Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой аттестации
Примеры оценочных средств: 1. Индивидуальные задания: Задание 1. 1.Проанализировать изменения, происшедшие в структуре вашей личности за время обучения в аспирантуре: - в отношениях с окружающими (направленность); - в целях и стремлениях (направленность); - в знаниях, умениях и навыках (опыт); - в привычках (опыт); - в интересах (направленность); - в познавательных психических процессах (особенности психических процессов); - во внешности и состоянии здоровья (биологически обусловленный компонент). 2.Установить, какой структурный компонент претерпел наибольшее развитие. 3. Объяснить, какой вид деятельности этому способствовал. 4. Определить, какие негативные изменения произошли в структуре вашей личности. Какие требуются виды деятельности для их трансформации?
Задание 2. 1. Прочитать научную статью, предназначенную для изучения. 2. Осуществить необходимые умственные операции по ее пониманию и запоминанию. 3. Описать реализацию компонентов структуры процесса обучения в процесс изучения статьи: как мотивировали себя на изучение статьи, как осуществлялась систематизация содержания, каким образом вы обеспечили эффективное восприятие и запоминание, как контролировали успешность усвоения материала, как оцениваете полезность выученного материала и эффективность самого процесса изучения статьи.
Задание 3. Составить опорный конспект по выбранной теме.
Задание 4. Разработать сценарий семинарского занятия. Предусмотреть использование средств наглядности и активизации деятельности магистрантов. Записать подробный ход семинарского занятия.
Задание 5. Составить задания для развития творческого мышления, используя таксономию Б. Блума
Задание 6. Выберите тему лекции. Составьте план с использованием современных образовательных технологий.
Групповая проверка работы Учебная дискуссия на тему: «Виды деятельности и характер изменений в структуре личности». Применение аспирантами на практических занятиях интерактивных методов обучения. Создание аспирантами учебных проблемных ситуаций. 3. Тестовые задания: Психология 1.Самоэффективность – это… а) Вера в себя, которая организует и направляет обработку информации, касающейся самого себя. б) Образ того, каким человек мечтает или боится стать в будущем. в) Чувство собственного достоинства и самоуважения. г) Чувство собственной компетентности в той или иной деятельности. (+)
2. Действие побуждается… а) Желанием действовать. б) Потребностью. в) Мотивом деятельности. (+) г) Своей целью. Как соотносится понятие навыка и умение? а) Они синонимичны. б) Умение формируется позже навыка. (+) в) Это не связанные понятия. г) Навык сложнее умения. 4. Функция воли, проявляющаяся в задержке или отказе от действия, называется… а) Переключательной. б) Распределительной. в) Тормозной. (+) г) Пассивной.
5. Стремление поступать по-своему вопреки разумным доводам называется… а) Упорством. б) Упрямством. (+) в) Негативизмом. г) Настойчивостью.
Педагогика 1. Педагогическая деятельность явилась результатом… а) заботы родителей о счастье детей; б) объективных потребностей в подготовке человека к жизни и труду; (+) в) биологических законов сохранения рода; г) прогресса науки и техники.
2. Предметом педагогики как науки является … а) поиск эффективных педагогических систем; б) человек, развивающийся в результате воспитательных отношений; в) процесс обучения; (+) г) педагогический процесс. 3. Основными категориями педагогики являются…
а) знания, умения, навыки; б) воспитание, среда, наследственность; в) воспитание, обучение, образование; (+) г) способы творческой деятельности, мировоззрение, духовно-нравственные отношения. 4. Термин «процесс обучения» толкуется как… а) дидактически обоснованные способы усвоения содержания конкретных учебных предметов;(+) б) процесс управления формированием активной личности, развития ее психических свойств, социальных и профессиональных качеств; в) взаимосвязанная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на достижение педагогических целей; г) преподавание различных предметов.
5. Под методом воспитания понимается … а) способ достижения воспитательной цели в результате упорядоченной педагогической деятельности; (+) б) способ воздействия на чувства и поведение воспитанника, создание условий для раскрытия его возможностей; в) взаимосвязанный способ деятельности учителя и учащихся, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы; г) способ управления развитием личности воспитанника. 4. Практические задания: Задание 1. О каких методах психологического исследования идет речь в каждом примере? Каковы достоинства и недостатки каждого из них? Попробуйте привести примеры каждого метода. А. Психолог стремится собрать как можно больше информации по конкретному случаю для ответа на вопрос о генезисе и прогнозе психологических свойств, для определения статуса личности. Данный метод строится на основе ранее выдвигаемых гипотез. Б. Специализированные методы психологического исследования, с помощью которых можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования эти методы отличаются тем, что предполагают стандартизованную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию. В. Одна из разновидностей предыдущего метода основана на системе заранее отобранных и проверенных, с точки зрения их валидности и надежности, вопросов, по ответам испытуемых на которые можно заключить об их психологических качествах. Г. Другая разновидность метода предполагает оценку психики и поведения людей не на основе вербальных ответов, а на базе выполненных заданий. С этой целью испытуемому предъявляется серия специальных заданий, по итогам выполнения которых делают заключение об изучаемых качествах.
Задание 2. Шимпанзе Рафаэль (в опытах Павлова и Орбели) научился заливать огонь, мешавший ему достигать лакомство из ящика, набирая в кружку воду из бака. В одном из очередных опытов ящик с апельсином и горящим перед отверстием ящика огнем был помещен на плоту на озере. На другом плоту, соединенным с первым бамбуковой перекладиной, помещался известный Рафаэлю бак с водой. Шимпанзе, чтобы залить огонь, перебирался по перекладине на другой плот к баку, не догадываясь зачерпнуть воды из озера. Какая особенность психического отражения обезьяны (в сравнении с психическим отражением человека) проявляется в данном примере? Задание 3. В 1920г. вблизи индийской деревне Годамури в логове волков были найдены две девочки (получившие позднее имена Амала и Камала). Младшей Амале было приблизительно 18 месяцев, старшей Камале – около 7лет. Девочки были отправлены в сиротский приют в Мидкапуре, где была предпринята попытка их перевоспитать. Амала прожила в приюте около года. За это время в ее воспитании отмечался значительный прогресс. В это же время воспитание Камалы шло с большими затруднениями. Спустя 4 года она выучила 6 слов. В возрасте 16-18 лет она воле себя как четырехлетнее дитя. Чем объясняется задержка развития Камалы? Почему воспитание Амалы шло значительно успешнее? Задание 4. Немецкие ученые В. и Л.Келлер проделали опыт подергивания за волосы шимпанзе и ребенка. Оказалось, что в то время как один из испытуемых тотчас начинал хныкать, другой даже при более сильном подергивании не издавал, звуков, лишь отстранял своей рукой руку исследователя. Какое проявление относится к поведению шимпанзе и какое – ребенка? Почему? Задание 4. Вероятно, у каждого есть своя собственная теория, касающаяся того, что именно делает Вас уникальным, единственным в своем роде, неповторимым. При этом невольно возникает вопрос: разделяют ли остальные мнение о самом себе, видят ли меня другие таким же, каким я воспринимаю себя?
Попробуйте ответить на этот вопрос в ходе выполнения следующих заданий: А. Дайте 10 ответов на вопрос: Кто я такой? Сделайте это быстро, записывая свои точно в той форме, как они сразу приходят в голову.
1. ___________________________________ 2. ___________________________________ 3. ___________________________________ 4. ___________________________________ 5. ___________________________________ 6. ___________________________________ 7. ___________________________________ 8. ___________________________________ 9. ___________________________________ 10. ___________________________________ Б. Ответьте на тот же вопрос так, как, по Вашему мнению, отозвались бы о Вас Ваши отец или мать (выберите одного). 1. ____________________________________ 2. ____________________________________ 3. ____________________________________ 4. ____________________________________ 5. ____________________________________ 6. ____________________________________ 7. ____________________________________ 8. ____________________________________ 9. ____________________________________ 10.____________________________________ В. Ответьте на тот же вопрос так, как, по Вашему мнению, отозвался бы о Вас Ваш лучший друг. 1. ___________________________________ 2. ___________________________________ 3. ___________________________________ 4. ___________________________________ 5. ___________________________________ 6. ___________________________________ 7. ___________________________________ 8. ___________________________________ 9. ___________________________________ 10.___________________________________ Теперь сравните три набора характеристик в письменной форме укажите следующие: 1. В чем состоит сходство? _______________________________________ ______________________________________________________________ 1. Каковы различия? ____________________________________________ ______________________________________________________________ 2. Если есть различия, то как Вы их объясните применительно к самому себе? В какой степени Вы ведете себя по разному с разными людьми и какие роли принимаете на себе при общении с близкими людьми? ____________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Каким образом эти различия объяснимы, исходя из индивидуальных особенностей самих воспринимающих, т.е. как их ожидания формируют те суждения о Вас, которые Вы им приписываете? 4. Укажите, какие 10 ответов Вашей самохарактеристики касались: а) физических качеств (облик, здоровье, сила и т.п.) ______________________________________________________________ б) психологических особенностей (интеллект, эмоциональная сфера и т.п.) ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ в) социальных ролей (профессиональная деятельность, семейное положение и т.п.) _______________________________________________ ______________________________________________________________
Теперь установите очередность, которую Вы считаете целесообразной, этих трех групп качеств. После проведенного анализа остаетесь ли Вы на первоначальных позициях в составлении своей самохарактеристики? Почему? Если нет, то запишите новый порядок качеств. (Ю.Н.Емельянов).
Задание 5. Выпишите прилагательные, относящиеся к каждому из трех понятий: действие», «движение», «деятельность». Теоретический, импульсивный, познавательный, предметный, практический, умственный, перцептивный, идеомоторный, внутренний, учебный, трудовой, речевой, врожденный, условно-рефлекторный, волевой, реальный, игровой, общественный, целенаправленный. Задание 6. Выпишите признаки навыка: а) автоматизированность б) сложность в) целенаправленность г) условно-рефлекторный характер д) мотивированность е) уменьшение зрительного контроля и увеличение роли двигательного контроля ж) легкость выполнения. Опираясь на выделенные признаки, определите, в каких примерах проявляется навык. А. В цехе работает мостовой кран. Крановщик с помощью рычага заставляет крюк с грузом поднимается или опускается; другой рычаг передвигает кран поперек цеха, наконец, третий рычаг перемещает весь кран вдоль оси. С помощью этих рычагов можно перемещать груз по всем трем осям. Б. Когда начинающий спортсмен учится перезаряжать винтовку, он нередко шепчет: «Раз - повернуть налево, два - повернуть к себе, три - толкнуть от себя, четыре - повернуть налево». В результате тренировок спортсмен быстро и легко заряжает винтовку, рассматривая в это время мишень и оценивая расстояние до нее. В. Переход улицу с односторонним движением и посмотрев налево навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя знаете, что оттуда транспорт идти не может. Г. В начале обучения ученик думает над тем, поставить или нет запятую в предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает подходящие к данному случаю. По мере обучения ученик быстро ставит знаки препинания. Задание 7. Какая закономерная связь между психикой и деятельностью проявляется в следующем описании? Изучение людей преклонного возраста и долгожителей показывает, что постепенное освобождение от обязанностей и связанных с ними функций приводит к сужению и нарушению личности. И наоборот, постоянная связь с окружающей жизнью способствует сохранению личности до самой смерти. Если человек по тем или иным причинам (например, в связи с уходом на пенсию) прекращает профессиональную, общественную деятельность, то это приводит к глубинным изменениям в структуре личности – личность начинает разрушаться. Это в свою очередь приводит к нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям. Задание 8. В каком из приведенных ниже примеров выделены операции, а в каком действия: 1. Чтобы сделать укол, медсестра подготавливает шприц, осуществляет забор лекарства, подготавливает участок тела, в который будет сделан укол. 2. При обучении медсестер делать уколы, учащиеся выполняют специальные задания по подготовке шприца, забора лекарства и на муляже выполняют укол. 3. Вам нужно позвонить в другой город. Вы можете осуществить данную процедуру следующим образом: а) позвонить по коду б) заказать разговор через телефонистку в) пойти на переговорный пункт. 4. Чтобы остановить машину, шофер, отжимает сцепление и нажимает на педаль тормоза. Чтобы уменьшить скорость, шофер тоже отжимает сцепление и нажимает на педаль тормоза. 5. В гинекологическую клинику по скорой помощи доставлена женщина с маточным кровотечением. Врачу необходимо его срочно остановить. Что он совершает – действие или операцию? Задание 9. Задачи на психофизиологический уровень деятельности. В приведенных ниже задачах определите, о какой способности организма идет речь. 1. К невропатологу на прием пришел больной. Врач ударяет молоточком по коленному суставу, нога дергается. 2. Вы чините электрическую розетку. У отвертки, которой вы пользуетесь, повреждена ручка, сделанная из диэлектрика. Вас ударяет током, вы испытываете боль и отдергиваете руку. 3. Один больной непрерывно зачитывал матери понравившееся ему место в книге, тут же забывая, что только что прочел его, и так повторял десятки раз подряд. Задание 10. Задачи на соотношение внутренней и внешней деятельности. В приведенных ниже задачах укажите, что относится к внутренней деятельности, а что к внешней. Какие процессы при этом имели место. 1. Вы учитесь ухаживать за больным: перестилать кровать, если больной не может встать; переворачивать больного, подставлять судно и т.д. 2. Вам принесли историю болезни больного, которому сделана операция. Завтра он должен быть переведен в палату, которую вы курируете. В соответствии с историей вы планируете весь перечень манипуляций, который вам нужно будет осуществить, после того как больной поступает в палату. 3. Больной (см. условие задачи 2) поступил к вам в палату. Вы проводите все необходимые манипуляции. О какой деятельности идет речь? Какой процесс имел место? Чем отличается данная деятельность от деятельности, описанной в задаче 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|