и процессе развертывания человеческой деятельности, умения руководить процессом деятельности и так далее. Мы столкнулись с этим в своей реальной школьной практике. Попробовав ввести проектную работу детей в собственной школе, мы увидели, что педагоги с большим трудом осуществляют целенаправленное руководство этой деятельностью. И дело не в недостатке времени или желания. Дело в том, что научное руководство проектом предполагает управление деятельностью ребенка. Причем именно педагог должен задать ученику, автору проекта, параметры этой деятельности, а затем отслеживать ее реализацию. А как это сделать, если сам до конца не осознаешь, не понимаешь того, что делаешь вместе с ребенком? Не на уровне идеи (здесь чаще всего все в порядке), а на уровне практической работы. Далее, с грехом пополам доведя ряд проектов до удобоваримого состояния, мы смогли принять участие в нескольких проектных конкурсах и семинарах городского уровня. Здесь мы воочию убедились, что трудно не только нам. Более того, многим еще труднее. Похоже, что они еще даже не осознали причин тех затруднений, которые у них возникают в связи с реализацией проектов. Они самих затруднений не увидели, так как в большинстве случаев проектная работа их подопечных сведена к написанию реферата. Но нам удалось познакомиться и с работой нескольких московских школ, детские проекты которых выполнены просто великолепно. Самое главное их достоинство – они представляют собой воплощение осознанной и целенаправленной деятельности детей. Значит, можно! Значит, нужно думать о том, как создавать в школе условия для разработки и подготовки грамотных, продуманных, структурированных проектов. И мы решили, что один из первых и наиболее необходимых шагов – это работа с самими педагогами – будущими руководителями детских проектов. Мы ставили перед собой две задачи: • заинтересовать педагогов работой такого рода (заинтересовать глубоко, затронув «профессиональные» чувства; так, чтобы проектная работа зазвучала для них как некоторая ценность); • помочь педагогам освоить общую технологию создания проектной программы и ее реализации. И мы провели однодневный семинар – деловую игру с нашим педагогическим коллективом, направленную на решение данных задач. При входе в зал каждый участник тянул жребий и становился членом одной из рабочих групп. В зале сразу рассаживались общим кругом, но по группам. Руководили работой семинара два ведущих – завуч и психолог. После объявления цели работы (она не скрывалась и звучала так, как это сформулировано выше) педагогам было предложено заслушать два небольших сообщения. Первое сообщение имело идеологически-мотивирующий характер. В нем, обращаясь к личному опыту и опыту всего прогрессивного человечества, по возможности убедительно и страстно показывалось значение тех форм работы с детьми, которые формируют у них свойства Человека-деятеля (человека, ставящего перед собой осознанные и ценностно окрашенные цели и достигающего их в процессе деятельности). Второе сообщение касалось самого понятия «проект» и основных этапов проектной работы. Были перечислены следующие этапы: • постановка проблемы; • формулирование цели проекта и предполагаемого результата; • формулирование задач проекта; • определение основных направлений работы в рамках проекта; • определение этапов работы над проектом; • определение предполагаемых сроков, сметы и конкретных ответственных лиц; • реализация проекта; • оценка полученного результата в свете поставленной цели; • определение перспектив развития проекта. Участникам было сообщено, что им предлагается на семинаре «прожить» большую часть проектной деятельности, а именно те ее этапы, которые касаются собственно планирования. Каждой группе был предложен конверт с практической проблемой, которая реальна для нашей школы, листы бумаги, карандаши, фломастеры. Участникам объявили, что в их распоряжении 40 минут, после чего каждая группа должна представить результаты своей работы. Для проектной разработки были предложены следующие проблемы. «Ученики начального звена нашей школы проводят большую часть дня в своих учебных кабинетах или довольно маленьких холлах. Это создает дополнительную эмоциональную и физическую нагрузки, лишает их возможности полноценно отдыхать и переключаться на игровую деятельность. Предполагается, что снять большую часть таких проблем можно было бы за счет создания специальной игровой комнаты». «У многих государственных и частных школ крупных городов России в настоящее время имеются свои сайты в Интернете. Как правило, они многофункциональны и позволяют решать много задач: рекламных, информационных, формируют общее пространство общения учеников и педагогов школы и т. д. Вопрос создания сайта нашей школы весьма актуален». «Значительная часть жизни наших детей протекает в школе. В том числе именно в школе они питаются большую часть дня. Не секрет, что многие дети плохо принимают ту кухню, которая, с точки зрения взрослых, является для них оптимальной. В настоящее время актуальной стала проблема изменения системы школьного питания. Как вариант предлагается “шведский стол”». Были предложены и другие проблемы, касающиеся оформления территории школы или представительского холла. Эти проблемы важны именно для нас, в другой образовательной среде значимыми для проектной разработки на подобном семинаре могут оказаться совсем другие темы. Надо сказать, что многие педагоги с трудом включались в работу своих групп. Ведущим семинара приходилось все время перемещаться по школе, присоединяясь к работе то одной, то другой команды: помогая, стимулируя, объясняя… Но постепенно люди втянулись в общение друг с другом (достаточно необычное для педагогов по своему содержанию и форме). Им стало интересно. А интерес зачастую – это первый шаг к созданию собственно мотивации. На общую встречу люди возвращались уже совсем в другом состоянии. Они воспринимали себя и тех, с кем пришлось взаимодействовать, как единую команду. Они сделали дело, были довольны и рвались продемонстрировать свои успехи. Группы по очереди получали слово. После выступления каждой группы наступало время вопросов, уточнений, с которыми мог выступить любой участник другой группы, а также ведущие. Большая часть критических замечаний и вопросов сначала исходила от ведущих, затем более активную позицию заняли и сами участники. Конечно, проекты оказались очень разными по качеству исполнения. Нашей задачей было, с одной стороны, поддержать людей, показать положительные, творческие моменты их работы, а с другой – помочь всем участникам довести проекты до уровня продуманных, логически выстроенных планов. Не обошлось без мелких обид, но в целом удалось сохранить рабочую, конструктивную атмосферу. Итогом обсуждения стали несколько готовых проектов, которые вполне годились для реализации. Следующим этапом работы было обсуждение. Вопросы были такие: удалось ли прояснить для себя, что такое проектная работа? Есть ли место такой работе в вашей профессиональной деятельности в школе? Появились ли идеи относительно конкретных тем проектов? Имеет ли проектная работа педагогическую ценность и какую? Участники были практически единодушны: удалось изнутри почувствовать психологическую прелесть коллективной проектной работы. Она стала более понятной с технологической точки зрения; ее педагогическая, образовательная ценность так же, как и собственно профессиональная, несомненны. Было высказано несколько интересных идей относительно конкретных проектов. И был еще один, можно сказать, – «побочный» эффект семинара, очень близкий сердцу именно психологов. Участники говорили о том, что на собственном опыте убедились, насколько важно «прожить» какую-либо идею или проблему для того, чтобы сделать ее личностно значимой. Этот семинар педагоги в течение года вспоминали не раз. Он действительно помог многим посмотреть на процесс обучения с иной, непривычной точки зрения, с точки зрения осмысленной, целенаправленной активности самих детей, выступающих по отношению к своей учебе деятелями, а не исполнителями. Данная игра, практически в неизмененном виде, была предложена участникам городского семинара «Роль игровых технологий в формировании субъектной позиции школьников и педагогов», проводившегося педагогическим коллективом нашей школы. Она получила очень высокую оценку участников, что позволяет нам предложить уважаемым читателям этот частный опыт в качестве возможной формы работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|