Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая акция «Радуга»




 

Любая профессия может считаться признанной после того, как в общественном сознании сложился устойчивый образ ее носителя. Скажем, бухучет или обучение… Не правда ли, возникает определенный стереотипный портрет типичного бухгалтера, «классической» учительницы? А существует ли «общественный образ» школьного психолога? Видимо, в полном смысле этого слова – пока нет, но некоторые черты, несомненно, уже появились. Скажем, как представляется большинству педагогов и родителей (то есть большей части образованного взрослого населения нашей страны) школьное психологическое мероприятие? Очень солидно, тяжеловесно и заумно: загадочная утомительная диагностика, цифири, графики и диаграммы, умные непонятные разговоры о «личностной тревожности» и «фрустрации потребности в достижении» (мое любимое психологическое понятие, лидер среди тех, что производят неизгладимое впечатление на непосвященных). Такая психология предстает педагогу и родителю чем-то очень далеким от его жизненной повседневной практики, требует особого перевода на понятный ему язык и, что особенно печально, после перевода часто оказывается до смешного банальной и давно известной. И тут уж не знаешь, то ли на конкретного переводчика грешить, то ли наука на самом деле такая… Прошу уважаемых читателей понять мою иронию правильно: я не против серьезной школьной психологии и сама о ней написала уже не одну столь же серьезную книжку. Но вместе с тем очень хочется сделать нашу профессиональную работу в школе более разнообразной и, возможно, более яркой. А для этого нужно вспомнить про другую психологию, незримо, но веско присутствующую во многих простых жизненных или игровых ситуациях. Хочется напомнить уважаемым коллегам, что личный психологический опыт может приобретаться шутя, незаметно и менять своего носителя даже в тех случаях, когда он как опыт и не осознается. То есть можно создать специальную тренинговую ситуацию, направленную на получение определенного опыта общения или самопознания, затем обсудить, сконцентрироваться на техниках осознания опыта и его переноса в жизнь участников – и это будет настоящая профессиональная работа психолога. А можно прожить вместе с детьми чудный майский день на пикнике за городом, поставить их несколько раз в ситуацию, объективно требующую кооперации и сотрудничества, тонко и незаметно направляя их общение. Это, с моей точки зрения, тоже настоящая практическая психология. К разряду такой психологической работы относится игра (мероприятие, событие), которой и хотелось бы с вами поделиться. У нее много рабочих названий и ни одного действительно удачного. Мы называем ее «Радуга», «День цвета» и «Цвет дня», а вам, возможно, удастся дать ей более точное и верное название. По своей сути это очень простое массовое общешкольное мероприятие с психологическим подтекстом и широкими психолого-педагогическими возможностями.

Сначала посмотрим на это событие глазами его участника – школьника, педагога, другого взрослого, работающего в школе. Вы подходите к школе и на ее дверях обнаруживаете странный плакат: на белом листе пять больших разноцветных квадратов. Скажем, красный, зеленый, желтый, серый и черный. Без объяснений. Дальше, в школьном тамбуре, на другом плакате читаете: «С каким настроением ты идешь сегодня в школу?» И пока в голове прокручиваются различные объяснения всех этих странностей, на пороге школьного холла вас встречает психолог или кто-то из старшеклассников и, вручив небольшой белый квадратик бумаги, протягивает разноцветную коробочку со словами: «Опусти, пожалуйста, этот квадратик в ту прорезь, цвет которой соответствует (похож, отражает, указывает) твоему сегодняшнему настроению». И вы видите в его руках коробку, состоящую из пяти секций. Каждая секция своего цвета (красного, зеленого, желтого, серого и черного), и в каждой – есть прорезь. С шутками, прибаутками, выражением недоумения на лице вы выполняете эту странную просьбу и идете обсудить происходящее с друзьями и коллегами. Скорее всего первый урок пройдет не очень продуктивно (если вы учитель, то теперь начинаете понимать смысл до сего момента загадочного указания директора не ставить на первый-второй урок сегодняшнего дня никаких серьезных проверок или сложного материала). Через урок-другой страсти стихают, но, покидая школу в конце своего трудового дня, вы снова проходите эту странную процедуру. На следующее утро вас встречает в холле большой плакат. На нем четыре цветных диаграммы и все объясняющий текст. Две диаграммы вверху озаглавлены: «Утро – школьники» и «Утро – взрослые». Две внизу соответственно «Вечер – школьники» и «Вечер – взрослые». На каждой круговой диаграмме в определенном соотношении нарисованы сектора каждого цвета. И все понятно даже первокласснику: вчера утром школьники пришли в основном с красным настроением, а ушли, почему-то почти все серенькие. Педагоги пришли очень разными (и правда, Елена Петровна вчера все время улыбалась и шутила, а вот Александр Борисович…), а ушли дружно – красными (у кого, интересно, они этого красного цвета позаимствовали?). Рядом с картинками психолог написал, что обозначает каждый цвет, какое настроение выражает. Еще немного пообсуждали это событие, сходили в кабинет к психологу, поговорили с ним о цветах и своем настроении.

А теперь вернемся на позицию психолога. Что произошло в эти дни в вашей школе? Ничего особенного и все-таки очень многое. На некоторое время школа стала одним целым, вжилась в одни мысли, одни вопросы. Вы возбудили живой, естественный интерес к себе и своему психологическому знанию и педагогов и детей. Очень многие в этот день немножко подумали о себе и других, о том, как проявляется их настроение и как влияет на окружающих. Вы провели легкую, ненавязчивую диагностику. Она не претендует на серьезные прогнозы, но все же о многом говорит. Кроме того, это просто красиво и необычно. По-моему, вполне достаточно.

Теперь для тех, кто заинтересовался, некоторые методические рекомендации. Самому провести всю эту работу практически невозможно. Главная трудность – «охватить» при входе и выходе всех школьников и взрослых. Кстати, о взрослых и о детях информация собирается отдельно. Желательно, чтобы вам ассистировали 5–6 человек. Ими могут быть студенты-практиканты, коллеги-педагоги и, очень неплохой вариант, старшеклассники, с которыми у вас доверительные отношения. Коробочки делаются достаточно легко из обувных коробок, внутри которых делаются картонные перегородки, а стенки оклеиваются цветной бумагой. Конечно, неплохо, если цвета будут соотноситься с теми, классическими, из теста Люшера. Однако это скорее профессиональный изыск, чем необходимость. Выберите для игры 4–5 цветов, не более. Среди них должны быть, естественно, и позитивные с точки зрения успешного обучения, и цвета, отражающие неблагоприятный для работы настрой.

Трудно ожидать в этот день высокой учебной производительности, поэтому проведение игры обязательно нужно согласовать с администрацией и действительно предупредить педагогов о нецелесообразности проведения серьезных учебных мероприятий. Как показывает опыт, интерес к психологу после этой игры на какое-то время возрастает. Помните об этом, обязательно будьте в школе несколько дней после события и постарайтесь извлечь из своей популярности максимум пользы. «Радуга» может быть проведена в начале вашей работы в школе как особая визитная карточка, как форма знакомства психолога со школой.

Эта игра хорошо сочетается с еще одним замечательным приемом нетрадиционной психологической работы в школе – с «Забором». «Забор» – это всего лишь пустой лист ватмана с рисунком вверху, имитирующим дощатый или любой другой забор. «Забор» – это сильное средство психологической работы с детьми и взрослыми в школе, возможный источник конфликта и развития отношений психолога со школой. В общем, это весьма «забористая штучка» и о ней я обязательно расскажу в следующий раз.

 

«Радужные игры»

 

«Радужные игры» являются логическим продолжением общешкольной игры «Радуга» и проводятся в один день в начальной, средней и старшей школе. После интересного и интригующего начала игры «Радуга», когда всем детям и взрослым школы нужно было оценить при помощи цветных карточек, с каким настроением они пришли в школу, мы увидели, что все участники этого мероприятия были готовы продолжить говорить о настроении и о цветах, которые могут выражать его. Поэтому для каждого звена нами были разработаны разные варианты «радужных игр», где использовались различные игровые технологии, которые прежде всего учитывают возрастные особенности детей. Итак, что же происходило в течение дня в нашей школе?

Вначале мы решили провести «Радужные игры» для начальной школы. Первый вариант игры мы назвали «Строим город». Его можно проводить с детьми дошкольного возраста и первоклассниками.

 

«Строим город»

 

Для проведения этой игры нам понадобятся следующие материалы:

• набор красок для рисования на коже;

• лист ватмана;

• пластилин ярких цветов (по коробке на ребенка);

• чистые тряпочки;

• большой стол для размещения листа ватмана;

• музыкальное сопровождение.

Этапы игры

1. «Строим город».

2. Обсуждение чувств и итогов совместной работы.

3. Размещение созданного города в кабинете.

Игра началась с того, что первоклассников пригласили в тренинговый кабинет, где в разных местах на стенах зала были приклеены листы бумаги основных «люшеровских» цветов.

Ведущий предложил детям провести игру-разминку «Цвет и настроение». Ребятам надо было выбрать цвет, соответствующий их настроению. Было видно, что многим непросто оценить свое состояние. После нелегкого выбора каждый ребенок получил метку: на щеке нарисовали кружок выбранного цвета (нами, естественно, используется краска или грим, подходящий для детской кожи). Так, принадлежность к группе обрела вещественный характер. Все дети были счастливы, ведь у всех на щеках оказались разноцветные метки, а это так здорово!

После этого каждой группе дали задание: придумать название своей группе и групповое движение, которое отражало бы настроение всей группы. Времени дается всего 5 минут. В этот момент мы, ведущие, почувствовали легкое напряжение, ведь для детей этого возраста бывает очень сложно договориться друг с другом. Поэтому практически всем группам понадобилась помощь взрослых. Затем все группы по очереди показали, что они придумали. По просьбе ведущего предлагаемое движение повторяют все участники игры. Ребята с удовольствием включаются в действие, ведь двигаться лучше, чем просто стоять и смотреть. После завершения упражнения детям предложили поменять группу, если они хотят этого, но обязательно надо было пояснить причину. Перейти в другую группу захотели многие, но объяснить почему, удалось не всем, наверное, им просто захотелось оказаться в группе с другими ребятами. У тех детей, которые сменили группу, на щеке появилось второе цветное пятно. Группы должны были придумать, как они включают в себя новый цвет, название, общее движение. Дети на этот раз сумели без помощи взрослого справиться с заданием, так, например, группа зеленых, «Травинки», заявила, что на бывшем пустыре взошла новая трава.

Далее ведущий пригласил класс встать вокруг стола, на котором лежал ватман. Детям и педагогам предложили создать пластилиновый город. На листе ватмана были обведены контуры будущего города. Каждый ребенок получил по коробке пластилина. На первом этапе надо создать «почву»: разогретый в руках материал размазывается по бумаге в несколько слоев, местами возникают холмы и впадины. Размазывание пластилина – удивительно привлекательное для ребят занятие, хотя оно и занимает достаточно много времени. Размер города мы планировали исходя из числа участников. Ведущий попросил каждого ребенка выбрать на территории города понравившееся ему место и положить на него ладошку. Дети быстро выбрали себе места, но были и такие, чьи ладошки наложились друг на друга, этим ребятам нужно было как-то договориться и решить проблему. Если дети не могли сделать этого самостоятельно, им помогли взрослые, подсказали возможные способы решения проблемы. После того как все определились, началась важная работа. Ребята и педагоги на своих кусочках начинают «строительство»: каждый обустраивает свой кусочек города так, как «душа просит». В этот момент звучала стимулирующая музыка. Все заняты работой. На определенном этапе дети начали общаться друг с другом, таким образом, стихийно возникли общие территории, где дети строили детские площадки, зоопарки и парки. После завершения этапа «индивидуального строительства» ведущий попросил участников рассказать о том, что они построили. Дети по очереди рассказывают о своих постройках, все очень внимательно слушали друг друга, а кто-то и задавал вопросы, ведь хотелось все узнать.

Затем ведущий поставил перед участниками следующую задачу: надо соединить отдельные кусочки в общий город. Детям нужно подумать, как это можно сделать. Ребята предлагали прокладывать дорожки от дома к дому, в заборах делать калитки, у речек – мосты и т. д. Все приступили к работе, многие ученики ходили и принимали участие в строительстве всего города, кто-то делился своими соображениями, что где можно достроить. Наконец строительство закончено, и все посмотрели на то, что получилось. Наступил самый главный и волнующий момент – придумывание названия города и торжественное открытие. В одной из игр все участники решили, что название города должно быть связано с цветом или с настроением, и поэтому назвали город «Город радости». Ведущий написал название города при входе и обратил внимание детей на то, что для открытия города нужно еще разрезать красную ленту. Дети начали бурно обсуждать, кто же будет это делать. В ходе обсуждения у ребят возникали разные предложения: психолог, педагог или кто-то из детей. Это уже неважно, кто будет разрезать ленту, все в этот момент были полны гордости и счастья за себя и за свой класс. Участникам игры предложили построенный город взять на память в свой класс. Дети с большим удовольствием взяли и понесли город в класс, нашли удобное для него место. Практически весь учебный год мы видим в классной комнате этот город, с которым дети очень часто играют, некоторые что-нибудь достраивают, город постоянно растет.

 

«Рисуем настроение»

 

Для учащихся 2–4 классов была проведена «радужная игра» под названием «Рисуем настроение». Для нее нам понадобились следующие материалы:

• отрывки музыкальных произведений;

• листы бумаги АЗ для каждого ребенка;

• восковые мелки или наборы цветных карандашей;

• стенды для размещения коллажа рисунков;

• фотоаппарат и фотопленка;

• свеча (для проведения обсуждения).

Этапы игры

1. Разминка «Цвет, музыка, движение».

2. «Рисуем настроение».

3. Создание общего портрета.

4. Обсуждение игры.

Эта игра проводилась в актовом зале. Ведущий пригласил классы пройти в зал и провел игру-разминку «Цвет, музыка, движение». Дети и педагоги встали в общий круг. Ведущий рассказал правила игры.

 

 

...

Ведущий. Сейчас кто-то из участников (пусть в первый раз это будет взрослый) встанет в круг. Как только зазвучит музыка, участник в центре круга начнет совершать соответствующее музыке движение, а весь круг должен повторять за ним. После того как музыкальный фрагмент закончится, все должны подумать и сказать, какого цвета звучала музыка.

 

После этого все дети затихли и стали внимательно смотреть на педагога, стоящего в центре круга. Зазвучала красивая музыка, и учитель начал выполнять различные движения, все дети старались как можно точнее их повторять: кому-то это удавалось, а некоторые дети испытывали трудности, но было видно, как они старались. После первого фрагмента ребята по очереди пытались высказать свое мнение о том, какого цвета звучала музыка. Не сразу удалось правильно определить цвет музыки, но главное, все имели возможность высказать свое мнение. Затем выбрали следующего ведущего, и зазвучал второй музыкальный фрагмент. Все участники продолжали совершенствовать свои двигательные навыки. Понять, какого цвета был второй музыкальный отрывок, детям оказалось уже немного легче. Последний музыкальный фрагмент мы сделали «красным» и выбрали для выражения этого цвета маршевую музыку, под которую сам ведущий задает ритмичные и очень простые движения. Эта музыка была использована нами потому, что синхронное выполнение движений ведущего и совместное завершение (стой: раз-два!) создает хороший настрой на дальнейшую работу.

После проведенной разминки было видно, что большинство детей реализовали свою потребность в движении, некоторым удалось вылить накопившуюся энергию, успокоиться, в целом дети были готовы к спокойной деятельности. Ведущие раздали детям наборы восковых мелков или цветных карандашей, большие листы бумаги (АЗ). Ребятам предложили нарисовать свое настроение. Для выполнения этого задания ведущий разрешил каждому ребенку найти в зале удобное место и занять удобное положение: лежа, сидя. Зазвучала спокойная музыка, все дети разошлись по залу и, удобно разместившись, начали рисовать. Видно было, что всем ребятам очень нравится выполнять это задание, т. к. в зале царила тишина. После того как дети закончили рисовать, ведущий предложил им выбрать цвет, рядом с которым они считают нужным повесить свои рисунки. Так появились на стенде «желтые», «синие» и другие рисунки. В результате сложился общий коллаж, который своей конфигурацией отражает настроение детей класса. Ведущий попросил детей сесть напротив коллажа, зажег свечу и начал обсуждать с ребятами, что они хотели сказать своими рисунками и почему выбрали именно тот или иной цвет.

Дети по очереди рассказывали о содержании своих рисунков и почему выбран именно такой цвет. Ведущий уделил особое внимание тем детям, которые оказались в своей цветовой группе одинокими (иногда после обсуждения ребенок может изменить выбор цвета).

В конце игры все фотографировались на фоне коллажа, причем каждый ребенок должен был попытаться передать на фотографии свое настроение при помощи мимики, позы. Дети встали около коллажа и несколько секунд пытались решить, каким образом они будут передавать свое настроение. Ведущий подал сигнал, и все замерли – так получилась коллективная фотография на память!

 

«Мой мир»

 

В среднем звене (пятые классы) прошла «радужная игра» под названием «Мой мир». Для проведения игры нам понадобился следующий материал:

• краски для рисования на коже;

• белые простыни (или листы ватмана) для каждого участника;

• восковые мелки;

• приспособления для крепления «гирлянды»;

• свеча в подсвечнике;

• медитативная музыка для сопровождения процесса рисования.

Этапы игры

1. Разминка «Цвет и настроение».

2. «Мой мир».

3. Создание «гирлянды» миров.

4. Представление своего мира и обсуждение игры.

Ведущий пригласил детей в актовый зал, где мы провели социодра-матическую игру-разминку (дети объединялись в группы по цвету настроения). Ребята с огромным желанием включились в действие и быстро справились с предложенным заданием.

После этого ведущий предложил им с помощью цвета и формы попытаться изобразить свой мир. Для работы каждый ребенок получил восковые мелки и белую простыню. Все участники расположились удобно на ковре зала и приступили к работе. Надо сказать, что зал в разгар этого действия являл собой зрелище удивительное: большое пространство, покрытое белым, и множество фигурок, в основном лежащих на животе или стоящих на четвереньках. Рисование проходило под медитативную музыку и захватило участников целиком.

Верхние концы простыней, рисунки на которых были завершены, связывались друг с другом. Таким образом, получилась «гирлянда». С помощью различных подсобных средств мы сумели закрепить «гирлянду» в форме круга. В результате все участники оказались внутри белого шатра без крыши, стены которого были украшены удивительными рисунками. В таком необычном шатре ведущий предложил всем участникам сесть в круг и, по очереди передавая зажженную свечу, рассказать о своем мире и показать свои рисунки. Дети с большим удовольствием описывали свой мир, отвечали на вопросы, делились своими чувствами по поводу самого процесса рисования. Наверное, необычная атмосфера очень подействовала на ребят. Они слушали друг друга, и хотя круг получился большой, каждому удалось рассказать о своем мире в полной тишине. В конце игры ведущий предложил детям взяться за руки, в молчании обойти свой шатер, попрощаться со своим миром и покинуть комнату. Так необычно закончилась игра для пятиклассников.

Некоторое дополнение к описанной игре: после рисования простынями можно распорядиться по-разному. Например, в первый раз мы предложили детям сначала разместиться в своем мире (удобно устроиться на простыне), помечтать, а потом завернуться в него любым образом и подвигаться, потанцевать. В результате этого дети наотрез отказались отдавать простыни, с которыми «срослись», и забрали их домой. Поэтому дальнейшая судьба этих миров-простыней неизвестна. Так что выбирайте игровой ход, соответствующий вашим материальным возможностями.

 

«Цвет моей души»

 

В 8–9 классах мы провели «радужную игру» под названием: «Цвет моей души». Для нее нам понадобился следующий материал:

• цветная бумага «лютеровских» цветов;

• листы ватмана по числу групп;

• восковые или масляные мелки (желательно несколько оттенков каждого цвета);

• свеча в подсвечнике.

Этапы игры

1. Разминка «Призма».

2. «Цвет моей души».

3. Обсуждение чувств и процесса взаимодействия в игре.

Игра началась с того, что всех участников позвали в актовый зал. Вначале мы провели игру-разминку «Призма». Основную часть помещения отгородили от того участка, где ребята должны были собраться и выполнить психодинамическую разминку, нагромождением из стульев. После общей подготовки к игре, подросткам сообщили, что перед ними – необычная призма, проходя через которую, человеческая душа окрашивается в цвет, соответствующий состоянию человека. По стенам зала были развешаны цветные листы. Ребята, минуя призму, делали выбор в пользу того или иного цвета. Таким образом, получились «цветовые» группы. Затем каждой группе было дано задание: представить, что существует мир их цвета. Необходимо было придумать название такого мира и перечислить некоторые самые ценные вещи, явления, понятия, которые в нем существуют. В момент работы групп ведущему важно было быть в курсе всех ведущихся обсуждений, для того чтобы предоставить слово в первую очередь той группе, которая настроена наиболее серьезно.

Под влиянием первого выступления другие группы на ходу стали перестраивать стратегию своего выступления. Они по кругу рассказывали друг другу о своем мире. После рассказов, ведущий раздал каждой группе лист ватмана, мелки, цветные карандаши и цветную бумагу различных оттенков выбранного ими цвета. К выданному набору прилагаются ножницы и клей. Группам нужно было создать коллаж своего мира. В этой ситуации сложнее всего пришлось тем ребятам, кто остановил свой выбор на черном цвете. Они пытались расширить цветовые границы своего мира, включая в него бордовые, коричневые, темно-синие тона, но ведущие не позволили им использовать эти цвета. Единственное, что мы предложили им использовать – это разнообразный по фактуре материал: картон, бархатная бумага, уголь для рисования. Создание коллажа занимает достаточно много времени, но это очень увлекательное занятие для ребят, они с трудом соглашаются оторваться от него через 25 минут. Но время, отведенное на эту работу, истекло, надо продолжать дальше. Ведущий попросил ребят прикрепить свои миры к стене на расстоянии около 50 см друг от друга. Далее все смотрели на рисунки, задавали вопросы, обменивались впечатлениями.

После этого ведущий сообщил, что если кому-то сейчас мир другого цвета кажется ближе, чем его собственный, он может перейти в него. Некоторые участники воспользовались такой возможностью. Каждого «перебежчика» ведущий просил объяснить, почему он решил поменять цвет.

Далее каждой группе предложили создать ритмический танец (движение), который отражал бы общее настроение их мира. Ведущий пояснил, что движение должно быть простым настолько, чтобы все участники игры смогли бы его воспроизвести. На подготовку этого задания ребятам дали 10 минут. По окончании времени каждый «мир» показывал свой танец, а все остальные участники его повторяли.

Иногда детям хотелось повторить несколько раз, так понравилось! После этого действия ведущий снова разрешил по желанию перейти в мир другого цвета и объяснить свой выбор.

Пока проходила «танцевальная часть» игры, ведущий прикрепил между коллажами белые листы бумаги, по форме стилизованные под мостики. Теперь мирам, которые оказались рядом друг с другом, предложили раскрасить мост, связывающий их между собой, так, чтобы по нему было приятно ходить в гости и возвращаться обратно. При выполнении этого задания ведущий позволил выбирать мелки любого цвета. Все участники, услышав это, обрадовались. Затем группы объясняли остальным участникам, почему их мосты раскрашены именно таким образом, что они хотели этим сказать. После этого момента игра завершилась и всех участников попросили сесть в круг.

Ведущий зажег свечу. Передавая ее по кругу, все участники дарили друг другу цвета. Каждый ребенок говорил, какой цвет ему хочется предложить другим, и объяснял значение своего подарка. В нашей игре в дар группе были переданы практически все цвета, в том числе и черный. Подаривший его подросток дал очень интересное объяснение: «Иногда ведь нужно, чтобы было грустно». В конце игры ведущий рассказал о том, какая связь существует между состоянием души, цветом и движением и как можно управлять своим настроением.

Вот так по-разному прошли «радужные игры» в нашей школе. Эти мероприятия открывали «неделю психологии». «Какое будет начало, таким будет и продолжение». Мы поняли, что начало нашей недели было удачным, вся школа включилась в развитую нами бурную деятельность. А ведь это здорово!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...