Проигранные ответственные матчи
Рис. 7. Влияние психического состояния теннисистов с высокой личностной тревожностью на показатели соревновательной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате анализа полученных данных об особенностях психического состояния квалифицированных игроков в настольный теннис перед соревнованиями и непосредственно во время их было выявлено, что каждый теннисист интерпретирует свое психическое состояние в предсоревновательной и соревновательной обстановках в зависимости от уровня личностной тревожности. Теннисисты с высокой личностной тревожностью реагируют на стрессовую ситуацию повышенным уровнем СТ и более высокими показателями СЛТ и ССТ. Теннисисты с низкой личностной тревожностью, наоборот, более низкими показателями ССТ и СЛТ.
Результаты исследования показали, что по мере приближения соревнований у спортсменов с разным уровнем тревожности происходит нарастание психической напряженности в виде повышения показателей СТ.
Пик СТ приходится на день старта соревнований, после чего показатели начинают снижаться.
Проведенные наблюдения за сильнейшими отечественными теннисистами позволил косвенно оценить особенности психических состояний игроков проявленных в соревновательной деятельности. Так, игроки с низкой личностной тревожностью воспринимают соревновательную ситуацию достаточно спокойно, поэтому активность действий этих теннисистов проявляется неравномерно. Однако большинство матчей теннисисты этой группы проводят в неустойчивой эмоциональной сфере.
Игроки с высокой личностной тревожностью, наоборот, воспринимают соревнования очень эмоционально и слишком нервно; активность действий теннисистов проявляется скачкообразно и часто достигает максимальных показателей 100%. Эмоциональная сфера почти всегда неустойчива.
Теннисисты со средней личностной тревожностью проявляют активность именно на столько, на сколько диктуют соревновательные ситуации. Почти все матчи они проводят в устойчивой эмоциональной сфере, в связи, с чем способны контролировать свои эмоции и действия.
Анализ полученных данных показал, что психическое состояние является оптимальным лишь в том случае, если теннисист адекватно реагирует на стрессовую ситуацию.
Для теннисистов с низкой личностной тревожностью, оптимальным психическим состоянием является снижение СЛТ до 12 баллов, повышение ССТ перед соревнованиями в сторону среднего значения, динамика роста СТ до соревнований до 7 баллов в день старта, далее ее снижение до 5 баллов.
Для теннисистов со средней личностной тревожностью, оптимальным психическим состоянием является снижение СЛТ до 14 баллов, средним значением или снижением до низкого уровня ССТ, динамика роста СТ до соревнований до 8-10 баллов в день соревнований, в последующие соревновательные дни снижение СТ до 6-7 баллов.
Для теннисистов с высокой личностной тревожностью, оптимальным психическим состоянием является снижение СЛТ до 24-26 баллов, снижение ССТ в сторону среднего значения, динамика роста СТ до 14-15 баллов в день соревнований, в последующие соревновательные дни снижение СТ до 12-13 баллов.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить оптимальные психические состояния высококвалифицированных игроков в настольный теннис с различным уровнем личностной тревожности.
Выявлены особенности проявления в соревновательной деятельности теннисистов высокой квалификации по показателям активности, результативности и стабильности в зависимости от ситуативной личностной тревожности.
На основании показателей данных результатов исследования психических состояний теннисистов до во время и после соревнования разработаны практические рекомендации, которые будут способствовать эффективности выступления высококвалифицированных игроков в настольном теннисе на ответственных соревнованиях.
ВЫВОДЫ
1. Проведенный анализ литературных источников показал, что проблема влияния психического состояния на успешность соревновательной деятельности достаточно подробно изучался в разных видах спорта, однако в настольном теннисе с учетом изменившихся правил исследование такого рода не проводилось, что подтверждает актуальность исследование этой проблемы.
2. В результате анализа полученных данных выявлено, что каждый теннисист интерпретирует свое психическое состояние в предсоревновательной и соревновательной обстановках в зависимости от уровня личностной тревожности.
3. Выявлено, что по мере приближения соревнований у всех теннисистов происходит нарастание психической напряженности в виде повышения показателей ситуативной тревожности. Пик СТ приходится на первый день соревнований, после чего показатели начинают снижаться.
4. Проведенные наблюдения показали, что в зависимости от личностной тревожности, теннисисты одного и того же амплуа, по-разному проявляют свои активные действия.
5. Выявлено, что устойчивая эмоциональная сфера в соревновательной деятельности, а вместе с этим и умение удерживать активность действий в каждом розыгрыше очка, присуща только игрокам со средней личностной тревожностью.
6. Анализ полученных данных показал, что психическое состояние является оптимальным лишь в том случае, если теннисист адекватно реагирует на стрессовую ситуацию при этом адекватность зависит от уровня личностной тревожности спортсмена.
7. Проведенные наблюдения за соревновательной деятельностью квалифицированных теннисистов показали, что разные психические состояния спортсменов отражаются на изменении игровых показателей эффективности и содержания, и поведении спортсмена.
8. В результате проведенного исследования разработаны практические рекомендации по оптимизации психического состояния.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Анализируя предсоревновательные и соревновательные психические состояния своих подопечных, тренеру необходимо знать уровень личностной тревожности каждого из спортсменов, дабы не делать скоропостижных выводов о излишнем волнении или стартовой апатии теннисиста накануне или во время ответственного соревнования. Именно от личностной тревожности теннисиста зависит его психическое состояние, в котором он будет пребывать в стрессовой ситуации.
2. Как показывает проведенное исследование, только теннисисты со средней личностной тревожностью в стрессовой ситуации способны находится
в устойчивой эмоциональной сфере и проявлять активные действия в нужные моменты; учитывая специфику игры, следует отметить, что это является одним из факторов успеха. Поэтому тренеру необходимо: игрокам с низкой личностной тревожностью прививать умение бороться за инициативу, а также свойство удерживать активные действия на протяжении всех розыгрышей очков, что, на наш взгляд, неразрывно связано с устойчивой эмоциональной сферой; а игрокам с высокой личностной тревожностью прививать сдержанную «агрессию» (сдержанное проявление активных действий), путем
того же удлинения проявления активных действий на протяжении каждого очка.
3. Зная уровень личностной тревожности своих воспитанников, а также особенности проявления активности в зависимости от нее, тренер должен закладывать определенный стиль игры, способствуя раскрытию теннисистам своих возможностей. Так, теннисисту с высокой личностной тревожностью подойдет стиль остроатакующего игрока, теннисисту с низкой личностной тревожностью – защитный стиль или атакующий стиль защитно-контроатакующего плана и т. д.
4. В научно-практической работе тренера должно иметь место психологическое тестирование своих воспитанников. Тренер обязан иметь представление о каждом из своих подопечных с точки зрения психологии. Это поможет ему найти своеобразный подход к каждому из учеников как в тренировочной так и в соревновательной деятельностях.
5. В зависимости от уровня личностной тревожности теннисисты пребывают в разных психических состояниях в начале и по ходу турнира. У всех трех групп теннисистов с разным уровнем личностной тревожности существует оптимальное психическое состояние, при котором спортсмены чувствуют себя комфортно (с точки зрения психологии), и состояние не оптимальное, при котором проявляется дискомфорт. Психическое состояние формируется уже на предсоревновательном этапе, поэтому тренер может, применяя предложенную методику оценки психического состояния, контролировать или знать состояние каждого из своих воспитанников в преддверие ответственных матчей. Так, зная в каком психическом состоянии (оптимальном или неоптимальном) находится его ученик, а также зная в каких соревновательных показателях будет выражаться «психический дискомфорт» теннисиста, он должен выбирать средства и методы воздействия для помощи ученику приобрести оптимальное психическое состояние.
Практические рекомендации для работы со спортсменами по управлению их психическими состоянием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|