Психологическая акция «Пикник»
⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
Появление этой игры связано с решением конкретной педагогической задачи. Хорошо известно, что в 11–12 лет у детей резко снижается интерес к учебе. Подростки погружаются в мир отношений, начинают по-новому общаться друг с другом и взрослыми. При определенных условиях этот процесс приобретает деструктивный характер. Шестой класс «бузил». Нормой в классе стало постоянное противостояние, причем неважно по какому поводу. Во время индивидуальных бесед ребята говорили о том, что дальше так продолжаться не может, и надо что-то срочно решать. Но в классе была группа авторитетных лидеров, которые активно поддерживали сложившийся порядок. Поэтому при коллективном обсуждении шестиклассники яростно отстаивали свое право на те сложившиеся отношения. Было похоже, что ребята попали в собственную ловушку. С одной стороны, они чувствовали свою силу оттого, что педагоги не могут повлиять на ситуацию. С другой – устали от постоянного напряжения и ждали, когда же взрослые решат их проблему и помогут выстроить новые, конструктивные отношения. Не один час педагоги и психологи провели за обсуждением извечного вопроса «что делать?» И вот наконец, испробовав разные способы воздействия на шестиклассников, администрация приняла решение – пойдем в поход. Там, на воле, постараемся выяснить отношения. Но ведь это должен быть не обычный поход, а психологический. Поэтому и провести его мы решили необычно. Поход у нас был однодневный. Каждый участник похода взял с собой небольшой запас еды, какие-то игры. Кроме двух психологов с детьми поехал классный руководитель, организатор внеклассной работы, охранник. Хочу сразу отметить, что охранники в нашей школе – тоже больше чем просто охранники. Они очень серьезно включены в воспитательный процесс, и это значимо для детей. Таким образом, состав взрослых подчеркивал серьезность происходящего.
Представители педагогического коллектива взяли с собой немалый багаж: бутерброды для завтрака, фломастеры, бумагу, мясо для шашлыка, шампуры, мячи, веревку, воду. Я неспроста так подробно описываю снаряжение. В определенный момент все это сыграло большую роль в нашем мероприятии. И вот мы в лесу, на чудесной полянке. По прибытии на место всем сразу захотелось есть. Дети небольшими стайкам разбрелись по кусточкам, достали припасы и стали отдельно готовить себе еду. Конечно, это не совсем то, чего мы ждали. Поэтому, организовав общий стол, мы очень настойчиво пригласили к нему детей, разрешив собственные продукты оставить про запас. За трапезой было объявлено, что все мы находимся в затерянном мире, в котором нам предстоит обустроить свою территорию. У нас есть два варианта. Первый – мы можем жить все вместе, создавать единое государство, вводить законы, утверждать традиции. Второй – разбиться на много маленьких государств и думать в этом случае не только об организации внутреннего пространства, но и о правилах взаимодействия разных государств. Объединиться в государства можно по желанию. Дети выбрали второй вариант. И работа закипела. Прежде всего было установлено, что будет три государства. Причем взрослые, сопровождающие поход, создают свое. К нам присоединились несколько ребят (это были дети с очень низким статусом в классе). Некоторые шестиклассники из соседних государств, почувствовав собственную слабость, пытались переманить к себе кое-кого из взрослых. Но попытка не удалась (о единстве наших рядов мы договорились заранее). После этого была измерена общая площадь нашего мира. Разделив ее на количество участников, определили размер каждого государства. Затем при помощи веревок сделали границы.
Следующий этап игры заключался в том, что мы поделили все, что дала нам в дорогу школа (мячи, шампуры, воду, шашлык), и то, что мы считали общим достоянием (кострище). Все решал жребий, и надо сказать, что Его Величество Случай сыграл нам на руку. Получилось так, что мясо для шашлыка отошло одному государству, шампуры второму, а костер третьему. Но парадоксальность этой ситуации ребята поняли лишь к обеду. А пока все с упоением обустраивали свое пространство и следили, чтобы нога соседа не коснулась родной земли. Пробовали организовать игры, но это привело к межгосударственным конфликтам. Мячи часто перелетали за границы. Обстановка обострилась: дело шло к войне (хочу здесь заметить, что война входила в наши планы, мы хотели помочь детям избавиться от накопившейся агрессии и выстроить новые дипломатические отношения). Для разработки правил ведения войны каждое государство выделило одного человека в Организацию Объединенных Наций (руководил ею, естественно, взрослый). ООН определила правила ведения военных действий: боевым оружием будут шишки. Пленных не берем. Любое попадание в цель смертельно. И ребята гурьбой помчались в лес. Кучи из собранных шишек выглядели довольно внушительно. Но пока бегали, пока собирали, воевать расхотелось. Зато захотелось есть. И вот тут-то все осознали то, что случилось, когда бросали жребий. Голод, как известно, «не тетка». Повозмущавшись, пришли к временному соглашению – во время обеда объединяемся. Взрослые придумали каждому государству красивое приглашение на обед и в торжественной форме вручили. Трапеза прошла почти мирно. Но сдаваться и отступать ребята пока не собирались. А мы и не настаивали. Перекусив, шестиклассники разбрелись по своим государствам. И там заскучали. Воевать не хотелось. Играть в подвижные игры на своей территории стало тесно. Надо было искать выход из положения. И участники его нашли, использовав все тот же принцип противостояния. Ребята решили закончить игру и объединиться. Границы были разрушены. Были ребята, которые не хотели покидать свой мирок. Им дали это право. Но, оказавшись в меньшинстве, очень скоро присоединились к остальным.
Был в этой игре еще один важный, на наш взгляд, момент. В классе есть группа мальчишек – заводил. Именно они – постоянный источник конфликтов. Им подчинялся весь класс. После открытия границ они предложили ребятам игру в волейбол. А класс их не поддержал. Впервые им так открыто продемонстрировали нежелание подчиняться. Эта компания сначала обиделась, затем задумалась. Конечно, игра не решила всех проблем класса. И после похода отношения не стали идеальными. Да мы на это и не рассчитывали. Нам просто показалось важным, что: • в игре детям было позволено открыто проявить отношение друг к другу; • дети избавились от накопившейся агрессии; • ребята получили опыт конструктивного решения конфликтов; • они почувствовали преимущество коллективного воздействия; • было просто весело.
Приложение 1
Бланк для психологической акции «Следопыт» Время выполнения – 40–50 минут старшеклассниками, 1–1,5 часа учащимися начальной школы. «Следопыты» _______класса Время получения _______ Время сдачи ___________ 1. Назовите любимые цветы завуча по внеурочной работе _________ ___________________________________________________ 2. У кого из работающих сегодня охранников самый большой размер обуви? ______________________________________________ 3. Назовите сумму цифр номеров школьных автобусов __________ 4. Откуда в школе появилась собака? ________________________ 5. Назовите любимого эстрадного певца или певицу работников столовой _______________________________________________ 6. Сколько психологов работает в школе? _____________________ 7. Какое имя самое распространенное в нашей школе? ___________ 8. Сколько деревьев растет на пришкольном участке? ____________ 9. У кого в школе нет тезок? _______________________________ 10. Сколько детей училось в школе в первый год ее работы? ________ 11. Как зовут кролика, живущего в 5«Б» классе? ________________ 12. Любимый писатель классного руководителя 3«А» класса _______ ___________________________________________________ 13. В каком часу приходится подниматься утром водителю школьного автобуса, чтобы вовремя быть на работе? __________________ 14. Любимые духи завуча по иностранным языкам _______________
15. Сколько мышек живет в учительской за диваном? _____________ 16. Где директору удалось купить годецию? ____________________ 17. Есть ли в медицинском кабинете «фумитокс»? _______________ 18. Когда у секретаря была первая любовь и как ее звали? __________ 19. В каком городе родилась школьная врач? ___________________ 20. С каким животным недавно близко познакомился лаборант компьютерного класса? ____________________________________ 21. У кого из работников школы больше двух детей (назовите двух человек)? ___________________________________________ 22. О чем мечтает школьная медсестра? _______________________ 23. Любимое занятие учителя математики _____________________ 24. Что для завуча по внеурочной работе самое неприятное в ее обязанностях? __________________________________________ 25. Где собирается проводить лето географ? ____________________ 26. Какой породы собака классного руководителя 7«А»? __________ 27. Сколько рыбок живет во всех школьных аквариумах? __________ 28. Сколько всего охранников работает в школе? ________________ 29. Любимое время года школьного повара _____________________ 30. Как зовут сына школьного бухгалтера? _____________________ 31. Сколько табуреток и лавок в столовой? _____________________ 32. Почему в буфете перестали продавать «кока-колу»? ___________ 33. Какие растения хотела бы посадить во дворе школы учительница биологии? ___________________________________________ 34. Как зовут домашних животных школьной охраны? ____________ 35. А кота директора? _____________________________________ 36. Про что любимый анекдот начальника школьной охраны? ______ ___________________________________________________ 37. Какой вопрос оказался самым интересным? _________________
Приложение 2
Социологический опрос населения нашей школы Автор _________________________________________________ Возраст ________________ Класс ________________ 1. Если невозможно совместить все и надо выбирать, то по какому принципу, с твоей точки зрения, следует выбирать профессию? Профессия должна приносить хороший материальный доход. О Профессия должна быть перспективной, нужной для развития страны и всей цивилизации. Профессия должна быть очень интересной и привлекательной для человека. 2. Ниже представлены пары жизненных ценностей. Какая ценность в каждой паре важнее для человека? Отметь ее. Профессиональная карьера – Хорошая дружная семья. Крепкое здоровье – Яркая, насыщенная событиями жизнь. Близкие друзья и любимые люди – Интересная, доходная работа, не оставляющая свободного времени. 3. Если нет взаимной любви, как, по-твоему, лучше строить семью? С тем, кто тебя любит. С тем, кого ты любишь. 4. Представь себе ситуацию: в тонущей лодке находятся три человека: президент страны, известный ученый и ребенок пяти лет. Спасательный жилет только один, следовательно, спасти можно только одного человека. Кого, по-твоему, надо спасать? Президента.
Ученого. Ребенка. Почему?___________________________________________________________ 5. Чем можно пожертвовать ради возможности быстро заработать много денег? Отметь любое количество пунктов. Соблюдением закона. Отношениями с близкими людьми. Здоровьем. Личными интересами и хобби. Материальным благополучием других людей. Жизнью других людей. 6. Сколько детей должно быть в семье? 7. Продолжи предложения. Счастье – это_?___________________________________________________________ Порядочный человек – это_?___________________________________ Иллюстрации к психологической акции «Социологический опрос»
Рис. 1. Принципы выбора профессии граждан ЭШЛ
Рис. 2. Жизненные ценности
Рис. 3. Если нет взаимной любви, как лучше строить семью?
Рис. 4. Кого спасают ЭШЛовцы?
Рис. 5. Чем можно пожертвовать ради возможности быстро заработать деньги?
Рис. 6. Сколько детей должно быть в семье?
Рис. 7. Счастье – это…
Рис. 8. Порядочный человек – это…
Список литературы
Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. Драма-терапия. – СПб., 2001. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М., 1997. Битянова М. Р. Куда уходит детство? // Школьный психолог. № 12, 1999. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1998. Битянова М. Р. Субъектная жизненная позиция как приоритетная цель образовательной деятельности школы // Негосударственные образовательные учреждения Москвы (Опыт, проблемы, поиск). – М., 2001. Бачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М., 2001. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск, 1997. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л.Венгера. – М., 1981. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. – М., 1985. Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2001. Менте М. Ван. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – СПб., 2001. Петровская В. А. Личность: феномен субъектности. – Ростов-н/Д, 1993. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. – М., 2000. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. – М., 1995. Хейзинга Й. Человек играющий. – М., 1992. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru Оставить отзыв о книге Все книги автора
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|