Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой аттестации




Примеры оценочных средств:

1. Индивидуальные задания:

Задание 1. 1.Проанализировать изменения, происшедшие в структуре вашей личности за время обучения в аспирантуре:

- в отношениях с окружающими (направленность);

- в целях и стремлениях (направленность);

- в знаниях, умениях и навыках (опыт);

- в привычках (опыт);

- в интересах (направленность);

- в познавательных психических процессах (особенности психических процессов);

- во внешности и состоянии здоровья (биологически обусловленный компонент).

2.Установить, какой структурный компонент претерпел наибольшее развитие.

3. Объяснить, какой вид деятельности этому способствовал.

4. Определить, какие негативные изменения произошли в структуре вашей личности. Какие требуются виды деятельности для их трансформации?

 

Задание 2.

1. Прочитать научную статью, предназначенную для изучения.

2. Осуществить необходимые умственные операции по ее пониманию и запоминанию.

3. Описать реализацию компонентов структуры процесса обучения в процесс изучения статьи: как мотивировали себя на изучение статьи, как осуществлялась систематизация содержания, каким образом вы обеспечили эффективное восприятие и запоминание, как контролировали успешность усвоения материала, как оцениваете полезность выученного материала и эффективность самого процесса изучения статьи.

 

Задание 3. Составить опорный конспект по выбранной теме.

 

Задание 4. Разработать сценарий семинарского занятия. Предусмотреть использование средств наглядности и активизации деятельности магистрантов. Записать подробный ход семинарского занятия.

 

Задание 5. Составить задания для развития творческого мышления, используя таксономию Б. Блума

 

Задание 6. Выберите тему лекции. Составьте план с использованием современных образовательных технологий.

 

Групповая проверка работы

Учебная дискуссия на тему: «Виды деятельности и характер изменений в структуре личности».

Применение аспирантами на практических занятиях интерактивных методов обучения.

Создание аспирантами учебных проблемных ситуаций.

3. Тестовые задания:

Психология

1.Самоэффективность – это…

а) Вера в себя, которая организует и направляет обработку информации, касающейся самого себя.

б) Образ того, каким человек мечтает или боится стать в будущем.

в) Чувство собственного достоинства и самоуважения.

г) Чувство собственной компетентности в той или иной деятельности. (+)

 

2. Действие побуждается…

а) Желанием действовать.

б) Потребностью.

в) Мотивом деятельности. (+)

г) Своей целью.

Как соотносится понятие навыка и умение?

а) Они синонимичны.

б) Умение формируется позже навыка. (+)

в) Это не связанные понятия.

г) Навык сложнее умения.

4. Функция воли, проявляющаяся в задержке или отказе от действия, называется…

а) Переключательной.

б) Распределительной.

в) Тормозной. (+)

г) Пассивной.

 

5. Стремление поступать по-своему вопреки разумным доводам называется…

а) Упорством.

б) Упрямством. (+)

в) Негативизмом.

г) Настойчивостью.

 

Педагогика

1. Педагогическая деятельность явилась результатом…

а) заботы родителей о счастье детей;

б) объективных потребностей в подготовке человека к жизни и труду; (+)

в) биологических законов сохранения рода;

г) прогресса науки и техники.

 

2. Предметом педагогики как науки является …

а) поиск эффективных педагогических систем;

б) человек, развивающийся в результате воспитательных отношений;

в) процесс обучения; (+)

г) педагогический процесс.

3. Основными категориями педагогики являются…

а) знания, умения, навыки;

б) воспитание, среда, наследственность;

в) воспитание, обучение, образование; (+)

г) способы творческой деятельности, мировоззрение, духовно-нравственные отношения.

4. Термин «процесс обучения» толкуется как…

а) дидактически обоснованные способы усвоения содержания конкретных учебных предметов;(+)

б) процесс управления формированием активной личности, развития ее психических свойств, социальных и профессиональных качеств;

в) взаимосвязанная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на достижение педагогических целей;

г) преподавание различных предметов.

 

5. Под методом воспитания понимается …

а) способ достижения воспитательной цели в результате упорядоченной педагогической деятельности; (+)

б) способ воздействия на чувства и поведение воспитанника, создание условий для раскрытия его возможностей;

в) взаимосвязанный способ деятельности учителя и учащихся, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы;

г) способ управления развитием личности воспитанника.

4. Практические задания:

Задание 1.

О каких методах психологического исследования идет речь в каждом примере? Каковы достоинства и недостатки каждого из них? Попробуйте привести примеры каждого метода.

А. Психолог стремится собрать как можно больше информации по конкретному случаю для ответа на вопрос о генезисе и прогнозе психологических свойств, для определения статуса личности. Данный метод строится на основе ранее выдвигаемых гипотез.

Б. Специализированные методы психологического исследования, с помощью которых можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования эти методы отличаются тем, что предполагают стандартизованную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.

В. Одна из разновидностей предыдущего метода основана на системе заранее отобранных и проверенных, с точки зрения их валидности и надежности, вопросов, по ответам испытуемых на которые можно заключить об их психологических качествах.

Г. Другая разновидность метода предполагает оценку психики и поведения людей не на основе вербальных ответов, а на базе выполненных заданий. С этой целью испытуемому предъявляется серия специальных заданий, по итогам выполнения которых делают заключение об изучаемых качествах.

Задание 2.

Шимпанзе Рафаэль (в опытах Павлова и Орбели) научился заливать огонь, мешавший ему достигать лакомство из ящика, набирая в кружку воду из бака. В одном из очередных опытов ящик с апельсином и горящим перед отверстием ящика огнем был помещен на плоту на озере. На другом плоту, соединенным с первым бамбуковой перекладиной, помещался известный Рафаэлю бак с водой. Шимпанзе, чтобы залить огонь, перебирался по перекладине на другой плот к баку, не догадываясь зачерпнуть воды из озера.

Какая особенность психического отражения обезьяны (в сравнении с психическим отражением человека) проявляется в данном примере?

Задание 3.

В 1920г. вблизи индийской деревне Годамури в логове волков были найдены две девочки (получившие позднее имена Амала и Камала). Младшей Амале было приблизительно 18 месяцев, старшей Камале – около 7лет. Девочки были отправлены в сиротский приют в Мидкапуре, где была предпринята попытка их перевоспитать. Амала прожила в приюте около года. За это время в ее воспитании отмечался значительный прогресс. В это же время воспитание Камалы шло с большими затруднениями. Спустя 4 года она выучила 6 слов. В возрасте 16-18 лет она воле себя как четырехлетнее дитя.

Чем объясняется задержка развития Камалы? Почему воспитание Амалы шло значительно успешнее?

Задание 4.

Немецкие ученые В. и Л.Келлер проделали опыт подергивания за волосы шимпанзе и ребенка. Оказалось, что в то время как один из испытуемых тотчас начинал хныкать, другой даже при более сильном подергивании не издавал, звуков, лишь отстранял своей рукой руку исследователя.

Какое проявление относится к поведению шимпанзе и какое – ребенка? Почему?

Задание 4.

Вероятно, у каждого есть своя собственная теория, касающаяся того, что именно делает Вас уникальным, единственным в своем роде, неповторимым. При этом невольно возникает вопрос: разделяют ли остальные мнение о самом себе, видят ли меня другие таким же, каким я воспринимаю себя?

Попробуйте ответить на этот вопрос в ходе выполнения следующих заданий:

А. Дайте 10 ответов на вопрос: Кто я такой? Сделайте это быстро, записывая свои точно в той форме, как они сразу приходят в голову.

 

1. ___________________________________

2. ___________________________________

3. ___________________________________

4. ___________________________________

5. ___________________________________

6. ___________________________________

7. ___________________________________

8. ___________________________________

9. ___________________________________

10. ___________________________________

Б. Ответьте на тот же вопрос так, как, по Вашему мнению, отозвались бы о Вас Ваши отец или мать (выберите одного).

1. ____________________________________

2. ____________________________________

3. ____________________________________

4. ____________________________________

5. ____________________________________

6. ____________________________________

7. ____________________________________

8. ____________________________________

9. ____________________________________

10.____________________________________

В. Ответьте на тот же вопрос так, как, по Вашему мнению, отозвался бы о Вас Ваш лучший друг.

1. ___________________________________

2. ___________________________________

3. ___________________________________

4. ___________________________________

5. ___________________________________

6. ___________________________________

7. ___________________________________

8. ___________________________________

9. ___________________________________

10.___________________________________

Теперь сравните три набора характеристик в письменной форме укажите следующие:

1. В чем состоит сходство? _______________________________________

______________________________________________________________

1. Каковы различия? ____________________________________________

______________________________________________________________

2. Если есть различия, то как Вы их объясните применительно к самому себе? В какой степени Вы ведете себя по разному с разными людьми и какие роли принимаете на себе при общении с близкими людьми?

____________________________________________________________________________________________________________________________

3. Каким образом эти различия объяснимы, исходя из индивидуальных особенностей самих воспринимающих, т.е. как их ожидания формируют те суждения о Вас, которые Вы им приписываете?

4. Укажите, какие 10 ответов Вашей самохарактеристики касались:

а) физических качеств (облик, здоровье, сила и т.п.)

______________________________________________________________

б) психологических особенностей (интеллект, эмоциональная сфера и т.п.) ______________________________________________________________

______________________________________________________________

в) социальных ролей (профессиональная деятельность, семейное положение и т.п.) _______________________________________________

______________________________________________________________

 

Теперь установите очередность, которую Вы считаете целесообразной, этих трех групп качеств. После проведенного анализа остаетесь ли Вы на первоначальных позициях в составлении своей самохарактеристики? Почему? Если нет, то запишите новый порядок качеств. (Ю.Н.Емельянов).

Задание 5.

Выпишите прилагательные, относящиеся к каждому из трех понятий: действие», «движение», «деятельность».

Теоретический, импульсивный, познавательный, предметный, практический, умственный, перцептивный, идеомоторный, внутренний, учебный, трудовой, речевой, врожденный, условно-рефлекторный, волевой, реальный, игровой, общественный, целенаправленный.

Задание 6.

Выпишите признаки навыка:

а) автоматизированность

б) сложность

в) целенаправленность

г) условно-рефлекторный характер

д) мотивированность

е) уменьшение зрительного контроля и увеличение роли двигательного контроля

ж) легкость выполнения.

Опираясь на выделенные признаки, определите, в каких примерах проявляется навык.

А. В цехе работает мостовой кран. Крановщик с помощью рычага заставляет крюк с грузом поднимается или опускается; другой рычаг передвигает кран поперек цеха, наконец, третий рычаг перемещает весь кран вдоль оси. С помощью этих рычагов можно перемещать груз по всем трем осям.

Б. Когда начинающий спортсмен учится перезаряжать винтовку, он нередко шепчет: «Раз - повернуть налево, два - повернуть к себе, три - толкнуть от себя, четыре - повернуть налево». В результате тренировок спортсмен быстро и легко заряжает винтовку, рассматривая в это время мишень и оценивая расстояние до нее.

В. Переход улицу с односторонним движением и посмотрев налево навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя знаете, что оттуда транспорт идти не может.

Г. В начале обучения ученик думает над тем, поставить или нет запятую в предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает подходящие к данному случаю. По мере обучения ученик быстро ставит знаки препинания.

Задание 7.

Какая закономерная связь между психикой и деятельностью проявляется в следующем описании?

Изучение людей преклонного возраста и долгожителей показывает, что постепенное освобождение от обязанностей и связанных с ними функций приводит к сужению и нарушению личности. И наоборот, постоянная связь с окружающей жизнью способствует сохранению личности до самой смерти. Если человек по тем или иным причинам (например, в связи с уходом на пенсию) прекращает профессиональную, общественную деятельность, то это приводит к глубинным изменениям в структуре личности – личность начинает разрушаться. Это в свою очередь приводит к нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям.

Задание 8.

В каком из приведенных ниже примеров выделены операции, а в каком действия:

1. Чтобы сделать укол, медсестра подготавливает шприц, осуществляет забор лекарства, подготавливает участок тела, в который будет сделан укол.

2. При обучении медсестер делать уколы, учащиеся выполняют специальные задания по подготовке шприца, забора лекарства и на муляже выполняют укол.

3. Вам нужно позвонить в другой город. Вы можете осуществить данную процедуру следующим образом:

а) позвонить по коду

б) заказать разговор через телефонистку

в) пойти на переговорный пункт.

4. Чтобы остановить машину, шофер, отжимает сцепление и нажимает на педаль тормоза. Чтобы уменьшить скорость, шофер тоже отжимает сцепление и нажимает на педаль тормоза.

5. В гинекологическую клинику по скорой помощи доставлена женщина с маточным кровотечением. Врачу необходимо его срочно остановить. Что он совершает – действие или операцию?

Задание 9.

Задачи на психофизиологический уровень деятельности.

В приведенных ниже задачах определите, о какой способности организма идет речь.

1. К невропатологу на прием пришел больной. Врач ударяет молоточком по коленному суставу, нога дергается.

2. Вы чините электрическую розетку. У отвертки, которой вы пользуетесь, повреждена ручка, сделанная из диэлектрика. Вас ударяет током, вы испытываете боль и отдергиваете руку.

3. Один больной непрерывно зачитывал матери понравившееся ему место в книге, тут же забывая, что только что прочел его, и так повторял десятки раз подряд.

Задание 10.

Задачи на соотношение внутренней и внешней деятельности. В приведенных ниже задачах укажите, что относится к внутренней деятельности, а что к внешней. Какие процессы при этом имели место.

1. Вы учитесь ухаживать за больным: перестилать кровать, если больной не может встать; переворачивать больного, подставлять судно и т.д.

2. Вам принесли историю болезни больного, которому сделана операция. Завтра он должен быть переведен в палату, которую вы курируете. В соответствии с историей вы планируете весь перечень манипуляций, который вам нужно будет осуществить, после того как больной поступает в палату.

3. Больной (см. условие задачи 2) поступил к вам в палату. Вы проводите все необходимые манипуляции. О какой деятельности идет речь? Какой процесс имел место? Чем отличается данная деятельность от деятельности, описанной в задаче 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...